на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника


имеет высокий уровень развития такого свойства памяти, 6 человек

средний уровень и 19 человек низкий уровень.

Следовательно, у испытуемых такое свойство памяти, как кратковременная

память, развита недостаточно хорошо.

Анализ результатов методики для определения уровня развития мышления,

диагностирующей уровень развития мышления у младших школьников

экспериментальной группы и контрольной, представлены в таблицах 7 и 8.

Уровень развития мышления у детей экспериментальной группы.

Таблица 7.

| Имя | Число решенных задач | Уровень развития |

|Вероника Е. | 20 |Высокий |

|Алиса Т. | 20 |Высокий |

|Платон К. | 6 |Низкий |

|Антон Е. | 11 |Средний |

|Френк К. | 5 |Низкий |

|Вика Р. | 10 |Средний |

|Марина К. | 8 |Средний |

|Аня С. | 13 |Средний |

| Павел А. | 22 |Высокий |

|Дарья П. | 4 |Низкий |

|Катя К. | 8 |Средний |

|Саша П. | 21 |Высокий |

|Дима К. | 9 |Средний |

|Настя Ж. | 5 |Низкий |

|Валя Ш. | 9 |Средний |

|Женя К. | 2 |Низкий |

|Алеша Б. | 12 |Средний |

|Роман С. | 22 |Высокий |

|Максим А. | 15 |Средний |

|Максим Х. | 4 |Низкий |

|Виталий А. | 19 |Высокий |

|Даша П. | 3 |Низкий |

|Ксюша О. | 12 |Средний |

|Ксюша Я. | 10 |Средний |

|Саша Г. | 18 |Высокий |

|Рома Г. | 14 |Средний |

|Юля Т. | 18 |Высокий |

Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 8 детей имеют высокий уровень

развития мышления, 12 детей имеют средний уровень развития мышления и 7

человек низкий уровень развития мышления.

Уровень развития мышления у детей контрольной группы.

Таблица 8.

|Имя |Число решенных задач | Уровень развития |

|Денис А. | 21 |Высокий |

|Алена А. | 4 |Низкий |

|Мелис А. | 9 |Средний |

|Сергей Б. | 3 |Низкий |

|Ульяна Б. | 3 |Низкий |

|Сергей Б. | 1 |Низкий |

|Денис В. | 21 |Высокий |

|Юля В. | 21 |Высокий |

|Ольга Г. | 2 |Низкий |

|Аня Д. | 7 |Низкий |

|Мария Е. | 10 |Средний |

|Коля Е. | 8 |Средний |

|Алексей М. | 13 |Средний |

|Максим П. | 5 |Низкий |

|Артем П. | 19 |Высокий |

|Ольга П. | 4 |Низкий |

|Алексей П. | 6 |Низкий |

|Лиза С. | 2 |Низкий |

|Валя С. | 3 |Низкий |

|Миша Т. | 22 |Высокий |

|Раиль Т | 2 |Низкий |

|Мария Т. | 5 |Низкий |

|Павел Т. | 7 |Низкий |

|Руслан Ш. | 3 |Низкий |

|Сенада Я. | 6 |Низкий |

|Сергей Я. | 19 |Высокий |

|Иван С. | 22 |Высокий |

Из таблицы видно, что из 27 испытуемых 7 детей имеют высокий уровень

развития мышления, 4 ребенка имеют средний уровень развития мышления и 16

человек - низкий уровень развития мышления. Такие данные свидетельствуют о

слабом развитии мышления.

Вывод: анализ результатов 1 этапа дает возможность говорить, о

необходимости целенаправленного развития таких познавательных процессов как

внимание, память, и мышление у всех учащихся экспериментальной группы.

Анализ литературы убеждает, что можно развивать такие познавательные

процессы как внимание, память, мышление, осуществляя их в процесс учебной

деятельности. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента.

Во время всего экспериментального исследования, учащимся

экспериментальной группы предлагались упражнения на развитие познавательных

процессов.

Учащиеся понимали цель данных заданий и выполняли их с удовольствием,

с интересом, соблюдая все требования. Помимо этого учащимся предлагалось

дома составить самостоятельно упражнения аналогичные тем, которые

выполнялись на занятиях и провести их с друзьями.

Выше названная программа была составлена на основе изучения работ

таких авторов, как Рогов Е.И., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. и др.

В программу были включены следующие упражнения и игры:

Занятие I.

Упражнение 1.

В этом задании могут быть использованы картинки с изображением

нелепиц. Ребенок должен увидеть как можно большее количество ситуаций,

заметить большое число незначительных деталей, рассказать, почему это

оказалось смешным и как бывает на самом деле.

/Упражнение развивает восприятие, наблюдательность, внимание,

позволяет отслеживать развитие речевой сферы./

Упражнение 2.

Вслух читается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким

постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и

сосчитать число ударов.

/Упражнение направлено на развитие распределения внимания./

Упражнение 3.

“Пиктограммы”.

Применяется для развития опосредованной произвольной памяти.

Испытуемому предлагается запомнить 12 слов и для лучшего запоминания

графически изобразить их, но рисовать можно только картинки, не буквы. На

каждый рисунок отводится 1-2 минуты.

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК, ВКУСНЫЙ УЖИН, СТРОГАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ТЯЖЕЛАЯ

РАБОТА, ТЕПЛЫЙ СВИТЕР, БОЛЕЗНЬ, ОБМАН, РАССТАВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СЛЕПОЙ

МАЛЬЧИК, СТРАХ, ВЕСЕЛАЯ КОМПАНИЯ. Через 20-30 минут листок с изображениями

предъявляют испытуемому и просят воспроизвести все слова.

Предварительно ребенка предупреждают, что слов будет много и все он

должен поместить на одном листе бумаги, что позволяет ребенку

координировать свои действия на заданном пространстве.

Упражнение 4.

“Продолжи узор”.

Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно

симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то

можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают

сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при

воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и

цветовых изображений.

/Направлено на развитие наглядно-образного мышления./

Упражнение 5.

“Путаница”.

- Послушай внимательно стихотворение:

Кто на дереве сидит? Кит

В океане кто плывет? Кот

В огороде что растет? Рак

Под водою кто живет? Мак

Перепутались слова

Я командую раз-два

И приказываю вам

Всех расставить по местам

Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова

похожи друг на друга? Чем отличаются?

Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли,

что один звук может полностью изменить значение слова.

/Обучение звуковому облику слова./

Занятие II.

Упражнение 1.

Игра «Маленький жук».

- Сейчас мы будем играть в такую игру.

Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю

ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо,

влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в

нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю

нельзя. Внимание, начали.

Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна

клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю.

Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле.

/Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх,

низ, увеличение объема внимания./

Упражнение 2.

Без ошибок перепиши следующие строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА

ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА

ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

ФИЛЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ

ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА

ДАРРИСВАТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

/Упражнение на развитие концентрации и устойчивости внимания./

Упражнение 3.

«Свяжи слова».

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют.

Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары,

стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары.

(интерв. 5 секунд)

После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые

слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

СЛИВА-ЛАМПА

СИНИЦА-СЕСТРА

ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ

МУХОМОР-ДИВАН

БОТИНКИ-САМОВАР

ГРАФИН-БРАТ

ЖУК-КРЕСЛО

ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ

КОМПАС-КЛЕЙ

КИТ-СИГАРЕТА

СПИЧКИ-ОВЦА

ТЕРКА-МОРЕ

ШЛЯПА-ПЧЕЛА

РЫБА-ПОЖАР

/Упражнение на развитие смысловой памяти./

Упражнение 4.

«Найди общее слово».

Каким общим словом можно назвать следующие слова?

1. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ЕЛЕНА

2. А, Б, С, В, Н

3. СТОЛ, ДИВАН, КРЕСЛО, СТУЛ

4. ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЧЕТВЕРГ

5. ЯНВАРЬ, МАРТ, ИЮЛЬ, СЕНТЯБРЬ

Или более сложный вариант:

1. ХЛЕБ И МАСЛО

2. НОС И ГЛАЗА

3. ЯБЛОКО И ЗЕМЛЯНИКА

4. ЧАСЫ И ГРАДУСНИК

5. КИТ И ЛЕВ

6. ЭХО И ЗЕРКАЛО

/Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего

основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита способность к

абстрагированию./

Упражнение 5.

«Склеенное предложение».

а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина

БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.

БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУР

ОЧКУОТСНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША

/Развитие звуко-буквенного анализа./

Занятие III.

Упражнение 1.

«Графический диктант».

На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева ставятся три

точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).

Задание ученику «Будем учиться рисовать узоры, они должны быть

красивыми и аккуратными, для этого меня нужно внимательно слушать - я буду

говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один

раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать».

Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй

линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна

клетка направо, ожна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх,

дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.

Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание!

Рисуй линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх,

одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше -

самостоятельно».

Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку, внимание!

Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна

клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз,

одна клетка направо, и далее самостоятельно до конца страницы».

/Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной

ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять

и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм./

Упражнение 2.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем

порядке числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках

квадрата №1.

В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30-40.

/Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания./

Упражнение 3.

Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по

одному на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а

ребенка просят назвать их по памяти.

Затем он должен отыскивать их среди 10-12 похожих, беспорядочно

разбросанных картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует

увеличить. /Предназначено для тренировки и развития непосредственной

произвольной памяти./

Упражнение 4.

«Классификация».

В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким

образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

В качестве стимульного материала используется набор карточек с

изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.

Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо

было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это

сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.

/Упражнение на умение классифицировать по разным признакам./

Упражнение 5.

«Игра в слова».

а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья,

цветы и т.д.

