![]() |
|
|
Реферат: Эффективность школьной риторики2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно. 3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное. 4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “. 5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога. 6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя. 7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 ) Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости. ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА. По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое. В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы. Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний. ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ. Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи. В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы. ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность. ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ. По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание. Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные. Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ). Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми: · « Горное эхо «, · « Разговор в лесу «, · « Иностранец «. Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией. В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций. ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ. Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «. Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы. В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста. ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ. Изложены следующие советы: · Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно. · Выучить начало и конец лекции. · Нужно учесть возможное поведение учеников. Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку. Задания - упражнения на составление различных планов. Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ! ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Основные положения главы: · Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно. · Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать. · Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках. · Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания. · Важно показать учащимся, что их внимание необходимо. · Нужно помнить, что молчание может быть различным. · Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ). Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень: 1. Активное введение риторического вопроса. 2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения. 3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться. 4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения. 5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика. В конце главы делаются выводы. ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ. Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику. Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как: - запланированная неожиданность, - нестандартность ситуации постановки проблемы, - умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории. После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих. ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ. Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях. 2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «. Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению. Содержание предмета, характеристика программы. В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока: 1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ; 2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 ) Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ). На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении. Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет. Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д. Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп. Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу. Проиллюстрируем высказанную мысль примером. Таблица № 1 Понятийный компонент программы
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
( 30; 37 ) Понятийный компонент занимает в программе ограниченное место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков ( дети не должны заучивать определения понятий ). Значительно большее место занимают так называемые ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для говорящего « и т. д. ). Главное же внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение ( степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком ); другие - с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры « (оценивается умение ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение ). Курс школьной риторики должен вызвать у учеников размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой компонент, как риторические идеи. Выбор риторических идей учитель должен корректировать и дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива и своими личными воззрениями. Таким образом, в разработанную программу включены: - риторические умения и навыки; - инструментальные знания; - риторические понятия; - риторические идеи. При этом структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения в данном классе; затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Методы и приёмы преподавания. Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм. Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней мере трёх вопросов: 1. Что сказал говорящий ( ритор ); 2. Что он хотел сказать; 3. Что сказал ненамеренно. Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации: - кто говорит - пишет ( адресант ); - кому ( адресат ); - для чего - зачем ( задача высказывания ); - что - о чём ( содержание высказывания ); - как ( в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.); - где ( место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно ); - когда, как долго ( время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это важно. Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и в речевую роль. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто ( какая команда ) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей. Для проведения риторических игр может выбираться ( назначаться ) жюри. При определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки ( « Кому больше похлопаем? « ) и т. п. Вопросы организации. Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в школе, составители учитывали благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи, когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть в человека, владеющего словом. Урок риторики имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала в него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке: - речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо…», « Задуем свечу « ( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит жук, комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,; - ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т. п. Норм литературного языка; - импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь. Эти сквозные виды работ, по мнению составителей ( 30; 40 ), обеспечивают формирование определённых умений и навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения. Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью можно увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и самостоятельно сделать выводы. Учебный комплект. В идеале учебный комплект по риторике должен включать: 1. Учебник для учащихся; 1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным школьникам; 2. Сборник риторических задач; 3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера; 4. Магнитофонные записи живой речи; 5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты; 6. Видеоматериалы и др. средства общения; 7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ). Важное место в этом комплекте должны занимать видеоматериалы, т. к. учить деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма результативно. В настоящее время выпущены и удачно применяются на практике учебники « Школьная риторика « с I по VII класс. Учебное время. На изучение риторики, как показывает школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на этих уроках не бывает молчащих, поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников. Это важное условие обучения речи, общению. И последнее: начатая в начальных классах работа должна иметь естественное продолжение в старших классах. Основы этой программы разработаны, что делает возможным представить этот предмет в целостной форме. 2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА. Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом ключе, что и весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. В соответствии с программой здесь также выделяются две части: « Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе, необходимо выделить ещё одну часть - « Обобщаем изученное ( в I – IV классах )». В этом разделе внимание четвероклассников привлекается « Ориентация в ситуации «, « Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, « Этикетный репертуар « к таким обобщённым темам, как и др. Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель которой вспомнить изученное: о том, что изучает риторика, что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В главах « Особенности говорения «, « Какой я слушатель «, « Я читатель « дети не только повторяют виды речевой деятельности, но и узнают, что представляют собой различные паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как читателя, и т. д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе « Знаки вокруг нас « учащиеся знакомятся с опорными конспектами ( первое знакомство! ), занимаются описанием ( растений ), невыдуманными и выдуманными рассказами ( глава « Скажи мне почему « ). Здесь новым является понятие о типах аргументов и фактах, о вступлении и заключении в выступлении и рассуждении. Также совершенно новым является понятие о газетных жанрах - хронике, информационной заметке, подписи под фотографией. Линия речевого этикета продолжается, но вводятся новые по смыслу этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет, улыбка. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |