на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение


практической. В ТАО преподаватель и учитель становятся менеджерами

образования.

ТАО подразделяют (Н. В. Борисова) на не иммитационные и иммитационные

(контекстные). Все они приемлемы к инженерным дисциплинам.

Иммитационные - стажировка без должности, курсовые работы, дискуссии,

программированное обучение, проблемная лекция и другие.

Иммитационные - игровые и неигровые (конкретные ситуации - исследование

реальной обстановки). Метод анализа конкретных ситуаций по результатам

проведенных нами АРИЗ развивает аналитическое и конструкторско-

технологическое мышление студентов, образует системный подход к проблеме,

выделяет правильные и неправильные решения, позволяет выбрать критерии

оптимального решения ситуации (проблема, оценка, иллюстрация, упражнение),

устраняет когнитивные барьеры.

В центр ТАО ставится деловая игра как наиболее сложная технология

активного обучения контекстного типа, как универсальное и наиболее

эффективное средство обучения. Игровое проектирование (курсовое, дипломное)

зачастую перерастает в реальные проекты. Деловая игра разработки проекта с

педагогикой сотрудничества побуждает познавательную активность и учебную

деятельность студентов, содействует самостоятельности мышления и овладению

ЗУН.

Активными методами общетехнической подготовки являются соответствующие

научные дискуссии, деловые игры, моделирование производственных и

педагогических ситуаций. Они отражают суть будущей профессии, формируют

профессиональные качества личности будущего специалиста, являются полигоном

отработки профессиональных умений и навыков, содействуют анализу ошибок и

их сведению к минимуму в реальной действительности, устранению когнитивных

барьеров (педпрактика), трудностей вербального (словесного) и невербального

(жесты) общения.

Сущность проекта как деловой игры заключается в актуализации,

накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении

профессионального опыта личности преподавателя и ее развитии. Студенты

становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и собственной

личности.

Таким образом, творческий учебный проект студента представляет

идеальную модель деловой игры. В процессе проектирования и конструирования

используется модульный принцип, состоящий из последовательных блоков

действий (алгоритмов) и входящих в них операций. Блок действий в общем

случае включает обоснование актуальности проекта; выбор материалов;

разработку конструкции изделия, чертежей и технологии изготовления изделия;

непосредственно сам процесс изготовления; испытание и доработку;

безопасность, экономичность и экологичность изделия; защиту и оценку

проекта.

Контроль процесса конструкторско-технологической учебной деятельности

(подготовленности) студента представляет собой проверку хода и результата

усвоения материала, умений, знаний, навыков (УЗН) согласно цели по уровням

освоения: представление, воспроизведение, умения и навыки, творчество.

Причем, творчество проявляется в продуктивной активности человеческого

сознания в виде рационализаторства и изобретательства, на уровнях

субъективной и объективной новизны.

Наиболее эффективно зарекомендовало мотивационное учение посредством

умения выполнения творческих заданий с приобретением знаний и отработкой

навыков (ТММ, ОВЗ, Резание материалов, станки и инструменты). Учебная

инженерная деятельность (УД) представляет последовательность и сумму

ориентировочной основы действия (ООД), исполнительных действий (ИД) и

контрольных действий (КД). Результатом является инженерная подготовленность

как способность оперировать необходимыми и достаточными ЗУН для решения

инженерных задач и воспитанность как показатель отношения студента к

окружающему миру.

Свойства всесторонности оценки инженерной подготовленности студента:

объективность, качество и количество, точность, надежность, современность,

результативность.

Оценка в общем виде состоит из педагогического метода оценки и объекта

проверки и оценки.

Педагогический метод оценки предусматривает критерии оценки и включает

цель, содержание и формы задания - способ получения исходных данных.

Объект проверки и оценки или предмет оценивания включает результаты

деятельности: обученность, воспитанность, развитость способностей -

исходные данные.

Все это подлежит обработке с получением результатов по качеству и

показателей по эффективности и итогового результата (отметки).

Возможен рейтинговый контроль ЗУН: входной, текущий, рубежный,

итоговый, промежуточный (тестами), отсроченный (остаточные ЗУН).

Тест - инструмент и метод для измерения свойств человека. Это система

заданий, включающая не вопросы и задачи, а утверждения. Тесты

подразделяются на педагогические, психологические, социологические,

социально-психологические, культурологические и другие. Педагогический тест

представляет собой систему заданий возрастающей трудности специфической

формы.

Нормативно-ориентированный подход к тестированию позволяет сравнивать

учебные достижения студентов друг с другом. Критериально-ориентированный

подход позволяет выяснить, в какой степени студенты овладели необходимым

учебным материалом (в % высший и низший баллы). Тестирование популяций

осуществляется на всех студентах и таким образом выявляется сложность

теста.

Проводится выборка стандартизации - группа, которая адекватно отражает

состав популяции (репрезентативность выборки), для чего пропорционально

представлялись все возрастные (1 - 5 курсы) группы популяции. Результаты

проведения теста на этой выборке явились тестовыми нормами.

Сопоставлением индивидуального балла с нормами получается объективная

оценка каждого испытуемого по сравнению с уровнем подготовки других

студентов не зависимо от принадлежности к сильной или слабой группе.

Существует два вида критериально ориентированных тестов:

- оценка доли полного объема материала, которую усвоил испытуемый

(общая сумма ЗУН принимается за 100%). Уровень учебных достижений

определяется в %;

- перевод тестовых баллов в традиционную систему оценок в зависимости

от содержания и планируемой трудности теста, например: 100 - 90 % - 5

баллов, 90 - 80 % - 4 балла, 80 - 60 % - 3 балла, менее 60 % - 2 балла.

Содержание теста отражает цель, ЗУН, спецификацию как набор

описательных схем, репрезентативность заданий содержанию, системность

подхода к изучению и отражению учебного материала (деление на блоки).

Вопросы для самопроверки:

Роль общетехнических знаний и умений в современных технологиях

промышленных производств.

Показатели и критерии умений выполнения элементов профессиональной

подготовки.

Формирование конструкторско-технологического мировоззрения и умений в

процессе учебной проектной деятельности.

Системность в формировании инженерных умений.

Основные принципы инженерной проектной деятельности.

Методология обучения инженерным дисциплинам в преобразующей материальный

мир деятельности.

Мотивация, методы и формы инженерной преподавательской деятельности.

Обобщенные педагогические технологии преподавания общетехнических

дисциплин (проблемное, концентрированное, модульное и др. обучение).

Реализация технологий активного обучения (ТАО) через творческую проектную

деятельность как деловую игру.

Тестирование и его технологии в профессиональном обучении.

8. Целевая ориентация, стимулирование

и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков;

оптимизация форм,

методов и средств в ходе реализации

педагогических проектов

В образовательной области "Технология" основной дидактической единицей

предусматривается проектная деятельность учащихся. В связи с этим

заслуживает интерес рассмотрения генезиса понятия проектной деятельности.

Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека

к окружающей действительности (Педагогическая энциклопедия. - М.:

Издательство "Советская энциклопедия", 1964).

Деятельность - специфичная форма общественно-исторического бытия

людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной

действительности (Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное

издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993).

Любая деятельность, осуществленная ее субъектом, включает в себя цель,

средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого

результата созидания.

Действие как составляющая деятельности рассматривалось Дж. Дьюи в

русле философии прагматизма. Действия он рассматривал в качестве

инструменталистского содержания понятий.

Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием

действительности.

В психологии принято рассмотрение структуры деятельности, включающей

следующие ее составляющие: потребность, мотив, задача, средства (решения

задачи), действия, операции [6] .

Деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную.

Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать

сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся

действительностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее

предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и

способностей человека (его восприятия и т.д.), характер межличностных

отношений, черты и качества личности.

В качестве мотивов деятельности выступают различные потребности,

интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности. Наличие

мотивов придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость

для человека.

Деятельность всегда имеет определенную направленность. В итоге ее

всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит

результат своих действий.

Особую важность для современного человека имеют отдаленные,

перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества.

Деятельность человека характеризуется также и определенными

средствами, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся

материальные орудия, способы их употребления, языковые средства,

зафиксированные в них знания, приемы умственной работы и т.д. Успешное

выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для нее

средствами и предполагает формирование у человека умений и навыков

пользоваться этими средствами.

Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе

деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее

условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть

своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять

процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея

средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится

мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.

Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление ее со знанием

дела. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в

формировании таких ее качеств, как перспективная направленность,

сознательная мотивация, планомерный характер. Требуя различных

познавательных процессов, деятельность в свою очередь создает условия для

их успешного протекания и развития. Как показали исследования психологов

(А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) именно в деятельности развиваются

ощущения, восприятия, процессы памяти, мышления, воображения, формируются

знания, приобретается жизненный опыт, возникают новые потребности и

интересы, эмоциональные и волевые, умственные и нравственные свойства

человека. Развиваются его общие и специальные способности. Тем самым

создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения ее

содержания , возникновения новых ее видов и форм (Леонтьев А. Н. Проблемы

развития психики. - М., 1959).

В процессе развития человечества единая трудовая деятельность

дифференцировалась с выделением физического и умственного труда. Если

физический производительный труд направлен на направлен на создание

материальных благ, то умственный труд направлен на познание

действительности, образование новых научных понятий, теорий и т. д. и

осуществляется посредством не только умственных, но и практических

действий.

Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и

внешними условиями в их единстве. От рождения ребенок наделен естественными

возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания

его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной

средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно

выработанных действий.

В этом процессе ребенком приобретаются жизненный опыт, развиваются

психические свойства, что создает внутренние условия для перехода от

простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и

способов деятельности ребенка, развития его самостоятельности. Деятельность

ребенка (игра, учение) осуществляется в единстве с развитием его психики,

сознания. Формирование ее проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых

имеет свои характерные особенности.

Учение, соединяемое с трудом и игрой, представляет собой деятельность,

направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных

человечеством. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся

готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к

предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы

деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом

возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной,

теоретической деятельности.

Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных

человечеством. Успех усвоения зависит от того, что и как делают учащиеся с

материалом, подлежащим изучению.

К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором

учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит

этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса

обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в

приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только

познавательных (умственных), но и практических действий.

В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего

поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и

других видов деятельности, учет возрастных особенностей и закономерностей

развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам

деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям,

введение в жизнь детей и молодежи "перспективных линий", являющихся по

словам А. С. Макаренко, источником "завтрашних радостей".

Проектирование (- брошенный вперед) как процесс деятельности - процесс

создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного

объекта, состояния (Большой энциклопедический словарь. - М., 1997).

Различают этапы и стадии проектирования.

Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-

строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали

складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных

систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих,

управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое

социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.

Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной,

конструкторской и другой технической документации, предназначенной для

осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов

продукции промышленности.

В процессе проектирования выполняются технические и экономические

расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты,

составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания (БСЭ. - М:

Издательство "Советская энциклопедия", 1975).

Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного

состава).

Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных

проектах широко используются типовые проектные решения.

Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов,

приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или

конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей,

спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой

конструкторской документации), необходимых для производства и последующей

эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты,

нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.

Задание на проектирование содержит наименование объекта, место

строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие

данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием

проектной организации.

Инженерные изыскания осуществляются для получения данных, необходимых

для технически правильного и экономически целесообразного решения основных

вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две

стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию

- технорабочий проект.

На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы

организации, технологии и экономики производства, принимаются

конструктивные решения, составляется смета, определяются технико-

экономические показатели.

В проектировании различают этап конструирования и его стадии:

проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.

Таким образом проект - важнейшее звено технического прогресса,

связывающее результаты науку с производством. В проектах реализуются

результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.

Вопросы для самопроверки:

Определение деятельности.

Психолого-педагогическая категория деятельности.

Психолого-педагогические составляющие деятельности.

Мотивы деятельности.

Учебная проектная деятельность и ее модели.

Структура и состав творческого учебного проекта.

Роль деятельности в профессиональном обучении.

Техническое проектирование и технические проекты.

Инженерные изыскания.

Этапы и последовательность изготовления изделия.

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной

подготовки;

сущность, задачи и требования к контролю

В решении задач педагогической науки значительная роль принадлежит

методам исследования. Эти методы позволяют определять способы и средства

достижения как научных, так и дидактических целей при подготовке

специалистов высокой квалификации. Методам науки принадлежит стратегическая

роль в научном поиске и прогнозировании. Они позволяют исследовать,

подтверждать или опровергать гипотезы.

Метод в широком понимании включает и эмпирические методы (эксперимент,

наблюдение), и точные доказательные методы. Но характерным для

педагогического исследования становится метод его экспериментального

изучения с доказательной проверкой математическими методами.

Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно-

исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения

исследователя в глубину исследуемых объектов.

Методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные

работы, педагогический эксперимент, комплексный и другие) используются для

установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и

достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии.

Методы позволяют:

- выявить зависимости между определенным условием (системой условий)

и достигаемыми педагогическими результатами;

- определить зависимости между системой педагогических мер или

условий и затратами времени, усилий;

- сравнить эффективности нескольких вариантов;

- доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев

одновременно при соответствующих условиях;

- обнаружить причинные связи.

Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения

любой научной проблемы используются не один, а несколько методов. В научных

исследованиях должен реализовываться и принцип адекватности метода существу

изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть

получен (П. И. Пидкасистый).

Методология трактуется как учение о научном методе познания.

Методология - это и совокупность методов, применяемых в науке. В

энциклопедическом словаре (1984 г.) дается определение методологии как

учении о структуре, логической организации, методах и средствах

деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах

построения, формах и методах научного познания. В педагогике наиболее

адекватным является определение методологии как учения о принципах,

методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической

действительности.

Методология как совокупность методов и способов решения научно-

исследовательских задач, как учение о структуре, логической организации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.