на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей-инвалидов


Социальная реабилитация детей-инвалидов

Содержание

Введение 2

Глава I

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

1. Содержание понятий инвалидность и реабилитация,

виды реабилитации 5

2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья 22

3. Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне

семьи 33

Глава II

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.

1. Трудности социально-психологической реабилитации

детей-инвалидов 41

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной

реабилитации 45

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50

Заключение 77

Список использованной литературы 87

Приложение 90

Введение.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с

нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть

жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными

возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция

роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за

последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете

свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но

фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно

насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными

наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение

жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая

обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании,

общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение

детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему

общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер,

средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры

по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих

мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса

социальной реабилитации.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом

исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,

философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты

вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и

стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и

детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя

из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание,

патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию

ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость,

обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный

социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства,

неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель

определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский

характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих

человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является

изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в

специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно -

иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие

"человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще

использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории

взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения

социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается

медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной

проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -

государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов

со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,

недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного

образования. Эта проблема является следствием не только субъективного

фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья

ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного

сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида

архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и

талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но

обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу

обществу ему мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся

человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных

потребностей в познании, общении, творчестве;

- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему

инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно

пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему

социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения,

препятствующие процессам его социальной реабилитации и

индивидуального развития.

Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-

инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения

поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды

реабилитации;

- рассмотреть современные направления и основные методы

социальной реабилитации детей-инвалидов

Глава I

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

1.1 Содержание понятия инвалидность и реабилитация инвалидов, виды

реабилитации

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из

наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и

социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны,

увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических,

психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны,

представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее

права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей

стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной

деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это

любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или

частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу

недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или

умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии

Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность

определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими,

психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и

иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть

интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества

на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано

адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность,

для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает

силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии,

вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им

сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное

участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую

заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с

учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу

о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа

к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского

обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и

доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по

возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и

развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.[1]

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах

умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной

степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее

медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение,

восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им

развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно

трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру

своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и

удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при

наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье

или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц

должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в

специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия

жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах

ООН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и

несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и

психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны

жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила

обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Отчет о мировом развитии за 1993 г., выполненный по заказу Всемирного

банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии

оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эффективные

каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения.

Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования

семьи, лечение болезней, характерных для детей и подростков, не только

улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и значительно сокращают

суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой

преждевременной смерти. Ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без

болезней и вызванных ими страданий и ограничений, причем к показателям,

связанным с качеством жизни, относится и социальное функционирование.

В соответствии с Законом СССР. "Об основных началах социальной

защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря

1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением

жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков

нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица

выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности

осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль

за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность,

приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и

роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к

самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой

деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного

окружения человека — семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность,

ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских

явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления

ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические,

психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи

инвалидам — взрослым или детям — основываются на социально-экологической

модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными

возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие

заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности

физического и социального окружения к их специальным потребностям,

предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения,

ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой,

могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для

некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные

возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать

социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например,

ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии

специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные

затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или

нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его

социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков,

необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования

интеллектуальной сферы.

Семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.

Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют

жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Более того, вполне

вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими

факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для

заработка, отдыха, социальной активности. Поэтому те задания по оказанию

помощи детям, которые их родители получают от специалистов, не должны

препятствовать нормальной жизнедеятельности семьи.

Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени,

воздействуя на способы семейных отношений. Жизненный цикл семьи обычно

состоит из семи стадий развития, в каждой из которых стиль ее

жизнедеятельности относительно устойчив и каждый член семьи выполняет

определенные задачи сообразно своему возрасту: брак, рождение детей, их

школьный возраст, подростковый возраст, «выпуск птенцов из гнезда»,

постродительский период, старение. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы

к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям.

Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов

жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Рассмотрим периоды

жизненного цикла семьи ребенка-инвалида:

. I) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии,

эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2.) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка,

организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций

группы сверстников;

3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания

ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью,

изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны),

планирование будущей занятости ребенка;

4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной

ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания

повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации

члена семьи — инвалида;

5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами

(например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со

специалистами по месту проживания ребенка.

Конечно, к некоторым семьям невозможно применить теоретическую модель,

содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие

стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни

ребенка; к тому же наличие и качество социальной поддержки может усилить

или смягчить воздействие затруднительной ситуации.

Маленькие дети, имеющие недостатки развития, живут в семье, которая,

являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более

широкий социальный контекст. Социально-экологическая модель социальной

работы включает индивидуальные особенности организма и особенности среды

вместе с социально-психологическими характеристиками и интеракциями в

единую систему. Согласно этой модели изменение в любой части этой системы

вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым потребность в

системной адаптации, достижении баланса.

Социально-экологическая модель применима к анализу проблем семьи

инвалида и ребенка-инвалида в современной России, открывая возможность

рассмотрения уровней микро -, мезо -, экзо- и макросистемы.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в

семье. Подобно теории семейных систем и социально-экологической модели,

микросистема состоит из следующих подсистем: мать — отец, мать — ребенок-

инвалид, мать - здоровый ребенок, отец — ребенок-инвалид, отец — здоровый

ребенок, ребенок-инвалид — здоровый ребенок. В связи с этим проблемы,

возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной

подсистеме внутрисемейных контактов:

• мать— отец. Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до

рождения больного ребенка; проблемы в связи с рождением ребенка-инвалида;

• мать— ребенок-инвалид. Матери по традиции приходится нести основную

тяжесть забот по уходу за ребенком-инвалидом и организации его жизни; она

часто находится в состоянии депрессии и ощущает чувство вины;

• мать — здоровый ребенок. Мать должна уделять достаточное внимание

здоровому ребенку и удерживаться оттого, чтобы навязывать ему чрезмерные

заботы о ребенке с нарушением развития;

• отец — ребенок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени

общения отца с больным ребенком и его участия в жизни семьи в целом;

• отец — здоровый ребенок. Потенциальные проблемы сходны с теми, которые

возникают в подсистеме «мать — здоровый ребенок»;

• ребенок-инвалид — здоровый ребенок. Братья и сестры больного ребенка

ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью;

ребенок-инвалид стремится «поработить» брата или сестру; здоровые дети

формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с

ограниченными возможностями.

Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий

спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы

— это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно

взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального

обслуживания, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, а также специальные

реабилитационные или образовательные программы.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может

быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие группы могут

также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику,

предлагая инициативы органам принятия решений. Ассоциации родителей детей с

ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов,

но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи

своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной

поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах

неодинаковы.

В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать

непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на

семью:

• средства массовой информации, которые влияют на формирование

стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с

ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как

жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные,

уверенные в себе личности с сильной волей;

• система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными

нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большой степени

нуждаются в помощи системы здравоохранения;

• система социального обеспечения. В современной России для большинства

семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная

поддержка государства являются весьма существенными;

• образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип

их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы,

доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и

уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями. Для

детей-инвалидов обучение посильной и доступной профессии, пользующейся в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.