![]() |
|
|
Реферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. ЛермонтоваКрасавицы сидели за столом, Раскладывая карты, и гадали О будущем. И ум их видел в нем Надежды (то, что мы и все видали) ( II, 71 ) 5) простое предложение, осложненное вводными словами и обращениями : Я мчался без дорог; перед мною Не серое, не голубое небо (И мнилося, не небо было то) Виднелось ( I, 137 ) Хоть между тем (пожалуй клясться стану) Ужасно сам похож на обезьяну ( II, 71 ) О, если б мог он, в молнию одет, Одним ударом весь разрушить свет!.. (Но к счастью для вас, читатель милый, Он не был одарен подобной силой) ( II, 71 ) Таким образом, по синтаксическому строению в поэзии М.Ю. Лермонтова чаще всего встречаются по преимуществу компактные вставные единицы, состоящие из простых и осложненных предложений. 3.3 Позиция вставной конструкции в предложении. Вставные конструкции отличаются меньшей свободой расположения, чем вводные. Вставки в силу своего назначения в речи – передавать - 33 - дополнительные сведения – могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Для вставок исключена позиция абсолютного начала в включающем их предложении. Вставные конструкции, соотносящиеся с включающим высказыванием в целом, очень часты в текстах М.Ю. Лермонтова (более 30 % от общего числа вставок). Такие вставочные единицы находятся в интерпозитивном положении: Уж близко цель его стремленья, Как вдруг под ним (ужасный вид) Земля неверная дрожит ( I, 142 ) И в городе (что мне всегда досадно) Колокола трезвонят беспощадно ( II, 71 ) Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту. Однако законы поэтического синтаксиса допускают возможность и препозиции для подобных парантез. Вставка в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова может соотноситься со сказуемым (20 % конструкций от общего числа), с второстепенными членами (дополнением, обстоятельством) : И что отец, немного с ним поспоря, Велел его посечь…(конечно, с горя) ( II, 71 ) Огня и сил лишен уж был несчастный Он встал, вздохнул (нельзя же не вздохнуть), Поправил брюки и пустился в путь ( II, 71 ) - 34 - Я видел взгляд, исполненный огня (Уж он давно закрылся для меня), Но как к тебе, к нему еще лечу, И хоть нельзя, - смотреть его хочу ( I, 147 ) Он сам лезгинец; уж давно (Так было небом суждено) Не зрел отечество ( II, 349 ) Красавицы сидели за столом, Раскладывая карты, и гадали О будущем. И ум их видел в нем Надежды (то, что мы и все видали) ( II, 75 ) Вставные компоненты, актуализирующие подлежащее немногочисленны у М.Ю. Лермонтова. Они, как правило, находятся в интерпозиции: …его черты (Развалины минувшей красоты, Хоть не являли старости оне), Казалося, знакомы были мне ( II, 226 ) Я мчался без дорог; перед мною Не серая, не голубое небо (И мнилося, не небо было то, А тусклое бездушное пространство) Виднелось ( I, 137 ) Таким образом, вставные структуры в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова в большинстве случаях соотносятся с высказыванием в целом и занимают интерпозитивное положение. - 35 - 25 % вставок от общего числа соотносится со сказуемым и занимает постпозицию. Немногочисленную группу вставных конструкций составляют соотношения с подлежащим. Они занимают постпозицию. 3.4 Функции вставок. Помимо основной функции – передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями. В поэзии М.Ю. Лермонтова имеют место вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно – определительную связь: Ни разу не был в дни веселья Так разноцветен и богат Тамары праздничный наряд Цветы родимого ущелья (Так древний требует обряд) Над нею льют свой аромат ( II, 136 ) Неясный шорох слышался вокруг: То загремит, то снова тише, тише (То были тени предков – или мыши) ( II, 126 ) Вставочные конструкции, выражающие причинно – следственные и целевые отношения, составляют в поэтических произведениях М.Ю. Лермонтова 30 % от общего числа : Он сам лезгинец; уж давно (Так было небом суждено) Не зрел отечества ( II, 335 ) - 36 - Нет! Как оно я не был волен, Болезнью жизни, скукой болен, (На зло былым и новым дням) Я не завидовал, как прежде, Его серебряной одежде, Его бунтующим волнам ( I, 303 ) Небольшую группу составляют вставки, обозначающие временные и пространственные отношения : Раз – это было под Гихами – Мы проходили темный лес ( I, 62 ) Значительную группу представляют в поэзии М.Ю. Лермонтова парантетические конструкции, содержащие качественно – эмоциональную оценку высказывания. Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха : Чернеет тень во всех углах – И – странно – Оршу обнял страх ( II, 418 ) И в городе (что мне всегда досадно) Колокола трезвонят беспощадно… ( II, 71 ) Упал! (прости невинность!) Как змея Маврушку крепко обнял он руками ( II, 71 ) Нередко встречаются в поэтических сочинениях Лермонтова вставочные конструкции, которые самым своим лексическим содержанием подчеркивают - 37 - выполняемую ими функцию : Но душу бы пленил мою Своей небесной красотой; И я б в тот миг (не утаю) Забыл о радости земной ( I, 269 ) Лишь синеватый венчик под глазами Изобличал его… Но (между нами, Сказать тихонько) это не порок ( II, 71 ) Около 15 % парантез в поэзии М.Ю. Лермонтова содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик : …его черты (Развалины минувшей красоты, Хоть не являли старости оне), Казалося, знакомы были мне ( II, 225 ) Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана ( I, 262 ) Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций вставочных единиц в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова. Значительную группу составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения. ____________________________________________________________________ Щеболева И.