на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования


Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

Введение

Актуальность постановки проблемы

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую

затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и

учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,

выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим

его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и

содержания самого образования.

В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения

стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление

ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров,

В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42],

О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т.

Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю.

Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,

сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного

наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над

сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь

должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о

прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в

контексте европейского образования.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема

которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции

становления и развития российской школы как феномена европейской

педагогической культуры.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – историческое развитие европейского образования.

Предмет исследования – генезис российской школы в контексте

европейского образования.

Задачи исследования:

- проанализировать основные этапы исторического развития

западноевропейского и российского образования;

- охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и

организации школьного образования;

- представить генезис российской школы как явления европейского

образования;

- выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена

европейской культуры.

Исходные методологические позиции исследования определяет

диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности

педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического

анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью

общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития.

Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования

служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и

педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры,

аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов

[37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового

педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М.

Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81],

К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко-

педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные

В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности

образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С.

Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т.

Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов

исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и

прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов;

документальные и литературные материалы; издания периодической

педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и

методические пособия.

Исследование выполнялось в два этапа.

1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния

проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических

исследованиях.

2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного

материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов,

литературное оформление дипломной работы.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть

квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования

российского образования как феномена европейской педагогической культуры

- реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития

российской школы в контексте европейского образования;

- охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии,

содержания и технологии образования;

- осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,

намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить

педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные

педагогические установки у руководителей разного уровня.

Достоверность полученных научных результатов

Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций

исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и

логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и

литературных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

- по своему происхождению и историческому развитию российская школа

является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские

государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической

культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в

большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда

западноевропейские государства стали отказываться от развития

универсальной классической системы образования и переходить к созданию

национальных школ;

- российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих

ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической

культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как

изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших

отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого

только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,

реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь,

добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и

совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли,

поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта

особенность, сформированная еще на заре принятия христианства,

усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при

создании новой школы в XVIII веке;

- следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая

лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на

первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система

ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и

высокое качество. В традиционной русской школе были представлены

предметы трех главных циклов – народного, научного и православного.

Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том,

что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и

латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и

образования от народной жизни, тогда как русское образование,

построенное на старославянском языке, было близко народной культуре.

При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось

фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня

интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует

отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что

реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую

очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской

школы является отечески-материнский, родительский характер отношений

между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей

ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным

совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в

ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная

черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие

тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-

нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного

учреждения.

Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского

образования

Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то,

что

во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.

Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с

древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной

истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и

Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы

современности.

Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то

поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России.

И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше

образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному

анализу развития образования.

В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных

формах, происходит в рамках современных временно-пространственных

представлений, которые исходят из линейного развития истории.

В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего

ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в

том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и

подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное,

педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения –

педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,

отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и

педагогического сознания.

В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и

вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами

воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим

принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и

понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.

Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить

основные этапы его развития.

В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить

ряд крупных этапов.

Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V

века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась

система средневекового образования, включая его идеологию, содержание,

формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом

церкви.

Содержание средневекового образования составляла уходящая своими

корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика,

риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя

реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума),

но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.

Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая

половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и

Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его

содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и

школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях;

организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла.

«Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а

начальная школа — до конца XVIII в.

Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская

система образования, имеющая определенную — особенно университеты —

автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период

значительно увеличивается объем содержания образования, особенно

университетского. В него включается много новых предметов и произведений,

прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые

формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в

первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым

стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с

XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной

культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в

университетах.

Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории

европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху

Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования,

утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала

его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-

урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие

задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие

активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.

Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования

приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и

педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало

к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи

Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах

мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда

настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй

половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования —

от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано

принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением)

содержание образования. Осуществлен постепенный переход от

древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его

звеньях.

Совершенствование форм и методов обучения было направлено на

максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX

в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и

технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие

личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи

приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и

развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания

можно выделить следующие характеристики.

Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено

народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с

христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией,

представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других

средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические

произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и

Нового времени.

Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение

нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.

Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках

гуманистического движения педагогика фактически выделилась в

самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса

и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания

в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)

развитого свободного индивида, организации образования построения его

содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.

Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен

выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных

деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического

понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения,

воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого

рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и

образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и

"педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и

технологий образования.

Педагогическое сознание, зафиксированное в реформаторской педагогике,

его развитие начинается с конца XIX в. можно определить как сугубо

сциентический способ познания и преобразования педагогической

действительности. В рамках его ложились новые отрасли и направления

психолого-педагогической науки, теории и концепции, большое число

экспериментальных учебно-воспитательных учреждений и технологий обучения.

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось

преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо

было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась

новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания

и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы

развития российской государственности и образования. В этом смысле имя

Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава

Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и

православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная

система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала

в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с

достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и

религиозными причинами: государству и церкви требовались не только

образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую

очередь целям духовного воспитания, которое включало православие,

«светские» искусства — грамматику, риторику, элементы народной,

отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания

образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе

едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек

за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот

процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло

монгольское нашествие — достаточно сказать, что государственные школы в

России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение

русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и

определившее социально-экономический подъем российского государства.

Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его

деятельности были заложены основы русского образования, включающие

православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и

трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому

Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева.

Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное

воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в

более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях.

Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского

населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни

требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его

организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако

создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века)

русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить

государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие

грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так

и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но

и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди

свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается

книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари.

Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа

(1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном,

Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.