![]() |
|
|
Российская школа как историко-культурный феномен европейского образованияРоссийская школа как историко-культурный феномен европейского образованияВведение Актуальность постановки проблемы Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования. В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42], О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т. Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю. Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.) Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого. Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в контексте европейского образования. С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции становления и развития российской школы как феномена европейской педагогической культуры. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования – историческое развитие европейского образования. Предмет исследования – генезис российской школы в контексте европейского образования. Задачи исследования: - проанализировать основные этапы исторического развития западноевропейского и российского образования; - охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и организации школьного образования; - представить генезис российской школы как явления европейского образования; - выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена европейской культуры. Исходные методологические позиции исследования определяет диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития. Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры, аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М. Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81], К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко- педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С. Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т. Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.) Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и прогностический анализ источников, систематизация и классификация. Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов; документальные и литературные материалы; издания периодической педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и методические пособия. Исследование выполнялось в два этапа. 1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических исследованиях. 2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов, литературное оформление дипломной работы. Научная новизна и теоретическое значение исследования Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования российского образования как феномена европейской педагогической культуры - реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития российской школы в контексте европейского образования; - охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии, содержания и технологии образования; - осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы, намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии. Практическая значимость исследования Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные педагогические установки у руководителей разного уровня. Достоверность полученных научных результатов Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и литературных данных. На защиту выносятся следующие положения: - по своему происхождению и историческому развитию российская школа является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда западноевропейские государства стали отказываться от развития универсальной классической системы образования и переходить к созданию национальных школ; - российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека, реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь, добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли, поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта особенность, сформированная еще на заре принятия христианства, усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при создании новой школы в XVIII веке; - следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и высокое качество. В традиционной русской школе были представлены предметы трех главных циклов – народного, научного и православного. Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том, что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и образования от народной жизни, тогда как русское образование, построенное на старославянском языке, было близко народной культуре. При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской школы является отечески-материнский, родительский характер отношений между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно- нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного учреждения. Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского образования Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то, что во-первых, это будет практико-ориентированное исследование. Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы современности. Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России. И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру? Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному анализу развития образования. В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных формах, происходит в рамках современных временно-пространственных представлений, которые исходят из линейного развития истории. В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное, педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения – педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа, отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и педагогического сознания. В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания. Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить основные этапы его развития. В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить ряд крупных этапов. Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась система средневекового образования, включая его идеологию, содержание, формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом церкви. Содержание средневекового образования составляла уходящая своими корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума), но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения. Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях; организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла. «Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а начальная школа — до конца XVIII в. Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская система образования, имеющая определенную — особенно университеты — автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период значительно увеличивается объем содержания образования, особенно университетского. В него включается много новых предметов и произведений, прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в университетах. Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования, утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно- урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности. Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования — от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением) содержание образования. Осуществлен постепенный переход от древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его звеньях. Совершенствование форм и методов обучения было направлено на максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания можно выделить следующие характеристики. Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией, представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и Нового времени. Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках гуманистического движения педагогика фактически выделилась в самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично) развитого свободного индивида, организации образования построения его содержания в соответствии с возрастом ребенка и др. Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения, воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и "педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и технологий образования. Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике, его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо сциентический способ познания и преобразования педагогической действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения. Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в. Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород. Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в. С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования. Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось. Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |