на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Муниципальное право (шпоры)


обеспечения жизненных интересов населения; в) проводит мероприятия по

социальной защите населения;

г) стабилизирует политическую систему; д) готовит кадры для муниципальных

органов. Важнейшей задачей является развитие местной, муниципальной

демократии, создание оптимальной и эффективной системы местного

самоуправления, как необходимого условия обретения Россией качеств

правового демократического государства.

Муниципальное право призвано создать необходимые правовые условия для

реализации конституционных принципов формирования и деятельности местного

самоуправления, самостоятельного решения населением всех вопросов местного

значения, развития форм и институтов прямой демократии.

Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия

жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным

механизмом обеспечения единства страны.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего

решением их повседневных, самых неотложных проблем.

В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала в 1996

г., получил признание принцип субсидиарности — общий принцип

институциональной организации власти и управления. Данный принцип нашел

свое отражение в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Местное

самоуправление представляет собой уровень политического участия и решения

вопросов, наиболее, близко расположенный к гражданину. Принцип же

субсидиарности предполагает, что “решения принимаются как можно ближе к

гражданину”. Все, что можно решить на местах, не должно передаваться на

вышестоящий уровень власти. При этом ответственность органов местного

самоуправления должна определяться с учетом экономических, финансовых и

иных возможностей. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его

полномочий и негосударственный статус его органов констатируются в

Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления,

утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27

декабря 1995 г., требуют перехода от централизованного руководства их

деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к

законодательному регулированию, методической поддержке местного

самоуправления и формированию органами государственной власти субъектов

Российской Федерации эффективной системы контроля за соответствием

федеральному законодательству и законам субъектов Российской Федерации

решений, принимаемых органами местного самоуправления.

Система гарантий должна обеспечивать организационную самостоятельность

местного самоуправления, их экономическую самостоятельность в решении всех

вопросов местной жизни, реальное равноправие муниципальных образований во

взаимоотношениях между собой и с государственными органами. Объективной

потребностью правового обеспечения местного самоуправления является

развитие муниципального права.

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в

Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта

организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного

муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного

самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия о

местном самоуправлении. Ее значение для развития местного самоуправления и

муниципального права в России состоит в следующем: Хартия показывает роль

местной демократии, местного самоуправления в управлении государством и

обществом, которое выступает в качестве одной из основ демократического,

правового государства. Развитие местной демократии, местного самоуправления

обеспечивает стабильность в обществе, привлечение граждан к решению

вопросов их жизнедеятельности;

Хартия закрепляет принципы организации местной власти, которые обязательны

и для России — члена Совета Европы. Значение этого факта в том, что

муниципальные образования получили (кроме федеральных гарантий своих прав)

и международные гарантии;

Хартия — это документ, который отражает ценности, объединяющие народы всех

государств. Благодаря Хартии, Конгрессу местных и региональных властей

Европы возможность эффективно взаимодействовать получили не только

государства, их центральные органы, но и население, граждане в лице своих

органов местного самоуправления.

Таким образом, Хартия дает мощный толчок развитию местной демократии в

Российской Федерации, поиску наиболее оптимальных и эффективных форм

самоуправления с учетом лучшего европейского опыта.

5. Муниципальное право РФ как наука отрасль публичного права и его

особенности.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука

муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом

является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует,

изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами

муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их

реализации и т.п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права,

особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер

и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской

науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются

следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение

его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального,

регионального и локального правового регулирования организации и

деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ

местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных

образований и разграничение их с органами государственной власти; характер

и формы взаимоотношений муниципальных органов с

государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления,

защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-

материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики

деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как

науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний,

теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его

осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных

отношений.

В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно

понятия и предмета муниципального права РФ.

Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или

местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право

местного самоуправления, местное (локальное) право.

Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая

включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере

местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих

отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.

И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг

общественных отношений, связанных с организацией и функционированием

местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

6. Предмет, метод и система муниципального права.

Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового

регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет

определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических

общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и

закрепляются.

Таким образом, вопрос о предмете муниципального права - это прежде всего,

вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений,

которые регулируются нормами муниципального права.

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно

сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с

организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по

решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного

значения.

Методы муниципального права

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть

специальные юридические средства и способы воздействия норм права на

общественные отношения.

Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует

методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной

отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-

частного характера, муниципальное право использует в механизме правового

регулирования сочетание публично-правового (императивного) и

частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как

публично-правового института характерно, безусловно, преобладание

публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах

правового регулирования местного самоуправления. которые касаются

деятельности его органов как юридических лиц, реализации их полномочий в

сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами и

т.п., используются, как правило, частноправовые методы.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы

правового регулирования, к которым теория права относит дозволение,

обязывание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли

права, характерно использование в механизме

правового регулирования таких способов правового воздействия как

дозволение и обязывание

10. Источники муниципального права: понятия, виды.

В общей теории права принято различать понятия источника права в

материальном и в формальном юридическом смыслах.

В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые

определяют сущностное содержание права. К ним принято относите прежде

всего. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника нрава рассматриваются формы, в

которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и

общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в РФ

соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле,

являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы

муниципального права.

Виды источников МП

Во-первых, Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-

правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Внутрироссийская система источников муниципального права включает в себя

три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня,

содержащие нормы муниципального права.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней

содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени

местного самоуправления.

Однако, особое значение имеют положения статей 12. 130-133. Для

муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но

не ее главным источником’.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня

составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы,

содержащие нормы муниципального права.

Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от

12.08.95 № 154 , подписанный Президентом РФ 28 августа 1995 года и вступивший в силу с

1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными

в данный ФЗ. Можно с полным основанием сказать, что ФЗ № 154 является

главным источником муниципального права РФ.

По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этим

законом федеральный законодатель определил основы местного

самоуправления в РФ. закрепил общие принципы организации и деятельности

муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие

федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них:

, . , , и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1 ) Указы Президента РФ. содержащие нормы ‘ муниципального права и

действующие в настоящее время (например.

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам

местного самоуправления (например, постановление ГД РФ и др.):

3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права

(например, );

4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся

местного самоуправления .

Ко второму уровню источников муниципального права относятся нормативные

правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы муниципального права.

Это: конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ о местном

самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного

самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и

другие. Главное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит

в том, чтобы они не противоречили КОНСТИТУЦИИ РФ (т федеральным законам в

части. касающейся общих принципов организации и деятельности местного

самоуправления в РФ.

Наконец, к третьему уровню источников муниципального права

относятся локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие

нормы муниципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо

регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного

самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных

образований (путем местного референдума).

8. Европейская Хартия местного самоуправления

была открыта для подписания в октябре 1985 года и вступила в силу в

сентябре 1988 года. К началу 1996 года Хартию подписали 25 государств. В

связи с принятием в начале 1996 года РФ в качестве полноправного члена

Совета Европы, она подписала 27 февраля данную Хартию и обязалась в течение

года ее ратифицировать и соблюдать. Подписавшие Хартию страны - члены

Совета Европы исходили из того, что построение Европы должно базироваться

на принципах демократии и децентрализации власти. Одним из важнейших

условий для этого является защита и укрепление местного самоуправления,

которое может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к

гражданину управление.

Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы в том, что касается

формулирования прав и обязанностей местных сообществ и закрепляет

необходимость подведения под независимость местных властей конституционной

и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и

концепцию формирования местных органов власти, отражающие природу и масштаб

их правомочности.

По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из

преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основопола-гающие идеи, в соответствии с

которыми разработана настоящая Хартия. Главная идея состоит в том, что

органы местного самоуправления составляют одну из основ любого

демократического строя, что право граждан участвовать в управлении

государственными делами, как один из важнейших демократических принципов,

непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в

том порядке и в объеме, как это преду смотрено статьей 12.

Часть 1 Хартии называется . которая включает статьи с 3 по II. В этих

статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения,

касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий,

финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые (статьи 12-14). Среди

них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства

сторон соблюдать по меньшей мере двадцать пунктов части 1 Хартии, в числе

которых по меньшей мере десять должны быть выбраны из следующих статей и

пунктов: ст.2, ст.З п.1, п.2, ст.4 п.1,2 и 4,ст.5, ст.7 п.1, ст.8 п.2, ст.9

п.1,2 и 3, ст.Ю

п.1, ст. II. При этом сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право

самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать и

уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Положения Части III касаются вопросов процедур-ного характера, связанных с

порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а

также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или

иной стороны.

41. Глава муниципального образования: правовой статус

1 - Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность

главы муниципального образования - выборного должностного лица,

возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на

территории муниципального образования, а также должности иных выборных

должностных лиц местного самоуправления. 2. Глава муниципального

образования избирается гражданами, проживающими на территории

муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом

местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица

местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению

вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального

образования. Согласно уставу муниципального образования избранный

населением глава муниципального образования может быть наделен правом

входить в состав представительного органа местного самоуправления,

председательствовать на заседаниях представительного органа местного

самоуправления.

4. Наименование главы муниципального образования и иных выборных

должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются

уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов

Российской Федерации.

5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица

местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования

подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного

самоуправления.

18 . Устав муниципального образования

Юридическая природа. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой

Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом

порядке. Подобного рода о местном (муниципальном)

самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так. в ФРГ

- это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии и т.д.

Среди других локальных нормативных актов Устав муниципального образования

занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера.

Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные

положения федерального законодательства и законодательства соответствующего

субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, Устав в

значительной степени призван детализировать и конкретизировать все,

что касается организационно-правового статуса соответствующего

муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди

других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все

другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного

самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только

федеральному и субъектному законодательству, но и уставу

соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему

содержанию и юридической природе Устав муниципального образования - это

своего рода местная конституция.

Устав муниципального образования вступает в сипу, то есть приобретает

значение действующего нормативного правового акта, с момента его

опубликования (обнародования) в соответствующих официальных печатных

источниках на территории данного муниципального образования. Не

опубликованный Устав применению не подлежит.

Содержание Устава муниципального образования. Вопрос о содержании Устава

муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в

муниципальном праве и практике муниципального строительства.

Учитывая то положение, что данный нормативный акт является базовым для

соответствующего муниципального образования, в его содержание, естественно,

должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и

деятельность.

Можно сказать, что перечисленные в п.1 ст.8 ФЗ № 154 положения являются

своего рода модельным (типовым) Уставом муниципального образования в РФ.

Итак. какие же положения должны быть указаны в Уставе муниципального

образования?

1. наименование муниципального образования. его территория, границы и

символы. Если в состав муниципального образования входят территориальные

образования, не являющиеся муниципальными (районы, округа, поселки и т.п.),

они все должны быть перечислены в Уставе муниципального образования.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего

муниципального образования. Этот перечень вопросов перечислен в ст. 6 ФЗ №

154, а также в соответствующих законах субъектов РФ. Однако этот перечень

касаеюя в целом муниципальных образований. В Уставе же конкретного

муниципального образования этот перечень, естественно, закрепляется с

учетом особенностей, специфики последнего.

Кроме вопросов местного значения, относящихся к ведению данного

муниципального образования, в его Уставе должны быть закреплены также

вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но

законом переданные в ведение органов местного самоуправления.

3. формы, порядок и гарантии непосредств. осуществления населением

конкретного муниципального образования местного самоуправления на своей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.