![]() |
|
|
Реферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтоваб) односоставными определенно – личными : «верь мне» ( II, 50; II, 314); Зубрилина Л.Н., Мейеров В.Ф. Предложения с вводными и вставными компонентам. Иркутск. 1985. С.56. - 19 - в) односоставными безличными : «ей мнилось» ( I, 147 ), «мнится мне» (I, 23). 2.3 Позиция вводных компонентов в предложении. Вводные единицы относятся или к предложению в целом, или к отдельным его частям. Нередко этим определяется место вводных единиц в структуре основного предложения. Наиболее сильной позицией для вводных конструкций, относящихся к целому предложению в текстах М.Ю. Лермонтова является интерпозиция : Вы это знаете давно, И Вам, конечно, все равно. ( I, 72 ) Или, быть может, Зараим Еще замечен не был им ( II, 299 ) Несколько реже, чем в интерпозиции, вводный элемент, распространяющий свое значение на все предложение, стоит в препозиции : Конечно, сам давно не знал он Печалей сладостных любви ( II, 335 ) Быть может, то одна мечта ( II, 405 ) Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы ( I, 34 ) Нет! Я уверен, твоего… блаженства Не может сделать тот, Кто красоты наружной совершенства Одни в тебе найдет ( I, 215 ) - 20 - Конечная позиция вводных структур, относящихся ко всему предложению в лирике М.Ю. Лермонтова, встречается довольно редко : К чужим горам, под небо юга Я удалюся, может быть ( I, 286 ) Молю о счастии, бывало, Дождался наконец, И тягостно мне счастье стало, Как для царя венец ( II, 126 ) Достаточно велика доля вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова, соотносящихся с частью предложения. Чаще всего вводные единицы тяготеют к сказуемому. Занимают такие структуры обычно начало предложения или срединное положение в предложении : Уланы, ах! такие хваты… Полковник, верно, неженатый ( II, 8 ) Молю: возьмите этот свиток В нем мир всю жизнь души моей найдет – И, может быть, он вас остережет ( II, 226 ) И если б мог я эту грудь Перед тобою развернуть, Ты, верно, не прочел бы в ней Что я преступник иль злодей ( II, 335 ) Вводные конструкции тяготеют к другим членам предложения – подлежащему, обстоятельству, дополнению : - 21 - Двух братьев помирила, казалося, Слепая месть и к родине любовь ( II, 398 ) Потом неверными шагами Я удалился – но за мной Казалось, тень везде бежала ( II, 198 ) Вот первый всадник показался, Он, мнилось, из земли рождался ( II, 335 ) Другой узнал, казалось, жизни зло, И разорвал свои надежды сам ( I, 179 ) Быть может, тайным преступлением Высокий ум его убит ( I, 248 ) Таким образом, в лирике М.Ю. Лермонтова около 40 % вводных компонентов, относящихся ко всему предложению, занимают интерпозицию; около 30 % вводных единиц тяготеют к сказуемому и располагаются в начале и в середине предложения. Также для лирики М.Ю. Лермонтова характерны вводные конструкции, относящиеся к подлежащему и к дополнению. Их доля составляет 20 % от общего числа. 2.4 Экспрессивно – стилистические свойства вводных конструкций. Вводные конструкции содержат в себе большие возможности синонимического использования. Сопоставляя отдельные их разряды, мы - 22 - отмечаем в каждом ряду наличие общих значений и взаимозаменяемость. Благодаря разнообразию значений, выражаемых вводными словами, они используются во всех речевых стилях. При этом, наряду с межстилевыми вводными словами, в отдельных разрядах можно отметить слова с заметно выраженным характером книжности, разговорности, устарелости. Разговорно – просторечные вводные слова : «видно», «видать», «знать», «чай» в лирике М.Ю. Лермонтова встречаются чаще в поэмах и в стихотворениях зрелого периода творчества. Но в целом такие конструкции редки для творчества М.Ю. Лермонтова : Скажи нам атаман частной, Как жил ты в стороне родной, Чай, прежний жар в тебе и ныне Не остывает от годов ( II, 209 ) Но бледна ее грудь молодая, И сидит она долго вздыхая, Видно, буйную думу тая, Все тоскует по воле, как я ( I, 50 )
Большинство вводных конструкций в поэзии М.Ю. Лермонтова имеют нейтральную или разговорную окраску. Очень часто в текстах М.Ю. Лермонтова (более 40 %) встречаются вводные единицы со значением различной степени достоверности сообщаемого. Особенно частотно сочетание слов «может быть» и «быть
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347. - 23 - может». Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой : Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать: тогда, быть может, стих Полмертвого воспламенит( I, 232 ) Ах!.. вспомни обо мне тогда… Тогда!.. Быть может, уж могилой Желанной скрыта буду я ( II, 194 ) Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого «кажется», «верно», «право» имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности. Вводное слово «кажется» автор использует в размышлениях, нередко в самокритике : Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок ( II, 238 ) Я счастлив был, не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем ( II, 234 ) Вводное слово «верно» Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким : - 24 - И если б мог я эту грудь Перед тобою развернуть, Ты, верно, не прочел бы в ней, Что я преступник иль злодей ( II, 335 ) Для выражения своих чувств автор использует вводное слово «право» : Что ж вышло? Право, смех и жалость Сковала душу мне усталость ( II, 7 ) Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их… ( I, 70 ) Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова ( «Отрывок», «Ночь II», «1831 июня 11 дня» ) : Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать? Тогда, быть может, смех Полмертвого воспламенит ( I, 232 ) И, может быть, она опять придет В другой залив, но там уж не найдет