б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот

предмет может делать.

Метель-метет, а гром-?

Ветер-?, а снег-?

Дождь-?, а солнце-?

При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет

как можно больше слов.

в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто

ловит мышей?

/Упражнение на развитие словарного запаса./

Задание IV.

Упражнение 1.

«Что спрятано?»

Все треугольники на рисунке закрасьте зеленым карандашом, а все

четырехугольники - желтым. Отгадай, что спрятал художник.

/Тренировка пространственной ориентации и концентрации внимания./

Упражнения 2.

«Корректурная проба».

В любом тектсе с крупными буквами предлагаются названные буквы одну-

вертикально зачеркнуть, другую- подчеркнуть. (5 минут) Затем изменить

задание.

/Формирование внимательности, распределения и избирательности

внимания./

Упражнение 3.

Осознание визуального материала. На рисунке представлены 12

изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки,

закрыв остальные листом бумаги, спустя 30 секунд и эти рисунки закрыть

и попросить ребенка нарисовать по памяти рисунки первой строки. Затем

следует сравнение. Далее следующая строка. Две последние можно показать

одновременно.

/Развитие зрительной памяти./

Упражнение 4.

Можно использовать кубики Косса и карточки, прилагаемые к ним. По

изображению на карточке ребенок должен собрать соответствующую фигуру

из кубиков. Если у него легко все получается, карточку после просмотра

можно убрать. Таким образом одновременно развивается образное мышление

и зрительная память.

Упражнение 5.

«Пропавшие слова».

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем

потерялись. Попробуй догадаться, какие».

1. Тишина царит в дремучем ________. Черные __________ затянули солнце.

Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________.

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _________. Гладким _______

оделась река. Ребята построили высокую ________. Быстро мчатся

_______ санки. Резкий _______ бьет детям в _______.

________ не боятся мороза. Весельем горят их _______.

3. Стоит жаркая погода: небо ________, солнце светит ________. Коля и

Оля идут гулять в поле _______. Они слушают там пение маленьких

_______. Они собирают _______. Вдруг небо становится темным, оно

покрывается большими _________. Маленькие дети торопятся вернуться

________. Но прежде, чем они успели прийти, разразилась ________.

Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______, чтобы

укрыться от сильного ________, так как у них нет с собой ________ и

их одежда совсем ________.

/Упражнение на развитие грамматических навыков./

Занятие V.

Упражнение 1.

«Чего не хватает».

Ребенок рассматривает картинки и находит различия. Упражнение на

концентрацию внимания.

Упражнение 2.

«Анализ предметов».

/Используется для развития навыков осознавания словесного материала.

Тренировка слуховой памяти./

Предметы, подвергаемые анализу, исследуются по схеме: от эмоций к

логике.

Называется определенный предмет. И далее по схеме:

- Эмоциональное восприятие: «Какое впечптление на тебя он производит? Как

тебе нравятся его цвет, форма, что может окружать его?»

Подобные вопросы педагога наталкивают ребенка на анализ собственных

эмоциональных реакций. В процессе восприятия сознательно включается

эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.

- Анализ вызванных эмоций. «Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он

тебя раздражает или успокаивает? Для тебя он грустный или забавный?

Увлекательный или скучный?»

Задача педагога - научить ребенка прислушиваться к своим эмоциям,

разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях

способствуют лучшему закреплению следов памяти.

- Установление общего смысла. «Что это за предмет? Для чего он

используется?»

- Анализ деталей. Педагог и ребенок на данном этапе вместе находят

наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете.

Углубляются в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях.

- Синтез. «Закрой глаза и попробуй мысленно представить себе исследуемый

объект. Скажи, что ты четко видишь на своей картинке? Возьми карандаши и

нарисуй, как ты его запомнил».

Для тренировки зрительной памяти по данной схеме используется

стимульный материал в виде карточек с изображениями доступных в нашем

обиходе предметов (фрукты, ягоды, овощи и т.д.).

Упражнение 3.

«Путешествия животных».

/Цель: формирование умения рассматривать различные пути или варианты

достижения цели./

В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9-25 квадратов, в

каждом из которых изображен какой-нибудь схематический рисунок, понятный

ребенку. Содержание упражнения заключается в путешествии какого-либо

животного по этому игровому полю, однако движение происходит по

установленным взрослым правилам.

Инструкция: «Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра

про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай

посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со

звездочкой, этот - с грибочком…

Зная, как называются квадратики, мы можем сказать, какие из них стоят

рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся

рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с

цветочком и с солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?».

После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким

образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

«Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в

соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну

клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой - в клетку с

колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как

ты думаешь, куда может прыгнуть белочка если она находится в клетке с

деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей

добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?»

Упражнение 4.

Поиск смысловых несуразностей.

Инструкция: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно,

объясни, что не правильно и как должно быть».

1. Зимой в саду расцвели яблони.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.