на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ


РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Волгоградское государственное образовательное учреждение

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики

и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работу выполнила студентка

группы 4 «Д»: Ефремова

Т.В.

Научный руководитель:

Тонкодубова О.И.

Волгоград - 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

в подростковом возрасте. 5

§ 1. Общее представление о подростковом

возрасте и видах мышления 5

§ 2. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

подростков 25

§ 3. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте

43

Глава II. Мышление как один из основных познавательных процессов личности

в подростковом возрасте. 57

§ 1. Исследование мышления в подростковом возрасте 57

§ 2. Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте 66

Заключение 73

Литература. 76

Приложение 1 77

Приложение 2 78

Введение

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития

ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с

отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях,

которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает

отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и

правильно действовать в соответствии с ними.

Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом

окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира,

свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать

развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе

обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать

суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются

постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более

сложными грамматическими формами речи. Актуальность нашей работы состоит в

том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик

начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-

либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием

того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а

нескольких причин.

К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и

доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И

особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное

мышление начинают развиваться с изучением широкого круга

общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная

тема представляет особый интерес для нашего исследования.

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и

диагностики мышления в подростковом возрасте.

При этом перед нами поставлены следующие задачи:

1. Обобщить материал о подростковом возрасте и видах мышления.

2. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности

подростков.

3. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей в

подростковом возрасте.

4. Провести исследования мышления у подростков.

5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

При написании работы были использованы следующие методы научно-

педагогического исследования.

1. Метод научного познания – способ добывания, выявление достоверных,

убедительных фактов о реальной действительности, знаний между

существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных

тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.

2. Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на

непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

3. Методы конкретно-социологического исследования – методы тестирования и

статистической обработки полученных данных.

4. Теоретическое исследование и его методы – анализ оценка, приведение в

систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного

мировоззрения.

5. Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт,

особенностей передового или новаторского опыта.

Данная работа предназначена для учителей и преподавателей колледжа.

Глава I. Мышление как один из основных познавательных процессов личности в

подростковом возрасте.

§ 1. Общее представление о подростковом

возрасте и видах мышления

Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики

мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически

отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского

возраста и от взрослых людей.

От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается

тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от

детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность

является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на

три периода: ранний юношеский возраст (охватывает XI – XI классы школы),

средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание

школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст

(охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего

возраста начинается длительный период взрослости.

Отрочество – так по старинке называют подростковые годы –

характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во

всех сферах поведения. Если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную

внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависим от

взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на

психологию и поведения ребенка, то подросток гораздо более независим и

менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны

взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако,

относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую

ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный

самостоятельный поступок.

Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе,

к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства

младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения

взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием:

ребенок знает от части правильно может оценивать себя как с положительной,

так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое

отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны,

может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения

человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными

недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще

всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает

свои недостатки.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в

особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если

младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках

ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё

не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают

его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников,

причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном

виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми,

выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.

Поясним сказанное.

Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании

данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её

соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы,

персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая

такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что

она исходит от авторитетного для него человека.

Социализированной называют норму, которая в сознании человека не

связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее

правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают

отдельные личности. Социализированная норма существует в мак называемой

безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила

поведения, принятые в обществе.

Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения

для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть

полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые

принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые

нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем

школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых

людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время

они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей,

т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому

самосовершенствованию, характерное для подростков в отличии от школьников,

порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят

среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.

Возникает то, что в социальной психологии называется поролевой

идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для

ранней юности.

От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к

реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни

непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в

различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне

ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто

роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится

играть роль взрослых людей среди старших по возрасту.

Перейдем от краткого описания психологии подростков к определению

понятия мышления и его основных видов.

Природа и виды мышления.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять.

Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое

главное, существенное в них. Понимание обеспечивает наиболее сложным

познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания,

активную форму творческого отражения и преобразования человеком

действительности. Мышление порождает такой результат, какого в самой

действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно

понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся

представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в

том, что оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации,

задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта

задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы

чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе

сенсорной информации делают определенные теоретические и практические

выводы. Оно отражает бытие не только отдельных вещей, явлений и их свойств,

но и определяет связи существующие между ними, которые чаще всего

непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и

явлений, связи между ними отражаются в обобщенной форме, в виде законов,

сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует,

оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в

восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих

процессов обязательно связаны с мышлением, и степенью его участия в этих

познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом

является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом может

выступать понятие.

Понятие – это форма мышления, в которой отражается общие и существенные

свойства

предметов и явлении. Иными словами, понятие – это совокупность существенных

свойств

предмета. Например, у стула много признаков; цвет, материал, размеры,

мягкость. Но

существенными являются только те, которые и делают стул стулом. Ими

являются: предмет

мебели, создан для сидения, у него имеется опора для спины. Это и есть

самые существенные

признаки этого понятия, его содержание. В понятие «дерево» входят все

признаки, присущие

дереву, и не входит то, что характерно только для березы, или ели, или дуба

и пр.

Отражая общее, существенное, закономерное в предметах или явлениях

действительности,

понятие выступает высшей ступенью отражения мира. Понятие обозначается

словом, которое

есть чувственная, материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит

мыслить

словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определенном смысле. Ведь на

слово «стул»

не сядешь, и словом «хлеб» сыт, не будешь. В чувственном познании человек

знакомится с

самими предметами и явлениями действительности, которые и Обобщает затем

данным

понятием. Владеть понятием значит владеть всей совокупностью знаний о

предметах и

явлениях, к которым относится данное понятие.

Большинство имеющихся у нас понятий усваиваются в готовом виде от других

людей.

Однако овладение понятием не простая «передача» знаний, например, от

взрослого ребенку.

Усвоение понятий, овладение ими сложнейший процесс. Он имеет самое прямое

отношение

к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного

человека. Здесь все

поколения людей большую часть понятий получают от предшествующих поколений,

усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже

своего опыта и

знаний создают новые понятия о тех предметах и явлениях действительности, о

которых

предшествующие поколения еще не создали понятий.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на

который они

опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие,

обозначаемое

определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у

ребёнка, т.е. с тем

содержанием данного понятия (часто неправильным или неполным), которым он

уже владеет.

Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие,

усваиваемое детьми в

цоколе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже

усвоенным ими

вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими

людьми и

накопления личного чувственного опыта (например, птица это животное„которое

летает,

поэтому бабочки, жуки, мухи Относятся к птицам, а курица, утка — Нет, они

не летают. Или:

хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка не

хищник,

она домашнее животное, ласковая).

В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного

опыта учащихся.

Чем абстрактнее понятие„тем труднее опереться на материал, который можно

показать детям,

тем больше приходится пользоваться рассказом о вещах, которые могут помочь

усвоению

абстрактного ПОНЯТИЯ.

Таким образом, образование понятий, переход к нему от чувственных форм

познания

сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез,

абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений.

Важная роль

в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит

указание наиболее

существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного

понятия,

раскрывает отношение его к другим, более общим понятиям. В определении

фиксируется

наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием.

Итак, существенные признаки понятий это свойства и отношения, при

утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по

своей природе

или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за

собой

появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения

существа предмета

или явления.

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность,

поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности

на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом

мышлении.

В-третьих, по степени развернутости и характеру протекания процесса

мышления выделяют дискурсивное (умозаключительное) и интуитивное мышление.

В-четвертых, по степени новизны и оригинальности и если за основу брать

характер результатов мышления, мы можем иметь репродуктивное

(воспроизводящее) и продуктивное мышление.

В-пятых, мышление разделяется по действию контроля на критическое и

некритическое мышление.

Но рассмотрим подробнее виды мышления человека.

Понятийное (абстрактно-логическое) мышление – это такое мышление,

пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам,

выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым

при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до

конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми,

выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное мышление

характерно для научных теоретических исследований. Степень его логичности

зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и

направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с

познаваемой действительностью.

Образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом,

который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия,

суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно извлекаются из памяти,

или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются

работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие

дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие

мыслительные образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате

манипулирования ими смог непосредственно смог усмотреть решение

интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления – понятийное и образное – в

действительности как правило сосуществуют. Они неплохо дополняют друг

друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное её

восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или

другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь

глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким

оно является на самом деле.

Отличительная черта наглядно-образного мышления состоит в том, что

мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим

человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Мысля наглядно-образно человек привязан к действительности, а сами

необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и

оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного

мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). В

ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и мыслит

наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в

данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения

исполнения этой деятельности.

Образное мышление является сложным и гибким, обобщенным и свободным

мышлением по отношению к познаваемым единичным предметами практическим

действиям, направленным на овладение ими. Однако наглядно-образное мышление

не в состоянии отражать сложные процессы и явления объективной

действительности, не выражаемым каким либо наглядным образом. Например, у

людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить такое

понятие как «сила», «стоимость», «справедливость», «добро», «честность»,

«истина» и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-

логическому мышлению.

Наглядно-образное мышление наиболее полно и развернуто представлено у

детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей

занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развито у всех

людей кому часто приходится принимать решение о предметах своей

деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления – это наглядно-

действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления

представляет собой практическую преобразованную деятельность,

осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения

задачи в данном случае является правильное действие с соответствующими

предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным

производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо

конкретного материального продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.