Себе покоя… ( I, 198 ) Вводно – обобщительное слово «бывало» связано с темой воспоминания: Бывало, для забавы я писал Тревожимый младенческой мечтой; Бывало, я любовию страдал, И с бурною пылающей душой ( II, 262 ) - 25 - Бывало, я у башни угловой Сижу в тени, и солнце луч осенний Играет с мохом в трещине сырой ( II, 71 ) Устаревшее слово «мнится» используется автором, в основном, в любовной лирике : Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный На стены желтые, и мнилось, тени в них Сходили медленно до самых ног моих ( I, 253 ) Нарочно, мнилося, она Была для счастья создана ( I, 286 ) Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей : В ответ сказала тихо мне она : «Итак, прости навек, любезный мой, Жестокий друг, обманщик дорогой» ( II, 225 ) Вот, например, приятель мой Владеет он изрядным слогом ( I, 52 ) Невольно страх в душе ласкаешь Но ты все понял, ты все знаешь И сжалишься, конечно, ты ( II, 136 ) Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и - 26 - они ярче. Речь главного героя поэмы «Мцыри» насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя : Меня могила не страшит : Там, говорят, страданье спит ( II, 54 ) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль ( II, 60 ) Но, верь мне, помощи людской Я не желал… я был чужой ( II, 62 ) Знай, это пламень с юных дней Таяся жил в груди моей ( II, 63 ) Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик( II, 64 ) Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно – художественного портрета героя : 1) описание внешности персонажа, его действий, жестов: Казалось, вся она была слита, Как гурии, из сумрака и света ( II, 314 ) ____________________________________________________________________ Виноградов В.В. Русский язык. ( Грамматическое учение о слове ) : - Учеб. пособие – 3-е изд., испр. – М., 1986. С.609. - 27 - Он был, казалось, лет шести Как серна гор, пуглив и дик И слаб, и гибок, как тростник ( II, 51 ) Взглянул на небо молча князь, И наконец, отворотясь Он протянул Селиму руку ( II, 385 ) 2) передача психофизиологического состояния героя : Чем боле улыбалось счастье мне, Тем больше я терзался в глубине, Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок ( II, 238 ) Я счастлив был; не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем ( II, 234 ) 3) раскрытие внутреннего мира героя : Но в диком сердце бушевало, Казалось, тайная гроза ( II, 300 ) Не стыд – но горькая досада Героя медленно грызет : Жизнь побежденным не награда : Он на друзей не кинул взгляда И, мнится, их не узнает ( II, 392 ) Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны. - 28 - В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике. - 29 – Глава 3. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. Всего привлечено к описанию около 70-ти осложняющих конструкций, которые большей частью встречаются в поэмах. 3.1 Пунктационное оформление вставок. Пунктационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным. В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке «вместительном». Скобки «лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире». «Еще со времен «Евгения Онегина» Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст». В текстах М.Ю. Лермонтова большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире : Раз – это было под Гихами – Мы проходили темный лес ( I, 62 ) Но я люблю – за что не знаю сам – Ее степей холодное молчанье ( I, 72 ) Хоть между тем (пожалуй, клясться стану) Ужасно сам похож на обезьяну ( II, 71 ) Ломоносов М.В. Указ. соч. С.437. Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие.- М., 1969. С.15. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. : Учеб. пособие – М., 1990. С.150-151. - 30 - 3.2 Структура вставных единиц. Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы : от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца. Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно : это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, составное сложное предложение; вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция; вставной абзац; вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос). Тексты М.Ю. Лермонтова содержат следующие структурные типы вставных конструкций : 1) слово : Чернеет тень во всех углах – И – странно – Оршу обнял страх ( II, 418 ) 2) свободное словосочетание : Уж близко цель его стремленья, Как вдруг под ним (ужасный вид) Земля неверная дрожит ( I, 142 ) И стоило ль любить и покидать, Чтобы странам чужим нести казать Испорченное сердце (плод страстей) В чем недостатка нет между людей ( II, 225 ) ____________________________________________________________________ Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка : Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М., 1991. С. - 31 - 3) самостоятельное простое предложение (самый распространенный тип вставок) : Герой наш был москвич, и потому Я враг Неве и невскому туману Там (я весь мир в свидетели возьму) Веселье вредно русскому карману ( II, 71 ) И в это время слух промчался (Гласит преданье), что в горах безвестный странник показался, Опасный в мире и боях ( II, 294 ) 4) сложное предложение : Безвестная печаль сменялась вдруг Какою – то веселостью недужной… (Дай бог, чтоб всех томил такой недуг) ( II, 71 ) В текстах М.Ю. Лермонтова встречаются вставные придаточные части : Обманывать он почитал за зло, За низость, но правдивой мести знаки Он не щадил (хотя б дошло до драки) ( II, 71 ) Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана ( II, 262 ) - 32 - И в городе (что мне всегда досадно) Колокола трезвонят беспощадно ( II, 71 ) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |