на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования


создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее

учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного

европейского образования в России. Реформы Петра носили не только

политический, но и просветительский характер. С его именем связано

приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам

создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские,

гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и

навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная

школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская

академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и

гимназией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов.

Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может

быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском

языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе

отечественной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует

деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает

инициатором и организатором открытия Московского университета. По его

проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы

содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую

заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она

привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской

культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И.

Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных

учреждений, а под руководством другого создавались народные училища (малые

и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа

всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российского

образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и

Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование

во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего

православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе

русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том

числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному

содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие

система массового женского образования, профессионального и высшего.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией

становится тенденция к созданию единой и национальной школы. Это особенно

ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в

этом направлении пошло временное правительство. В постановлениях, решениях,

практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных

условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно

мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания,

начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что

объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и

политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в

стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования,

что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе

с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности

российского народа.

Становление и развитие российского образования сопровождается

формированием и эволюцией педагогического сознания.

Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему

воспитания человека от рождения до совершеннолетия. Оно сформировало цели-

образы (мужчина — работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина — жена,

мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

Русское нормативное педагогическое сознание – это уникальное и

практически неосмысленное в мировой и отечественной педагогике явление. Оно

представлено многочисленными поучениями – от «Поучения» Владимира Мономаха

и «Домостроя» до сочинений Максима Грека и завещаний своим детям В.Н.

Татищева и И.Т. Посошкова; дидактическими сборниками, «сборниками народной

мудрости» (наиболее известны Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй»,

«Златоуст», «Измарагд», «Палея» и др.), религиозными текстами, куда

относятся такие произведения как «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии»

Митрополита Макария, проповедями, начиная со «Слова о Законе и Благодати»

Митрополита Илариона, многочисленными житиями святых; историческими

текстами, включая «Повесть временных лет" и Хронографы, богатой

древнерусской художественной литературой.

С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием

западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое

педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова,

И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период

рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен

в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н.

Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д.

Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей.

Российская педагогика этого периода — одно из ярчайших явлений в

истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все

формы теоретического педагогического сознания, но и создали труды, не

уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики.

Ими разработаны и обоснованы принцип народности воспитания, приоритет

воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность

учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в.

представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие

новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии,

экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и

технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-

воспитательного образовательного процесса др.

Таким образом, сравнивая этапы развития западноевропейского

образования, мы можем констатировать как общие моменты в их развитии,

например, в первый период развития и в Новое время, так и существенные их

расхождения, особенно в эпоху позднего средневековья.

Глава 2. Особенности культурно-исторического развития России и организации

школьного образования

Понимание русского воспитания, образования и педагогического сознания

– одна из наиболее острых и сложных педагогических проблем мировой

педагогики. Эта сложность объясняется целым рядом причин.

Во-первых, объективной трудностью самих исследований истории, особенно

ее целостного изучения и понимания.

Во-вторых, тем, что на изучение истории накладывают свой отпечаток

господствующие в науке (и шире — в общественном сознании) концепции,

парадигмы, идеи, взгляды, установки, зачастую мешающие адекватному

пониманию явлений. Достаточно сказать, что едва ли не до Великой

Отечественной воины господствовали представления о низком культурном

состоянии Руси, которое своими реформами стал преодолевать только Петр I.

Те же представления были и об образовании. В подтверждение этих слов

достаточно сослаться на одного из самых известных историков педагогики

России конца ХIХ — начала XX вв. П.Ф. Каптерева, весь труд которого служит,

кажется, только одной идее, доказать, что никакого серьезного образования и

педагогики в России вплоть до конца ХIХ в. не было, более того никакого

воспитания и образования русский народ самостоятельно создать не мог, а

потому «будучи не в состоянии создать самостоятельную систему воспитания,

русский народ, естественно, заимствовал то, что ему было более по сердцу,

отвечало складу его жизни, его привычкам и взглядам" [55, 1]. Поэтому

русский народ и заимствовал ветхозаветную систему воспитания. И даже там,

где факты говорят о высоком образовании Древней Руси, П.Ф. Каптерев

доказывает, что это были случайные явления: «Откуда взялись у нас такие

просвещенные и талантливые писатели и деятели, как преподобный Нестор,

Митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и др.? Мы не знаем,

чтобы они прошли какую-либо хорошую и серьезную школу; может быть, им

пришлось столкнуться с какими-либо образованными людьми, например, греками.

Но несомненно одно: они были начетчиками, самобразовавшимися личностями,

много читавшими и думавшими» [53,48].

Объяснить такое предвзятое отношение к древности можно, преодолев

широкую установку исторической науки, даже скорее широкого общественного

мнения, и, прежде всего западноевропейского, на средние века как на

«сплошную черную ночь».

Только с конца XIX в. начинается реабилитация средних веков, приходит

понимание, что это была иная культура, нежели культура Возрождения и

Просвещения.

В России же понимание и сознание того, что Древняя Русь, особенно

первых веков христианства, была великим культурным государством приходит

только после войны благодаря трудам Б.Д. Грекова [28], М.Н. Громова [29],

Д.С. Лихачева [63, 64, 65], Б.А. Рыбакова [88], Б.В. Сапунова [91], В.Л.

Янина [106, 107] и др.

Разумеется, исследования такой ориентации в России были всегда,

достаточно просто указать на громадную работу конца XIX — начала XX вв. по

изданию древних русских рукописей. Благодаря их трудам был описан

богатейший мир культуры Древней Руси.

После же войны и прежде всего благодаря трудам С.Д. Бабишина [9,10],

Б.Г. Сапунова [91], Р.А. Симонова [93, 93, 96] и др. происходит

восстановление подлинной картины древнерусского образования и педагогики.

(В этой связи надо указать и на исследования дореволюционных ученых И.А.

Лавровского [66] и С.И. Миропольского [69], впервые указавших на

достаточно развитое образование в Киевской Руси.)

В-третьих, и, может быть, самая главная причина — это то колоссальное

воздействие, которое на наше общественное сознание оказал известный спор -

противостояние западников и славянофилов. Суть первой позиции очень четко

определил, П.Я. Чаадаев, когда писал: «Начиная с самых первых мгновений

нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для

общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной

почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей

среды; мы не дали себе труда ничего создать в области воображения, и из

того, что создано воображением других, мы заимствовали одну лишь обманчивую

внешность и бесполезную роскошь». [103, 11].

Отсюда уже логически следовало пренебрежение своей культурой и

историей, и напротив, преклонение перед культурой других, прежде всего

западноевропейских народов, и как следствие — требование все делать, или,

во всяком случае, понимать, оценивать по иностранным меркам, не задумываясь

об их истине, их применимости к нашим условиям.

Вторая позиция, теоретически оформившаяся в трудах А.С. Хомякова

[102], а затем Н.Я. Данилевского [43], напротив, исходила из признания

превосходства российского пути развития над западноевропейским.

Конечно, эти позиции только теоретически оформились в трудах указанных

мыслителей, но фактически подобные взгляды встречаются и раньше, и особенно

в XVIII в. И заметим, что эти идеи оказывали немалое влияние на практику

воспитания, когда, с одной стороны, создавались формы воспитания и

учреждения исключительно на западноевропейский манер, а с другой стороны,

мощным было движение, направленное на сохранение воспитания как оно есть, и

даже не возврат его к предшествующим формам. При всем кажущемся различии

этих концепций и взглядов, они в общем схожи в одном — решительным

неприятием существующей действительности, в попытке коренным образом

изменить ее. И только в средствах они расходятся: первые за образец берут

Западную Европу, вторые – прошлое России. И по большому счету трудно даже

решить, какая позиция вреднее, потому что воспитание, общество равно нельзя

вернуть в прошлое или заставить жить по законам, для этого общества не

свойственных, подобно тому, как один организм не может

функционировать по законам другого. Тем не менее, эти идеи в громадной

степени определяют наше педагогическое и общественное сознание.

Самое же важное, что до сих пор в нашем общественном и педагогическом

сознании по-настоящему не представлена концепция А.С. Пушкина, продолженная

целой плеядой великих писателей России, прежде всего Ф.М. Достоевским, а из

педагогов К.Д. Ушинским. А.С. Пушкин представляет Россию великой страной и

в прошлом, и в настоящем, имеющей, как и все государства, свои недостатки,

может быть, и очень большие. И, несмотря на них, он принимал существующую

Россию и любил ее, и служил ей. А.С. Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь

всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с

предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я

не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории

наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». [82, 29]

Поэтому главное требование этих деятелей состояло не в уничтожении

современного состояния общества (образования) в угоду западническим или

прошлым отечественным образцам, а во всемерном развитии реально

существующего общества, реально существующего образования в соответствии с

исторически сложившимися и действующими закономерностями, укладом, нормами

и законами.

Думается, что если бы позиция А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, К.Д.

Ушинского и многих других деятелей восторжествовала в широком общественном

сознании России XIX — XX вв., России удалось бы избежать многих великих

бед. И, безусловно, это дало бы возможность более правильного и взвешенного

понимания нашей истории, истории нашего образования и педагогической мысли.

Культура, образование и воспитание представляют сложное, исторически

развивающиеся явление. Их развитие до XV в. описывается в частности в

работах: 105, 10, 29, 36, 53, 88, 91, 92,102 и др.

Историю образования в России принято, и это во многом правильно,

отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления

его сложились на Руси гораздо раньше, в предшествовавшие века. Рост

населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного

труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепленных

городов; формирование первых начал государства; появление специальных

военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейным

отношениям, — все эти перемены привели к усложнению процесса воспитания,

появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной семьи значительно

сократилась доля общественного воспитания, — главные воспитательные функции

взяла на себя семья.

Воспитание земледельцев и ремесленников осуществлялось в основном в

семьях посредством участия в трудовом процессе. Если ребенок из иной семьи

должен был освоить профессию ремесленника, то он переходил жить в его

семью.

