на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв


утешительную да сноху мою послать ко мне, - ибо нет в ней ни зла, ни добра,

- чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не

видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти

ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя,

и села бы она, как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в

Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от

тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не

занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди,

мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну

моему: "Сошлись с отцом", десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших.

Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить.

Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли

зла. И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла

своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь

добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я

тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не

дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от

кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если

же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я

в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому

что я человек.

Если тебе хорошо, то... если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын

твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на

своем хлебе, об этом и рядись; если же хочешь их убить, то вот они у тебя

оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты

хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе

отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не

сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали:

пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не

хочет добра и мира христианам, тому от Бога не видать мира душе своей на

том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом,

сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

"Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим

заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, отче,

устам моим не запрещай взывать к тебе: милостивый, помилуй падшего!".

"Упование мое - Бог, прибежище мое - Христос, покров мой - Дух Святой!".

"Надежда и защита моя, не презри меня, благая! Тебя имею помощницей в

печали и в болезни и во всех бедах, и тебя славлю, воспетая! Разумейте и

видьте, что я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела,

опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему". "Преклонись, душа

моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их и

каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и

очистись". Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань

молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева и печали, и тления,

и греха, и бед, чтущие память твою верно. Град свой сохрани, Дева, Матерь

чистая, который царствует честно под твоим покровительством, пусть он тобой

укрепляется и на тебя надеется, побеждает во всех битвах, ниспровергает

врагов и заставляет их подчиняться. "О воспетая Матерь, родившая святейшее

из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и

от грядущей муки - к тебе взывающих. Молимся тебе, рабы твои, и преклоняем

колена сердца нашего: склони ухо твое, чистая, и спаси нас, вечно в скорбях

погруженных, и соблюди от всякого пленения вражеского твой город,

Богородица! Пощади, Боже, наследие твое, прегрешения наши все прости, видя,

что мы молимся теперь тебе, на земле родившей тебя без семени, земную

милость, соблаговолившую воплотиться, Христе, в человека". Пощади меня,

Спасе, родившийся и сохранивший родившую тебя нетленною по твоем рождении,

когда воссядешь судить дела мои, как безгрешный и милостивый, как Бог и

человеколюбец! Дева Пречистая, неискушенная браком, Богом обрадованная,

верующим наставление! Спаси меня, погибающего и к сыну твоему вопиющего:

"Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на

вечный огонь, не обличай меня яростью своею, - молит тебя Дева чистая,

родившая тебя, Христе, и множество ангелов и мучеников сонм.

Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому и подобает честь и

слава. Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и вечно во веки!".

Теперь же хочу поведать, о чем слышал 4 года назад и что рассказал мне

Гюрята Рогович новгородец, говоря так: "Послал я отрока своего в Печору, к

людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда

пошел в землю Югорскую, Югра же - это люди, а язык их непонятен, и соседят

они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: "Дивное мы

нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это еще три года назад;

есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в

горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из

нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять

языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто

даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор

непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до

них; идет он и дальше на север". Я же сказал Гюряте: "Это люди, заключенные

Александром, царем Македонским", как говорит о них Мефодий

Патарский: "Александр, царь Македонский, дошел в восточные страны до моря,

до так называемого Солнечного места, и увидел там людей нечистых из племени

Иафета, и нечистоту их видел: ели они скверну всякую, комаров и мух, кошек,

змей, и мертвецов не погребали, но поедали их, и женские выкидыши, и скотов

всяких нечистых. Увидев это Александр убоялся, как бы не размножились они и

не осквернили землю, и загнал их в северные страны в горы высокие; и по

Божию повелению окружили их горы великие, только не сошлись горы на 12

локтей, и тут воздвиглись ворота медные и помазались сунклитом; и если кто

захочет их взять, не сможет, ни огнем не сможет сжечь, ибо свойство

сунклита таково: ни огонь его не может спалить, ни железо его не берет. В

последние же дни выйдут 8 колен из пустыни Етривской, выйдут и эти скверные

народы, что живут в горах северных по велению Божию"".

Но мы к предыдущему возвратимся, - о чем ранее говорили. Олег обещал

пойти к брату своему Давыду в Смоленск, и прийти с братом своим в Киев, и

договор заключить, но не хотел того Олег сделать, а, придя в Смоленск и

взяв воинов, пошел к Мурому, а в Муроме был тогда Изяслав Владимирович.

Пришла же весть к Изяславу, что Олег идет к Мурому, и послал Изяслав за

воинами в Суздаль, и в Ростов, и за белозерцами, и собрал воинов много. И

послал Олег послов своих к Изяславу, говоря: "Иди в волость отца своего к

Ростову, а это волость отца моего. Хочу же я, сев здесь, договор заключить

с отцом твоим. То ведь он меня выгнал из города отца моего. А ты ли мне

здесь моего же хлеба не хочешь дать?". И не послушал Изяслав слов тех,

надеясь на множество воинов своих. Олег же надеялся на правду свою, ибо

прав был в этом, и пошел к городу с воинами. Изяслав же исполчился перед

городом в поле. Олег же пошел на него полком, и сошлись обе стороны, и была

сеча лютая. И убили Изяслава, сына Владимирова, внука Всеволодова, месяца

сентября в 6-й день, прочие же воины его побежали, одни через лес, другие в

город. Олег же вошел в город, и приняли его горожане. Изяслава же, взяв,

положили в монастыре святого Спаса, и оттуда перенесли его в Новгород, и

положили его в церкви святой Софии, на левой стороне. Олег же по взятии

города перехватал ростовцев, и белозерцев, и суздальцев, и заковал их, и

устремился на Суздаль. И когда пришел в Суздаль, сдались ему суздальцы.

Олег же, замирив город, одних похватал, а других изгнал и имущество у них

отнял. Пошел к Ростову, и ростовцы сдались ему. И захватил всю землю

Муромскую и Ростовскую, и посажал посадников по городам, и дань начал

собирать.

И послал к нему Мстислав посла своего из Новгорода, говоря: "Иди из

Суздаля в Муром, а в чужой волости не сиди. И я с дружиною своей пошлю

просить к отцу моему и помирю тебя с отцом моим. Хоть и брата моего убил

ты, - неудивительно то: в бою ведь и цари и мужи погибают". Олег же не

пожелал его послушать, но замышлял еще и Новгород захватить. И послал Олег

Ярослава, брата своего, в сторужу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав

же посоветовался с новгородцами, и послали Добрыню Рагуиловича вперед себя

в сторужу; Добрыня же прежде всего перехватал сборщиков дани. Узнал же

Ярослав, стоя на Медведице в сторуже, что сборщики схвачены, и побежал в ту

же ночь, и прибежал к Олегу, и поведал ему, что идет Мстислав, а сторожи

схвачены, и пошел к Ростову. Мстислав же пришел на Волгу, и поведали ему,

что Олег повернул назад к Ростову, и пошел за ним Мстислав. Олег же пришел

к Суздалю и, услышав, что идет за ним Мстислав, повелел зажечь Суздаль

город, только остался двор монастырский Печерского монастыря и церковь

тамошняя святого Дмитрия, которую дал монастырю Ефрем вместе с селами. Олег

же побежал к Мурому, а Мстислав пришел в Суздаль и, сев там, стал посылать

к Олегу, прося мира: "Я младше тебя, посылай к отцу моему, а дружину,

которую захватил, вороти; а я тебе буду во всем послушен". Олег же послал к

нему, притворно прося мира; Мстислав же поверил обману и распустил дружину

по селам.

И настала Федорова неделя поста, и пришла Федорова суббота, и когда

Мстислав сидел за обедом, пришла ему весть, что Олег на Клязьме, подошел,

не сказавшись, близко. Мстислав, доверившись ему, не расставил сторожей, -

но Бог знает, как избавлять благочестивых своих от обмана! Олег же

расположился на Клязьме, думая, что, испугавшись его, Мстислав побежит. К

Мстиславу же собралась дружина в тот день и в другой, новгородцы, и

ростовцы, и белозерцы. Мстислав же стал перед городом, исполчив дружину, и

не двинулся ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, и стояли друг

против друга 4 дня. И пришла к Мстиславу весть, что "послал тебе отец брата

Вячеслава с половцами".

И пришел Вячеслав в четверг после Федорова воскресенья, в пост. А в

пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав пошел против него с

новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров половчанину,

именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом крыле. И

Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег стяг

Владимиров, и испугался, и ужас напал на него и на воинов его. И пошли в

бой обе стороны, и пошел Олег против Мстислава, а Ярослав пошел против

Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с

коней новгородцы, и соступились на реке Кулокше, и была сеча крепкая, и

стал одолевать Мстислав. И увидел Олег, что двинулся стяг Владимиров, и

стал заходить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав. Олег

же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам пошел в Рязань.

Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и взял своих

людей, ростовцев и суздальцев, и пошел к Рязани за Олегом. Олег же выбежал

из Рязани, а Мстислав, придя, заключил мир с рязанцами и взял людей своих,

которых заточил Олег. И послал к Олегу, говоря: "Не убегай никуда, но пошли

к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу

просить за тебя". И обещал Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись в

Суздаль, пошел оттуда в Новгород, в свой город, по молитвам преподобного

епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВЕЛЕСОВА КНИГА

Перевод: Бус Кресень(Александр Игоревич Асов)

Оглавление

Прославление великого Триглава

Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ

Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ

Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ

Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ

Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ

Прославление великого Триглава :

II 11а

"И вот начните,

во-первых - главу пред Триглавом склоните!"

- так мы начинали,

великую славу Ему воспевали,

Сварога - Деда богов восхваляли,

что ожидает нас.

Сварог - старший бог Рода божьего

и Роду всему - вечно бьющий родник,

что летом протек от кроны,

зимою не замерзал,

живил той водою пьющих!

Живились и мы, срок пока не истек,

пока не отправились сами к Нему

ко райским блаженным лугам!

И Громовержцу - богу Перуну,

Богу битв и борьбы

говорили:

"Ты, оживяющий явленное,

не прекращай колеса вращать!

Ты, кто вел нас стезею правой

к битве и тризне великой!"

О те, что пали в бою,

те, которые шли, вечно живите вы

в войске Перуновом!

И Свентовиту мы славу рекли,

он ведь восстал богом Прави и Яви!

Песни поем мы Ему,

ведь Свентовит - это Свет.

Видели мы чрез Нем Белый Свет.

Вы посмотрите - Явь существует!

Нас Он от Нави уберегает -

Мы восхваляем Его!

Пляшущего мы воспевали,

к нашему Богу взывали мы,

ибо тот Бог - Землю нашу носил,

звезды держал,

Свет укреплял.

Славу творите во всем Свентовиту:

"Слава Богу нашему!"

Скорбите же сердцем нашим -

этим вы смели отречься

от злого деяния нашего,

и так притекли к добру.

Пусть обнимаются дети!

И творите:

"Все сотворенное

не может войти в расторгнутый ум!"

Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,

ибо тайна та велика есть:

как Сварог и Перун -

- есть в то же время и Свентовит.

Эти двое охватывают небо,

сражаются тут Чернобог с Белобогом

и Сваргу поддерживают,

чтоб не был повержен тот бог Свентовит.

За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.

Затем - Вышень, Леля, Летеница.

II 11б

Затем Радогощ, Крышень и Коляда,

за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.

А вот Белояр, Ладо, также Купала,

и Сенич, и Житнич, и Венич,

и Зернич, Овсенич, и Просич,

и Студич, и Ледич, и Лютич.

За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,

и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,

и Пчелич, Ирестич, и Кленич,

Озернич, и Ветрич, Соломич,

и Грибич, и Лович, Бесидич,

и Снежич, и Странич, и Свендич,

и Радич, Свиетич, Корович,

и Красич, и Травич, и Стеблич.

За ними суть -

Родич, Масленич, и Живич,

и Ведич, и Листвич, и Цветич,

и Водич, и Звездич, и Громич,

и Семич, и Липич, и Рыбич,

Березич, Зеленич, и Горич,

и Страдич, и Спасич, Листвеврич,

и Мыслич, и Гостич, и Ратич,

и Стринич, и Чурич - Родич,

и тут Семаргл-Огнебог -

он чистый и яростный, быстро рожденный.

То суть - Триглавы всеобщие.

Сюда ты придешь,

и тут же служитель ворота откроет,

и пустит сюда -

в прекрасный сей Ирий.

Течет Ра-река там,

та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.

И Числобог наши дни здесь считает.

Он творит свои числа богам,

быть дню Сварожьему, быть ли ночи.

И дни отсекает,

поскольку он - явский,

он сам в божьем дне.

В ночи ж никого нет,

лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.

Славься Перун - бог Огнекудрый!

Он посылает стрелы в врагов,

верных ведет по стезе.

Он же воинам - честь и суд,

праведен Он - златорун, милосерд!

II 7е

Как умрешь,

ко Сварожьим лугам отойдешь,

и слово Перуницы там обретешь:

"То никто иной - русский воин,

вовсе он не варяг, не грек,

он славянского славного рода,

он пришел сюда, воспевая

Матерь вашу,

Сва Матерь нашу, -

на твои луга,

о великий Сварог!"

И Сварог небесный промолвит:

"Ты ступай-ка, сын мой,

до красы той вечной!

Там увидишь ты деда и бабу.

О как будет им радостно, весело

вдруг увидеть тебя!

До сего дня лили слезы они,

а теперь они могут возрадоваться

о твоей вечной жизни

до конца веков!

Той красе ты еще не внимал,

ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).

Вы же все не такие, как греки,

вы имели славу иную

и дошли до нашего Ирия,

здесь цветы увидели чудные,

и деревья, а также луга.

Вы должны тут свивать снопы,

на полях сих трудиться в жатву,

и ячмень полоть,

и пшено собирать

в закрома Сварога небесного.

Ибо то богатство иное!

На земле вы были во прахе,

и в болезнях все, и в страданиях,

ныне ж будут мирные дни".

Мы стояли на месте своем,

и с врагами бились сурово,

и когда мы пали со славою,

то пошли сюда, как и те.

И вот Матерь Сва бьет крылами

по бокам своим с двух сторон,

как в огне вся сияя светом.

И все перья Ее - иные:

красные, синие, рыже-бурые,

желтые, и серебряные,

золотые, и белые.

И так же сияет, как Солнце-царь,

и идет Она близ ясуни,

и так же сияет седьмой красой,

завещанной от богов.

И Перун, увидев Ее, возгремит

громами в том небе ясном.

И вот это - наше счастье,

и мы должны

прилолжть все силы,

чтоб видеть,

как отсекают

жизнь старую нашу от новой,

так точно, как рассекают

дрова в домах огнищанских.

И Матерь Слава

крылами бьет.

Идем мы под наши стяги,

и это - стяги ясуни!

Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ.

8/2 - 1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.

Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо ее

иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и поет она песни о

битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши,

которые ныне с неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы

не одни, а с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как

скачет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и

рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее,

ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить,

ибо это - источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в поля

синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то молоко по хлябям

небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко

сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны. И было так

- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем Русь, которая есть и

пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как

день умирает без Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и

приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в

Сварге по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до

врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить Велеса

от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими, и стояли мы

(пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов наших землю пахать, и

злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и

чтить Его как Отца божьего.

Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов наших и

водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были

русскими - славянами, которые богам славу поют и потому - суть славяне.

9а - 2. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов.

В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух

сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена

отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там

мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И

сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей

замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и

поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался

ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают

три мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им

Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти

себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям.

Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут

древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а

другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева,

и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три -

Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы

обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за

тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за

берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,

под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.