на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная реабилитация детей-инвалидов


родителей (например, о том, чему, где и как они хотели бы учить своего

ребенка).

Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть

готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных

барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным

работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации)

может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при

отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с

ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного

снижает эффективность социально-реабилитационных услуг — это может

подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными

возможностями или специалист реабилитационного центра.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие,

обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения

характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство»,

поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности

родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен

знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в

индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это такой стиль

отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей

эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от

друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных

усилий, опыта, знаний.

Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и

стратегий. Даже супруги могут весьма отличаться друг от друга своими

установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с

одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному

партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех

же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к

проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса.

Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и

родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно,

отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое

решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представления о

потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного

уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров,

поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем

другой.

Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей

так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере,

по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность

высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и

достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им

нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких

проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их

ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать

индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется

уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной

коммуникации.

Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи

ребенка, понимать важности тех или иных занятий, проявлять инициативу. Если

эксперт злоупотребляет своей позицией, подчеркивает свою важность,

предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения

зависимости от него родителей, снижения их самостоятельности и уверенности

в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими

чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать

стесненность в его присутствии. Разумеется, родителям и команде

специалистов следует совместно принимать решения.

В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной

реабилитации при установлении партнерства с родителями детей-инвалидов

должен:

• избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать

и достигать договоренности;

• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность,

чтобы установить доверительные отношения с родителями;

• давать необходимые объяснения;

• не предпринимать ничего в одиночку.

Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того,

как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой

родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между

семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу

и без участия социального работника. Рассмотрим эти тактики.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе

его:

- обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда,

квартиры;

- старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и

взрослыми членами семьи;

- интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;

- интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного

возраста);

- отвечает на вопросы родителей;

- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают

его;

- демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

- снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует

результаты;

- демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать

увиденное вместе.

• Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам)

и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,

присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);

Социальный работник:

организует консультацию с представителями других служб, если это

необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может

помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);

предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию

ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;

приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды

специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.

самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям

выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;

организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом

выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или

оценивания;

передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на

дому;

обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их

ребенка и хранятся в папке;

приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к

участию в проведении занятий;

организует для родителей встречу со студентами- практикантами или

сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали

мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:

- запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном

дневнике (например, каждую неделю);

- анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со

специалистом;

- представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов

реабилитации;

- письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным

работником с участием других специалистов;

- контакты по телефону;

- выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по

рекомендации специалиста;

- выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;

- заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей

ребенка;

- проведение родителями на дому игр и занятий;

- занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;

- предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки

материалов, касающихся их ребенка;

- выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном

центре песен, стихов, перечня упражнений;

- перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям

вместе с детьми.

3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает

следующее:

- встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для

занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка,

обсуждение планов на будущее;

- выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

- организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры,

последующие практические занятия на дому;

- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

- показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и

смысла;

- организация открытого урока или занятия со специалистом;

- открытый день или вечер в реабилитационном центре;

- организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и

специалистами, ассоциации родителей и специалистов;

- привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий,

праздников, фестивалей;

- помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк,

на ипподром, спортивные состязания и т.д.);

- интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших

ожиданиях.

4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:

- предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о

квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании

занятий;

- рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких

случаях следует обращаться к конкретным специалистам;

- подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;

- организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете

или Уголке для родителей;

- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся

мероприятиям, возможностям отдыха;

- подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания,

проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации

результатов;

- выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов;

- рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения

родителей об услугах;

- подготовка видеопрограммы для родителей;

- организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители

ожидают детей;

- составление статей для местных журналов или газет, предоставление

родителям вырезок из журналов и газет;

- подготовка учебного пособия или руководства для родителей.

5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:

- способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;

- организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился

ребенок, требующий реабилитационных услуг;

- помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;

- участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном

месте;

- привлекать отцов к починке или наладке оборудования;

- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах

школ и реабилитационных центров;

- добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в

работу общественных организации, оказывающих влияние на развитие

законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений

психолого-медико-педагогической комиссией;

- помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для

детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные

возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что

взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда

и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в

жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном

процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с

матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные

пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или

к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с

мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что

социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять

письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с

социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует

морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-

инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:

. работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один

куратор, координирующий действия остальных;

. обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев:

. организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где

можно делиться успехами или обсуждать неудачи, находить совместное решение

проблемы;

. использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для

подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

Существуют шесть компонентом успеха взаимодействия специалистов и

родителей, в частности посещений семьи на дому:

• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз

в неделю, в две недели или в шесть недель);

• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;

• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;

• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,

родственников;

• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о

ребенке, но и обо всей семье);

• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы

(обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник,

психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию

родителей к сотрудничеству.

1.3 Особенности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов,

проживающих вне семьи

Рассматривая особенности социальной реабилитации детей-инвалидов,

проживающих вне семьи, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих

подходах к этому явлению.

Под социальной реабилитацией понимают процесс становления человека в

системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек

становится частью социальной общности, какой – либо группы людей,

организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных

норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он

реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие

его от других обитателей Земли.

Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для

того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет

развиваться и воспитываться в социальной среде, в полноценном обществе

людей. История Маугли – это сказка. Человек выросший среди зверей, как

показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле

этого слова.

Существует два подхода к пониманию сущности социальной реабилитации,

различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного

развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса

социальной реабилитации определяется заинтересованностью общества в том,

чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать

в производственной деятельности, создавали прочные семьи, были

законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект

социальной реабилитации.

Другой подход связан с тем, что ребенок-инвалид становится полноценным

членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социальной

реабилитации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные

ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития,

самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу,

активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои

жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует

современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не

только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на

жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он

имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен

в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все

люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают

это каждый по-своему.

Процесс социальной реабилитации существенным образом зависит от тех

норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые

обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную

деятельность.

В процессе социальной реабилитации формируется личность, которая

определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных

отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и

т.д. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором

средств, специфических для того или иного общества, того или иного

социализируемого возраста. Особое значение для педагогического понимания

сущности социальной реабилитации и личности ребенка имеет изучение факторов

и механизмов социальной реабилитации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него

определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос,

планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на

социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в

определенных странах. Вторая – мезофакторы, т.е. условия социализации

больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу

поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по

принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,

телевиденье, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так

и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся: семья, группы

сверстников, организации, в которых происходит социальное воспитание

(учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние

микрофакторов на развитие инвалида осуществляется через агентов социальной

реабилитации, т.е. лиц во взаимодействии с которыми протекает его жизнь

(родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир

отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей.

Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти

роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека

играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он

находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно

участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые

приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям,

появляется человек как социальный феномен.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть

осуществлена только после представления человека об этой роли («образ»

роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных

наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений

искусства, под влиянием средств массовой информации и других источников.

Для ребенка-инвалида, который воспитывается вне семьи, микрофакторы

социальной реабилитации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для

ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми

агентами социальной реабилитации для него выступают коллектив, сверстники,

воспитатели интерната и т.д. При этом должно происходить социальное

самоопределение – выбор детьми – инвалидами своей роли и позиции в общей

системе социальных отношений, предполагающей их включённость в эту систему

на основе сформировавшихся интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной

социальной роли. Такие представления у детей – инвалидов часто бывают

искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой

образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка

контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что

образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой

ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка

о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение

сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной

роли. Это касается ролей члена семьи и других ролей с ними

взаимодействующих. Формируется ложное представление о своей социальной роли

как инвалида. Эта роль будет реализовываться человеком в течение всей его

жизни.

Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые

никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.