на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства


продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат

схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель

соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной

модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи,

хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования,

продумывания и построения образа будущего технического объекта.

Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и

находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного

отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль

комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и

заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных

технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой

будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости

обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из

необходимости формирования фонда свойств и структур существующих

технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и

заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о

существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического

творчества.

Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом

конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического

объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и

субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе

изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры,

функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой

(рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия.

Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их

пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных

соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем,

обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли,

происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект

новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по

новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем,

является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях

как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции

по-новому назначению.

Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно

завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе

выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических

разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках

действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также

отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку

экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные

процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс

технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой

возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.

Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении

недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности

технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов,

методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах.

Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является

проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о

конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.

Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент

исследования проблемы развития изобретательства.

Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание

предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах

творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е.

отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является

рождение нового.

Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического

творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил

природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом

помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-

технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх

категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности,

отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического

творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве

между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта

концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного

подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем

генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический

ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и

психологических факторов, обусловливающих этот ход.

Академик Б.М. Кедров ввёл понятие "познавательно-психологический барьер"

(ППБ) для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия,

которое носит одновременно психологический и логический (познавательный)

характер. Такой барьер необходим, он выступает в качестве формы развития

научной мысли для удержания её достаточно долгое время на ступени

особенности, помогая тем самым подготовить переход на следующую более

высокую ступень всеобщности. После выполнения познавательной функции ППБ

окостеневает и из формы развития научной мысли превращается и её оковы.

Преодоление ППБ составляет самую суть научных открытий (при этом об

открытии мы говорим с учётом диалектики великого и малого).

В качестве инструмента исследования научно-технического творчества Б.М.

Кедров предложил познавательно-психологическую схему творческого процесса

(см. рис.).

В этой схеме использованы следующие обозначения:

Е - единичное, единичность;

О - особенное, особенность;

В - всеобщее, всеобщность;

ППБ - познавательно-психологический барьер;

Т - трамплин;

С - подсказка;

Х-Х - один из независимых необходимых рядов - движение творческой мысли,

ищущей путь перехода от О к В;

У-У - другой независимый необходимый ряд - внешнее, возможно случайное,

постороннее по отношению к Х-Х событие или процесс.

Стрелки показывают переход от предыдущей ступени познания к последующей.

Препятствующий раскрытию истины ППБ, вставший на пути от О к В,

преодолевается при помощи связки «подсказка – трамплин». Трамплин Т

объективно существует в той же сфере бессознательного, в которой сложился и

сам ППБ, и обнаруживается тогда, когда творческая мысль исследователя

попадает на него благодаря подсказке С. Подсказка С возникает в точке

пересечения двух независимых необходимых рядов. Один из них Х-Х – движение

творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В, другой ряд У-У –внешний,

посторонний по отношению к движению мысли, работающей над преодолением ППБ,

процесс, а часто случайное событие, которое вклинивается в работу мысли

учёного или изобретателя. В момент пересечения обоих рядов возникает

подсказка С, с помощью которой второй ряд У-У увлекает за собой творческую

мысль (ряд Х-Х), безуспешно стремящуюся до тех пор пробиться сквозь ППБ.

Мысль Х-Х, увлечённая процессом У-У в другую сторону, находит для себя

новый путь. Она попадает на трамплин Т и обходит стоящий на её пути ППБ.

Далее уже беспрепятственно Х-Х направляется к В. Обычно ППБ возникает и

выполняет оградительные функции в процессе познания реальных противоречий.

При этом исходное противоречие, существующее в природе, предварительно

расчленяется исследователями на его противоречивые части. Эти части сначала

познаются в их обособлении и даже противопоставлении одна другой. ППБ

создаёт возможности я необходимость созревания предпосылок для перехода

(качественного скачка) к изучению обеих противоречивых сторон деятельности

не изолированно друг от друга, а в их единстве и взаимодействии. В схеме

Б.М. Кедрова отмечена также особая роль метода индукции, т.е. индуктивного

обобщения, или «наведения», при переходе от единичного (отдельных фактов) к

особенному (их первичной систематизации). Применяя метод индукции,

человеческая мысль может двигаться всё время в рамках сознательного,

используя для исследования и выявления причин изучаемых явлений вполне

понятные, доступные для нашего рассудка логические приёмы: «метод

присутствия», «метод отсутствия», «метод сопутствующих изменении» и пр.

Однако, когда при движении от особенного ко всеобщему встречается

препятствие, которое не поддаётся индуктивному объяснению, ведущую роль

начинает играть интуиция. Под интуицией понимается процесс,

характеризующийся тем, что в поисках решения наша мысль до поры до времени

двигается как бы ощупью в сфере бессознательного и выход ее из этой сферы

происходит не с помощью индукции, а путём внезапного, неконтролируемого

самим человеком перескока из сферы бессознательного в сферу сознательного,

т.е. осуществляется умозаключение без промежуточных звеньев. При этом

память исследователя фиксирует не саму интуицию как явление, а только

результат, достигнутый с помощью интуиции. В схеме Б.М. Кедрова интуиции

отводится ведущая роль на участке от С до В, включая трамплин Т.

Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора

информации в творческом процессе, но разработанная им схема представляет

собой удобный и эффективный инструмент исследования технического

творчества.

Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных

процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель

которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что

она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа

преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью

которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким

образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического

творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью

учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о

соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-

технической и патентной информации.

Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических

решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его

творческого характера необходимо построить единую структуру совместной

(сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.

Развитие изобретательства учащихся в процессе решения творческих задач

Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой

вопросам структуры и содержания процессов технического творчества учащихся

и руководства его развитием, показал, что все авторы придают большое

значение этапу решения творческой задачи, поиску идеи решения. Многие

авторы считают решение технических творческих задач главным моментом в

развитии технического творчества учащихся. Так, например, Т.В. Кудрявцев в

формуле «психологическое осмысление механизма творчества есть понимание

динамики решения творческой задачи», по сути, отождествляет творчество с

решением творческих задач. Исходя из этой посылки, а также опираясь на опыт

развития творческих способностей учащихся в рамках проблемного обучения,

становлению которого способствовали исследования Д.В. Вилькеевой, Т.В.

Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.С. Якиманской и

др., была разработана программа факультативного курса «Творчество в моей

профессии» для учащихся СПТУ. Авторы этой программы Т.Н. Кудрявцев и Д.И.

Ландо, отвели большую часть курса методам решения технических задач

творческого характера. С 1988 г. факультатив под названием «Основы

профессионального творчества» введён в учебный процесс профессионально-

технических училищ России. В ходе этого курса из года в год решаются в

основном одни и те же задачи, которые формулируются преподавателем (иди

авторами учебников и задачников) по описаниям уже кем-либо сделанных и

опубликованных изобретении. А учащимся предлагается как бы повторить эти

изобретения. Нельзя не согласиться с названными выше авторами в том, что

творчество как «открытие (изобретение) для себя», или иначе, учебно-

творческая деятельность, и творчество как «открытие (изобретение) для

других», или собственно творческая деятельность, имеют большое сходство в

механизмах самого процесса и его динамики. Нельзя не согласиться и с тем,

что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс

решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-

воспитательном процессе с целью:

- развития творческих способностей личности;

- овладения новым знанием о понятиях, законах, теориях, принципах, методах,

правилах и средствах деятельности;

- овладения умственными и практическими умениями;

- диагностики творческих способностей личности;

- контроля знаний и умений;

- актуализации знании, умении, творческих способностей личности

Методологической основой исследования являются теория познания,

психологические теории формирования и развития личности человека в процессе

его познавательной и творческой деятельности.

Исходными теоретическими положениями исследования являются результаты

проведённого философами, психологами и педагогами анализа структуры

технического творчества и учебно-творческой деятельности, идеи психологов и

педагогов о деятельностном подходе в познании и обучения (П.Я. Гальперин,

А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), активизации и интенсификации

процесса творческой подготовки учащихся (А.М, Василевская, Т.В. Кудрявцев,

Ю.С. Тюнников и др.), основные выводы и рекомендации исследователей по

проблемам развития технического творчества учащихся (И.П. Волков, В.А.

Горский, М.Г. Давлетшин, М.И. Ерецкий, А.Н. Лук, Д.П. Ляликов, Я.А.

Пономарёв, В.Д. Путилин).

Для решения поставленных задач в исследовании использовалась совокупность

методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование,

моделирование. Методы педагогики и психологии: непосредственное и

опосредованное наблюдение за процессом технического творчества учащихся,

беседа, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся

и педагогов, педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования служило Муниципальное

образовательное учреждение № 6 пос. Новоасбест.

Глава 2

Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков

по развитию творческих способностей.

2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы

Развитие изобретательства учащихся как педагогическая проблема.

Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в

своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической

формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека

об объективном мире.

Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить,

существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду

общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В

процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их

подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и

сбор фактического материала как экспериментальной основы новых

исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его

развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое

его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту

деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие

творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми

техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития

техники и человеческого общества.

Методы, помогающие решить данную проблему.

В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман

впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса

технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с

использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в

структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства,

опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918

году включает в себя семь этапов:

1. Усмотрение потребности или трудности.

2. Анализ этой потребности или трудности.

3. Просмотр доступной информации.

4. Формулировку всех объективных решений.

5. Критический анализ этих решений.

6. Рождение новой идеи - изобретения.

7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её

конечное воплощение в вещах.

Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние

структуры процесса технического творчества и технического творчества

учащихся вплоть до наших дней.

По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием

трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны

информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации:

сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую

сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая

сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются

вода, пища, вдыхаемый воздух.

Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и

явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях.

Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую,

патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой

является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.

Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники,

их параметрах, свойствах и состояниях.

Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях,

признанных изобретениями или претендующих на такое признание.

Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-

технической и патентной информации это информационные и патентные

бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её

потребителей (получателей).

Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников

научно-технической и патентной информации (информации о технических

решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса

сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации

(сбором информации о существующих технических решениях).

Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в

отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из

структуры технического творчества и рассматривают как необязательный,

вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не

удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации

в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г.,

критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В

один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр

информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в

библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с

рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в

1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса

изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых

может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий

был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще

отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.

Однако в той же работе Г.С. Альтшуллер вновь высказывает сомнения в

необходимости сбора информации в творческом процессе. Он высказывает мысль,

что при создании изобретений 4-го или 5-го уровней условия задачи

расширяются настолько, что становится невозможным определить, какую именно

патентную информацию необходимо использовать.

И видимо, поэтому в своём алгоритме решения изобретательских задач (в

различных его версиях) Г.С. Альтшуллер то вводит в явном виде в разных

частях и шагах алгоритма элементы сбора информации о существующих

технических решениях, то вновь исключает их из творческих стадий. При этом

необходимо отметить: анализ работ Г.С. Альтшуллера показал, что всё же во

всех предлагаемых им технологиях изобретательства сбор информации

обязательно присутствует в явном или неявном виде. Например, разработанные

им принципы разрешения технических противоречии были подучены в результате

анализа более 40 тыс. существующих решений. С развитием техники будут

появляться всё новые принципы разрешения технических противоречии (в своих

первых работах Г.С. Альтшуллер говорил о 35 принципах в последних же речь

идёт уже о существовании более 200 таких принципов, из которых наиболее

популярны 40), а для их выявления необходимо проводить постоянный сбор

информации о всё новых и новых технических решениях. Очевидно, что вся

разрабатываемая Г.С. Альтшуллером методика изобретательства базируется на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.