на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей-инвалидов


только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые

воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения

к семье и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает

на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых

живы. Это дети- инвалиды, на которых до сих пор оказывает влияние семья,

хотя они и не живут в ней. Наличие родителей, стремление к ним в какой-то

степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению

своих родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное

впечатление об окружающих людях. Семья оказывает то влияние на ребенка,

которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные

или искусственно создаваемые условия.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему

социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего они

связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований,

которые предъявляет окружающий социум.

В связи с ограничением социальных контактов детей-инвалидов процесс

их социальной реабилитации затруднен. Существенным образом он зависит от

тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют

требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник

интерната прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и

взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы

отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-

инвалидов в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими

детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного

социального развития.

Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс

формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу

отношений человека к различным ценностям материального, морального и

духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах,

убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации

у детей-инвалидов существенным образом отличаются от ценностных ориентаций

здоровых детей.

Исследование психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью

они считают силу, которая способна их защитить.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления

личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность

имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает

ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и

между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об

определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и

осмысление их значимости.

Включение детей-инвалидов в социальную деятельность является процесс,

в ходе которого происходит следующее:

+ выработка критериев, определяющих выбор деятельности;

+ формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

+ приобретение опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-инвалидов имеет решение первой задачи,

так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и

способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух

важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-

инвалидов в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них

личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и

субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности,

субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального

взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку

более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является

общение. Для воспитанника интернатного учреждения круг общения и его

содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социальной реабилитации – самопознание личности, которое

предполагает становление в человеке «образа собственного Я», возникающего у

него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека

под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три

компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя);

поведенческий (отношение к себе). Процесс социальной реабилитации

предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка

самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек

видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению

ребенка о себе. Дети-инвалиды либо завышают, а чаще занижают свои

возможности в решении социальных проблем.

Исследования особенностей психологического развития воспитанников

интерната традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее

психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор,

препятствующий полноценному психическому развитию. Идея «дефицитарности»

вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-

инвалидам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально

приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью

достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в

большинстве исследований проблем инвалидов их меньшая социальная

адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни.

Рассматривая ситуацию инвалидности как стрессовую, необходимо

учитывать факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация способна

пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать формированию

продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями. Механизмы эти

не универсальны и не могут быть предложены в качестве одинаковых для всех

образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в систему воспитания

в интернатах. Это обстоятельство приводит к тому, что воспитанники

интерната характеризуются некоторой "унифицированностью" личностной

структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в различных

жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех ситуациях,

когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает агрессивное

и деструктивное поведение, которое может быть направлено как во внешний

мир, так и на собственную личность.

Глава II

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов

В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач:

адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути

противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от

многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к

условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию

совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях,

которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение

задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися

противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже

время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у

него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным

действиям.

Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении

обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом

сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если

сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок

из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и

не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки

с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка

при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами

возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку

в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим

отношениям.

Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда,

когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный

характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли

(отсутствие условий для социальных проб).

Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума

наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются

границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между

мужским и женским образом жизни).

В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача

самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по

поводу способов ее воплощения.

Условия организации жизни деятельности детей в интернатах создают

внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной

группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с

особенностями их психического развития.

Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата "базового

доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие

таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,

социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом

межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового

доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,

агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического

механизма - с другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие

автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое

поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,

учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское

"мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может

провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической

зависимости.

Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают

гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный

конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм

отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать

такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира),

отставание в социальном развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему

социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни

связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований,

которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем

и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в

социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к

существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым

поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной

проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения

ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям

(автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных

установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая

готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в

возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к

самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке

ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут

рассматриваться только в комплексе.

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации

Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-

инвалида, необходимые для преодоления трудностей социальной реабилитации и

некоторые психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать

трудности социальной реабилитации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему

дифференцированных отношений.

1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ

пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его

естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых

потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность,

позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к

"выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная

линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение

потребностей по мере их возникновения.

В условиях интерната эти способности могут длительное время

оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические

воздействия для их актуализации, "взращивания".

Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может

сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как

автономия.

Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя

"отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию.

Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни -

речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия,

когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему

является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит

с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то.

Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от

других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она

осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие

собственного тела (правильное к нему отношение), и умение им пользоваться,

причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к

своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою

очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное

отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это

достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители

участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают,

к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему,

что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка

информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность

"экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим

его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели,

забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

В условиях воспитания ребенка в интернате поддержание границ

собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях

их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с

ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя

заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его

принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные

спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений,

включающие возможные передвижения и вращение тела в пространстве с

преодолением ряда препятствий.

Для развития и поддержания автономии в условиях интерната необходимо

предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных

потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть

разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему

спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто

известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение

личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных

игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих

личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с

помощью воспитателя по собственному замыслу.

В условиях интерната для формирования способности к социальной

активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные

способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом

эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может

быть обеспечено выделением в рамках интерната условных семей, поддержанием

контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением ребенка к

определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.

К подростковому возрасту начинает формироваться потребность

самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым

сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им

обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие впечатления

произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются

избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это

позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми

качествами он по сравнению с ними обладает

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в

интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем

жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь

возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-

то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток

приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий

своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии.

Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-

то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и

закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять

функцию семьи, но эта функция отрицательна.

2. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в

разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим

собой, сохраняя собственные границы.

Характерная особенность этой способности в том, что потребности в

самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется

взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами

собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении

подменяется потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые

вопросы самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом

запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем

надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку.

3. Способность к овладению социально-ролевым поведением через систему

дифференцированных отношений обычно формируется за счет того, что в

условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для

ребенка различных лиц из его социального окружения. Уже для маленького

ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем

социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов

расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет

ребенку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать,

например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей

собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители "ходят на работу",

где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

В условиях интерната отношения "взрослый-ребенок" и "ребенок-

ребенок", как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений

ребенка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения

возможно за счет включения воспитателя в ролевую игру детей в

нетрадиционной для него роли ребенка, например, в игре в "школу"

воспитатель берет на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Это позволяет

ребенку преодолеть жесткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.

При организации игр по правилам в интернатах желательно участие в

них воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство

воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять

свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен

подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-

противника.

Деятельность педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде

всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации.

Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности

их профессиональной позиции.

Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции

в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями – процесс,

растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.