на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Эффективность школьной риторики


     В  этом  учебнике  большое  место  занимают  задания,  требующие  активного  речевого  поведения,  разыгрывания  речевой  ситуации,  создания  речевых  жанров  на  основе  описанной  ситуации  или  рисунка,  помещённого  в  учебнике.   Дети  любят  риторические  игры,  и  хочется,  чтобы  учитель  (  или  жюри  )  называл  победителя,  а  также  те  критерии,  с  помощью  которых  он  определил  чемпиона.  И  наконец,  в  учебнике  есть  компьютерные  задачи  и  отдельно  компьютерные  программы,  правда,  только  по   речевому  этикету.  Эта  программа  может использоваться  для  объяснения,  закрепления  и  повторения  материала.  Кадры  программы  содержат  яркие,  красочные  рисунки,  на  них  изображены  знакомые  детям  по  книгам  и  мультфильмам  персонажи  (  Карлсон,  кот  Леопольд,  Знайка  и  т. д. ).  Задания  сформулированы  кратко  (  например,  «   Как  Карлсон  здоровается  с  Малышом?  Выбери  подходящие  приветствия «  ,  что  облегчает  их  восприятие. 

     В  компьютерной  программе  можно  выделить  три  серии  заданий:

а)  приветствия  разным  адресатам;

б)  приветствия  в  разное  время  дня;

в)  приветствия  разной  степени  вежливости  (  с  обращением,  с  личностным  оттенком ). 

     Ученик  получает  эмоциональную  оценку  свой  работы  по  каждому  кадру,  так  как  на  экране  появляется  лицо  Риторика  с  выражением  улыбки,  удивления  или  грусти.  Кроме  того,  в  программе  предусмотрена  оценка  в  виде  цветовой  рамки  на  пиктограмме  с  номером  задания.  (  Зелёный  означает,  что  задание  выполнено  правильно,  жёлтый  -  что  допущена  одна  ошибка,  красный  -  что  допущены  две  или  более  ошибки.  )   Итоговый  результат  работы  с  компьютерной  программой  выдаётся  в  виде  словесного  описания  (  « Удачно «,  « не  совсем  удачно «,  « неудачно « ).  Кроме  того,   ребёнок   услышит  весёлую  или  грустную  мелодию.

     В  программу  каждого  года  обучения  входить  учебник,  состоящий  из  двух  частей. 

     Каждый  учебник  начинается  с  предисловия,  обращённого  к  читателям,  где  перечисляются  положительные  стороны  риторики.

     На  второй  странице  нарисованы  условные  обозначения,  с  которыми  ребята  постоянно  будут  сталкиваться  во  время  обучения.  Это:

-      постановка  проблемы,  введение  в  теорию;

-      задание  после  текста;

-      сюжет  видео - ,  кинофрагмента;

-      задания,  связанные  с  прослушиванием  музыки;

-      задания  по  дыхательной  и  речевой  гимнастике;

-      работа  в  парах;

-      риторические игры.

     Немного  дальше  -  приветствие  постоянных  спутников  учащихся,  героев  учебника  -  ОЛИ,  КОЛИ,  ГРАММАТИКА,  РИТОРИКА  и  позже  появляется  ЭТИКЕША.

     Очень  красочные  учебники  с  изобилием  иллюстраций.

     Каждая  глава  начинается  с  небольшой  постановки  проблемы,  после  которой  следуют  всевозможные  задания  и  риторические  игры.

     Почти  все  задания  ориентируют  учащихся  на  деятельность,  т. к.  начинаются  с  глаголов  в  повелительной  форме  (  представьте,  подумайте,  ответьте,  приготовьте,  вспомните,  посмотрите,  рассмотрите,  попробуйте  и  т. д.  )  или   с  союзного  слова  (  какого,  как,  почему,  с  кем  и  др.  )

     Приведено  много  стихов,  песен  (  порой  с  нотами  ),  отрывков  из  художественных  произведений.  Обилие  схем.

     ИДЕИ  КУРСА:

     Суть  учтивости  состоит  в  стремлении  говорить  и  вести  себя  так,  чтобы  наши  ближние  были  довольны  и  нами,  и  самими  собою.  (  Ш.  де  ЛАБРЮЙЕР.  )  (  30;  57  )

     ОСНОВНЫЕ  риторические  УМЕНИЯ

     Первый  тип  ( У – 1 ).   Умение  анализировать  и  оценивать  общение  и  речь,  а  именно:

          -  взаимодействие  с  партнёром  общения,  понимание  его  мыслей                                                                                   и  чувств,   уместность  своего  речевого  поведения;

-      точность  речи  (  наличие  фактических  ошибок  ),  разнообразие  языковых  средств,  выразительность  речи  (  речевые  находки  );

-      особенности  речевых  жанров.

