на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства


В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.

Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм

учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно,

самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и

выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя

больше соответствует возрастным особенностям личности.

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая

с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения

между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а

сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей

структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации,

иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и

представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или

ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных

существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в

то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений

оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя).

В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного

понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.

Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры

учебного кинофильма.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения

подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому

восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится

плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не

только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от

его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает

поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может

смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и

внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает

умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти,

управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер

организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании

словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной

противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется

устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений,

переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к

неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и

рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно,

сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом»)

уроке.

Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением

учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную

деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни

возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный

урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма

продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что

делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует

организации его внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии

мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.

Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в

подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук.

Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у

подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать,

делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно

изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты

мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к

конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных

образах и представлениях). Но общее направление развития мышления

происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-

образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного

мышления в понятиях (у старших подростков).

Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-

синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только

конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному

объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале,

овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать

широкие обобщения.

Разумеется, и в пределах подросткового возраста имеют место возрастные

различия: одно дело-мышление школьника 11-12 лет, другое дело-мышление 15

лет.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои

знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-

следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от

исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные

открытия.

Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении

подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень

важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их

значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом

самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся

подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать,

но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо

поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек

может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы,

сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и

определяют их отношение к учению

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут

сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к

существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном

отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в

овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило,

вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять

трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является

ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие во многом зависит от оценки его учебной

деятельности взрослыми.

Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и

самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как

мотив, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В

противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их

формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению

обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к

учащимся.

Подростки могут уже мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями и самоанализом логически и абстрактно. Значительный прирост

предметных знаний Особенно заметным в этом возрасте становится рост

сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение

сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем

мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в измерении

мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль

деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному

образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и

избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с

соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно

понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий,

совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для

последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти

знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности

учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми,

добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.

В труде идет активный процесс становление тех практических умений и

навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования

профессиональных способностей.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая

активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо

научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как

взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы

в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для

этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и

самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким

же, как и он, делом.

Методика оценки динамики развития способностей учащихся к техническому

творчеству была использована при экспериментальной проверке эффективности

сотворчества педагога и учащихся в процессе изобретательства.

Эксперимент – это опытная проверка теоретических утверждений, гипотез.

Экспериментальная проверка возможности развития технического творчества

учащихся в процессе сбора научно - технической и патентной информации с

использованием разработанной структуры сотворчества педагога и учащихся в

процессе изобретательства,

Включающей в себя морфологический альтернативный сбор информации,

проводился на базе Муниципального образовательного учреждения №6 пос.

Новоасбест.

Проблема эксперимента состояла в оценке динамики развития технического

творчества учащихся, учебно-творческая деятельность учащихся.

Предметом экспериментального исследования была оценка динамики развития

технического творчества учащихся в рассматриваемой учебно-творческой

деятельности.

Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной

гипотезы исследования.

Эксперимент проходил в виде проблемной ситуации.

Определение уровня творческого потенциала учащихся.

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения

принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных

ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош; 1

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях

окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный

прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да; |

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что

сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что

осуществите свое начинание:

а) да;

б) Часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание

добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем

все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что

препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому

уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что

говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его

по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только

когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы

оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности; вопросы 2,

3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й —

амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память; вопрос 11-й —

зрительную память; вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым; вопросы

16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос 18-й — степень

сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который

представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле

сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные

формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы

обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и

проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш

потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого

пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может,

вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы

может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.

Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

План урока.

Класс: 8 «а».

Тема программы: поузловая обработка платья, блуз мужских сорочек, обработка

и сборка юбок.

Тема урока: оформление платьев, блуз отделочными деталями.

Цели урока: учебная – научить трудовым приемам комплексных работ;

Воспитательная – воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к

труду, аккуратность, ответственность, внимательность;

Развивающая – творческие способности с помощью вышивки бисером и пайетками.

Материально техническое оснащение: швейные иглы, наперстки, ножницы, парты,

швейные машины. Учебно-наглядное пособие: карточки - опросники, таблицы,

инструкционные карты.

|№ |Структурные элементы |Деятельность преподавателя |Деятельность |

|п\п | | |студентов |

|1 |Целевая установка |Сообщение темы и |Восприятие |

| | |разъяснение целей урока |(аудиальное, |

| | | |визуальное), |

| | | |разъяснений |

| | | |преподавателя, |

| | | |запись. |

|2 |Актуализация знаний |Карточки-опросники, устный |Самостоятельная |

| | |опрос. |работа |

|3 |Мотивация |Постановка проблемной |Осознание |

| | |задачи, необходимость ее |необходимости |

| | |решения. |усвоения знаний. |

|4 |Сообщение нового |Лекция-беседа. |Восприятие, |

| |материала. | |обсуждение, |

| | | |конспектирование.|

|5 |Закрепление |обработка срезов кокетки. |обрабатывают |

| |изложенного |оформление кокетки |срезы кокетки. |

| |материала. |вышивкой. |оформляют кокетки|

| | | |вышивкой. |

|6 |Подведение итогов. |Анализ деятельности |Рефлексия. |

| | |учащихся, выставление | |

| | |оценок. | |

|7 |Планируемый |углубление знаний по | |

| |результат. |обработке кокеток. | |

| | |развитие творческих | |

| | |способностей. | |

| | |формирование навыков | |

| | |обработке кокеток и вышивки| |

| | |бисером и пайетками. | |

|8 |Оргрефлексия. |Анализ своих действий | |

План экспериментального урока.

Класс: 8 «б».

Тема программы: Поузловая обработка платья, блуз, мужских сорочек,

обработка и сборка юбок.

Тема урока: Обработка и оформление платьев, блуз отделочными деталями.

Цели урока:

Учебная – научить трудовым приемам комплексных работ;

Воспитательная – воспитать самостоятельность, добросовестное отношение к

труду, аккуратность, внимательность, ответственность;

Развивающая – творческие способности с помощью вышивки бисером и пайетками.

Материально-техническое оснащение: швейные иглы; наперстки; ножницы; парты;

стачивающие машины; утюги; пайетки; нитки. Учебно-наглядное пособие:

карточки опросники; инструкционные карты; таблицы.

|№ |Структурные элементы |Деятельность преподавателя |Деятельность |

|п\п | | |студентов |

|1 |Целевая установка |Сообщение темы и |Восприятие |

| | |разъяснение целей урока |(аудиальное, |

| | | |визуальное), |

| | | |разъяснений |

| | | |преподавателя, |

| | | |запись. |

|2 |Актуализация знаний |Карточки-опросники, устный |Самостоятельная |

| | |опрос. |работа |

|3 |Мотивация |Постановка проблемной |Осознание |

| | |задачи, необходимость ее |необходимости |

| | |решения. |усвоения знаний. |

|4 |Сообщение нового |Лекция-беседа. |Восприятие, |

| |материала. | |обсуждение, |

| | | |конспектирование.|

|5 |Закрепление |1.обработка срезов кокетки.|1.обрабатывают |

| |изложенного | |срезы кокетки. |

| |материала. |2.оформление кокетки |2.оформляют |

| | |вышивкой. |кокетку вышивкой.|

|6 |Подведение итогов. |Анализ деятельности |Рефлексия. |

| | |учащихся, выставление | |

| | |оценок. | |

|7 |Планируемый |1.углубление знаний по | |

| |результат. |обработке кокеток. | |

| | |2.развитие творческих | |

| | |способностей. | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.