![]() |
|
|
Реферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. ЛермонтоваМчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало ( I, 51 ) IV В качестве обращений используются в поэтической речи Лермонтова и субстантивированные прилагательные: Опять вы, гордые, восстали За независимость страны ( I, 173 ) Горе тебе, удалой! Как совесть совсем удалить? ( I, 205 ) Пускай им скажут, дорогая, Что это сделал для тебя я ( I, 136 ) Таким образом, анализ опорных слов в обращениях Лермонтова показал : в большинстве случаях ( 50 % ) опорные слова являются нарицательными - 44 - одушевленными именами существительными. Большое количество стержневых слов в обращениях являются (что нетипично для внехудожественной, внепоэтической сферы) неличные имена собственные.
1.2 Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. «В лирике, - по словам И. Ковтуновой, - возможны обращения к любым вещам, существующим в мире без каких бы то ни было ограничений. Тем не менее, - поясняет она далее, - есть смысл дифференцировать основные предметные (тематические) разновидности обращений в поэзии, поскольку они имеют свои коммуникативные нюансы и свои семантические особенности в структуре поэтического текста». И. Ковтунова выделяет обращения к лицам и не к лицам. Среди обращений к лицам в поэзии Лермонтова различаются: 1) обращения к другу, возлюбленной и другим, близким к лирическому герою адресатам ( 48 обращений): Не медли в дальней стороне, Молю, мой друг, спеши ко мне ( I, 127 ) Но, милая, зачем как год прошел разлуки, Как я почти забыл и радости и муки, Желаешь ты опять привлечь меня к себе! ( I, 109 ) О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем, Прекрасное дитя, я на тебя смотрю ( I, 10 ) ____________________________________________________________________ Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М.; 1986. С. 152. - 45 - Не плачь, не плачь, мое дитя, Не стоит он безумной муки – ласковое обращение к девушке, покинутой возлюбленным ( I, 87 ) И ты, мой ангел, ты Со мною не умрешь : моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь – поэт обращается к Наталье Федоровне Ивановой, которой посвящены многие стихотворения 1830 – 31гг. 2) обращения к лицам, отдаленным в пространстве и во времени, у М.Ю. Лермонтова не нашли широкого применения: Ты понимал, о мрачный гений, Тот грустный безотчетный сон – поэт обращается к своему любимому художнику ( I, 248 ) 3) обращения к образам, созданным воображением и фантазией поэта. Это образы богов, мифологические образы (25 конструкций): Когда с тобой, о дева рая, Я провожу небесный час, Не беспокоясь, не страдая, Не отворачивая глаз ( I, 139 ) Расступись, о старец море, Дай приют моей волне ( I, 39 ) Я, матерь божия, ныне с молитвою Перед твоим образом, ярким сиянием ( I, 24 ) - 46 - Не обвиняй меня, всесильный, Не карай меня, молю ( I, 39 ) Среди обращений не к лицам И. Ковтунова выделяет: 1) обращения к отдаленным географическим объектам или атрибутам местности. Такие обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова многочисленны ( 30 конструкций): Горе тебе, город Казань, Едет толпа удальцов ( I, 205 ) О, если так! своей метелью, Казбек, засыпь меня скорей ( I, 29 ) Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы влелеяли детство мое; вы носили Меня на своих одичалых хребтах ( I, 287 ) Прекрасен ты, суровый край свободы ( I, 335 ) 2) обращения к родной земле, к родине: Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасны ваши непогоды ( I, 216 ) Прости, Отчизна золотая! – Сказал, - быть может, в этот раз С тобой навеки мне проститься ( II, 198 ) Горе тебе, русская земля, Атаман между ними сидит ( I, 205 ) - 47 - Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ ( I, 62 ) 3) обращения к земле и небу, к явлениям природы, к стихиям ( 18 конструкций): О нет! – летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главою ( I, 127 ) Светись, светись, далекая звезда, Чтоб я в ночи встречал тебя всегда ( I, 147 ) Шуми, шуми же, ветер ночи, Играй свободно в небесах ( I, 261 ) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурную, цепью жемчужную Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ( I, 62 ) Дробись, дробись, волна ночная, И пеной орошай брега в туманной мгле ( I, 160 ) 4) обращения к растениям немногочисленны у Лермонтова: Скажи мне, ветка Палестины! Где ты росла где ты цвела? Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой ( I, 20 ) 5) обращения к абстрактным понятиям ( 15 конструкций):
- 48 - Исчезло все теперь; но ты осталось мне, Утеха страждущих, спасенье в тишине, О милое, души святое вспоминанье! ( I, 100 ) 6) обращения к деятельности человеческого духа, к явлениям внутреннего мира: Прочь, прочь, слеза позорная, Кипи, душа моя ( I, 90 ) 7) обращения к «вещным» предметам, находящимся в «малом круге» восприятия: Иль бог ко сводам пригвоздил Тебя, полночная лампада ( I, 75 ) Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный ( I, 29 ) Проведенный анализ типов обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова показал, что преобладающим типом обращений являются обращения к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким к поэту людям. Особенно часто такие обращения встречаются в ранний период творчества Лермонтова ( 1828 – 1834гг. ). Также в этот период поэт нередко обращается к странам, отдаленным местам, к атрибутам местности. В зрелом периоде творчества ( 1835 – 41гг. ) Лермонтов обращается нередко к Богу, а также к образам, созданным его фантазией и воображением. На протяжении всего творчества немаловажную роль поэт отводит окружающей природе, о чем свидетельствуют его обращения к звездам, к небу, к морю и т.д. - 49 - 4.3 Структура обращений в поэзии Лермонтова. По своей структуре обращения могут быть распространенными и нераспространенными. В поэзии Лермонтова распространенные обращения составляют более 50% всех обращений: Склонись ко мне, красавец молодой, Как ты стыдлив! Ужели в первый раз Грудь женскую ласкаешь ты рукой? ( I, 281 ) Не грусти, дорогая соседка, Заходи лишь – отворится клетка ( I, 50 ) Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы бойся вдохновенья ( I, 36 ) На серебряные шпоры Я в раздумии гляжу, За тебя, скакун мой скорый, За бока твои дрожу ( I, 312 ) Распространенные обращения в лирике Лермонтова осложнены: 1) частицей о : Благодари меня, о женский пол! Я – Демосфен твой; за твою свободу Я рад шуметь; я непомерно зол ( II, 71 ) Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою ( I, 9 ) - 50 - Когда с тобой, о дева рая, Я провожу небесный час, Не беспокоясь, не страдая Не отворачивая глаз ( I, 139 ) 2) приложениями: Тебе, Кавказ – суровый царь земли – Я снова посвящаю стих небрежный ( II, 314 ) Тебе, Казбек, о страж Востока, Принес я, странник, свой поклон ( I, 29 ) Государь ты мой, красно солнышко, Иль убей меня или выслушай ( II, 30 ) Нераспространенные обращения гораздо более редки: Нет! Прошлых лет не ожидай, Черкес, в отечество свое: Свободе прежде милый край Приметно гибнет для нее ( I, 151 ) Клянися тогда позабыть, дорогая, Для прежнего друга все счастье рая ( I, 247 ) Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури ( I, 158 ) Вот, друг, плоды моей небрежной музы! Оттенок чувств тебе несу я в дар ( I, 103 ) - 51 - В лирике М.Ю. Лермонтова наблюдаются случаи повтора обращений: Дух беспокойный, дух порочный, Кто звал тебя во тьме полночной ( II, 152 ) Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали ( I, 185 ) Отец, отец, оставь угрозы, Свою Тамару не брани ( II, 147 ) Таким образом, в поэзии М.Ю. Лермонтова встречаются чаще всего распространенные по структуре обращения, состоящие из двух – трех слов. 4.4 Функции обращений. Являясь регулятором отношений между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), обращения выполняют две главные синтаксические функции: собственно – звательную, или контактно – устанавливающую и характеризующую, или модально – оценочную. В языке поэзии эти функции обращения рассматриваются и обогащаются. Л.Ю. Максимов выделяет четыре основных функции обращения в поэтическом тексте: 1) собственно – звательная 2) фиктивно – звательная 3) условно – звательная 4) координационно - звательная ____________________________________________________________________ Патроева Н.В. Обращение в поэтической речи Е.В. Баратынского // Русская речь. 1998. №6. С.8. Максимов Л.Ю. Обращения в стихотворной речи // Учен. зап. М.Г.П.И. 1965. Т.236. С.70. - 52 - Собственно – звательная функция не характерна для лирической стихотворной речи. Обращения в этой функции встречаются обычно там, где передаются действительные речевые контакты героев: в балладах, идилиях, песнях, сказках, поэмах, жанровых зарисовках. У М.Ю. Лермонтова обращения в этой функции употребляются нечасто: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами?» ( I, 14 ) И сказал ему Кирибеевич: «А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду, племени, Каким именем называешься?» ( II, 30 ) С родными братьями прощается: «Уж вы, братцы мои, други кровные, Поцалуемся да обнимемся На последнее расставание» ( II, 30 ) «Исчезни, мрачный дух сомненья!»- Посланник неба отвечал ( II, 136 ) «Девица! мир твоим костям!» – Промолвил тихо Ингелот ( II, 262 ) Фиктивно – звательная функция «лежит в области лирической поэзии» и связана с приемом олицетворения. Сюда относятся обращения к предметам и явлениям, не способным воспринимать речь и входить в контакт с адресатом. ____________________________________________________________________ Максимов Л.Ю. Указ.соч. С.79. - 53 - Количество обращений в этой функции достигает 30 % от общего числа, что свидетельствует о живой связи творчества М.Ю. Лермонтова с окружающим миром. 1) обращения к природным объектам и явлениям: Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы, престолы вечные природы ( II, 335 ) О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое ( I, 217 ) Шуми, шуми же, ветер ночи, Играй свободно в небесах И освети мне грудь и очи ( I, 261 ) 2) обращения, содержащие временные представления: Ужель исчез ты, возраст милый, Когда все сердцу говорит ( II, 7 ) Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало ( I, 51 ) 3) обращения, представляющие собой понятия, связанные с психологией, сознанием лирического субъекта: Страшись, невинная душа! Страшися! Пылкий этот взор, Желаньем, страстию дыша, Тебя погубит ( II, 262 ) - 54 - Исчезло все теперь; но ты осталось мне, Утеха страждущих, спасенье в тишине, О милое, души святое вспоминанье ( I, 100 ) Прочь, прочь, слеза позорная, Кипи, душа моя ( I, 90 ) 4) обращения к неодушевленным или сказочным предметам: Простите, шумные пиры, Хвалы достойные напевы ( I, 113 ) Обращения, выполняющие условно – звательную функцию, наиболее частотны в лирике М.Ю. Лермонтова (их доля составляет более 50 % всех обращений). Эти обращения служат для того, чтобы выразить отношение автора к лирическим адресатам, которым адресовано стихотворение: 1) обращения к реальному адресату – современнику поэта: Забудь, любезный Петерсон, Мои минувшие сужденья ( I, 102 ) 2) обращения к условному адресату: Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей! Вот арфа золотая ( I, 11 ) Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день, Укрывшихся лесов в таинственную сень ( I, 121 ) О, верьте мне, красавицы Москвы, Блистательный ваш головной убор Вскружить не в силах нашей головы ( I, 169 ) - 55 - 3) обращения к мифологическим богам и героям, к персонажам, созданным фантазией автора: Так вот что я любил! Клянусь, мой бог, Ты лучшую ей участь дать не мог ( II, 237 ) Приди же из подземного огня, Чертенок мой, взъерошенный остряк ( I, 169 ) И ты, мой старец с рыжим париком, Ты, депутат столетий и могил ( I, 170 ) Координационно – звательная функция обращений служит для установления контакта между поэтом и читателем, причем часто с добавочной рационально – эмоциональной квалификацией читателя. М.Ю. Лермонтов наиболее часто обращается к своему читателю в поэмах: Увы! Читатель мой любезный, Что делать мне – он был таков ( II, 487 ) Я не поведал вам, читатель, Что казначей мой был женат ( II, 11 ) Но прежде нужно вам, читатель, Героев показать портрет ( II, 488 ) ____________________________________________________________________ Максимов Л.Ю. Указ. соч. С.80. - 56 - Будь терпелив, читатель милый мой, Кто б ни был ты: внук Евы иль Адама ( II, 71 ) Еще тут были… но довольно, Читатель милый, будет с вас ( II, 7 ) 4.5 Позиция обращений в предложении. Обращения возможны в начале (препозитивные), в середине (интерпозитивные) и в конце (постпозитивные) предложения. Позиция обращения в предложении в лирике М.Ю. Лермонтова связана с распространением стержневого слова обращения. Распространенные обращения находятся в препозитивном расположении или постпозитивном расположении и чаще всего в эмоционально – окрашенной речи (более 50 %): Утешь себя, невольник милый, Еще не все ты погубил ( II, 179 ) Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы ( II, 335 ) Не уезжай, лезгинец молодой, Зачем спешишь на родину свою? ( I, 249 ) Нераспространенные обращения у М.Ю. Лермонтова занимают, как правило, интерпозицию: И блещут, дева, незабудки над тобой Хотя забвенья стали пеленой ( II, 225 ) - 57 - О, бойтеся, мужья, сей песни вольной Советую, хотя мне это больно ( I, 241 ) Кроме этого, прослеживается зависимость позиции обращения от его функции. Обращения в собственно – звательной функции занимают постпозицию, как и обращения в фиктивно – звательной функции. Обращения в условно – звательной функции располагаются чаще в начале предложения. В координационно – звательной функции обращения частотны в препозиции, а также встречаются нередко в интерпозитивном расположении. - 58 - Заключение. Литературное развитие М.Ю. Лермонтова по внутренним и внешним признакам принято разделить на два периода. К первому юношескому периоду относятся произведения 1828 – 1834гг., которые Лермонтов не печатал и, по-видимому, не намеревался печатать. Второй период охватывает произведения 1835 – 1841гг., которые в большинстве своем опубликованы Лермонтовым или предназначались для опубликования. Творчество его начинается после небольшой предварительной подготовки почти внезапным взрывом 1830 – 1831гг., давшим, помимо трех драм и семи поэм, около половины всех когда-либо написанных поэтом стихотворений. Именно на раннем этапе творческой деятельности Лермонтовым активно используются вводные конструкции. Частотность их снижается в 1835 – 1836гг., во время перехода Лермонтова к зрелому периоду творчества, когда поэтом создается малое количество стихотворений в связи с душевным кризисом, который наступил вследствие пребывания его в юнкерской школе. Это время формирования новых взглядов Лермонтова на свое творчество. Меняется тематика, жанр произведений, что в свою очередь и сыграло роль в употреблении вводных конструкций. С 1837 по 1841гг. доля вводных компонентов в текстах М.Ю. Лермонтова увеличивается, но уже не достигает прежней активности. Вставные конструкции в поэтической речи Лермонтова малоупотребительны и большей частью поэт использует их в поэмах. Такая малочастотность вставок объясняется, по-видимому, тем, что данные структуры, в силу своего назначения – вносить дополнительные, уточняющие сведения, характерны больше для прозы, а в речи поэтической используются не так часто. На протяжении всего творческого пути в стихотворных текстах ____________________________________________________________________ Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.- Л., 1964. С.29- 59 - М.Ю. Лермонтова довольно часто встречаются конструкции с обращениями. В целом проведенный мною анализ вводных, вставных единиц и обращений в поэзии М.Ю. Лермонтова показал: I 1) В текстах Лермонтова преобладают вводные элементы со значением различной степени достоверности сообщения. 2) По структуре более 50 % всех конструкций – это вводные слова, которые большей своей частью соотносятся с именами прилагательными и глаголами. Вводные предложения в лирике М.Ю. Лермонтова составляют 20 % от общего числа и являются, в основном, по структуре двусоставными. 3) Вводные компоненты, распространяющие свое субъективно – модальное значение на все высказывания, локализуются чаще в середине предложения. Препозицию, а также интерпозицию занимают вводные структуры, соотносящиеся с каким-либо членом предложения (в основном со сказуемым). 4) По своей экспрессивной окраске вводные единицы принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. II 1) Вставные единицы в текстах М.Ю. Лермонтова в большинстве случаях оформлены с помощью скобок. 2) По синтаксическому строению чаще всего встречаются вставные компоненты, состоящие из простых предложений и осложненных простых предложений. 3) Многочисленны в текстах М.Ю. Лермонтова вставные единицы, соотносящиеся с высказыванием в целом и занимающие интерпозитивное положение. Постпозицию занимают вставки, которые соотносятся со сказуемым. Такие конструкции составляют 25 % от общего числа. 4) Значительную группу в поэтической речи Лермонтова составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения. Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие - 60 - описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые содержат качественно – эмоциональную оценку. III 1) В ранний период своего творчества чаще всего М.Ю. Лермонтов обращается к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким людям. Как правило, такие обращения по структуре являются распространенными. Опорные слова в обращениях этого периода, в основном, являются нарицательными одушевленными именами существительными. 2) С 1837 по 1841гг. Лермонтов обращается часто к Богу, образам, созданным воображением и фантазией поэта. Конструкции такого типа по структуре являются распространенными и нередко осложненными. Выражены данные обращения неодушевленными нарицательными существительными. Кроме этого, для данного периода характерны обращения М.Ю. Лермонтова к странам, атрибутам местности, к отдаленным местам. Огромное место здесь занимают обращения к Кавказу – край, который сыграл немаловажную роль в жизни поэта. Стержневые слова в таких обращениях являются неличными именами собственными. 3) В текстах лирических стихотворений Лермонтова обращения выполняют, как правило, условно- или фиктивно – звательную функции и занимают, в основном, постпозитивное положение. Собственно – звательная функция является в поэтической речи ослабленной и свойственна обращениям чаще всего в прямой речи и диалоге героев поэм. Конструкции в данной функции локализуются в начале предложения. Таким образом, в лирике М.Ю. Лермонтова переплетаются романтика и обыденность, героическое и сатирическое, песенно – лирическое и разговорно – бытовое. Поэт пытается установить прямой контакт с читателями, иногда он непосредственно вмешивается в изображаемые события, соглашается или - 61 - спорит со своими героями. Агитационно – ораторские реплики сменяются интимно – задушевными признаниями, обличительный пафос соседствует с добродушной улыбкой или тонкой иронией. - 62 - Список использованной литературы 1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Т.I – Стихотворения; М. – Л.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1948. 393с. 2. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Т.II – Поэмы и повести в стихах; М. – Л.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1948. 515с. 3. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1990. – 168с. 4. Аникин А.И. Вставные конструкции как компонент предложения // Учен. зап. М.О.П.И. – 1967. – Т.197. – С.247-258. 5. Аникин А.И. Вводные слова и их соотношения с структурно – семантическими категориями слов в современном русском языке // Учен. зап. М.Г.П.И. – 1958. – Т.132. – С.5-33. 6. Арзамасцев В.П. «Звук высоких ощущений…». Саратов: Наука – 1984. – 207с. 7. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Полн. собр. соч. в 9-ти т., М., Художественная лит-ра. Т.3. С.216-278. 8. Березин В.М. Слова, грамматически не связанные с членами предложения // Русский язык в школе, - 1948. - №1. – С.30-40. 9. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. Казань, 1907. – 2-е изд., испр. и доп. – 292с. 10. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка – М.: Учпедгиз. 1959. – 624с. 11. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. – М., 1966. - 495с. 12. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка : Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1991. - 432с. 13. Виноградов В.В. Русский язык /грамматическое учение о слове/ : - Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640с. - 63 - 14. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Виноградов В.В. Избр. труды: Исследования по русской грамматике. – М.: Наука, 1975. – С.254-294. 15. Виноградов В.В. Язык Лермонтова // Русский язык в школе. – 1938. - №3. – С.38 – 74. 16. Востоков А.Х. Русская грамматика. – 12-е изд. – Спб. 1874. – 216с. 17. Греч Н.И. Русская грамматика – Спб. – 1827. – 579с. 18. Грамматика русского языка : в 2-х т. – М.: Изд-во Наука, 1980.- Т.II. Синтаксис. 707с. 19. Зубрилина Л.Н., Мейеров В.Ф. Предложения с обращениями. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1989 – 119с. 20. Зубрилина Л.Н., Мейеров В.Ф. Предложения с вводными и вставочными компонентами. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1985. – 80с. 21. Каримова Р.А. Вводные слова и вводные сочетания слов в русском литературном языке второй половины XVIII начала XIX в. // Учен. зап. Казанского гос. ун-та. – 1965. – Т.125. – С.69-181. 22. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис – М.: Наука, 1986. – 206с. 23. Колосов П.И. Стилистическая роль обращений. // Русский язык в школе. – 1938. - №1 – С.88-92. 24. Кормилицына М.А. Семантически осложненное (полипропозитивное) простое предложение в устной речи. – Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та. 1988. – 151с. 25. Коротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении. // Русский язык в школе. – 1958. - №6 – С.16-25. 26. Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие. М., 1969. – 31с. 27. Лебедева Н.В. Синтаксис поэтической речи // Русская речь. – 1971. - №1 – С.27 – 31. 28. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. – М. – Л., 1952. – Т.7. С.389-578. - 64 - 29. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1985. – 288с. 30. Ломтев Т.П. О вводных и однородных позициях словесных форм в современном русском языке. // Филологические науки. – 1958. - №1. С.114-124. 31. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М. – Л. : Наука, 1964. – 265с. 32. Максимов Л.Ю. Обращения в стихотворной речи. // Учен. зап. М.Г.П.И. 1965. Т.236. – С.66-88. 33. Мизин О.А. О морфологии обращения. // Русский язык в школе. – 1980. - №5. – С.75-77. 34. Михайловская С.Е. Приложение или обращение. // Русский язык в школе. – 1966. - №5.- С.95-100. 35. Наровчатов С. Лирика Лермонтова. М.: Наука, 1970. – 103с. 36. Ованова Л.Г. Вставные конструкции в русском языке (на материале художественных произведений Л.Н. Толстого) // Учен. зап. Юго-Осетинского гос. пед. ин-та. – 1965. – Т.9.- С.119-136. 37. Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. Спб., 1912. – 312с. 38. Патроева Н.В. Обращения в поэтической речи Е.А. Баратынского. // Русская речь. 1998. - №6. – С.8-12. 39. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. – 451с. 40. Пешковский А.М. Школьная и научная грамматика. М., 1914. – 430с. 41. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М.: Высш. шк., 1990. – 176с. 42. Проничев В.П. Синтаксис обращения. Л.: Изд-во Л.Г.У., 1971. – 88с. 43. Розенталь Ц.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. – 395с. 44. Руднев А.Г. Синтаксис осложненного предложения. М., 1959. – 198с. 45. Современный русский язык: Учеб. / Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1989. – 800с. 46. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, 1981. – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – 271с. - 65 - 47. Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. М., 1979. – 236с. 48. Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. ин-та. – 1968. Т. 51 – С.304-310. 49. Студнева А.И. Из наблюдений над функционально-семантическими отношениями вводных и вставных предложений.// Учен. зап. М.О.П.И. – 1967. Т.197. – С.259-268. 50. Торсуев Г.П. Фонетика английского языка . М., 1950. – 327с. 51. Черткова М.С. Вводные слова в составе обособленных конструкций. // Русский язык в школе. – 1969. - №5. – С.88-92. 52. Щеболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке. // Учен. зап. Ростовского – на – Дону гос. пед. ин-та. 1955. – вып.4. – С.93-109. 53. Щепин А.Г. Обращение в поэтической речи // Русская речь. – 1976. - №2. – С.46-51. 54. Шапиро А.Б. Рецензия на работу С.И. Абакумова «Методика пунктуации» // Русский язык в школе. – 1948. - №3. – С.61-65. 55. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941. – 620с. Министерство общего и профессионального образованияРоссийской Федерации
Филологический факультетКафедра русского языка Вводные, вставные конструкции и обращенияв поэтической речи М.Ю. Лермонтова Дипломная работа студентки VI курса 1999 Содержание: Страницы Введение………………………………………………………………….…..… 3 Глава 1. Проблема конструкций, осложняющих элементарную структуру предложения, в отечественной лингвистике. ………..….…. 4 – 14 Глава 2. Вводные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова. ………... 15 – 28 Глава 3. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю. Лермонтова………………………………………………………... 29 – 38 Глава 4. Обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова. …………………….. 38 – 57. Заключение. ……………………………………………………………… 58 – 61 Список использованной литературы. ………………………………….. 62 – 65
|
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |