на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


Теоретическое мышление – это вид мышления, направленный на открытие

законов, свойств предметов.

Практическое мышление – это мышление, направленное на воплощение

открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.

Дискурсивное или умозаключительное мышление – это поэтапно развернутый

мыслительный процесс.

Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием четко

выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь

окончательный результат достигается без знания или придумывания

промежуточных этапов.

Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и

умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека, прекрасно

понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в современных

сложнейших знаниях и пр.

Продуктивное (творческое) мышление – это мышление направленное на

создание новых идей, на открытие новых или усовершенствование решений той

или иной задачи.

Критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление

недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей.

Некритическое мышление противоположное критическому.

Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как

уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным,

чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень

развития, чем образное. С одной стороны, за такими суждениями лежит

реальный смысл, т. к. понятийное и теоретическое мышление в фило- и

онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и

образное. Но с другой стороны, каждый из названных четырех видов мышления

сам по себе может развиваться, относительно независимо от остальных и

достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более

позднюю, но онтогенетическую менее развитую форму.

Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то

одним видом мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения

является формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к

другому в процессе рения задач. Последнее, однако, не исключает

индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, связанных с

предпочтительным использованием какого-то одного вида мышления. Это может

быть обусловлено рядом факторов: особенностями личного опыта, развития

речи, воображения, уровнем овладения мыслительными операциями.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с

определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей

совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза,

абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными

сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия

все более существенных объективных связей и отношений между предметами,

явлениями, фактами.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения

сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда

можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других —

различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того,

какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент

существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних

случаях считаются сходными, в других — различными. Например, при

сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для

человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их

строения и происхождения обнаруживается много различий.

Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и

различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение

приводит к их классификации. Классификация производится по какому-либо

признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так,

в библиотеке книга можно классифицировать по авторам, по содержанию, по

жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится

классификация, называется основанием классификации.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное

значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные

между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание

действительности.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие

его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой

и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в растении

мы выделяем стебель, корень» цветы» листья и пр. В данном случае анализ —

мысленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств,

признаков, сторон. Например, мысленное выделение цвета, формы предмета,

отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.

Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще

любое целое» но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе.

Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их

признаки, анализ хода мысли — доказательство» объяснения и пр.

Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или

мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных

элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти

элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте

выделяются отдельные буквы» слова, фразы и вместе с тем они непрерывно

связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в

предложения, предложения — в те или иные разделы текста. Или вспомним

рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном

восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их.

Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого

(например, продумывание композиции литературно-художественного

произведения) и как мысленное сочетание различных признаков, свойств,

сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное

представление явления на основе описания его отдельных признаков или

свойств).

Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы

фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для

выработки умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе

практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны

осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом

сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез. Например, путем

анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или

исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная

характеристика этих героев, этих деятелей.

Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает

необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для

более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех

остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить

доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от

частных особенностей чертежа— мелом или карандашом он выполнен, какими

буквами обозначены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков

предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных

признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета

мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся

самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить

одно свойство — электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди,

машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах

один общий признак — движение и мыслить о движении вообще, изучать

движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия —

смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость

и пр.

Обобщение и конкретизация.

Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не

отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить

все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении

предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных

признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при

абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и

абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к

единичному предмету или явлению, а ко множеству сходных единичных

объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты»,

соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках,

грушах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях

выводах, правилах… Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не

всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие признаки

предметов, явлений, фактов.

Конкретизация — это мысленное представление чего-либо единичного, что

соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не

отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а,

наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в

значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда

указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет

существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности

важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует

уделять серьезное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем,

виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.

Школьники и студенты часто затрудняются привести примеры,

иллюстрирующие их ответ.

Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваивается (или

зазубривается) формулировка общих положений, а содержание остается неясным.

Поэтому преподаватель не должен довольствоваться тем, что учащиеся

правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизации

этих положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного частного

случая. Особенно это важно в школе и, прежде всего в начальных классах.

Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом

частном случае обнаруживается общее, которое иллюстрируется примером.

Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию

общего.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления.

К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция,

дедукция. Суждение – это высказывание, содержащие определенную мысль.

Умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний,

из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как

система суждений о некотором классе предметов (явлений). Выделяющая

наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства

умозаключений, определяющие направленность мысли от частного к общему, или

наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а

дедукция – вывод общего суждения из частных.

Ходя логические операции органически входят в состав мышления, оно не

всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В

процесс мышления часто вмешиваются, изменяя его, эмоции.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать

мышление. Известно, что чувство придает мысли страстность, напряженность,

остроту, целеустремленность и настойчивость. Без повышенного чувства

продуктивная мысль столь же не возможна, как без логики, знаний, умений,

навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно

пределы оптимизма, обеспечивающего разумность мышления.

В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения

человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и

регулятивную функцию. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении

(эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска,

пределах которого находится искомое решение задачи. Регулятивная функция

эмоций проявляется в том, что они способны активировать поиск нужного

решения в том случае, если он ведется правильно, и замедляют его, если

интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильным

выводам, есть особенные мыслительные процессы, дающие ложное представление

о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у

шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между

нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутнённого

сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма (один из его

исследователей – Э. Блейер). Аустическое мышление тенденциозно. Цель в нем

достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих

потребностям, открывается свободная, неограниченная рамками строгой логики

дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям,

тормозятся, другие соответствующие им, получают простор даже в том случае,

если порождают логические несоответствия. Во многих отношениях Аустическое

мышление противоположно реалистическому. Реалистическое мышления правильно

отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время

как аустическое мышление представляет в основном то, что соответствует не

объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является

создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач

перед аустическим мышлением не стоит, его направленность – удовлетворение

потребности, снятие вызванного ею напряжения. Аустическое мышления

порождает иллюзии, а не истины.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну

из классификаций мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он

выделил следующие типы людей по характеру мышления:

Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и

доминированием правого полушария головного мозга над левым.

Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого

полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение

правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа

является эксперимент и логическая безупречность вывода. Познание

мыслительного типа существенно отличается от интуитивного типа.

Мыслительный тип обычно интересуется знанием как таковым, ищет и

устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный

тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование

знаний вне зависимости от истинности и логической противоречивости.

Истинно то, что полезно, – вот его жизненное кредо.

Давая характеристику основным видам мышления, важно упомянуть о

творческом мышлении и интеллекте человека.

Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых людей,

на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все

творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования

нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода

мысли за пределы привычного способа рассуждений.

При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем.

Применять творческий способ решения (особый вклад в изучение творческого

мышления внесли ученые: Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.).

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и

творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в

суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием

принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а

не с оцениванием чужих мыслей. Чтобы сгладить эту конкуренцию, необходимо у

ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое

мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и

периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. В жизни

большинства людей, для того, чтобы их творческая отдача была максимальной

необходимо разумное сочетание творческого и критического

мышления.

С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним

понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих

человеку успех в решении разнородных задач.

Отметим наиболее важные качества ума:

а) глубину мысли, т.е. умение проникнуть в сущность труднейших вопросов

теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть

дальнейший ход событий. Качеством, противоположным глубине ума, является

поверхность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на

мелочи и не видит главного;

б) широту мысли, заключающуюся в способности охватить вопрос в целом,

когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с

ним связано, и в тоже время не упускают из виду детали процесса или

явления;

в) гибкость ума, т.е. — умение пересматривать свои выводы и решения в

зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении

задачи, предвзятых мнений. Люди не отличаются этим качеством, умеют думать

и действовать только по шаблону, проявляют инертность мысли, боятся нового;

г) критичность ума, т.е. умение не принимать на веру любое

положение (как свое, так и чужое), а подвергать его критическому

рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь

после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его.

Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса

знаний. Попытки развить свой ум, не приобретя знаний бесплодны. Встречаются

люди, охотно рассуждающие о предметах, которые они не знают, но рано или

поздно таких людей разоблачают, и их мышление, их доказательства без

конкретных знаний оказываются пустыми словами. Вели значение мышления для

памяти, выражающиеся в организации заучивания, в осмысливании заучиваемого

материала. Есть связь мышления и с воображением. Всякое планирование

требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то

мере представлять с помощью воображения то, что планируется, намечается

осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней

есть достаточный полёт воображению, регулируемый мыслью.

Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с

речью. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира,

человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том,

чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!)

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого

раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно

связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его

чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок. Подросток идет в школу.

Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи

подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей,

сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-

сложная вселенная. Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что

сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после

его кончины. И все это только благодаря языку».

В системе языка за каждым, словом исторически закреплено определенное

значение. Значение слова — это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи

языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются

в речевую форму. В тесной связи речи и мышления может убедиться каждый,

если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают?

Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в

развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной

деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами,

сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания

ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже

ясным, понятным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основательном

обдумывании. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждает

нас вдумываться в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее

содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим

способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание.

Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление

сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово — не тождественны друг

другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных языках. Одно и то же

слово может выражать разные понятия это омонимы, например, ключ, коса,

ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами — это

синонимы; например, путь — дорога, задира—забияка, граница—рубеж и др.

Как и все психические процессы, мышление представляет собой

деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность,

осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом,

поскольку мышление — это обобщенное при помощи слова отражение

действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.