     Второй  тип  (  У – 2 ).  Умение  общаться,  создавать  тексты,  речевые  жанры  в  пределах,  обозначенных  в  программе,  а  именно:

-      умение  использовать  адекватные  приёмы  подготовки  и  средства  общения,  позволяющие  автору  успешно  решать  основную  речевую  задачу;

-      умение  создавать  ориентированные  на  адресата  и  на  решение  речевой  задачи  речевые  жанры:  этикетные  диалоги,  газетно-информационные  жанры  и  т. д.

 

 

 

 

                                                                                         Таблица  № 2

О Б Щ Е Н И Е

   У – 1.  Анализировать  и  оце-     нивать  свою  общительность:               я  очень  общительный,  малооб-щительный,  необщительный    человек.

Общение  -  общительный  чело-       век.  Твоя  общительность.

В И Д Ы   О Б Щ Е Н И Я

   У – 1.  Определить  вид  обще-        ния  по  его  основной  цели  (  сообщить,  запросить  инфор-           мацию,  обменяться  информа-       цией  и  т. д. -  поддержать        контакт,  общение )

   У – 2.  Вступать  в  этикетный    диалог  и  поддерживать  его             (  в  пределах,  обозначенных  в      разделе  «  Речевой  этикет «                                                          ( I – III )

     Общение  для  контакта  и  об-   щение  для  сообщения  нфор-       мации

Р Е Ч Е В О Й   Э Т И К Е Т

 

   У – 1.  Различать  истинную  ве-жливость  от  показной

   Что  такое  вежливость.  Вежли-         вая  речь  ( словесная  вежлиость)  и  воспитанность.  Вежливо – не-   вежливо - грубо

                                                                                                                                  Р Е Ч Е В А Я     Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь

 

У—1. Определять вид речевой деятельности;  его  этапы Говорить — писать; слушать —   читать. (Что  общего  в  указан-         ных  парах ?  )

 

У—2. Продумывать, что нужно        сделать  до говорения,  чтения  и           т. д.(  на  этапе  ориентировки  ),      что - в процессе  говорения,  чтения  и  т. д.  (  на  этапе  реализации  ),  что  по-       сле­   говорения,  чтения  и  т. п.                (  на  этапе  контроля  ) Основные этапы речевой  деяте-    льности: до — в  процессе – пос-           ле  того,  как  сказал,  написал,  прочитал,  услышал.   ( Этап  ориентировки  и  планирования,  этап  реализации,  этап  контроля  ).

 

У—2. Составлять опорный   кон-    спект услышан­ного  в  форме     таблицы,  схемы  с  использова-        нием  принятых  и  продуманных  символов,  рисунков Опорный конспект как  коди-      рование  услышан­ного  в  форме  таблицы,  схемы  с  использова-           нием  рисунков,  символов

 

У—2. Воспроизводить по опор-            ному  конспекту  услышанное

 

У—1. Анализировать живую       устную речь, определять  её  осо-       бенности­ Говорение. Особенности    неподготовленной  (  спонтан-             ной  )  речи

 

 У—1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена,  в  чём  от-

ражается  её  подготовленность­

 

У—2. Составлять опорный кон-     спект (как при  слушании  ) Опорный конспект   (  как при  слушании  )

 

Р Е Ч Ь    П Р А В И Л Ь Н А Я    И    Х О Р О Ш А Я              (успешная, эффективная)

 

У—2. Пользоваться толковым             слова­рём  синонимов Толковый словарь. Словарь  си-  нонимов.  Словарь  языка  писа-      телей.  Словарь  эпитетов .

 

Р Е Ч Е В Ы Е    Ж А Н Р Ы

 

У—1. Определять начальное  и  конечное   пред­ложения  как              признаки  тематического  и  смы-        слового  единства  текста

Тексты. Начальное и конечное (последнее)  предложения  тек-            ста  как  яркие  признаки  смыс-      ловой  цельности  текста

 

У—2. Подбирать конечное  (завершающее )  предложение  к  незавершённому  тексту

 

У—2. Создавать сжатый текст, пользуясь спо­собом  исключения  подробностей  и  способом  обоб-  -щения Сжатый пересказ сказанного  собеседником  в  процессе  обсу-    ждения  (  темы,  проблемы  )

 

У—1. Анализировать вывод (в   рассуждении  ),  его целесообраз-   -ность Вывод в рассуждении

 

У—2. Создавать к «новым» сло-         вам словарные  статьи Словарные статьи в толковом        словаре

 

У—2. Рассказывать весело (с        юмором ) о  забавных,  смешных  случаях  из  своей  жизни­

Речь разговорная с элементами  художественной  речи.  Весёлый  рассказ. 

 

У—2. Рассказывать (устно и  письменно) о памятных  собы-            тиях  своей  жизни­ Рассказ о памятных событиях           своей жизни

 

У - 1. Определять особенности  содержания  и  речевого  офор-      мления  писем  в  газету

Газетный (публицистический)       стиль

 

У—1. Анализировать  нформа-   ционную  заметку  в  газету,  её            соответствие  речевой  задаче  и         жанровым  особенностям Информационная заметка в газе-           ту. Хроника

 

У—2. Создавать текст — под-           пись под фотографией  в  газете­ Подпись под фотографией в газе-            те

 

У—2. Написать информацион-            ную заметку в  газету  типа - что,  где,  когда  и  как  произошло

(  30;  57 – 58   )    

2. 5.  ВОЗМОЖНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  УЧЕБНИКОВ  РИТОРИКИ  В  РАЗНЫХ  КАТЕГОРИЯХ  ШКОЛ.


     Теперь  мы  попробуем  дать  краткую  характеристику  описанным  выше  учебным  пособиям.

Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО.  РИТОРИКА.

     Это  довольно  неплохой  учебник  с  хорошими  заданиями,  но,  на  наш  взгляд,  он  написан  языком,  который  скорее  будет  понятен  преподавателю,  нежели  учащимся.  Изобилие  сложных  фраз  ещё  не  является  показателем  педагогической  грамотности  составителя  учебника.

     Нам  не  понравилось,  что  автор  взял  за  определение  риторики  лишь  одну  её  сторону  -  ораторское  искусство ,  т е.  учебник  призван  готовить  ораторов.   Поэтому  мы  считаем,  что  курс  Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО  правильнее  было  бы  назвать  "  МАСТЕРСТВОМ  ПУБЛИЧНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ  ".  В  таком  случае,  его  не  имеет  смысла  разбивать  на  несколько  лет,  а  в  целях  лучшего  усвоения  включить  в  программу  одного  года  (  какого  -  зависит  от  развития  и  успеваемости  коллектива  ).

     Как  и  указано  самим  автором,  этот  курс  можно  ввести  лишь  в  специализированных  учебных  заведениях:  гимназиях,  лицеях,  школах  с  гуманитарным  профилем  ),  т. к.  для  других  он  будет  сложен.  И  в  этом  мы  видим  большой  " - "  составителя,  потому,  что  уметь  убеждающе  говорить  и  просто  уверенно  выражать  свои  мысли  должны  все.

Н. Н. КОХТЕВ.  РИТОРИКА.

     " Риторика "  Кохтева,  как  и  " Риторика "  Михайличенко,  направлена  на  развитие  ораторского  мастерства  учащихся,  при  чём  учащихся  специализированных  школ,  гимназий  и  лицеев.  Но  это  более  обстоятельное  пособие,  чем  предыдущее.  Теория  здесь  достаточно  основательно  подкреплена  примерами  -  блестящими  образцами  красноречия.  Опорные  схемы  -   не  новый,  но  очень  помогающий  приём.  Обилие  разнообразных  упражнений  -  тоже  " + "  пособию.

     Язык  " Риторики "   Кохтева  будет  понятен  учащимся,  а  возможная  разбивка  преподавателем  одной  главы  на  уроки  по  количеству  вопросов  в  ней  поможет  лучше  разобраться  в  материале.

     Учебник  удобен  тем,  что  позволяет  изучать  ораторское  искусство  и  самостоятельно.  На  это  же  рассчитаны  и  возможные  ответы  на  вопросы  в  конце  пособия.

     Обилие  разнообразных  вопросов  и  заданий  направлено  на  формирование  у  учащихся  навыков  анализа  и  самоанализа.

     " Минус "  -  узконаправленность  понимания  риторики  и  круга  учебных  заведений,  где  она  может  преподаваться.

А. А. МУРАШОВ.  ОСНОВЫ  ПЕДАОГИЧЕСКОЙ  РИТОРИКИ.

Это  учебное  пособие  полностью  оправдывает  своё  предназначение  -  помощь  в  коммуникативной  лингвистике  и  риторике  учителям  и  студентам  вузов  (  готовящимся  в  учителя  ).  Все  задания,  весь  материал  посвящён  лишь  указанной  выше  цели. 

     Пособие  очень  ценно,  тем  более,  что  педагог - риторик  может  воспользоваться  им  как  дополнительным  (  в  некоторых  темах  ),  и  для  работы  в  школе,  т. к.  в  нём  немного  раскрыты  и  такие  важные  темы,  как  диалог  и  речевой  этикет.   (  В  предыдущих  учебниках  этого  не  было .)

     Пособие  может  стать  настольной  книгой  молодого  учителя  любого  предмета  (  к  чему  и  стремился  автор  книги  ).

     Один  из  " минусов "  пособия  -  недостаток  примеров  и  средств  наглядности.

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ  РИТОРИКА ".  V  КЛАСС.

     Учебник  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ,  на  наш  взгляд,  на  сегодняшний  день  является  самым  лучшим  из  всех  имеющихся.  Он  разнопланов  и  разнонаправлен.  Задумка  авторов  -  серия  учебников  с  I – по  XI  класс  -  позволяет  вырастить  грамотное  поколение,  умеющее  общаться  и  вести  себя,  избавленное  от  косноязычия  и  слов – паразитов.

     Учебник  Ладыженской  лёгок  в  усвоении.  Учащиеся  посредством  обилия  разноплановых  заданий  учатся  размышлять,  анализировать,  делать  выводы,  и  самое  главное  -  они  учатся  говорить.

     Курс  Ладыженской  призван  воспитать  в  учащихся  раскованность  и  лёгкость  в  общении,  научить  умению  говорить  не  только  убедительно  (  что  тоже  немаловажно  ),  но  и  просто  говорить  красиво.

     Компьютерные  игры,  входящие  в  курс  Риторики,  как  показывает  опыт,  очень  нравятся  учащимся.  Не  только те,  которые  умеют  обращаться  с  компьютером,  но  и  те,  которые  в  первый  раз  пришли  в  компьютерный  класс,  быстро  и  легко  включаются  в  работу,  выполняют  её  с  интересом.

     Экспериментальная  проверка  использования  компьютерных  программ  на  уроках  риторики  показала  их  преимущества:  усиливается  интерес  к  предмету,  облегчается  запоминание  этикетных  формул,  формируется  устойчивый  навык,  т. к.  ребёнок  может  многократно  повторить  работу  с  программой.

     И  в  завершении  хотим  отметить,  что  учебник  Ладыженской  приятнее  остальных  уже  и  в  оформлении.  Такую  красочную  книгу  с  обилием  иллюстраций  приятно  взять  в  руки  даже  взрослому.  Этот  учебник  заинтересует  учащихся  быстрее,  чем  все  остальные,  выше  отмеченные,  а  это  тоже  немаловажно.

     Чтобы  картина  пригодности  этих  учебных  пособий  была  окончательно  ясна,  мы  ниже  приведём  график  некоторых  характеристик. 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     Анализ  содержания  учебников  позволил  нам  предположить,  что  наиболее  перспективным  для  использования  в  средней  школе  будет  являться  учебник  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ,  поскольку  он  представляет  собой   СИСТЕМУ  теоретических  и  практических  материалов,  направленных  на  формирование  риторических  умений  и  навыков.  Использование  его  в  школьном  обучении   позволит  сформировать  коммуникативную  компетенцию  говорящего.  Данное  предположение  осознаётся  нами  как  гипотеза  исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  3.                                                                                  МЕТОДИКА   ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКА  РИТОРИКИ  В  5 – 7  КЛАССАХ   СРЕДНЕЙ   ШКОЛЫ

 

                                                                                                                                                                                       Сделанный  анализ  учебников  позволил  нам  предположить,  что  наиболее  эффективным  для  развития  красноречия  и  вообще  риторических  умений  и  навыков  учащихся  будет  учебник  Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.  А  чтобы  эту  гипотезу  проверить  нами  был  проведён  обучающий  эксперимент  в  гимназии  № 2  города  Великий  Новгород.  Эксперимент  проводился  в  течении   3 – х  лет  среди  учащихся  5 – ых  -  8 – ых  классов  в  соавторстве  с  действующими  учителями  АВТОНОМОВОЙ  СВЕТЛАНОЙ  ИВАНОВНОЙ  и  МАТВЕЕВОЙ  ЛЮДМИЛОЙ  НИКОЛАЕВНОЙ.

          Начинать  работу  по  формированию  высокого  уровня  речевой  культуры  у  школьников  надо  с  самых  первых  шагов  обучения,  включая  в  процесс  обучения  те  элементы,  которые,  на  наш  взгляд,  доступны  соответствующему  возрасту.

     Одним  из  важнейших  аспектов  работы  учителя – словесника  является  воспитание  культуры  речи  учащихся,  в  том  числе  и  обучение  вежливой  речи.

     Люди  небезразличны  к  тому,  как  и  кто  их  приветствует,  благодарит  за  услугу  или  отказывает  в  помощи.  А  если  человеческие  отношения   нарушаются,  например  с  нами  перестают  здороваться  близкие  нам  люди,  то  мы  испытываем  настоящее  потрясение.

     Приведённому  ниже  эксперименту  мы  подвергли  учащихся  6 – го  негуманитарного  класса,  где  никогда  ранее  риторика  не  преподавалась.  Нами  были  проведены  5  уроков,  последний  из  которых  проводился  в  форме  урока – игры.  Как  было  уже  упомянуто  выше,  немаловажное  место  в  развитии  учащихся  имеет  речевая  культура,  поэтому  разработанные  и  опробованные  нами  на  практике  уроки  касались  области   РЕЧЕВОГО    ЭТИКЕТА.

Пятиурочный  курс  речевого  этикета.

Урок  первый.   ЭТИКЕТ.

     Каждый  из  нас  пользуется  такими  прекрасными  “  волшебными  “  словами  русской  речи,   как  “  здравствуйте “,  “ спасибо “,  “ извините “,  “ пожалуйста “  и  др.  Но  в  чём  их  волшебная  сила?  Почему  они  так  необходимы?  И  только  ли  “ волшебные “  слова  позволяют  людям  правильно  выражать  отношение  друг  к  другу,  делают  общение  вежливым,  доброжелательным?  Обо  всём  этом  мы  поговорим  сегодня  на  уроке.

     (  Запись  на  доске:  ЭТИКЕТ  - от  французского  etiquette  -  это  установленный  порядок  поведения,  форм  обхождения.  )

     В  наш  словарный  запас  входит  новое  слово,  постарайтесь  его  запомнить,  как  оно  пишется,  что  обозначает.  Повторим  вслух  его  по  слогам.

     То,  что  понимают  под  речевым  этикетом,   используется  в  речи  каждого  из  нас  ежедневно  и  многократно.  Пожалуй,  это  самые  употребительные  слова  и выражения:  мы  по - многу  раз  в  день  обращаемся  к  кому – то,  приветствуем  своих  знакомых,  а  иногда  и  незнакомых,  прощаемся  с  людьми,  кого – то  благодарим,  перед  кем – то  извиняемся,  кого – то  поздравляем,  кому – то  желаем  удачи,  кому – то  соболезнуем;  мы  советуем,  просим,  предлагаем  и  приглашаем…  Т. о.,  речевой  этикет  представляет собой  совокупность  словесных  (  только  ли?  )  форм  учтивости,  вежливости,  т. е.  То,  без  чего  нам  с  вами  просто  нельзя  обойтись,  в  каком  бы  уголке  земли  мы  не находились.

     Назовите  мне  разные  вежливые  слова,  какими  вы  пользуетесь. 

     Теперь  попробуйте  с  разной  интонацией  произнести  следующие  слова  и  фразы:

“  Здравствуй  “

“  С  Днём  Рождения  !  “

“  Рад  тебя  видеть  “

“  До  свидания  “

     А  теперь  скажите,  важно  знать  только  то,  что  нужно  сказать?  Правильно,  ещё  нужно  подобрать  и  правильную  интонацию.

     А  мимика,  движения,  -  они  важны?  Попробуйте  с  помощью  мимики  и  движений  поздороваться  так,  чтобы:

1.              обидеть  человека;

2.              выказать  своё  уважение  к  его  возрасту;

3.              показать,  что  ты  соскучился;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.