![]() |
|
|
Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучениепрактической. В ТАО преподаватель и учитель становятся менеджерами образования. ТАО подразделяют (Н. В. Борисова) на не иммитационные и иммитационные (контекстные). Все они приемлемы к инженерным дисциплинам. Иммитационные - стажировка без должности, курсовые работы, дискуссии, программированное обучение, проблемная лекция и другие. Иммитационные - игровые и неигровые (конкретные ситуации - исследование реальной обстановки). Метод анализа конкретных ситуаций по результатам проведенных нами АРИЗ развивает аналитическое и конструкторско- технологическое мышление студентов, образует системный подход к проблеме, выделяет правильные и неправильные решения, позволяет выбрать критерии оптимального решения ситуации (проблема, оценка, иллюстрация, упражнение), устраняет когнитивные барьеры. В центр ТАО ставится деловая игра как наиболее сложная технология активного обучения контекстного типа, как универсальное и наиболее эффективное средство обучения. Игровое проектирование (курсовое, дипломное) зачастую перерастает в реальные проекты. Деловая игра разработки проекта с педагогикой сотрудничества побуждает познавательную активность и учебную деятельность студентов, содействует самостоятельности мышления и овладению ЗУН. Активными методами общетехнической подготовки являются соответствующие научные дискуссии, деловые игры, моделирование производственных и педагогических ситуаций. Они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества личности будущего специалиста, являются полигоном отработки профессиональных умений и навыков, содействуют анализу ошибок и их сведению к минимуму в реальной действительности, устранению когнитивных барьеров (педпрактика), трудностей вербального (словесного) и невербального (жесты) общения. Сущность проекта как деловой игры заключается в актуализации, накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении профессионального опыта личности преподавателя и ее развитии. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и собственной личности. Таким образом, творческий учебный проект студента представляет идеальную модель деловой игры. В процессе проектирования и конструирования используется модульный принцип, состоящий из последовательных блоков действий (алгоритмов) и входящих в них операций. Блок действий в общем случае включает обоснование актуальности проекта; выбор материалов; разработку конструкции изделия, чертежей и технологии изготовления изделия; непосредственно сам процесс изготовления; испытание и доработку; безопасность, экономичность и экологичность изделия; защиту и оценку проекта. Контроль процесса конструкторско-технологической учебной деятельности (подготовленности) студента представляет собой проверку хода и результата усвоения материала, умений, знаний, навыков (УЗН) согласно цели по уровням освоения: представление, воспроизведение, умения и навыки, творчество. Причем, творчество проявляется в продуктивной активности человеческого сознания в виде рационализаторства и изобретательства, на уровнях субъективной и объективной новизны. Наиболее эффективно зарекомендовало мотивационное учение посредством умения выполнения творческих заданий с приобретением знаний и отработкой навыков (ТММ, ОВЗ, Резание материалов, станки и инструменты). Учебная инженерная деятельность (УД) представляет последовательность и сумму ориентировочной основы действия (ООД), исполнительных действий (ИД) и контрольных действий (КД). Результатом является инженерная подготовленность как способность оперировать необходимыми и достаточными ЗУН для решения инженерных задач и воспитанность как показатель отношения студента к окружающему миру. Свойства всесторонности оценки инженерной подготовленности студента: объективность, качество и количество, точность, надежность, современность, результативность. Оценка в общем виде состоит из педагогического метода оценки и объекта проверки и оценки. Педагогический метод оценки предусматривает критерии оценки и включает цель, содержание и формы задания - способ получения исходных данных. Объект проверки и оценки или предмет оценивания включает результаты деятельности: обученность, воспитанность, развитость способностей - исходные данные. Все это подлежит обработке с получением результатов по качеству и показателей по эффективности и итогового результата (отметки). Возможен рейтинговый контроль ЗУН: входной, текущий, рубежный, итоговый, промежуточный (тестами), отсроченный (остаточные ЗУН). Тест - инструмент и метод для измерения свойств человека. Это система заданий, включающая не вопросы и задачи, а утверждения. Тесты подразделяются на педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и другие. Педагогический тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности специфической формы. Нормативно-ориентированный подход к тестированию позволяет сравнивать учебные достижения студентов друг с другом. Критериально-ориентированный подход позволяет выяснить, в какой степени студенты овладели необходимым учебным материалом (в % высший и низший баллы). Тестирование популяций осуществляется на всех студентах и таким образом выявляется сложность теста. Проводится выборка стандартизации - группа, которая адекватно отражает состав популяции (репрезентативность выборки), для чего пропорционально представлялись все возрастные (1 - 5 курсы) группы популяции. Результаты проведения теста на этой выборке явились тестовыми нормами. Сопоставлением индивидуального балла с нормами получается объективная оценка каждого испытуемого по сравнению с уровнем подготовки других студентов не зависимо от принадлежности к сильной или слабой группе. Существует два вида критериально ориентированных тестов: - оценка доли полного объема материала, которую усвоил испытуемый (общая сумма ЗУН принимается за 100%). Уровень учебных достижений определяется в %; - перевод тестовых баллов в традиционную систему оценок в зависимости от содержания и планируемой трудности теста, например: 100 - 90 % - 5 баллов, 90 - 80 % - 4 балла, 80 - 60 % - 3 балла, менее 60 % - 2 балла. Содержание теста отражает цель, ЗУН, спецификацию как набор описательных схем, репрезентативность заданий содержанию, системность подхода к изучению и отражению учебного материала (деление на блоки). Вопросы для самопроверки: Роль общетехнических знаний и умений в современных технологиях промышленных производств. Показатели и критерии умений выполнения элементов профессиональной подготовки. Формирование конструкторско-технологического мировоззрения и умений в процессе учебной проектной деятельности. Системность в формировании инженерных умений. Основные принципы инженерной проектной деятельности. Методология обучения инженерным дисциплинам в преобразующей материальный мир деятельности. Мотивация, методы и формы инженерной преподавательской деятельности. Обобщенные педагогические технологии преподавания общетехнических дисциплин (проблемное, концентрированное, модульное и др. обучение). Реализация технологий активного обучения (ТАО) через творческую проектную деятельность как деловую игру. Тестирование и его технологии в профессиональном обучении. 8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов В образовательной области "Технология" основной дидактической единицей предусматривается проектная деятельность учащихся. В связи с этим заслуживает интерес рассмотрения генезиса понятия проектной деятельности. Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности (Педагогическая энциклопедия. - М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1964). Деятельность - специфичная форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности (Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993). Любая деятельность, осуществленная ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Действие как составляющая деятельности рассматривалось Дж. Дьюи в русле философии прагматизма. Действия он рассматривал в качестве инструменталистского содержания понятий. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. В психологии принято рассмотрение структуры деятельности, включающей следующие ее составляющие: потребность, мотив, задача, средства (решения задачи), действия, операции [6] . Деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную. Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся действительностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и т.д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности. В качестве мотивов деятельности выступают различные потребности, интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности. Наличие мотивов придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость для человека. Деятельность всегда имеет определенную направленность. В итоге ее всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит результат своих действий. Особую важность для современного человека имеют отдаленные, перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества. Деятельность человека характеризуется также и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся материальные орудия, способы их употребления, языковые средства, зафиксированные в них знания, приемы умственной работы и т.д. Успешное выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для нее средствами и предполагает формирование у человека умений и навыков пользоваться этими средствами. Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения. Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление ее со знанием дела. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в формировании таких ее качеств, как перспективная направленность, сознательная мотивация, планомерный характер. Требуя различных познавательных процессов, деятельность в свою очередь создает условия для их успешного протекания и развития. Как показали исследования психологов (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) именно в деятельности развиваются ощущения, восприятия, процессы памяти, мышления, воображения, формируются знания, приобретается жизненный опыт, возникают новые потребности и интересы, эмоциональные и волевые, умственные и нравственные свойства человека. Развиваются его общие и специальные способности. Тем самым создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения ее содержания , возникновения новых ее видов и форм (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959). В процессе развития человечества единая трудовая деятельность дифференцировалась с выделением физического и умственного труда. Если физический производительный труд направлен на направлен на создание материальных благ, то умственный труд направлен на познание действительности, образование новых научных понятий, теорий и т. д. и осуществляется посредством не только умственных, но и практических действий. Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и внешними условиями в их единстве. От рождения ребенок наделен естественными возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно выработанных действий. В этом процессе ребенком приобретаются жизненный опыт, развиваются психические свойства, что создает внутренние условия для перехода от простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и способов деятельности ребенка, развития его самостоятельности. Деятельность ребенка (игра, учение) осуществляется в единстве с развитием его психики, сознания. Формирование ее проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Учение, соединяемое с трудом и игрой, представляет собой деятельность, направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных человечеством. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной, теоретической деятельности. Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных человечеством. Успех усвоения зависит от того, что и как делают учащиеся с материалом, подлежащим изучению. К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только познавательных (умственных), но и практических действий. В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и других видов деятельности, учет возрастных особенностей и закономерностей развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям, введение в жизнь детей и молодежи "перспективных линий", являющихся по словам А. С. Макаренко, источником "завтрашних радостей". Проектирование (- брошенный вперед) как процесс деятельности - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния (Большой энциклопедический словарь. - М., 1997). Различают этапы и стадии проектирования. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно- строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование. Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов продукции промышленности. В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты, составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания (БСЭ. - М: Издательство "Советская энциклопедия", 1975). Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного состава). Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных проектах широко используются типовые проектные решения. Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов, приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей, спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой конструкторской документации), необходимых для производства и последующей эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты, нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты. Задание на проектирование содержит наименование объекта, место строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием проектной организации. Инженерные изыскания осуществляются для получения данных, необходимых для технически правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию - технорабочий проект. На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы организации, технологии и экономики производства, принимаются конструктивные решения, составляется смета, определяются технико- экономические показатели. В проектировании различают этап конструирования и его стадии: проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект. Таким образом проект - важнейшее звено технического прогресса, связывающее результаты науку с производством. В проектах реализуются результаты научных исследований, используются достижения передового опыта. Вопросы для самопроверки: Определение деятельности. Психолого-педагогическая категория деятельности. Психолого-педагогические составляющие деятельности. Мотивы деятельности. Учебная проектная деятельность и ее модели. Структура и состав творческого учебного проекта. Роль деятельности в профессиональном обучении. Техническое проектирование и технические проекты. Инженерные изыскания. Этапы и последовательность изготовления изделия. 9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю В решении задач педагогической науки значительная роль принадлежит методам исследования. Эти методы позволяют определять способы и средства достижения как научных, так и дидактических целей при подготовке специалистов высокой квалификации. Методам науки принадлежит стратегическая роль в научном поиске и прогнозировании. Они позволяют исследовать, подтверждать или опровергать гипотезы. Метод в широком понимании включает и эмпирические методы (эксперимент, наблюдение), и точные доказательные методы. Но характерным для педагогического исследования становится метод его экспериментального изучения с доказательной проверкой математическими методами. Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно- исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения исследователя в глубину исследуемых объектов. Методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные работы, педагогический эксперимент, комплексный и другие) используются для установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии. Методы позволяют: - выявить зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами; - определить зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени, усилий; - сравнить эффективности нескольких вариантов; - доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях; - обнаружить причинные связи. Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используются не один, а несколько методов. В научных исследованиях должен реализовываться и принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен (П. И. Пидкасистый). Методология трактуется как учение о научном методе познания. Методология - это и совокупность методов, применяемых в науке. В энциклопедическом словаре (1984 г.) дается определение методологии как учении о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания. В педагогике наиболее адекватным является определение методологии как учения о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология как совокупность методов и способов решения научно- исследовательских задач, как учение о структуре, логической организации, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |