на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей


– Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу: пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения. Не всем это удается в полной мере и тогда старики руководствуются несколько иным принципом: я раньше много делал полезного, поэтому извольте меня уважать за прошлые заслуги. Для большинства стариков подтверждение чувства собственного достоинства – это просто болезненный пункт, и именно это объясняет навязчивое преувеличение заслуг своего поколения и своих личных заслуг. В этом контексте важнейшей заслугой психолога или специалиста-геронтолога становится подтверждение значимости как прошлых заслуг старого человека, так и его нынешних усилий в общественно-полезном труде;

– Для части стариков в этот период, когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин прощаться с жизнью ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о завещании и т.п. С одной стороны, такое поведение старика еще больше может усугубить его положение особенно в семьях с невысоким уровнем нравственной культуру, когда ожидание ухода лишнего рта, да еще занимающего отдельную комнату или квартиру становится смыслом существования некоторых семей. Но с другой стороны, ожидание смерти пронизывает многие народные обычаи, обряды и весь образ жизни старых людей, что у разных народов освящено многовековой культурой.

Например, Ф. Арьес показал в своей работе, что существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью, а также взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией. При этом Ф. Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти:

1) прирученная смерть, ориентированная на неизбежную загробную жизнь;

2) смерть своя ориентированная на индивидуальное начало, реализуемое, главным образом, через завещание;

3) смерть далекая и близкая, когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти, т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф. Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – страх быть похороненным заживо;

4) смерть твоя, когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с другими, с теми, кого любим;

5) смерть перевернутая, когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи [5 с. 495–508]. В итоге получается, что каждый старик тоже по-своему самоопределяется в выборе варианта подготовки к смерти, хотя в немалой степени все это зависит от общего уровня культуры его ближайшего окружения и друзей.

3. Личностные новообразования:

– Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства, когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни, либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально угасая на глазах. Причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом износе организма и не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей невостребованности, ненужности, а может еще больше – в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться с соответствующим переживанием такой своей неспсобности. Если обратиться к идее особой эстетики старости, то основой такой эстетики как раз и должно быть чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто квалифицированный уход за ними.

– Вновь появившийся интерес к жизни: известно, что многим старикам очень интересно сравнивать свое время и новое время, в котором они не столь активно участвуют. Как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, несмотря на все издержки нынешних реформ в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют. Этим объясняется некоторая терпимость стариков к явному невниманию к себе со стороны государства. Почти свернутые социальные программы были фактически компенсированы пестротой политической жизни, вдруг появившимися мыльными операми (где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п. Недаром в моменты обострения социально-политического противостояния и критики предвзятости средств массовой информации – СМИ, например, в периоды знаменитых походов на Останкино, власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась перестать показывать телесериалы, чтобы рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров.

4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости:

1. Социальная ситуация:

– В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении;

– Также это соседи по палате в домах престарелых в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход. Во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, в такой благополучной стране как Франция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% – в первый месяц, 45% – в первые полгода. Государственные дома для престарелых отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются [3 с. 340].

2. Ведущая деятельность:

– Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

– Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы цепляется за все лучшее, что было и чего не было в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными или с врачами. Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни, далеко не каждому суждено написать мемуары. И у многих из тех, кто напишет такие мемуары все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: Я жил не зря. А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.

3. Личностные новообразования:

– Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы открывают для себя Бога.

5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

– Близкие и родные люди, которые начинают гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

– У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что годы им не страшны, начинают флиртовать с некоторыми старушками (и с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;

– Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

– Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь. Для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья.

– Воспитание детей и внуков для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т. к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.

3. Личностные новообразования:

– В каком-то смысле это люди сумевшие победить старость, поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни, а также определенная внутренняя гармоничность и мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;

– Некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет высокий уровень эпистемического познания и что аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении [8 с. 134–135].


1.3 Варианты самоопределения в старческом возрасте

пожилой старость самоопределение личностный

Для того чтобы определить возможные варианты организации жизнедеятельности старого человека важно понять то, что в отличие от предшествующих возрастных периодов, он, действительно пребывает в ином временном измерении. С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смысле старики – это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции.

С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость – это не только пора увядания, но и специфический возраст, со своими плюсами и минусами. К сожалению, современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и в модах, и в пропагандируемом образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. А между тем, еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важных решений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Для придания старости смысла важно создать в обществе особую атмосферу уважения к старикам, к их опыту, и к их страданиям в поиске своего счастья и в построении счастья окружающих людей. Как уже отмечалось, создание такой атмосферы уважения предполагает культивирование особой эстетики старости со своими страстями, переживаниями, смыслами и соответствующим внешним антуражем, который не воспроизводил бы внешний антураж молодежи и зрелых людей, а был бы по-своему неповторим, прекрасен и привлекателен. Культивирование такой эстетики – дело не только психологов и специалистов-геронтологов, но и представителей искусства, и государственных мужей, и всего общества.

Если попытаться обозначить типологию, варианты самоопределения в старческом возрасте, то возможны следующие варианты:

1. По отношению к своему прошлому:

1) Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;

2) Не принятие своей жизни, сожаление от того, что жизнь не удалась. Здесь возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни:

– пассивный вариант – смирение с неудачей;

– активный вариант – стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное.

3) Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.

2. По отношению к своей настоящей жизни – жизни в роли старика:

1) Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;

2) Частичное принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему, вопреки или в дополнение к существующим нормам, например, вопреки существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.;

3) Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам.

3. По отношению к предполагаемому будущему:

1) Подготовка к смерти [5];

2) Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями – старик не желает думать о смерти;

3) Стремление успеть воплотить себя в других людях, через воспитательную и педагогическую работу, через создание произведений искусства, через научные труды или просто в рассказах о своей жизни.

4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:

1) Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное – возможны разные варианты:

– на основании существующих религиозных представлений;

– на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии, предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко;

2) Вера в бессмертие своих дел, своих помыслов и идей, близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка;

3) Бессмертие понимается исключительно как материальное воплощение себя в этом мире – возможны варианты:

– через произведения искусства и науки;

– участие в стройках века и ярких научно-производственных проектах и т.п.);

– через построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);

– через приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким;

– через завещание (чтобы помнили и благодарили);

– через пышные похороны и величественное надгробие;

– и через сомнительные дела, участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п., главное – чтобы хоть немного вспоминали, чтобы не кануть в лету.

Все перечисленные варианты самоопределения сильно переплетены и взаимосвязаны. Старый человек обычно использует несколько параллельных вариантов, как бы подстраховывая свой выбор. Тем более, что часто такой выбор все-таки возможен, т.е. для большинства стариков хотя бы некоторые варианты реальны, а значит есть из чего выбирать. Но для лучшего понимания человека, находящегося в завершающем периоде жизни неплохо было бы иметь общее представление о пространствах его выбора, его самоопределения. Все это важно для понимания своей ситуации и самим старым человеком.

Нельзя однозначно сказать, какой из этих вариантов лучший или худший, т. к. многое зависит от конкретного человека. В том-то и суть самоопределения, что человек сам выбирает для себя вариант старости. Задача же психолога или специалиста-геронтолога заключается в том, чтобы очень тактично помочь самоопределяющемуся старцу выбрать для себя наиболее подходящий вариант. При этом следует помнить, что самоопределение – это вечный процесс, и то, что подходит для пожилого человека в предпенсионном возрасте для этого же человека уже после выхода на пенсию может показаться неподходящим. В идеале желательна постоянная работа со стариками, но это не всегда бывает возможно. Важно стремиться к этому. Работу по жизненному, личностному и трудовому самоопределению следует проводить в контексте широкой социально-психологической поддержки пожилых и старых людей, создавая для этого широкую сеть клубов и мест организации досуга, устраивая для стариков льготные поездки и экскурсии и т.п. и т.д., а также привлекая к этому родственников, близких и друзей старого человека.

Личностное самоопределение стариков как утверждение собственного достоинства.

В условиях нынешней России, в подавляющем большинстве случаев все это остается лишь пожеланием. В условиях явного невнимания к проблемам стариков, появляется возможность активизировать самих стариков для легальных форм борьбы за собственные права. В этом случае у стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнут решать свои проблемы. В ситуации, когда власть обратится к проблемам пенсионеров, чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров, которые в силу слабости и болезней, просто не могут сами себя обслужить.

Для полноценной жизни необходима жажда жизни, а не просто ожидание того, что кто-то добрый, хороший и честный решит все проблемы. В этой связи уместно вспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухо-немого ученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть свой недуг и защитить докторскую диссертацию по психологии: только понимание, сочувствие, любовь могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду жажда жизни – это и есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни как самомобилизации [14 с. 180]. Но жажда жизни – это прежде всего активная жизненная позиция, в том числе и в борьбе за свои собственные права.

В немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своей жизнедеятельности. Не все из них готовы смириться со своим нынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.


2. Организация и методы исследования

2.1 Характеристика выборки

В исследовании приняло участие 60 человек пожилого возраста, образующие две выборки неработающие и работающие пожилые люди на разных предприятиях:

Группа 1 – 30 человек – работающие пожилые люди.

Группа 2 – 30 человек неработающие пожилые люди.

20 человек имеют высшее образование. 15 человек – неоконченное высшее образование. 25 – среднее образование. Возраст испытуемых – от 60 до 74 лет. Исследование проводилось с 15 ноября по 23 января 2010 года.

2.2 Организация исследования

Исследование проходило в период с 15 ноября по 23 января 2010 года и включало в себя три этапа.

Первый этап – изучение оценки психологического возраста у пожилых людей по методике «Оценивание пятилетних интервалов А.А. Кроник».

Второй этап – изучение уровня переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов.

Третий этап – Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С).

Четвертый этап – анализ результатов и их интерпретация.

2.3 Описание методов исследования

1. Существуют различные способы оценки психологического возраста. Одним из них служит процедура оценивания интервалов жизни длительностью в 5 лет, предложенная Е.И. Головахой и А.А. Кроником.

Методика оценивание пятилетних интервалов А.А. Кроник представлена в приложении 1.

Полученный психологический возраст человека сопоставляется с его календарным возрастом, что позволяет сделать следующие заключения:

a)  Если психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов.

b)  Если психологический возраст «меньше» реального, это показатель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек располагает в действительности.

c)  Если психологический возраст «больше» реального, можно говорить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее.

Поскольку психологический возраст принципиально обратим целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального использования личностью времен своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.

2. Опросник потерь и приобретений (ОПП) Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн

Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса.

Цель использования опросника потерь и приобретений (ОПП) Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн: изучить уровень переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов.

Методика процедуры «Опросник потерь и приобретений (ОПП) Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн» представлена в приложении 2.

3. Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела (форма С) Приложение 3.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии – интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

2.4 Методы математической статистики

Методы математической статистики использовались нами для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования. При проведении исследования вычисляли t-р Стьюдента с помощью стандартной программы XL.

t-критерий Стьюдента – общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнении с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках

Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Условия применения t-критерия Стьюдента

Для применения t-критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.

Формула расчета критерия Стьюдента выглядит так:

(в числителе – разность средних значений двух групп, в знаменателе – квадратный корень из суммы квадратов стандартных ошибок этих средних).

Находим в таблице критических значений строку с определенным для наших групп числом степеней свободы. Определяем, при уровне значимости a критическое значение критерия Стьюдента.

Все значения t р> t кр, полученные в тесте позволяют отказаться от нулевой гипотезы и признать различия между группами статистически значимыми.


3. Изучение степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей

3.1 Изучение оценки потерь и приобретений

Результаты диагностики оценки потерь и приобретений группы 1 работающих пожилых людей представлены в таблице 1 и Приложении 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.