на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей-инвалидов


множества выше перечисленных факторов, но, в первую очередь, от готовности

близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой

категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими

словами – их профессионализма.

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности

“Инвалидность, о чем говорилось выше, - не есть чисто медицинская

проблема. Инвалидность –это проблема неравных возможностей, это ограничения

в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,

социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не

позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в

жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены

общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к

особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить

независимой жизнью”.

В 1992 году клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни

для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и

разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно

социально- политическая модель инвалидности.

Работы клуба базируется на трех инновационных моделях: "Центр

независимой жизни", "Выездной лицей", и "Персональный ассистент" .

Инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с

ограниченными физическими и /или умственными возможностями”.

Понятие “независимая жизнь” в концептуальном значении подразумевает

два взаимосвязанных момента. В социально- политическом значении независимая

жизнь- это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и

принимать активное участие в социальных, политических и экономических

процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным

зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и

образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и

выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-

политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности

человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам,

необходимым для его физического функционирования.

В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это

психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений

с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб

поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует

человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же

задачи, как и любой другой член общества.

Мы все зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который

выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки.

Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта

взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что, как,

когда принимать те или иные решения.

С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность

рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть,

говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий

инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между

членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять

свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская

по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.

Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной

политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему

инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлогают, его

патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в

настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и

усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих

инвалидность.

В Москве есть много инициативных групп людей, имеющих инвалидность,

которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в

первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в инвалидных

колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким

примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы

человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной

жизнью.

Однако экономическая независимость и независимая жизнь - это разные

понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный

доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности

нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как и

остается недоступная окружающая среда.

Экономическая независимость одного человека не изменит

законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо одетый,

гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или, как говорят,

“упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило: человек,

имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это равные

возможности.

Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек,

имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности,

сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим

решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.

Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от

унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и

высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников)

для свободного труда на благо общества.

Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы

социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства,

недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей,

имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных

возможностей для детей с особыми проблемами.

Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является

обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую

роль в модели играет служба “От родителя к родителю”. От родителя к

родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы

детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к

лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах.

Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки,

исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень

мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и

инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только

организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и

руководителями служб.

Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными

возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все

аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего

инвалидность.

Задачи:

1. Создание моделей социальных служб, помогающих адаптировать условия

окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность.

2. Создание экспертной службы для родителей, осуществляющей

мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и

представительство их интересов.

3. Создание системы волонтерской помощи родителям, имеющих особых

детей.

4. Налаживание мостов сотрудничества с Государством, Бизнесом,

Общественностью, Наукой.

5. Инициирование сетевой структуры Центров независимой жизни в России.

Инновационная модель службы “Персональный ассистент”

Служба “Персональный ассистент” подразумевает помощь человеку,

имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных

принимать участие в жизни общества. “Персональный”- значит знающий

особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий

“потребителя”, введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм

и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих услугах

нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий

инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на

обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой

социальной службы заключается в том, что:

1. потенциальные способности людей, имеющих инвалидность, будут

использованы в полной мере (специализированные заведения создаются под

ограниченные возможности людей, имеющих инвалидность, и вместе с надомным и

детским трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий характер

экономической политики государства по отношению к ним);

2. создается рынок труда, так как персональным ассистентом может

работать практически любой человек.

Политическая выгода очевидна, так как данная социальная служба

обеспечивает каждого члена общества равными правами на образование, труд и

отдых.

Клуб “Контакты-1” сделал попытку развернуть модель службы

“Персональный ассистент” в рамках программы Центра независимой жизни для

детей, имеющих ограниченные возможности. Ограниченные финансовые средства

не позволили нам реализовать модель в чистом виде; она была осуществлена с

программой “Выездного лицея”, а персональные ассистенты чаще всего работали

одновременно и преподавателями. Кроме того, на мероприятиях для большого

количества детей, персональные ассистенты обслуживали группы. Однако даже

эта попытка, предпринятая в России впервые силами небольшой общественной

организации, дала положительные результаты и показала перспективность идеи.

Она также доказала, что такое использование финансовой поддержки более

всего отвечает требованиям времени, так как оно позволяет очень успешно

изменять общественное сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка, имеющего

самые серьезные виды инвалидности, который, начиная чувствовать уважение к

своей личности и уверенность, раскрывает свои способности. Родители,

получая такую поддержку, становятся более объективными в оценивании

проблем, связанных с инвалидностью, и начинают проявлять большую социальную

активность, направленную вовне, на то, чтобы изменить ситуацию в целом, для

всех детей, а не только пытаться, не видя проблем другой семьи, имеющей

такого же особого ребенка, улучшить свое положение.

Персональными ассистентами в течение 1993-94 учебного года работали

родители и студенты факультета социальной работы и социологии Института

молодежи.

Цель службы: Открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности

для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия

во всех аспектах жизни общества.

Задачи:

1. Создать действующую модель “Человек с особыми проблемами-

ассистент”.

2. Расширить круг детей, получающих помощь ассистентов.

3. Провести социально- педагогические исследование модели с целью

разработки рекомендаций для неправительственных организаций.

Инновационная модель службы “ Выездной лицей”

Медицинская модель инвалидности, официально принятая в России, находит

свое выражение в том, что социальная политика имеет сегрегирующий характер.

Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для

людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения,

специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих

инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого

дискриминируются.

Изменения в социально- политической и экономической жизни России

делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в

общество и создают предпосылки для их независимой жизни. Однако в

социальных программах специализированность остается доминирующей, что

объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в основу

законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы

социальных служб.

Эксперементальная модель “Выездной лицей”- это попытка решить проблему

интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством создания

службы “Персональный ассистент” и специальной транспортной службы (“Зеленая

служба”), которые бы предоставляли им равные возможности. Комплексный

подход необходим для того, чтобы организовать обучение детей, имеющих

инвалидность, в режиме “двустороннего движения”:

1. Преподаватели едут на дом к ребенку и дают ему домашние уроки;

2. Службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в

интегрированных группах, организуемых в Центре.

Цель:

Духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их

интеграция в общество через организацию специальных служб “Выездной лицей”,

“Персональный ассистент” и транспортные службы.

Задачи:

1. Обучение детей, имеющих инвалидность, общеобразовательным

дисциплинам и творчеству на дому.

2. Профессиональное обучение и развитие творческих способностей детей,

имеющих инвалидность, в интегрированных кружках вне дома.

3. Интеграция детей, имеющих инвалидность, и их родителей умением и

навыкам независимой жизни.

Методы.

1. Движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги, которые

привлекаются для работы в службе “Выездной лицей” на контрактной основе.

Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом

знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по

индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе

педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к

пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в

основного союзника.

2.Движение из дома обеспечивается тремя службами одновременно.

Персональные ассистенты и оборудованный транспорт необходимы для того,

чтобы ребенок, имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать

кружки вне дома.

3.Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу

осуществляется при помощи службы “Персональный ассистент” и транспортной

службы, которые помогут детям посещать интегрированные кружки и обычные

классы.

4.Знания о независимой жизни людей, имеющих инвалидность, передаются

на семинарах, организуемых службами “От родителя к родителю” и “Правовая

защита интересов ребенка”.

Заключение.

Президентская программа “Дети России” всколыхнула третий сектор,

объединяющий неправительственные организации. Включение в программу,

поддерживаемую бюджетом, инновационной практики независимых организаций,

является ярким примером положительных изменений в социальной политике

Государства. Союз и сотрудничество между государством и

неправительственными организациями имеет большое значение для таких

организаций, как клуб “Контакты-1”, так как признание нас равноправными

партнерами, умеющими внести положительную динамику в социальную политику,

дает нам силы и желание работать, проявлять инициативу и принимать на себя

всю ответственность за предлагаемые нами идеи, модели, программы.

Опыт появляется только у тех, кто работает. Клубу “Контакты-1” дает

возможность работать и доказывать свою полезность обществу Президентская

программа “Дети России”.

Целевая программа реабилитации

детей - инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра

“Ивма” города Калуги

Актуальность проблемы

Реабилитационный центр “Ивма”- некоммерческое, благотворительное

объединение семей, имеющих детей- инвалидов, уже более 5-ти лет занимается

учебно- педагогическими работами, направленными на помощь аномальным детям

и их родителям.

В течение ряда лет центр ведет постоянно корректируемую, компьютерную

базу по аномальным детям г. Калуги. Сейчас она насчитывает 985 детей-

инвалидов, получающих социальные пособия (без учета психических больных, а

их по их данным это около 30% от общего числа):

- 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из них - тяжелые постельные больные;

- 11% с заболеванием глаз и тугоухостью;

- 17% с различными анатомическими отклонениями (сколиозы, косолапие,

вывихи врожденные, отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).

Как правило, эти заболевания приводят к задержке психического развития

детей, а в дальнейшем - к тяжелым психическим недугам при отсутствии

грамотных реабилитационных мероприятий. Статистика показывает, что если при

рождении психическими расстройствами страдают лишь около 10% детей -

инвалидов, то к 16 годам около 30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60 годам более

90% инвалидов с детства страдают психическими заболеваниями.

Следует признать, что из всего количества детей, а их в Калуге менее

70 тысяч, детей - инвалидов около 1,4%. Если принять экспертную оценку

российских врачей по тяжелой инвалидности детей, то 4,5% или 3150 детям в

городе следует назначить социальные пособия (пенсии) по инвалидности.

Из них:

- ортопедических больных - 1300;

- с нарушением психического развития - 360;

- хирургических больных - 219;

- с детским церебральным параличом (ДЦП) - 159. То есть не менее 50%

детей - инвалидов имеют сохранный интеллект.

Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что

каждый ребенок- инвалид сможет постоянно находиться в специальном

реабилитационном центре: нет экономических условий для их строительства и

создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято

соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут

адаптироваться в обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция

ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского

дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием

реабилитационного потенциала семьи.

Основные цели и задачи

Основные задачи Реабилитационного центра и создаваемых им клубов можно

объединить блоками.

Информационно-методический блок

Создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения

выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей:

- создание достоверной системы учета детей-инвалидов, позволяющей

получать информацию об уровне детской инвалидности, ее динамику, проблемы,

потребности и интересы детей и их семей;

- создание пункта сети или использование существующей электронной сети

информационного обмена по проблемам детской инвалидности;

- освоение новых информационных и диагностических технологий при

работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации блока этих задач центр:

- разрабатывает анкеты, тесты, программы и методики работы с детьми-

инвалидами;

- проводит работу по оснащению телекоммуникационной системы

(компьютер, модем, программное обеспечение);

- проводит техническое оснащение современными средствами тестирования

и диагностики детей, информационной технологии обучения.

Учебно - педагогический блок

Блок, изначально ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги

мне сделать все самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое, но

сам. Это:

- реализация Принципа детерминированной динамической Среды, создающей

условия воспитания и развивающего обучения детей-инвалидов на основе

методик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского

К.Э. и Ушинского К.Д.

Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую

деятельность:

- проводит интеграционную, педагогическую работу на экспериментальных

площадках по инновационным направлениям работы с детьми-инвалидами;

- решает вопросы обеспечения дидактическими материалами, Монтессори

материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы,

компьютерными программами и т.п.

Блок прагматической школы

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни: -

предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение

надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда,

преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и

информационной, компьютерной области.

Центр в своей работе:

- способствует созданию и расширению сети учебно-производственных

мастерских, подсобных хозяйств, с помощью которых дети могут получить

необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом

оснащении надомного труда.

Инженерный блок

Создан из-за существенного возрастания насыщенности современного

информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного

диагностического и коррекционного оборудования. Это:

- расширение потенциальных возможностей детей-инвалидов с помощью

реабилитационных технических средств.

Центр:

- решает вопросы обеспечения необходимым оборудованием для

конструирования и изготовления в местных условиях устройств,

приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих возможности ребенка-

инвалида.

Блок медицинского оздоровления

Естественное желание родителей, имеющих детей с аномалиями в

развитии, это:

- медицинское оздоровление детей-инвалидов, направленное на

восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

Центр:

- проводит работы по созданию оздоровительных кабинетов нетрадиционной

медицины, разрабатывает системы и методики медицинского оздоровления

аномальных детей.

Блок духовного развития это:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.