В этот период складывается специальное воспитание воинов, которое

начиналось с двенадцати лет в военных поселениях.

Достаточно сложным было воспитание жрецов, поскольку они должны были

владеть большим объемом знаний о природе, богах и человеке. Вполне

возможно, что они владели рунической письменностью («русскими письменами»),

получившей название «черт и резов».

С VII в. у славян начинает складываться на основе греческого алфавита

славянская письменность, получившая название протокирилицы.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и

переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их

миссионерская деятельность и деятельность их последователей способствовала

широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло

распространение новой грамоты и культуры. И видимо еще до официального

принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснив

другие алфавиты, в том числе и первоначальные славянские письмена [см.:

97]. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще

до принятия ею христианства.

Принятие христианства в 988 году стало точкой отсчета

фундаментальных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе его

воспитания и образования.

Огромные перемены происходят в духовной и культурной жизни Древней

Руси. Прежде всего, Русь включалась в культурный мир наиболее передовых

государств этого времени и прошлого: «Сложение своей системы письма и

достаточно гибкого и развитого древнерусского литературного языка

предоставили Руси возможность получить из Византии и других стран

Центральной и Западной Европы, а также Балканского полуострова и Ближнего

Востока огромную сумму информации по различным областям знаний раннего

средневековья — богословию, натурфилософии, космогонии, зоологии,

астрономии, истории (хронографы), праву, этнографии. Через культуру

Византии Русь приобщалась к вечно живому источнику цивилизации Эллады и

Древнего Рима». [91,36].

Однако уже в первые десятилетия Русь не только смогла освоить эти

духовные богатства человечества, но и создать свои собственные творения, и

поныне поражающие своим совершенством. Б.В. Сапунов пишет: «Если

рассматривать русскую культуру XI века во всем ее объеме, и особенно

духовную культуру, то невольно возникает чувство глубокого удивления и

восхищения перед темпами и широтой ее распространения. За какие-нибудь 50-

70 лет после крещения Руси страна смогла выдвинуть целую плеяду блестящих

писателей, философов». [36,56]

Существенные перемены с принятием христианства произошли во всем

строе русского воспитания, появились его новые формы.

С этого периода одной из ведущих форм воспитания становится религиозно-

христианское воспитание, которое в одинаковой мере воздействовало на все

слои общества.

Государственное воспитание обрело более определенные черты. Оно было

направлено на формирование единства русского народа, защиты своего

государства и т.д.

Произошли перемены и в семейном воспитании. Благодаря христианству

стали гуманизироваться отношения в семьях. Уже при Ярославе был принят

Устав, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

С принятием христианства образование начинает не просто развиваться

быстрыми темпами, но в это время складывается в определенной мере целостная

система образования. Она включает в себя начальные школы, школы, дающие

более высокий уровень образования – княжеские и монастырские школы, и

«высшие» школы.

Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают

работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. С XII века, а

возможно и раньше, начинается широкое обучение грамоте женщин. Образование

давали как дома, так и в монастырях. Девочек учили чтению, письму, счету,

пению, а также рукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей

большой образованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию.

С этого же времени на Руси стали появляться первые дома для сирот-

малюток — "божедомки" [10,12].

Помимо школ, где давали обучение грамоте, существовали школы, дающее

более высокое образование, - «книжное учение». По-видимому, основная масса

городских образованных людей и священников готовилась именно в этих школах.

Если предположить, что деятельность священников, служащих, переписчиков

книг требовала более высокого образования, нежели простого знания грамоты,

то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней

Руси.

Наконец, серьезно обосновано мнение Б.В. Сапунова о том, что при

Софийском Соборе во времена Ярослава Мудрого существовала академия. Он

пишет: «Система культурного строительства в первой половине XI в. была бы

не законченной, если бы она не включала высшее звено — средневековую

академию... Ярослав Мудрый учредил при Софийском Соборе особую

переводческую коллегию и скрипторий, где работали русские и греки. Плоды их

деятельности в более поздних списках сохранились до наших дней. Кроме

переводческой деятельности в этой академии велись летописи, составлялись

ораторские произведения, жития святых и князей. Можно предположить, что

академия, сложившаяся при великокняжеском дворе в Киеве, функционировала

как некая более или менее организованная структура, обладавшая

квалифицированными кадрами, способными решать поставленные перед ними

сложные задачи» [91, 46, 47].

Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях,

прежде всего в Киево-Печерском монастыре. Эта «знаменитая обитель, ставшая

уже в XI веке центром летописания, книжности, просвещения, своеобразной

Академией и Университетом Древней Руси. Распространение печерских

монастырей на Руси от Пскова до Нижнего Новгорода – не случайность, а

закономерное следствие авторитета первой печерской обители в Киеве" [45,

2]. Здесь получали не только высшее образование, «в Киево-Печерском

монастыре образование в рамках богословской программы подымалось до уровня

высших духовных учебных заведений Византии» [10, 14], поэтому — из

монастыря только за XI — XII вв. вышло более 50 епископов, а до середины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.