![]() |
|
|
Дипломная работа: Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людейТаблица 1. Результаты диагностики оценки потерь и приобретений (группы 1)
Рассмотрим полученные результаты: Диагностика уровня оценки потерь и приобретений испытуемых группы 1 (работающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по уровню «ресурсности»: - низкий уровень «ресурсности» меньше 35%, это свидетельствует о низких адаптивных возможностях у данной группы испытуемых личностные ресурсы сокращаются из-за профессиональных или экзистенциальных стрессов – 1 человек. Для исследованных пожилых людей наиболее ощутимы следующие потери: собственного здоровья; ощущения успешности; ощущения нужности другим людям; желания что-то делать; возможности хорошо одеваться; уверенности, что будущее зависит от них; дружбы (друзей); чувства оптимизма; возможности нормально выспаться; стабильной работы; уверенности, что они контролируют события своей жизни; - средний уровень «ресурсности» 36–45% этот показатель свидетельствует о том, что адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам высокие – 10 человек; - высокий уровень «ресурсности» больше 46%, говорит о том, что эти пожилые люди обладают большим количеством ресурсов, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям – 19 человек. Среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 1 составил 60,3% – это высокий уровень «ресурсности», что свидетельствует о высокой степени адаптации пожилых работающих людей к стрессовым ситуациям. Результаты диагностики оценки потерь и приобретений испытуемых группы 2, неработающих пожилых людей, представлены в таблице 2. Таблица 2. Результаты диагностики потерь и приобретений группы 2 неработающих пожилых людей
Рассмотрим полученные результаты: Диагностика оценки потерь и приобретений испытуемых группы 2 (неработающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по уровню» ресурсности»: - низкий уровень «ресурсности» меньше 35%, это свидетельствует о низких адаптивных возможностях у данной группы испытуемых личностные ресурсы сокращаются из-за профессиональных или экзистенциальных стрессов – 13 человек. Для исследованных пожилых людей наиболее ощутимы следующие потери: собственного здоровья; ощущения успешности; ощущения нужности другим людям; желания что-то делать; возможности хорошо одеваться; уверенности, что будущее зависит от них; дружбы (друзей); чувства оптимизма; возможности нормально выспаться; стабильной работы; уверенности, что они контролируют события своей жизни; - средний уровень «ресурсности» 36–45% этот показатель свидетельствует о том, что адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам средние – 9 человек; - высокий уровень «ресурсности» больше 46%, говорит о том, что эти пожилые люди обладают большим количеством ресурсов, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям – 8 человек. Среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 2 составил 39,1% – это средний уровень «ресурсности», что свидетельствует о средней степени адаптации пожилых неработающих людей к стрессовым ситуациям. В результате сравнения уровней «ресурсности» по опроснику потерь и приобретений испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее: – Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих низкий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 1 человек; в группе 2 – 13 человек) и в группе высокий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 8 человек; в группе 2 – 19 человек) (рис. 1). – среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 1 составил 60,3%, что выше среднегруппового уровня «ресурсности» по группе 2 составил 39,1% можно предположить, что пожилые работающие люди группы 1 более обеспечены ресурсами и менее подвержены стрессам. – При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей уровня «ресурсности» можно видеть, что в целом уровень выше в группе 1, работающие пожилые люди быстрее и безболезненней адаптируются к стрессам. 3.2 Изучение насыщенности пятилетних интервалов Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 1 работающих пожилых людей представлены в таблице 3 и Приложении 5. Таблица 3. Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 1 работающих пожилых людей
Рассмотрим полученные результаты: Диагностика уровня оценки потерь и приобретений испытуемых группы 1 (работающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по психологическому возрасту: - психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов (60 – 74 лет) – 20 человек; - психологический возраст «меньше» реального, это показатель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек располагает в действительности (30 – 50 лет) – 8 человек; - психологический возраст «больше» реального, можно говорить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее (75–90 лет) – 2 человека. Среднегрупповой психологический возраст по группе 1 составил 62,3 года, что свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов. Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов испытуемых группы 2, неработающих пожилых людей, представлены в таблице 4. Таблица 4. Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 2
Рассмотрим полученные результаты: Диагностика уровня насыщенности пятилетних интервалов испытуемых группы 2 (неработающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по психологическому возрасту: - психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов (60 – 74 лет) – 11 человек; - психологический возраст «меньше» реального, это показатель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек располагает в действительности (30 – 50 лет) – 1 человек; - психологический возраст «больше» реального, можно говорить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее (75–90 лет) – 18 человека. Среднегрупповой психологический возраст по группе 1 составил 76 лет, что свидетельствует о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее. В результате сравнения уровней насыщенности пятилетних интервалов испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее: – Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих психологический возраст «больше» реального (в группе 1 – 2 человека; в группе 2 – 18 человек) и психологический и календарный возрасты совпадают (в группе 1 – 20 человек; в группе 2 – 11 человек) (рис. 2). – Среднегрупповой психологический возраст в группе 1 составил 62,3 года, что ниже среднего значения психологического возраста в группе 2, равного 76 лет, можно предположить, что в группе 2 превалирует неоправданный пессимизм. Поскольку психологический возраст принципиально обратим целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального использования личностью времен своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья. – При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей психологического возраста можно видеть, что в целом уровень насыщенности пятилетних интервалов выше в группе 1, работающие пожилые люди настроены более оптимистично. 3.3 Изучение личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела В ходе данного исследования были получены результаты, которые представлены в виде гистограммы на рисунке 3 и Приложение 6. В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что доминирующими факторами среди работающих людей пожилого возраста (группа 1) являются факторы I и Q-3, так как 90% работающих людей пожилого возраста (группа 1) обладают высокими показателями по данным факторам. Люди с высокими показателями по фактору I обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Личность с высокими оценками по фактору Q-3 имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения. Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности. Фактор MD набрал 50% характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым. Промежуточными факторами оказались: Фактор G – 85%. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Следующим фактором оказался фактор B. Данный фактор набрал 80% среди опрошенных. Он не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными. Фактор С так же набрал 80%. Это говорит о том, что люди с высокой оценкой по фактору С чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу С+. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе). Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества. Фактор M еще один фактор с показателем 80%. В основном личности с М+ имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т.д. В целом фактор ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни. Фактор А набрал среди работающих людей пожилого возраста (группа 1) 75%. Данный фактор характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость. В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов. Личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А – могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы. Фактор H – 75%. Этот фактор – четко определенный. Он характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, Умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами. Фактор F – 70%. Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости. В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи – более низкие. Следующий фактор – фактор E, который набрал 65%. Этот фактор не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. Фактор Е свидетельствует о том, что в своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии. Фактор O – 55%. Личность с высокими оценками по этому фактору чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Следующие факторы L, Q-1 и Q-2 набрали одинаковое количество процентов – 45%. Полюс L – характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе. В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Фактор Q-1 определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения. В поведенческом рисунке человек с низкими оценками по этому фактору характеризуется как «консерватор», с высокими оценками – как «радикал». Высокие оценки по фактору Q-2 имеют люди, которые часто разобщены с группой и по роду занятий являются индивидуалистами – писатели, ученые и преступники. Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни. Фактор Q-4 набрал среди опрошенных 25%. Низкая оценка интерпретируется как энергетическая спокойность, эмоциональная устойчивость, равновесие. Такие люди становятся лидерами. Исходя из приведенного выше можно сделать вывод о группе в целом, как о коллективе с чувством ответственности, стабильности, с деловой направленностью. Группа общительна, присутствует способность к установлению межличностных контактов. Также обладает достаточно высокой эмоциональной стабильностью, в целом открыта и добродушна, с адекватной самооценкой. Люди в группе способны управлять своими неудачами, добиваются успеха и склонны к организаторской деятельности. Группа обладает оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью. В ходе исследования пожилых людей неработающих (группа 2) были получены результаты, которые представлены в виде гистограммы на рисунке 4. В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что самыми низкими факторами среди неработающих людей пожилого возраста (группа 2) являются факторы I и Q-3, так как 20% неработающих людей пожилого возраста (группа 2) обладают высокими показателями по данным факторам. Этот фактор характеризует низкий уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Фактор MD – 35% характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым. Промежуточными факторами оказались: Фактор G – 45%. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Следующим фактором оказался фактор B. Данный фактор набрал 40% среди опрошенных. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными. Фактор С так же набрал 30%. Это говорит о том, что люди с низкой оценкой по фактору С чаще являются: эмоционально неустойчивыми, нетерпимыми, нетерпеливыми, раздражительными, склонными к озабоченности и огорчениям, откладыванию решения сложных вопросов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |