на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей


Дипломная работа: Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей

Введение

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе – не единственный удел старости, а угасание – не единственный путь изменения.

Общеизвестен факт постоянного увеличения количества пожилых людей в социально-демографической структуре современного общества. В связи с этим перед наукой и общественной практикой встаёт множество вопросов психологического характера. В пожилом возрасте снижается аффективная насыщенность жизни, новые впечатления лишаются прежней яркости. Большинство жизненных планов уже реализовано или уже не может быть реализовано, наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом. Пожилой человек живет преимущественно в прошлом, находится во власти воспоминаний, его психологическое время перекачивается в прошлое.

Этот возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и поколений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

Важнейшие задачи, стоящие перед старостью, не могли бы получить решение, если бы этот возраст характеризовался только с позиции недостатка, ущербности по сравнению со зрелостью.

Особое место в ряду важнейших элементов старения следует отвести осмыслению жизни – не только текущей, но и прожитой и будущей. Осмысление стареющим человеком своего существования – нынешнего и прошлого – оказывает принципиальное влияние на характеристику завершающих фаз его жизненного пути. Однако эмпирических фактов, подтверждающих и конкретизирующих её, явно недостаточно. Эту проблему в своих работах рассматривали: М.Д. Александрова, И.В. Давыдовский, О.В. Краснова, Н.Ф. Шахматов, Р.С. Яцемирская.

Социологические опросы, проведенные в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99–100%, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика – 6,2%. В некоторых регионах численность одиноких пожилых людей достигает уже 30% от общего числа пожилых. Исходя из всего вышесказанного следует, что на сегодняшний день изучение особенностей личности пожилых людей актуально.

Цель: изучить степень насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей.

Объект: люди пожилого возраста.

Предмет: степень насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей.

Задачи:

1) провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования психологии людей пожилого возраста;

2) выявить степень насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей;

3) провести корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, математическо-статистические методы.

Гипотеза: существуют различия в степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений у работающих и не работающих людей пожилого возраста.

Методики исследования:

– для исследования личностных факторов использовалось Исследование личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела);

– для оценивания адаптивных возможностей и толерантности личности по отношению к стрессам использовался опросник потерь и приобретений (ОПП) Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн.

– для оценки психологического возраста использовалось Оценивание пятилетних интервалов А.А. Кроник.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности степени насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилого возраста помогут расширить возможность оптимального включения пожилых людей в жизнь общества.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


1. Теоретические аспекты личностного самоопределения в преклонном возрасте

1.1 Проблема периодизации пожилого и старческого возраста

Традиционно проблема самоопределения связывается с подростковым возрастом, когда практически все подростки и юноши размышляют о своей будущей профессии, а главное – о своем месте в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждой культурно-образовательной группы проблема самоопределения имеет свою специфику. Не составляет исключение и пожилой, и старческий возраст. Как отмечает Г.М. Брюгман, в старости потери преобладают над приобретениями и одним из основных направлений психогеронтологии является изучение различных способов приспособления к этим потерям и влияния этих способов на удовлетворенность жизнью. Справившись с потерями, человек может придать новое значение своей жизни в изменившихся условиях, – пишет далее Г.М. Брюгман, – Эта реконструкция жизненных значений может рассматриваться как важная, а возможно, и самая важная задача развития в пожилом возрасте [8 с. 132].

Если исходить из того, что сущностью самоопределения является поиск смысла в определенной деятельности, то сразу же возникает целый ряд вопросов, связанных с самоопределением пожилых и старых людей:

¾  перед всеми ли пожилыми людьми стоит проблема поиска смысла в изменившейся для них ситуации и как такое новообразование связано с особенностями их возраста?

¾  какова типология возможных смыслов для самоопределяющихся пожилых людей, т.е. каково вообще пространство их самоопределения?

¾  каким образом можно было бы осуществить психологическую поддержку самоопределяющимся пожилым людям?

Стариками, как известно, не рождаются. Старость – это итог, а также логическое продолжение всей предшествующей жизни. Известно также, что по крайней мере в общественном сознании старость нередко ассоциируют с детством: Старый, что малый, Старики – дважды дети и др. Поэтому, есть смысл хотя бы кратко разобраться, как соотносятся старость и пожилой возраст с другими возрастными периодами жизни человека, включая и детство, с которым у старости все-таки есть что-то общее.

Многие авторы отмечают, что само детство долгое время игнорировалось как представителями искусства, так и психолого-педагогическими науками [26 с. 7–16]. В качестве одного из парадоксов детства Л.Ф. Обухова, вслед за Д.Б. Элькониным, отмечает, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении [26 с. 7]. Кроме того, отмечается также, что нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества [26 c. 9]. Иными словами, чем выше уровень развития биологического вида, и чем выше уровень развития общества, тем продолжительнее детство.

Но все эти рассуждения применимы и к периоду старости. По своей беспомощности они похожи на детей, а главное – они не знают, куда себя деть, о чем еще будет впереди более обстоятельный разговор. И со стариками наблюдается та же закономерность: чем на более высоком уровне социо-культурного и духовного развития находится конкретное общество, тем дольше живут в этом обществе старики. Известно, что в целом на планете, и особенно в развитых странах продолжительность жизни в последние годы резко увеличилась, по прогнозам к 2000 году людей старше 60 лет должно быть 590 млн., а к 2025 году – уже 1100 млн. человек. в России, мучительно переживающей так называемые реформы, по официальным прогнозам число людей старше 50 лет к 2000 году составит 25% от всего населения страны [3 с. 8].

Возникает вопрос, какое место займут все эти люди в обществе, да еще в условиях развала производства и деградации культуры? Просто бросить их на произвол судьбы, в частности, предоставить им самим разбираться со своим самоопределением – такое же преступление, как и преступление против детей. И если общество, включая социально-психологические институты, не в состоянии помощь старикам материально, то следовало бы подумать о моральной, психологической, а может, и об организационной поддержке старикам для того, чтобы хотя бы направить их оставшуюся энергию и жизненный опыт в конструктивное русло. Важно так организовать эту помощь, чтобы она, с одной стороны, не воспринималась как полная опека, а с другой стороны, важно обеспечить людям преклонного возраста общественное внимание и возможность самостоятельно строить свое счастье.

Несмотря на схожесть старости с другими возрастными периодами, главная отличительная особенность пожилых и старых людей – это богатейший жизненный опыт. Главная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущения невостребованности своего опыта, а следовательно – от невостребованности самих себя. На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, – пишет В. Альперович, – его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу – Ненужность [3 с. 49–50]. Именно проблема ненужности, невостребованности, ее переживание и возможные варианты преодоления могут стать точкой отсчета для выделения основных возрастно-психологических характеристик пожилого и старческого возрастов.

Чувство ненужности или противоположное чувство – нужности высвечивают другое важное понятие – чувство собственного достоинства. Именно в старческом возрасте человеческое достоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется не просто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется вся жизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она была достойной или недостойной. И вообще удалось ли человеку реализовать свой шанс оставить после себя хоть что-то существенное на этом свете. Именно чувство собственного достоинства является стержнем личности. Поэтому смысл самоопределения в пожилом и старческом возрасте – это прежде всего поиск возможности утвердить себя в качестве ценного члена данного общества, а также конкретной социальной группы и семьи.

Старик готов многим пожертвовать и многое сделать для того, чтобы его просто уважали, относились к нему как к личности. В целом здесь возможны следующие принципиальные варианты самоопределения:

1) опираться на свои былые заслуги (требовать уважения за то, что было раньше);

2) постоянно подтверждать свою полезность обществу или семье конкретными настоящими делами;

3) просто смириться с существующим положением дел, либо когда старика вообще не уважают, не считают личностью, либо когда его уважают за вымышленные заслуги в прошлом и настоящем.

Б. Ливехуд считает, что если в зрелом возрасте в средней фазе жизни человек сумел развить в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после 56-ти лет) он сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовного источника, но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой, или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом (21 с. 48–49).

Э.Ф. Зеер связывает переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов: кризиса утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) и кризиса социально-психологической адекватности (65–70 лет) [12 с. 142–145].

В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды: пожилой возраст (55–75 лет), старческий (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет) и характеризуют эти периоды в соответствие с принятыми в отечественной возрастной психологии критериями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и личностными новообразованиями [24 с. 62–80].

Можно выделить следующие периоды старческого возраста, также основанные на анализе социальной ситуации развития, ведущей деятельности и личностных новообразований большинства людей, вступивших в эпоху, которую условно можно назвать после зрелости:

¾  пожилой, предпенсионный возраст, примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии;

¾  период после выхода на пенсию, первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса;

¾  период собственно старости, период стабильной старости через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья;

¾  старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;

¾  долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство, примерно после 75–80 лет и старше.

1.2 Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости

В представленной выше периодизации старости акцент был сделан не столько на хронологическое развитие, сколько на социально-психологическую специфику каждого из выделенных периодов. Ниже основные этапы пожилого и старческого возрастов представлены по традиционно выделяемым в отечественной возрастной психологии критериям:

1. Пожилой, предпенсионный возраст, примерно с 55 лет до выхода на пенсию – это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае – подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

– Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность поскорее начать отдыхать, для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

– Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы, а сам человек это чувствует, а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

– Отношения с родственниками, когда, с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков и в этом смысле он полезен и интересен, а с другой стороны, предчувствие своей скорой ненужности, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою жалкую пенсию;

– Стремление воспитать, подготовить себе достойную замену на работе: в этом смысле можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что высшим уровнем развития специалиста является стадия наставничества, когда работник в состоянии передать свой опыт другим профессионалам и как бы воплотить в них все лучшее, что есть у него самого [17 с. 423–425].

2. Ведущая деятельность:

– Стремление успеть сделать то, что еще не успел, особенно, в профессиональном плане, а также стремление оставить о себе добрую память на работе;

– Стремление наверстать упущенное в личностно-интимном плане, например, догулять то, что не догулял в молодости, еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве стариков и старух, чем, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период;

– Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

– При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы разрываются между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны, это ведь тоже продолжение их рода.

– К концу предпенсионного периода, особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая, наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.

3. Личностные новообразования:

– Смена ценностных ориентаций, когда на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы, но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной, нередко у людей данного возраста происходит как бы внутренняя борьба между размышлениями о неизбежном, вечном. и стремлением материально подтвердить добрую память о себе;

– Поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности пенсионера, которая раньше воспринималась как бы не всерьез, в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными, более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы;

– Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается: он неизбежно думает о ближайшем будущем, представляет себя в новой роли пенсионера, он стремиться не терять времени в настоящем максимально реализовать себя в качестве пока еще ценного работника, а также – все больше задумывается о своем прошлом, что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности недостойного, что было не так.

2. Период выхода на пенсию – первые годы после выхода на пенсию – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

– Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

– В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще неопытным пенсионерам);

– Постепенно появляются друзья-пенсионеры или другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться, например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми деловыми контактами);

– Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, у которого и так много времени больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

– Прежде всего, это поиск себя в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности, в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п. – это самоопределение методом проб и ошибок; фактически у пенсионера времени много и он может себе позволить это правда, все это происходит на фоне ощущения того, что жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается;

– Для части пенсионеров счастливчиков первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии особенно, когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости он стал зарабатывать еще больше, чем раньше со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников;

– Все более усиливающееся стремление поучать или стыдить людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей. В этом плане можно высказать предположение, что старики не только близки детям часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков, но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам. Такая близость может быть объяснена жаждой жизни пенсионеров во всех ее проявлениях, но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие. Однако возможности стариков уже не те, что были ранее и они по-своему страдают от этого. В определенном смысле виновато в этом общество, которое больше рекламирует счастье молодых и очень мало воспевает особое счастье более старших возрастов. К сожалению, в современном обществе почти не развита особая эстетика старости. Старики как бы стыдятся этой жажды жизни, особенно в ходе демонстрации своего, скорее всего, показного пренебрежения к радостям жизни. Получается, что молодежь, еще не насытившаяся радостями жизни, реализует эти радости довольно демонстративно, а старики так же демонстративно убеждают себя и окружающих, что им эти радости уже, якобы, не интересны. Ф. Ларошфуко остроумно заметил: Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры.

– Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то пытается в этот период начинать писать мемуары, а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями. Здесь также вполне возможна помощь психолога. Правда, самоопределение здесь не столько ориентировано на перспективу, сколько на осознание смысла своей прошлой жизни. Это то, что условно можно было бы назвать ретроспективной профконсультацией [27]. При проведении таких консультаций, психолог должен работать очень осторожно. Например, если жизнь консультируемого, действительно, оказалась не очень удачной, то следует еще подумать, говорить ли ему об этом, ведь некоторых людей, особенно пенсионеров такая правда может привести к глубокому жизненному кризису, хотя кого-то осознание бессмысленности предыдущих лет жизни, быть может, по-настоящему мобилизует и они хотя бы последние годы жизни проживут достойно и выйдут на новый уровень личностного развития.

3. Личностные новообразования:

– Осознание себя в новом качестве, главным образом, в качестве бывшего специалиста;

– В результате осмысления своей жизни может появиться либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство незавершенности, не гармоничности жизни с соответствующими переживаниями;

– Все возрастающее чувство нереализованности своих лучших помыслов и забытости со стороны недавних коллег и друзей.

3. Период собственно старости, через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья, когда человек уже освоил новый для себя социальный статус характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

– Общение в основном с такими же старцами;

– Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто опекают его в благополучных семьях с высокой внутренней культурой, либо исподтишка упрекают его, что он слишком долго живет (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры);

– Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности или в продолжающейся профессиональной деятельности;

– Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми, например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными [8 с. 134]. В последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.

2. Ведущая деятельность:

– Досуговое увлечение. Нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их регидности: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях. Главная проблема такого поиска – несоразмерность всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей настоящей работой.

– Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой. Например, в наше время многие старики в условиях провалившихся социально-экономических преобразований нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности. Можно по-разному относится к их политическим пристрастиям, но важно признать, что эти люди обрели для себя новый смысл жизни, тем более, что в своих помыслах они ориентированы на достаточно благородные и светлые идеалы (духовное развитие страны, идеалы социальной справедливости и т.п.). Возникла ситуация, когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.