![]() |
|
|
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образованияП.Н. Игнатьева и Временного правительства. (В этой связи особый интерес представляет деятельность А.А. Мусина-Пушкина. Умный и убежденный сторонник классического образования, он многое сделал для его реформирования и приспособления к требованиям жизни [72] в начале XX в. в России. Однако в 10-е гг. он приходит к выводу, что основной школой должна быть национальная школа, а классические гимназии – по одной – работать только в губернских городах) [73]. Высшая школа России этого времени была и центром науки и центром просвещения. Важнейшим, определяющим элементом ее технологий было то, что студенты не только изучали здесь науку, но и активно участвовали в научном поиске, в научной работе со своими преподавателями – учеными. Бурным развитием технологий отмечено начало XX века, когда в рамках реформаторской педагогики шел активный поиск новых форм и методов обучения и воспитания. В целом же, содержание образования, сформировавшееся в этот период, оказалось настолько эффективным с педагогической точки зрения, что новая школа, появившаяся после Октябрьской революции, спустя более десяти лет, фактически вернулась к основам дореволюционного содержания образования, исключив из него Закон Божий и классические языки. Также стали использоваться и многие технологии, отработанные в это время. Серьезными поисками нового содержания и технологий отмечены и послереволюционные годы. В 20-е годы была предпринята попытка коренным образом перестроить содержание, формы и методы работы школы. Было разработано новое содержание – знаменитые комплексные программы, введены новые технологии обучения: метод проектов, бригадно-лабораторный метод и т.д. Хотя определенный педагогический эффект от их применения и был достигнут, но в целом они не оправдали себя, и в начале 30-х гг. российская школа перешла на содержание и технологии, выработанные еще до революции. Серьезные успехи достигнуты в разработке содержания и технологий обучения после 30-х гг. Так было выработано содержание и технологии воспитания и обучения в детских садах. Работы Л.В. Занкова — создание новых программ, учебников и методов обучения — позволили перейти на 3-х летний срок обучения в начальной школе. Принципиально новое содержание и технологии обучения были разработаны В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным [35] и их сотрудниками. Было существенно обновлено и усовершенствовано содержание образования в средней и высшей школе, отработаны многие технологии. Следовательно, характеризуя развитие содержания и технологий, можно утверждать, что в целом они отвечали целям и задачам, которые выдвигались и ставились в каждое новое историческое время перед российской школой. При этом надо отметить такие черты российского содержания образования, как его высокий интеллектуальный уровень, нравственное и духовное начало, заложенное в нем, а в технологиях, традиционно обеспечивающих высокий уровень знаний учащихся, их развивающую и воспитательную направленность. Заключение Итак, мы рассмотрели основные этапы развития российского образования. В развитии российского образования были выделены следующие этапы: до принятия христианства – появление первых форм образования; с принятием христианства – становление в определенной мере целостной системы древнерусского образования; вторая половина XIV в. отмечена как подъем образования после монгольского нашествия; XVII век – создание новых школ, содержания и учебников; с XVIII в. в России начинает складываться современная система образования; огромное значение для развития образования России имела середина XIX в., когда начался переход к современным типам школ и содержанию, массовому начальному образованию; Октябрьская революция стала началом создания единой общеобразовательной школы России. Если же рассмотреть развитие российского образования с точки зрения типов школ, то, очевидно, что в ее истории сформировалась два типа школы: церковная и национальная. Церковная школа, церковное образование как тип существовало в России до конца XVII века. Это была церковная школа и по организации (в XI – XII вв. существовали и государственные школы, но в силу духовного единства государства и церкви в Древней Руси, их можно по праву определить как церковные школы, а в XVII в. даже становление Славяно-греко-латинской академии шло под духовным руководством церкви), и по содержанию в основе лежали семь свободных наук, «свободных мудростей», и по технологиям. С XVIII в. в России начинает складываться национальное образование, причем опять же происходит становление принципиально нового образования во всех компонентах: в организации — образование отделяется от церкви и переподчиняется государству; в содержании — национальная культура и науки заменяют семь свободных мудростей; в технологиях — постепенно классно- урочная форма и развивающие методы заменяют прежние формы (прежде всего индивидуальную и индивидуально-групповую) и методы обучения. Следовательно, история западноевропейского образования представлена четырьмя типами школ: церковной, схоластической, классической и национальной, а российского — двумя: церковной и национальной. Педагогическое сознание России представлено народным, нормативным и теоретическими типами. Нормативное педагогическое сознание, представленное во многих творениях древнерусской культуры, сформировавшее основные идеи, ценности и содержание древнерусского воспитания и образования, развивается в чистом виде до начала XVIII века. С XVIII в. в России формируется теоретическое педагогическое сознание. Оно представлено во множестве психолого-педагогических трудов. Наиболее важные этапы развития этого типа сознания – педагогика Просвещения, до конца XIX в., и реформаторская педагогика, с начала XX века. Процесс развития западноевропейского и российского образования характеризуется определенной общностью и внутренней связью. В Западной Европе и в России образование и воспитание строилось на основе христианской веры, и веками европейские государства осваивали богатейший мир античной педагогики, черпая здесь и содержание, и технологии обучения, и принципы организации образования. Эта общность прослеживается и в средние века на уровне единой христианской идеологии, близкого содержания (в основе которого лежат семь свободных искусств) и технологий обучения. Близкими между собой, сегодня являются западноевропейская и российская системы образования по своей структуре, содержанию и технологиям обучения. Российское образование, отвечающее объективным потребностям развития российского общества, глубинного бытия страны и ее народа, как и в любой другой европейской стране, сохраняло и сохраняет свои особые черты, проявляющиеся во всех его компонентах, делающие его самобытным явлением мировой педагогической культуры. Эта самобытность проявляется и в идеологии, и в педагогической культуре, и в отношениях учителей и учеников, и в организации образования. Разумеется, России пришлось много учиться у других народов, особенно в XI – XII вв. и в XVIII – XIX вв. Однако, учась, Россия сохраняла и совершенствовала систему образования, отвечающую потребностям ее социально-экономического развития, духовно-нравственным основам российского народа. Поэтому попытки принизить наше образование, особенно на том основании, что мы учились у других (как будто европейские государства веками не учились у византийцев, арабов, друг у друга) совершенно не оправданы. Крайне важно осознать, что при реформировании нашей отечественной школы в равной степени не приемлемы ни западнические, ни славянофильские идеи, призывающие к разрушению, «слому», «демонтажу» реально существующей школы, как во имя иностранных, так и прошлых образцов российского образования. Основой основ идеологии развития нашего образования должны стать слова К.Д. Ушинского «… Благоденствие России … заключается не в остановке развития, и не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей, а не из детского желания угоняться за Западом». Важно осознать, понять единую линию духовного развития России, линию понимания ее государственного развития, осознать непреходящие ценности нашей культуры и образования, представленных в трудах и делах Илариона, Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, и других великих деятелей России. Не менее важно, чтобы каждый учитель осознавал себя не серой, забитой личностью, а носителем одной из величайшей в мире педагогических культур и был достойным этой культуры. А для этого ему надо подняться до идеалов, заложенных в российском образовании, увидеть и принять истоки его гуманизма в традициях и правилах народной жизни, построенных на началах душевности, доброты, кротости, отзывчивости, умении жить с другими. Разумеется, из этого вовсе не следует вывод об идеальности нашего образования. Необходима колоссальная работа по его всестороннему совершенствованию и на уровне всей системы, и на уровне отдельных компонентов. Поэтому важнейшими задачами теории и практики должны стать: совершенствование единой, с учетом разных вариантов, модели школы; уточнение структуры школы; оптимизация сроков обучения на каждой ступени образования; формирование более правильной организации школы и управления системой образования; уточнение целей, функций, содержания, форм и методов воспитания и обучения на каждой ступени школьного профессионального, постпрофессионального и непрерывного образования; осознания приоритета воспитания и восстановления в школе главных его форм, особенно духовного и нравственного. Прогнозируя развитие образования на ближайшие десятилетия как эволюционное совершенствование реально существующей школы, было бы величайшей ошибкой отмахнуться от идей и концепций создания и принципиально новых моделей воспитания и образования. Вполне возможно, что часть из них прорастет вполне жизнеспособными школами. В этой связи представляется крайне важным создание «эталонных центров», «экспериментальных площадок», реализующих идеи как зарубежных, так и отечественных исследователей и не разрушающих гигантских, веками совершенствовавшихся европейских систем образования. Кстати, так развивались все жизненные школы. Университеты долгое время сосуществовали с высшими церковными школами, а гимназии с учеными школами, становясь затем всеобщим типом учебных заведений. Труды выдающихся мыслителей, педагогов и психологов XVIII – XX вв., и особенно гениальные творения К.Д. Ушинского, свидетельствуют о высочайшем, соответствующем самым лучшим мировым достижениям, уровне развития нашей психолого-педагогической науки. И фактически уже общечеловеческим достоянием стали труды многих деятелей нашего образования и психолого- педагогической науки: Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др. В развитии современного педагогического сознания на первое место надо поставить изучение его различных типов, освоение разных форм теоретического педагогического сознания, углубление и расширение теоретико-исторических исследований воспитания и педагогики. Характеризуя взаимодействие и взаимоотношения российской школы и педагогической науки с западноевропейским образованием, мы можем констатировать, что в XVIII — начале XIX вв. Россия была ученицей, хотя и самостоятельной, Западной Европы, поскольку учась, осваивая новую культуру, Россия создавала параллельно свою собственную культуру, науку и образование. С середины XIX в. Россия в культурном отношении уже фактически предстает равной среди равных в семье европейских государств. А в XX в. не только Россия учится у других государств, но и многие страны учились у России организации образования, осваивали ее психолого-педагогическую науку. Развитие современной российской школы принципиально невозможно без взаимодействия с западноевропейским образованием. Список использованной литературы 1. Августин. Исповедь. – М., 1992 – 544 с. 2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Каменского. – М. : АПНРСФСР, 1959 – 105 с. 3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Избранные труды. – М.: Наука, 1978 – с.49-106. 4. Анохин П.К. Физиология и кибернетика. – М.: Наука, 1978 – с. 207-233. 5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. – Махачкала: ДФАНСССР, 1988 – 290 с. 6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993 – 166 с. 7. Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. – Л.: Наука, 1972 – с. 38-68. 8. Аристотель. Никомахова этика / Сочинения. В 4-х тт. – М.: Мысль, 1983 – т.4, с. 375-644. 9. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 49 -100. 10. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.) – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 47. 11. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство,1986 – с. 199-249. 12. Бахтин М.М. Руссо и его педагогические возрения. – Спб, 1913 – 84 с. 13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965 – с. 527. 14. Барбарина А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. Киев – Одесса: Высшая школа, 1985 – 127 с. 15. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания // Воспитание школьников, 1988, № 4 – с. 5-11. 16. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. – М., 1910 – 41 с. 17. Безрогов В.Г., Варьяш С.И. Педагогика Средневековья // Антология педагогической мысли христианского средневековья. – М.: Аспект Пресс, 1994 – с. 11-28. 18. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. – Спб., 1766 – 13 с. 19. Бецкой И.И. Устав императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса. – Спб., 1766 – 75 с. 20. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. – М.-Л.: Госиздат, 1928 – 544 с. 21. Берялев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. – М.: Искусство, 1994 22. Буров А.А. Петербургские «русские школы» и распространение грамотности среди рабочих в первой половине XVIII века. – Л.: ЛГПИ, 1957 – с. 89. 23. Белозерцев Е.П. (ред.) Педагогическая подготовка учителя-филолога (Идеология. Содержание. Технология.) – М.: Валент, 1996 – 102 с. 24. Библер В.С. (ред.) Школа диалога культур. – Кемерово, 1993 – 416 с. 25. Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность. – М.: Педагогика, 1987 – 144 с. 26. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. – М.: АПН РСФСР, 1961 – 183 с. 27. Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль современной Франции. – М.: Педагогика, 1983 – 184 с. 28. Греков Б.Д. Киев Русь. – М.-Л.: АН СССР, 1944 – 348 с. 29. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVIII веков. – М.: МГУ, 19890 – 228 с. 30. Гессен С.И. Основы педагогики. – Берлин,1923 – 419 с. 31. Гугель Е.О. Руководство к умственным упражнениям при преподавании отечественного языка в 3-х курсах. - М., 1833 – 171 с. 32. Гугель Е.О. Чтение для умственного развития малолетних детей. – Спб., 1932 – 160 с. 33. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991 – 446 с. 34. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. – Барнаул: БГПУ, 1996 – 376 с. 35. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. – М.: Педагогика, 1972 – 424 с. 36. Демков М.И. История русской педагогики. – В 3-х ч. – М., 1895-1909. 37. Додонов В.И. Теоретико-методические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX – начала XX в. М.: ИТП и МИО РАО, 1994 – 140 с. 38. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «Завтра». М., 1996 – 432 с. 39. Долженко О.В. Очерки по философии образования. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995 – с. 240. 40. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления развития высшего образования. – Докл. докт. филос. наук. – М., 1995 – 54 с. 41. Дмитриенко В.А., Люрья Н.А. Образование как социальный институт (тенденция и перспективы развития). – Красноярск: КГУ, 1989 – 184 с. 42. Днепров Э.Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. – Докл. докт. пед. наук. – Спб., 1994 – 88 с. 43. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991 – 573 с. 44. Демолян Э. Новое воспитание. М.: 1900 – 231 с. 45. Дерягин В.Я. Иларион. Жизнь и «Слово» / Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, 1994 – с. 5-27. 46. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. – М.: Просвещение, 1993 – 192 с. 47. Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. – М.: Прометей, 1989 – 130 с. 48. Дидро Д. План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства / Собрание сочинений. – В 10-ти тт. – М.: ОГИЗ, 1947 – Т.Х. – с. 263-371. 49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1973 – 271 с. 50. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М.: Политиздат, 1968 – 319 с. 51. Иванов А.В. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX века. М.: АН СССР, 1983 – 392 с. 52. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988 – 270 с. 53. Каптерев А.Ф. История русской педагогики. – Спб., 1905 – 746 с. 54. Культура Древней Руси. – М.: Просвещение, 1967 – 303 с. 55. Кант И.О. О педагогике / трактаты и письма. – М.: Наука, 1980 – 445- 504 с. 56. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. – М.Л.: АН СССР, 1962 – 216 с. 57. Кларин В.М. Клара Цеткин в борьбе за коммунистическое воспитание молодежи. – М.: АПН РСФСР, 1963 – 288 с. 58. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода. – Докл. докт. пед. наук. – М., 1994 – 64 с. 59. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко- педагогического процесса. – М.: ИТП и МИО РАО, 1994 – 225 с. 60. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977 – 284 с. 61. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991-334 с. 62. Лихачев Б.Г. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995 – 282 с. 63. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АНСССР, 158 – 240 с. 64. Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Современник, 1975 – 367 с. 65. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого ( конец XIV – начало XV века ). М.: АНСССР, 1962 – 172 с. 66. Лавровский Н.А. О древнерусских училищах. Харьков: 1854 – 189 с. 67. Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980 г. 68. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 – 175 с. 69. Митропольский С.И. Очерк церковно-приходской школы от первобытного ее возникновения на Руси до настоящего времени. Спб. 1910 – 222 с. 70. Малькова З.А. Современная школа в США. М.: Педагогика 1971 – 367 с. 71. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование. (Сочинения Т XXIII ) М.: АНСССР, 1952 – 385 с. 72. Мусин – Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России. В 2-х томах. Спб. 1912г. 73. Мусин – Пушкин А.А. Средне образовательная школа в России и ее значение. Спб. 1913 – 163 с. 74. Миронов В.Б. Образование в истории цивилизации: эволюция и проблемы. Докл. докт. филос. наук. М.: 1992 – 93 с. 75. Михайлов Ф.Т. (ред.) Культура, образование, развитие индивида. М.: ИФАН. 1990 – 162 с. 76. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978 – 142 с. 77. Никадров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978 – 279 с. 78. Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М.: Педагогика, 1989 – 480 с. 79. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Уч. пед. из. 1955 – 368 с. 80. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М.: Педагогика, 1985 – 159 с. 81. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX века. М.: АПН РСФСР, 1960 – 200 с. 82. Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву (Русская душа). М.: Роман газета, 1994 – с.92-94. 83. Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе образовательной школы. Авт. дисс. докт. пед. наук. М.: 1992 – 32 с. 84. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: ИЦП КПС, 1993 – 190 с. 85. Рычков А.К. Социально-философские проблемы образования . М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982 – 96 с. 86. Равкин З.И. (ред.) Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М.: ИТП и МИО РАО , 1994 – 280 с. 87. Равкин З.И. (ред.) Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М.: ИТП и МИО РАО, 1995 – 227 с. 88. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Мол. гвардия, 1984 – 351 с. 89. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986 – 152 с. 90. Салимова Х.И. История трудового обучения в Англии. М.: Просвещение, 1967 – 236 с. 91. Сапунов Б.В. Истоки русской школы. // Советская педагогика. 1989г. № 6, с. 111 – 118. 92. Сапунов Б.В. Книга в России в XI – XIII вв. Л.: Наука, 1978 – 231 с. 93. Симонов Р.А. « Вторая грамотность» на Древней Руси. // Советская педагогика. 1989 № 12 – с. 90-97. 94. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 1977 – 120 с. 95. Соболевский А.И. Образованность в Московской Руси XV – XVII. Спб.1894 – с.26. 96. Симонов Р.А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М.: Наука 1980. – 111 с. 97. Сказание о начале славянской письменности М.: Наука 1981 – 198 с. 98. Субетто А.И. Систематологические основы образовательных систем. В 2-х томах. М.: ИЦ ПКПС, 1994. 99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994 – 96 с. 100. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. / Педагогические сочинения М.: Уч. пед. из.,1953 – с.153-231. 101. Трушин Н.А. Общественно-педагогическая деятельность. Н.И. Новикова. Советская педагогика, 1956 № 6 – с. 91-33. 102. Хомяков А.С. Сочинения, в 2-х томах. М.: Медиум 1994. 103. Чаадаев П.Я. Философские письма. / Сочинения М.: Правда 1989-с.15-168. 104. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования М.: 1926 – 404 с. 105. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993 – 154 с. 106. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики М.: 1869, 404 с. 107. Янин В.Л. Я посылаю тебе бересту. М.: МГУ 1975 – 237 с. Содержание Введение 1 - 6 Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского образования 7 - 17 Глава 2. Особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования 18 - 43 Глава 3. Содержание и технологии обучения в российской школе 44 -52 Заключение 53 - 58 Список использованной литературы 59 - 66 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |