на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей


Фактор M – 40%. Характеризует личность как: практичность, интересующийся фактами, обусловленный обстоятельствами, живая реакция на практические вопросы, интересы сужены на непосредственный успех, спонтанно ничего не делающий, реалистический, надежный, серьезный, заботливый, но очень постоянно ориентирован на внешнюю реальность, общепринятые нормы, уделяет внимание мелочам, но иногда не хватает творческого воображения

Фактор А набрал среди неработающих людей пожилого возраста (группа 2) 30%. Данный фактор характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

Фактор H –35%. Этот фактор – четко определенный. Он характеризует низкую степень активности в социальных контактах.

Фактор F – 30%. Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. С годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости: озабоченный, серьезный, углубленный в себе, озабоченно-задумчивый, пессимист, сдержанный, рассудительный, под самоконтролем

Следующий фактор – фактор E, который набрал 35%. Этот фактор не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. Фактор Е свидетельствует о том, что в своем поведении люди с низкими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в обществе.

Фактор O – 80%. Личность с высокими оценками по этому фактору чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов.

Фактор Q-1 – 25%, человек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор».

Высокие оценки по фактору Q-2 – 75% имеют люди, которые часто разобщены с группой. Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни.

Наименьшим фактором среди промежуточных является фактор Q-4, так как данный фактор набрал среди опрошенных 70%. Высокая оценка интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.

Исходя из приведенного выше можно сделать вывод о группе в целом, как о коллективе с чувством ответственности, стабильности, с деловой направленностью. Группа замкнута, способность к установлению межличностных контактов развита недостаточно. Также обладает достаточно высокой эмоциональной возбужденностью, в целом закрыта, с заниженной самооценкой. Люди в группе способны управлять своими неудачами, не склонны к организаторской деятельности. Группа обладает низким эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С) показало, что более устойчивые к стрессам и более развитыми коммуникативными, интеллектуальными, волевыми качествами являются работающие пожилые люди.

3.4 Интерпретация результатов исследования

1. Расчет значимости различий уровня оценки и приобретений произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 50. (Приложение 7)

Результат: tЭмп = 4

Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01
2 2.66

Мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях оценки и приобретений работающих и неработающих пожилых людей.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 5.

пожилой старость самоопределение личностный

Таблица 5. Расчетные и критические значения Стьюдента

Группа t расч. t крит
Группа 1 2

2 при p≤ 0.05

Группа 2 2,66

2,66 при p≤ 0.01

По таблице 5 мы видим, что t расч. ≤ t кр. Значит, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях оценки и приобретений работающих и неработающих пожилых людей.

2. Расчет значимости различий уровня насыщенности пятилетних интервалов произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 69.

Результат: tЭмп = 4.5


Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01

2

2.66

Мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях насыщенности пятилетних интервалов работающих и неработающих пожилых людей.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 6.

Таблица 6. Расчетные и критические значения Стьюдента

Группа t расч. t крит
Группа 1 2

2 при p≤ 0.05

Группа 2 2,66

2,66 при p≤ 0.01

По таблице 6 мы видим, что t расч. ≤ t кр. Значит, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в уровнях насыщенности пятилетних интервалов работающих и неработающих пожилых людей.

3. Расчет значимости различий личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 52. (Приложение 9)

Результат: tЭмп = 3.6

Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01
2.04 2.74

Мы можем статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в личности работающих и неработающих пожилых людей.

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 7.


Таблица 7. Расчетные и критические значения Стьюдента

Группа t расч. t крит
Группа 1 2,04

2,04 при p≤ 0.05

Группа 2 2,74

2,74 при p≤ 0.01

По таблице 7 мы видим, что t расч. ≤ t кр. Значит, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что существуют различия в личности работающих и неработающих пожилых людей.

4. Корреляционный анализ между уровнем оценки и приобретений, уровнем насыщенности пятилетних интервалов и различий личности работающих и неработающих пожилых людей.

Расчет значимости различий произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 9.

Результат: tЭмп = 2.7

Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01
1.97 2.61

Расчетные и критические значения Стьюдента приведены в таблице 8.

Таблица 8. Расчетные и критические значения Стьюдента

Группа t расч. t крит
Группа 1 1,97

1,97 при p≤ 0.05

Группа 2 2,61

2,61 при p≤ 0.01

По таблице 8 мы видим, что t расч. ≤ t кр. Значит, можем сделать статистически обоснованный вывод о том, что между уровнем оценки и приобретений, уровнем насыщенности пятилетних интервалов и различий личности работающих и неработающих пожилых людей.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений у работающих и не работающих людей пожилого возраста.



Выводы и предложения

1. В результате сравнения уровней «ресурсности» по опроснику потерь и приобретений испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее:

– Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих низкий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 1 человек; в группе 2 – 13 человек) и в группе высокий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 8 человек; в группе 2 – 19 человек) (рис. 1).

– среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 1 составил 60,3%, что выше среднегруппового уровня «ресурсности» по группе 2 составил 39,1% можно предположить, что пожилые работающие люди группы 1 более обеспечены ресурсами и менее подвержены стрессам.

– При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей уровня «ресурсности» можно видеть, что в целом уровень выше в группе 1, работающие пожилые люди быстрее и безболезненней адаптируются к стрессам.

2. В результате сравнения уровней насыщенности пяти летних интервалов испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее:

– Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих психологический возраст «больше» реального (в группе 1 – 2 человека; в группе 2 – 18 человек) и психологический и календарный возрасты совпадают (в группе 1 – 20 человек; в группе 2 – 11 человек) (рис. 2).

– Среднегрупповой психологический возраст в группе 1 составил 62,3 года, что ниже среднего значения психологического возраста в группе 2, равного 76 лет, можно предположить, что в группе 2 превалирует неоправданный пессимизм. Поскольку психологический возраст принципиально обратим целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального использования личностью времен своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.

– При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей психологического возраста можно видеть, что в целом уровень насыщенности пяти летних интервалов выше в группе 1, работающие пожилые люди настроены более оптимистично.

3. В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что самыми низкими факторами среди неработающих людей пожилого возраста (группа 2) являются факторы I и Q-3, так как 20% неработающих людей пожилого возраста (группа 2) обладают высокими показателями по данным факторам. Этот фактор характеризует низкий уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.

Исходя из приведенного выше можно сделать вывод о группе в целом, как о коллективе с чувством ответственности, стабильности, с деловой направленностью. Группа замкнута, способность к установлению межличностных контактов развита недостаточно. Также обладает достаточно высокой эмоциональной возбужденностью, в целом закрыта, с заниженной самооценкой. Люди в группе способны управлять своими неудачами, не склонны к организаторской деятельности. Группа обладает низким эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С) показало, что более устойчивые к стрессам и более развитыми коммуникативными, интеллектуальными, волевыми качествами являются работающие пожилые люди.

4. Анализ результатов и их интерпретация:

а) Результаты интерпретации оценки потерь и приобретений показали, что существуют различия в уровнях оценки и приобретений работающих и неработающих пожилых людей.

б) Результаты интерпретации насыщенности пятилетних интервалов показали, что существуют различия в уровнях насыщенности пятилетних интервалов работающих и неработающих пожилых людей.

в) Результаты интерпретации различий личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела показали, что существуют различия в личности работающих и неработающих пожилых людей.

г) Результаты корреляционного анализа между уровнем оценки и приобретений, уровнем насыщенности пятилетних интервалов и различий личности показали, что существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений у работающих и не работающих людей пожилого возраста.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений у работающих и не работающих людей пожилого возраста.

По результатам исследования вносим следующие рекомендации предложения. Бездеятельность и пассивность приводят к угнетенности и скуке. В таком состоянии подчеркиваются негативные черты характера – консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость. Чтобы этого не произошло, пожилому человеку необходимо делать усилия над собой, не давать воли негативным эмоциям, брать ответственность за свою жизнь и свое состояние на себя, а не перекладывать ее на родных и близких, стремиться самому искать новые интересы и проявлять себя в новом качестве. Отчетливое осознание возможных изменений – уже есть путь к их преодолению.

В этом возрасте возникает особо острое ощущение уходящего времени. Жаль впустую истраченных часов. Все труднее мириться с незавершенными делами. Главную ценность и радость старому человеку доставляет то время, которое он сам наполняет содержанием.

Духовная старость связана с неспособностью к восприятию нового. Она влечет за собой и физическую старость. Старость – это новый жизненный этап каждого человека, но у каждого она своя. Легко идущий по жизни человек, имеющий цели, планы на будущее, не желающий останавливаться на достигнутом, войдет в период старости активным и полным жизненных сил.

Психическая старость и физическая немощность не одно и тоже. Все психическое развитие зависит от наличия у человека целей, перспектив в будущем и значимых событий, связанных с достигнутыми целями в прошлом.

Ничто так не разрушает человека, как осознание того, что он выключен из жизни, отсутствие будущего. Все, что раньше казалось главным и необходимым в старости теряет свой смысл. Пожилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней. Концентрируясь на прошлом, не замечая настоящее, можно не опасаться случайностей. Постоянно находясь в прошлом, человек теряет будущее, перестает развиваться как личность. В этом случае, если пожилой человек связывал свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе с тем и духовной молодости.


Заключение

Различные исследования показывают, что работающие пожилые люди чувствуют себя значительно лучше, чем неработающие – меньше болеют, более жизнерадостны, активны. Работа дает пожилому человеку способ самовыражения, дисциплины, нужности обществу. Все свое свободное время пожилой человек занят работой и у него не остается времени на философствования по поводу своего положения, участи, жалости к себе и воспоминаний о своей прекрасной юности, работающий пожилой человек не впадает в депрессию. При разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спокойном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.

Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, связана с их отрывом от общества. Незанятость, появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, и энергии. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у пожилого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.

Но в условиях растущего уровня безработицы в нашей стране занятость для пожилого человека становится сложнейшей проблемой. Для долгожительства необходимо, чтобы человек как можно дольше сохранял свою работоспособность. Где есть работоспособность, там нет места старости. Труд есть жизненная потребность человека, но это не обязательно работа по найму, по экономическому принуждению.

Исследование показало, что существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений работающих пожилых людей и не работающих пожилых людей.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений у работающих и не работающих людей пожилого возраста подтвердилась.


Список используемой литературы

1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.

2.  Белоусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти. // Психология зрелости и старения, 1998, №4 – С. 47–64.

3.  Биксон Т.К., Перло Л.Н., Рук К.С., Гудчайлдс Ж.Р. Жизнь старого и одинокого человека. // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989 – 551 с.

4.  Брюгман Г.М. Жизненные события и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического развития: в поисках новых подходов (под ред. А.И. Подольского, Я.Я.Ф. Тер Лаака и П.Г. Хейманса). – М., 1995. – 258 с.

5.  Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: ПИРАО, 1997. – 389 с.

6.  Гамезо М.В. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учеб.пособие./ М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.

7.  Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. – М.: Ноосфера, 1999. – 452 с.

8.  Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1996. – 258 с.

9.  Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.

10.  Давыдовский И.В. Что значит стареть. – М.: Знание, 1967. – 378 с.

11.  Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 391 с.

12.  Ермолаева М. Практическая психология старости. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 320 с.

13.  Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.

14.  Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. – СПб:, Речь, 2004. – 346 с.

15.  Калиш Р. Пожилые люди и горе. // Психология зрелости и старения, 2007, №3 – С. 38 – 42.

16.  Карпова Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни // Психологический журнал, 2006, Т. 17, №2 – С. 178–183.

17.  Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Психология зрелости и старения, 2007, №3 – С. 8–12.

18.  Кларк М., Гэллатин Б. Одиночество в старости // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс. 2003. – 485 с.

19.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 512 с.

20.  Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М.: Эксмо, 1995, – 385 с.

21.  Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999, №2 – С. 80–96.

22.  Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей. // Психология зрелости и старения, 2007, №3 – С. 68–84.

23.  Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним. // Психология зрелости и старения, весна, 2008. №8 – С. 53.

24.  Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова; Департамент междунар. развития, Брит.-рос. программа развития, Рос.-Европ. фонд. – Обнинск: Принтер, 2001. – 231 с.

25.  Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – 387 с.

26.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 464 с.

27.  Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. – Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. – 102 с.

28.  Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994. – 224 с.

29.  Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. // Психология зрелости и старения, 2008, №4 – С. 13–22.

30.  Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. – 2000. – №2. – С. 6 – 11

31. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. // Мир психологии, 1999, №2 – С. 133–141.

32.  Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М.: МГУ, 2001. – 84 с.

33.  Моуди Р. Жизнь после жизни. // По ту сторону смерти. – М., 1994. – 406 с.

34.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

35.  Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии, 1999, №2 – С. 111–123.

36.  Психология смерти и умирания. – Минск: Харвест, 2008. – 357 с.

37.  Психология старости и старения: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. завед./ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 416 с

38.  Райгородский Д.Я. Учебное пособие по психологии старости. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы./ Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2004. – 736 с.

39.  Росек К. Психологические особенности личностной ориентации во времени у пожилых людей. // Новые исследования в психологии. – М., 1990, №2, – С. 4–7.

40.  Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук, – М., 1990. – 341 с.

41.  Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

42.  Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. // Гуманистические проблемы психологической теории. – М., 1995, – С. 192–204.

43.  Смит Э.Д. Стареть можно красиво. – М.: Кром – Пресс, 1995. – 395 с.

44.  Старость. Справочник. Пер. с польского/ Под ред. Л.И. Петровской. – М., 2006. – 325 с.

45.  Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

46.  Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, Флинта, 1999. – 365 с.

47.  Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 388 с.

48.  Фролькис В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения. // Геронтология и гериатрия. – Киев, 1985. – 403 с.

49.  Холодная М.А., Маньковский Н.Б., Бачинская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В.Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте. // Психология зрелости и старения, 1998, №3 – С. 5–13.

50.  Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 208 с.

51.  Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1992, №2 – С. 74–80.

52.  Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М.: Медицина, 1996. – 399 с.

53.  Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. – М.: Медицина, 1966. – 304 с.

54.  Шахматов Н.Ф. Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей. // Психология зрелости и старения, 2008, №2 – С. 14 – 20.

55.  Штернберг Э.Я. Геронтологическая психиатрия. – М.: Медицина, 1977. – 358 с.

56.  Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: Владос, 1999. – 501 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.