на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования


XIII в. — более 80, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов,

врачей, летописцев (историков).

Кроме того, в этот период просветительскую деятельность осуществляли

крупные библиотеки. «Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава

Мудрого в стенах Киево-Печерского монастыря, Новгородского Софийского

собора и в других крупных монастырях, соборах, княжеских резиденциях были

базой относительно широкой просветительской и школьной деятельности» [91,

47].

Таким образом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только

значительных успехов в развитии многих сфер культуры, но и стала

высокообразованной (по масштабам того времени) страной, в которой сложилась

в определенной мере целостная система образования. Такие объемы культурного

строительства безусловно требовали сознательной и долговременной

государственной политики. «Для осуществления столь грандиозного мероприятия

в столь сжатые сроки нужна была единая общегосударственная политика в

вопросах планирования и проведения в жизнь более или менее последовательной

программы развития просвещения... Конечно, не следует модернизировать

события и приписывать государственным деятелям конца Х — начала XI в.

современные стандарты. Автор никоим образом не собирается утверждать, что у

Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого была детально разработанная и

как-то письменно оформленная программа действий. Но то обстоятельство, что

культурное строительство проходило последовательно и систематически, — вне

всякого сомнения» [91, 44].

В принципе, это утверждение не должно казаться неправдоподобным, если

вспомнить эпоху Каролингского Возрождения, когда благодаря деятельности

Карла и Алкуина образование получило устойчивое и даже динамическое

развитие. Аналогичные причины — политические и религиозные: государству и

церкви требовались образованные и высокообразованные люди - вызвали бурное

развитие русского образования в первой половине XI в.

Распад единого централизованного Киевского государства не остановил

процесса развития и расширения образования. XII в. - первая половина XIII

в. характеризуется следующими тенденциями: «а) распространение киевских и

новгородских школьных традиций на ближние и дальние города; б) усиление

заботы купеческих и ремесленных объединений о школах грамоты; в)

возникновение в центрах княжеских школ повышенного типа» [10, 17].

Потребность в последних была, поскольку именно из них выходили люди, чья

деятельность требовала более высокого образования: переводчики, деятели

литературы, искусства, права. В этой связи достаточно истинным выглядит

предположение С.Д. Бабишина «о существовании школ в 87 древнерусских

городах, а не 4 — 5, как это утверждается в учебниках по истории

педагогики. Полученные данные имеют серьезный недостаток, так как они не

позволяют установить количество школ в том или ином городе, например, в

Новгороде, Киеве, Смоленске, где они, видимо, исчислялись десятками,

лишают возможности представить полную картину сети школ XI – первой

половины XII вв., хотя вполне позволяют сделать первый шаг в этом

направлении [10, 18-19].

В целом же функционирование всех типов школ, всех форм обучения

позволяло иметь достаточно большое количество образованных людей в это

время. Так Б.В. Сапунов полагает, что можно «определить нижнюю границу

прослойки грамотных людей в Новгороде XII – начале XII вв.: не менее 5% от

всего населения или не менее 10% от населения взрослого. Верхнюю границу

пока установить затруднительно. Такой же процент грамотных людей должен был

существовать и в других наиболее крупных городах Древней Руси» [92, 54].

Тяжелейшие последствия для русского образования и воспитания имело

монгольское нашествие. Резко сократилось число школ, исчезли

государственные школы. Произошло падение духовного и нравственного уровня.

Более высокий уровень образования и культуры в это время был в

Новгороде. Во-первых, потому что он сохранил свою свободу, прежние формы

культуры и образования; во-вторых, потому что был торговым городом –

республикой, и это требовало определенного уровня образования.

С XIV в. начинается социально-экономический и духовный подъем Руси.

Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы; укрепляется

политическая мощь державы. Растут города, создаются новые творения в

культуре, многие из которых представляют выдающееся явление. Поэтому не

случайно, что это время получило название «русского предвозрождения». Важно

отметить и то, что в качестве базовой культуры в это время выбирается своя,

национальная культура, культура первых веков христианства на Руси, а не

древняя культура Греции и Рима. Д.С. Лихачев в этой связи пишет:

«Знаменательно, что в поисках опоры для своего культурного возрождения

русские, как и другие наиболее передовые народы Европы обращаются к

древности, но к древности не классической (Греция, Рим), а к своей,

национальной. К концу XIV – началу XV века, в связи с борьбой Руси за свою

самостоятельность, во всех областях русской культуры возникает интерес к

эпохе былой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к

старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в

усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и

обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании

к произведениям XI – начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати

киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку

Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени

национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре,

и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом

убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере» [65, 9-

10].

Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей,

особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри,

особенно на Севере.

Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало

духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан

православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся

деятелей православной церкви, но центральной фигурой по праву считается

Сергий Радонежский, ставший олицетворением русского характера.

Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека,

укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, что

служило преображению семьи. «В XIV — XV вв. постепенно складывается

семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным

авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV

веках» [65, 51].

Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и воспитании.

Начинает расширяться число грамотных, растет число образованных и

высокообразованных людей - имена некоторых из них сохранились в русской

истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий. Д.С.

Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда

русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается

необычно быстрый рост русской образованности» [15].

Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало

в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и

трудовое начало. В этот же период происходит упрочение сложившегося еще в

период становления русского образования, убеждения, что воспитание является

основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно

служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.

Таким образом, во второй половине XIV — первой половине XV вв.,

благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия

Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте

православия, духовности, нравственности, соборности.

В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают.

В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение,

которое дают монастырские и церковные школы. В деле распространения

элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения

большое значение имела деятельность мастеров гра

моты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI — начале XVII вв.

грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян

было 50% грамотных, «между московскими торговыми людьми XV — XVII веков

грамотность была обычным явлением» [95, 4], среди посадского населения — не

менее 20, среди крестьян не менее 15 [95, 5-8].

Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в

России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание

печатных азбук.

Потребность создания более высоких форм образования осознается

многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание

Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии

училищ в Русском государстве было принято Стоглавым Собором. Борис Годунов

намеревался открыть в Москве университет. Однако создать более высокое

образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот

период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том

числе и государственные, были высокообразованными, и даже всесторонне

образованными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период

существенно возросли и социокультурные потребности страны в образовании и

образованных людях. Особенно остро нуждались в высокообразованных людях

государство и церковь.

Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные

школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века не только

большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотны.

Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е —

более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди

крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную

книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил

300 т. букварей. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.

Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое образование. Они

создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном,

Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная

школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней

преподавал Арсений Грек. В 1648 г. создается школа в Спасском монастыре. В

1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия. Значительная роль в

ее создании принадлежит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали

Ионикий и Софроний Лихуды.

Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и

распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более

высокое общее и профессиональное образование. Хотя в работе школ не было

преемственности, но сама устойчивая тенденция их открытия свидетельствовала

о настоятельной потребности России в более высоком образовании. Большой

вклад в развитие образования вносили российские цари, особенно Алексей

Михайлович, государственные деятели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е.

Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век.

Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только

политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр

I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения,

начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его

указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются

другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа

начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и

гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы

России. По его указаниям или с согласия была открыта школа математических

наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы,

иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была

реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным

учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году

была открыта Петербургская Академия наук с университетом и гимназией.

Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и

образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли

ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый

реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для

бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские

школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития

просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого

человека.

Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы,

современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый

ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому,

что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось

насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось

завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для

университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к

тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев

населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по

сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования

от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский

человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной

службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в.

фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал

и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-

воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же

реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие

общественности в делах образования. Все это определило то, что новое

образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно,

что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в

XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве,

где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия.

Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией,

в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые

страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, заложенных

им, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных

заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века.

И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского

просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и

роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если

Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов

стал основоположником отечественного (национального) образования, потому

что национальное образование начинается с национальной культуры, причем

культуры, освоенной образованием. Ломоносов стал основоположником

российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему

наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем

самым он подготовил почву для развития отечественного образования.

И он же выступил инициатором и создателем национального образования

[см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и

др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,

которая была не только важным центром науки, но и важным центром

просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при

Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль

в открытии Московского университета.

М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные

русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к

университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в

работе многих его соратников и учеников.

Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины

II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и

воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —

если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных

сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и

просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,

официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание

гражданина и человека, воспитание русского человека на основе

отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования

(пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной

культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и

Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в

этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И

именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей

Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное

учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году

получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую

идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно

которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать

правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать

детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус

[19], создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало

созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России.

Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и

Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных

заведений.

Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава

народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в России

создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком

обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные — более

широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика,

география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто

Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для

народных училищ.

В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в

которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот

период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать

народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством

для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его

стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России),

просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на

пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его

деятельности см. 101].

Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании.

В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к

разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав

учебных заведений, подведомственных университетам», который определил

строение и функционирование российского образования.

По Уставу в России установилась единая система образования, к

сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была

разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение

переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного

просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа

школ: приходские, уездные училища, гимназии и университеты.

Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учебных

заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в

том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.

После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается

усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с принятием

Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени

образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями.

Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль

в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот

же период открываются разные профессиональные школы: сельскохозяйственные,

технические, коммерческие, в том числе и высшие, например, технологический

институт, институт гражданских инженеров и др.

Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась идеология

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.