И. Общая характеристика вставных конструкций в современном русском литературном языке // Учен. зап. Рост – на –Дону Госуд. пед института. 1995. вып. 4. С.83. - 38 - Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые передают качественно-эмоциональную оценку. Глава 4. Обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова. Обращения встречаются во всех стихотворных жанрах, что вполне естественно : поэзия – это всегда доверительный разговор лирического героя с Богом, Космосом, природой, читателем, с самим собой. Всего мною привлечено к описанию 160 обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. 4.1 Морфологическая характеристика опорных слов в обращении. I Большинство опорных слов в обращении Лермонтова являются нарицательными одушевленными именами существительными. Среди них можно выделить следующие группы: 1) Обращения, указывающие на личные взаимоотношения лирического субъекта со своими адресатами. Такие обращения распространены разнообразными определениями : местоимениями, прилагательными, которые говорят о близости, о чувствах говорящего к собеседнику: Зачем вы на меня, Любезные друзья, В решетку так глядите? ( I, 104 ) Кто б ни был ты, печальный мой сосед, Люблю тебя, как друга юных лет ( I, 23 ) _______________________________________________________________________________ Патроева Н.В. Обращения в поэтической речи Е.А.Баратынского // Русская речь. №6. 1998. С.8. - 39 - Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций ( I, 103 ) И тогда, мой друг бесценный, Ты в чужой стране Вспомни обо мне ( I, 199 ) Сюда также можно отнести обращения поэта к своему читателю, которые встречаются довольно часто в поэмах: Увы! Читатель мой любезный, Что делать мне – он был таков! ( II, 7 ) Будь терпелив, читатель милый мой! Кто б ни был ты : внук Евы иль Адама ( II, 71 ) 2) обращения, указывающие на наименование лиц по роду занятий, области духовных интересов: Гусар! ты весел и беспечен Надев свой красный доломан ( I, 310 ) И ты, поэт, высокого чела Не уберег! Твоя живая лира ( II, 71 ) Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей! Вот арфа золотая ( I, 11 ) 3) Широко используются Лермонтовым обращения, выраженные существительными с качество – характеризующим значением:
- 40 - О! Чем заплатишь ты, тиран, За эту праведную кровь, За кровь людей, за кровь граждан… ( I, 176 ) И ему ночлег дается – Что ж стоишь, отшельник, ты? ( I, 164 ) Глупец! Что будешь ты в тот день, Коль ныне стыд уж над тобой ( I, 176 ) За сердце ж дочери моей Я заплачу тебе, злодей ( II, 418 ) 4) Наименование адресатов по признаку возраста и пола: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас ( II, 50 ) Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит ( I, 278 ) Смотрите ж, дети, на него! Как он угрюм, и худ, и бледен! ( I, 295 ) Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки – баю ( I, 47 ) а) «Высокая», книжно – поэтическая окраска: О старец, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен – обращение к святому человеку, служителю Богу. ( II, 418 ) - 41 - Когда с тобой, о дева рая, Я провожу небесный час, Не беспокоясь, не страдая, Не отворачивая глаз – поэт обращается к святой деве, присутствие которой он ощущает в час уныния. ( I, 284 ) б) «Сниженная», народно – поэтическая окраска: Не робей, краса младая, Хоть со мной наедине ( I, 218 ) Не тепла твоя светлица, Не мягка постель твоя, Но к устам твоим, девица, Я прильну – согреюсь я – в «Счастливый миг» (1831) поэт обращается к женщине, с которой «душа забудет все, что в муку ей дано». 5) Термины родства а) употребленные в переносном значении: Нет, не грози, отец святой, Чего бояться нам с тобой ( II, 418 ) Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали? – обращение автора к декабристам ( I, 185 ) б) употребленные в прямом значении: Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть; На свете мало, говорят, Мне остается жить! ( I, 200 ) - 42 - Слушай, дядя : дар бесценный! Что другие все дары? ( I, 39 ) II Очень широко в лирике М.Ю. Лермонтов использует обращения, выраженные собственными существительными (в основном это неличные имена собственные – топонимы): Венеция! О, как прекрасна ты, Когда, как звезды спавши с высоты… ( II, 225 ) Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой ( II, 335 ) И дорога тебе, Литва, Досталась эта голова( II, 418 ) Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет? Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет? ( I, 297 ) Ужасна ты, Гора Шайтан, Пустыни старый великан ( II, 335 ) III Также в лирике М.Ю. Лермонтова употребляются в позиции обращения неодушевленные существительные. Сюда относятся : 1) неодушевленные существительные, реализующие прием олицетворения: Прекрасен ты, суровый край свободы. ( II, 335 ) О, если б ты, прекрасный день, Гнал так же горесть, страх, смятенье ( I, 117 ) - 43 - Простите, шумные пиры, Хвалы достойные напевы ( I, 113 ) Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный ( I, 29 ) 2) абстрактные существительные, распространяемые определениями: Ужель исчез ты, возраст милый, Когда все сердце говорит ( II, 7 ) Исчезло все теперь; но осталось мне, Утеха страждущих, спасенье в тишине, О милое, души святое вспоминанье! ( I, 100 ) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |