на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение


профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения

соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный

материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии,

с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с

типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок.

Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает

разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство),

охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно

различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных

материалов и техническое творчество, технология обработки тканей,

технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного

производства). Но для нескольких специальностей профессии можно выделить

общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального

блока.

Кроме того выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на

основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с

переходом в другую сферу экономики:

- блок повышенного профессионального образования;

- бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация

самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая,

управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

- блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о

новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной

профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей

технико-технологической среде.

Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес-

подготовки вводятся бизнес-блоки:

- основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и

предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой

грамотности;

- блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической

грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т.д.).

Специальная подготовка учителя труда слагалась из общенаучной,

общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности,

связанной с тем разделом труда, по которому учитель обучал школьников.

По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на

усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляются

опосредованно. Усвоение опыта, воспитание и развитие в реальном процессе

образования выступают в единстве как “сквозные” линии, не проявляясь в

качестве целостных обособленных единиц, подобных, например, отдельным

курсам или дисциплинам. В качестве основных “сквозных” отраслей образования

выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения -

политехническое образование.

Под общим понимается образование, результат которого - способность

человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов

деятельности.

В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как

профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические

предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники,

технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об

устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и

др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др.

характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых

работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная

подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической

подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал

в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и

изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более

систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для

станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о

технологических процессах механической обработки резанием материалов,

устройстве станков, технике безопасности и т.д. как первоначальные знания,

позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более

основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т.д.

Специальная подготовка учителя исследовалась В. А. Сластениным и

изложена в его книге[1].

Объем и состав специальной подготовки включают:

- знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в

целом;

- владение категориальным строем научных знаний;

- знание методологии и логики научного исследования;

- понимание теоретико-познавательного и практического значения науки;

- знание закономерностей, истории, современного состояния и основных

направлений дальнейшего развития науки;

- понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки;

- углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки

самостоятельного научного исследования;

- умение пользоваться библиографическими справочниками указателями,

проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения

знаний.

В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов

получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

Содержание методической подготовки студентов модифицируется в

зависимости от конкретной специальности. Она может включать в себя

владение методикой и техникой общетехнической подготовки всех видов, умение

решать теоретические и практические задачи обучения любой трудности, умение

оборудовать на современном уровне учебно-производственные мастерские,

умение выполнить любую технологическую операцию и изготовить изделие,

знание правил безопасности и умение применять и выполнять их в мастерских.

Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся

постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает

потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной

цели - овладение профессией.

Проводя аналогию специальной профессиональной производственной

подготовки, для специальной подготовки учителя технологии и

предпринимательства можно утверждать следующее. На специальной стадии

обучения осуществляется дифференцированная специализация студентов с

учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями,

которые отвечают требованиям развития техники и технологии данной отрасли

производства. Однако, разрабатываемые в централизованном порядке учебные

программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже

одной отрасли. Подготовка студентов по одним и тем же профессиям по

различным отраслям промышленности имеет свои особенности.

На специальной стадии технологической подготовки студентов они

опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения.

Функции преподавателя - помочь студентам усвоить теоретические знания и

научить применять эти знания на практике.

Среди существующих систем обучения наиболее актуальны инвариантно-

модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой

первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный

процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную

(динамичную). Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные

учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы,

из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции

умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по

регулированию технологических процессов и оборудования. Цели образования в

педагогическом процессе воплощены в содержание образования, которое

определяет формы, методы и средства обучения.

Основными принципами разработки содержания обучения являются:

- отражение в программах современных достижений науки, техники и

передовой технологии;

- отражение политехнического принципа;

- отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического

образования;

- определение основных идей учебных предметов применительно к учебной

деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими

предметами);

- отражение опыта новаторов;

- ориентация на дальнейший рост квалификации; - отражение развития

технического мышления;

- отражение в программах Федерального компонента (основного и

специального) в содержании обучения.

Блочно-модульный характер обучения предусматривает автономность

каждого блока, замены или модернизации, присоединение новых блоков и

модулей. Личностно ориентированное содержание образования предоставляет

возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и

комплексов, то есть самостоятельного проектирования содержания своего

профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей

учебно-программной документации. Роль педагога при этом трансформируется в

роль консультанта, наставника.

Вопросы для самопроверки:

Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я.

Батышева.

Виды и содержание блоков.

Сущность бизнес-блока.

Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя

профессионального обучения.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального

образования

Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" вызвало потребность

отбора и использования научного содержания предметных и образовательных

областей знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Новые экономические отношения делают содержание и результат его

освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко

возрастает качественно-количественная характеристика содержания

образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики

овладения содержанием.

Содержание образования как правило устанавливается образовательными

стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний,

умений и навыков основ наук.

Современные теории обучения, в частности, проектно-созидательная,

ориентированы в первую очередь на приобретение умений конструирования

целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в

предметно ориентированной системе образования становится зачастую

невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность

реформирования сложившейся системы образования.

Содержание образование трактовалось ранее как педагогически

обоснованные основы наук, изучаемые в школе [2]. Существовавшие концепции

оставляли в стороне такие качества личности как способность к

самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора,

справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к

науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом

обществе. Это с точки зрения мировоззренческой ориентации сциентистское

определение, так как абсолютизирует роль науки в системе культуры

человеческого общества.

Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным

подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение,

внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию

педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический

подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный

социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по

структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте.

Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по

привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и

опыт эмоционально-деятельностных отношений.

Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним

методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский)

образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности

формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре.

Дидактика различает две стороны обучения: процессуальная (динамика) и

содержательная, которая реально может быть реализовано в педагогической

деятельности.

Построение содержания образования осуществляется на основании общих

целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти

цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах

личности, которыми должен обладать образованный человек. Наконец, цели

образования и описание пути их достижения переводятся на язык каждой науки.

Таким образом, содержание образования выступает как социально и

личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке

представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим

поколением.

Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими.

1. Уровень общего теоретического представления, на котором системно

отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры

(связях) и функциях передаваемого социального опыта в его педагогической

трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно научить

учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий

определенную цель (В. В. Краевский).

Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных

структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в

форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов

деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой

деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных

ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме

личностных ориентаций.

Итак, структура содержания образования - знания, умения действовать по

образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях,

личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит

предпосылкой к последующему.

На первом уровне устанавливается, какие социального опыта необходимо

включить в содержание образования, намечается в общем виде минимум знаний и

умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно

образовательному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их

применять, минимум общих умений, допредметные связи, переходящие в

межпредметные на втором уровне.

2. Второй уровень содержания образования - уровень учебного предмета.

Конкретно излагается материал, чему нужно учить, то есть те участки

социального опыта, которыми должен овладеть учащийся.

При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его

функция в общем образовании. При формировании учебного предмета учитывается

не только логика науки, но и условия протекания, и закономерности процесса

обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого

ученика.

Знания и умения распределяются по предметам и принимают более

конкретную форму.

3. Третий уровень - уровень учебного материала. Реально наполняются

элементы состава содержания, которые обозначены на первом уровне, и

представлены в форме, специфической для каждого предмета, - на втором.

Выделяются конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи,

упражнения, которые и составляют содержание учебников, задачников, пособий

и других материалов для учащихся и преподавтелей.

Знания и умения включаются в учебник и другие материалы в виде учебных

текстов, заданий, упражнений, творческих проектов.

Эти три уровня и составляют проектируемое содержание общего среднего

образования как педагогическую модель социального опыта.

Дидактика - научная дисциплина, призванная целостно отображать

обучение в единстве всех его сторон, составных частей, в единстве

содержания и процесса.

Реализуется содержание образования на четвертом и пятом уровнях - на

уровне процесса обучения и на уровне структуры личности учащегося или

студента.

Принципы построения содержания образования:

- соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям

современного образования - гуманистической и личностной ориентации как

отражения опыта творческой деятельности;

- структурное единство на разных уровнях его формирования и

определение межпредметных связей;

В соответствии с энциклопедией профессионального образования

критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки

на региональном уровне могут быть:

- компетентность (содержание различных трудовых и технологических

операций для формирования профессиональных навыков и умений);

- разноматериальность;

- разносложность;

- профессиоемкость;

- товарность;

- технологичность;

- безопасность.

Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на

федеральном уровне могут быть:

- типичность (для основных отраслей и видов деятельности);

- относительная стабильность;

- полное соответствие основным направлениям развития науки и техники;

- возможность организации учебного материала в целостную систему

взаимосвязанных знаний;

- тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической

деятельностью;

- достаточный объем политехнических знаний.

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет содержание образования и подготовки в

профессиональном обучении?

2. Этапы проектирования содержания профессионального образования.

3. Содержание уровня общего теоретического представления.

4. Содержание уровня учебного предмета.

5. Содержание уровня учебного материала.

6. Принципы отбора содержания учебного материала.

7. Критерии отбора содержания учебного материала профессионального

обучения.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического

профессионального обучения:

понятия, сущность и характеристика

(СУМО, УМК, ТСО и др.)

Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное

обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное

оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения.

Средствами профессионального обучения являются: учебная литература

(книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к

индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы,

пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного

процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы,

программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное

оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие

программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп,

компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы,

измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и

приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения

профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-

технические средства.

Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса

общетехнической подготовки (СУМО) содержат учебно-методический комплект

(УМК) и учебно-материальную базу (УМБ).

УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный

раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации,

магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические

рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект,

атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа

технологии.

УМБ включает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование,

технические средства обучения (ТСО); технические средства учебной

деятельности (ТСУД), технические устройства обучения (ТУО): приспособления,

приборы, машины, стенды, станки; информации контроля, тренажеры.

Компонентами СУМО являются такие носители информации как учебник,

опорный конспект, печатный раздаточный материал, методические рекомендации.

Опорный конспект - система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая

познавательную деятельность студентов. При его разработке обычно вначале

составляются матрицы связей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем

строятся графы интегрирования и обобщена логика изучения (гносеология)

дисциплины, лист основного содержания и, наконец - опорный конспект.

По основному содержанию дисциплины составляется массив кадров, затем

производится анализ кадров, кодирование, составляется эскиз опорного

конспекта, оригинал. Наконец составляется смысловой блок полноты алгоритма

и система связей блоков.

В последнее время практикуется освоение учебного материала, особенно

технического характера, на основе видеотерминалов - демонстрации материалов

из памяти ПЭВМ.

Программные средства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и

контролирующими: тренажеры, информационно-поисковые, имитационные,

моделирующие, демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.