на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Освещение проблем семьи в ведущих российских изданиях


Мы рассмотрели вопрос, касающийся содержания понятия «семья», и выяснили, что это достаточно широкое понятие, включающее в себя психологические, социальные, экономические и духовные аспекты взаимоотношений людей в этой ячейке общества. Наиболее полную характеристику дает, на наш взгляд, следующее определение: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале».

1.2 Основные проблемы семей России

 

Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания.

Как одну их злободневных проблем семьи и брака можно обозначить проблему насилия в семье.

Термин «насилие в семье» означает «ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого/гой, состоящего/щей с ним в близких отношениях» [4, с. 33]. В международных правовых актах и зарубежной юридической литературе выделяются следующие формы насильственных действий:

- физическое насилие;

- психическое (эмоциональное) насилие;

- сексуальное (половое) насилие.

Национальная ассоциация социальных работников США определяет насилие в семье как «эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи и других домочадцев».

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, генитальные увечья, принуждение к аборту, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение/контроль в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимается: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак.

Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейной жестокости:

- со стороны родителей по отношению к детям;

- со стороны одного супруга по отношению к другому;

- со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

По сути, каждый конкретный вариант насилия - самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия.

Исторически отношение общества и государства к жестокости в семье менялось. Раньше многие виды насилия в быту были фактически узаконены.

Публично о насилии в семье заговорили совсем недавно. В 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. Именно благодаря женскому движению в России, так же как и в других странах, создаются первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия.

«Завеса молчания» была сорвана, и широкая общественность узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от новых видов насильственных преступлений. Женщины и дети составляют 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Дети, престарелые, инвалиды, женщины, не способные защищать себя вследствие зависимого положения в семье.

Вследствие этого происходит криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Насилие в семье становится трагедией для многих людей и разрушает фундамент безопасности общества.

В России сегодня современные семьи сталкиваются с рядом проблем, немаловажной из которых следует признать бедность. Многие российские семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с этой проблемой.

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе. На необходимость преодоления бедности указывает Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.

Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией МОТ № 117 (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82 (ст.9, часть 2): «При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование».

Официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.

Каковы же масштабы бедности в России?

Из официальных данных вытекает крайне неоднозначная оценка уровня жизни населения России: почти трехкратному падению реальных денежных доходов населения соответствует весьма скромное сокращение и даже стабилизация расходов.

Это объясняется неучтенными доходами и скрытыми перераспределительными процессами (прежде всего, теневыми зарплатами и доходами от предпринимательства). При любых методах оценки в современной России проблема бедности – это проблема десятков миллионов граждан страны.

В новых экономических условиях, как и в советское время, в наиболее сложном материальном положении оказались неполные и многодетные семьи: доля бедных среди них достигает 60-80% [см. об этом: 38, с. 76]. Многодетные семьи попадают в бедные не только из-за высокой иждивенческой нагрузки детьми, но и из-за низких индивидуальных доходов родителей, имеющих более низкие заработки. Такие же причины бедности неполных семей.

Высоким риском падания в бедные характеризуются семьи, имеющие в своем составе инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Помимо традиционных для России (кроме безработных) групп бедного населения, данные выборочных бюджетных обследований семей показывают, что в России появились «новые бедные». Это полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имеют доходы ниже прожиточного минимума. 60% этих «новых бедных» имеют в своем составе неработающих взрослых и пенсионеров с низкими пенсиями, а 40% - родителей, работающих в бюджетных отраслях, а также в сельском хозяйстве, легкой промышленности, в общественном питании, т.е. там, где низкие заработки.

Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны в первую очередь с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.

С другой стороны, многие изменения в социальной политике обусловлены развитием рыночной экономики: структурной безработицей, развитием платных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве и других социальных отраслях.

Переход к рыночным отношениям в России сопровождается беспрецедентным ростом неравенства в распределении результатов экономической деятельности при ограничении доступа бедных к ресурсам развития. Рост неравенства наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезе.

В этих условиях бедность вполне может увеличиваться при наличии экономического роста. Отсюда вытекает вывод о необходимости более активного государственного регулирования распределительных процессов, проведения специальной политики по борьбе с бедностью.

В то же время обращает на себя внимание характерный для менталитета российского населения и отчасти российской науки консерватизм в оценке причин бедности и путей ее снижения. Речь идет об идеологии социального иждивенчества. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость и инициативу, уверены в собственных силах, могут адаптироваться в рыночных отношениях. Социологические исследования показывают, что значительная часть респондентов занимает пассивную позицию, полагает, что государство обязано обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения [см. об этом: 42, с. 210].

Одними материальными затруднениями проблемы российской семьи не исчерпывается. Также тяжела социальная и психологическая инфраструктура семей. В этой ситуации поможет выжить помимо финансовых вливаний духовная составляющая ячейки общества.

Психологи выделяют несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность, отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду.

Рассмотрим основные проблемы семьи на примере четырёх видов проблемных семей: семьи с детьми-инвалидами, многодетных, неполных и молодых семьях.

«Болью» современного общества являются семьи с детьми-инвалидами. В 2001 году в России насчитывалось 564 тыс. детей-инвалидов возрасте до 16 лет, получающих социальные пособия. В 90-х годах это число увеличивалось в среднем на 50 тыс. человек ежегодно [см. об этом: 31, с. 45]. Ведущими причинами инвалидности детей и подростков остаются нервно-психические заболевания, и воспитание таких детей в домашних условиях - трудное испытание для всех членов семьи [см. об этом: 13, с. 198].

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью [см. об этом: 25, с. 56].

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора.\

Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.

Услуги для ребенка с ОВ в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи.

Одиночество, чувство брошенности преследует и родителей детей инвалидов. По свидетельствам психологов, родители детей-инвалидов испытывают перманентный стресс, который может стать причиной распада семьи. Нередко мужчины уходят из таких семей. С появлением ребенка-инвалида от родителей постепенно отворачиваются прежние друзья. Это коренным образом меняет жизнь такой семьи.

Следующим типом семей, которые часто сталкиваются с различного рода проблемами, являются многодетные семьи.

В общей массе семей в России многодетных семей - 9.4 процента. Подавляющее большинство этого типа составляют семьи трехдетные (77 %), причем в сельской местности многодетных по отношению к общему числу семей втрое больше, чем в городах (18% и 6%) [см. об этом: 41, с. 45]. Региональная дифференциация распределения семей по числу детей также велика. За счет высокой иждивенческой нагрузки многодетные семьи бедны, в сельской местности и ряде регионов положение их осложняется еще и полным отсутствием «живых» денег. Специфическая потребность многодетных - необходимость улучшения жилищных условий, а «квартирный вопрос», как известно, в России всегда был острым. Сегодня получить государственное жилье, в очереди на которое люди иногда стоят по 15-20 лет, столь же сложно, как и раньше.

В законодательстве РФ статус многодетной семьи не определен ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов. Отношения не урегулированы. Указ от 5 мая 1992 года на деле не исполняется. Рассматривавшийся почти пять лет в Государственной Думе проект федерального закона о поддержке многодетных семей в 2004 году так и не был принят и снят с рассмотрения.

Одной из самых серьезных проблем многодетной семьи являются отсутствие материальных средств и невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком. У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я».

В подростковом возрасте это может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться всеми возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость. Даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями. Подростки часто очень страдают, не имея своей комнаты, куда можно было бы пригласить друзей или любимого человека.

Многодетные семьи могут столкнуться и с рядом других проблем, таких как проблема справедливого распределения материальных благ, проблема справедливого распределения домашних обязанностей между всеми членами семьи, проблема личного пространства.

Также одной из главных проблем современной семьи является достойное жилье. Именно отсутствие нормальных жилищных условий является основным источником нарушения прав детей на здоровую жизнь, бездефектное развитие и становление личности.

Неполная семья также может быть отнесена к категории семей, которые часто сталкиваются с различного рода проблемами, в связи с тем что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Это явление возникает в силу разных причин:

1.  рождения ребенка вне брака,

2.  смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.

Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Остановимся также на рассмотрении проблем молодых семей.

Молодая семья – это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [14, с. 87].

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет, граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Среди молодёжи бытует искажённое представление о браке и семье. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые определяют наличием детей.

10-15 лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т.е. государство стимулировало создание студенческих семей. Нестабильность студенческих семей на сегодняшний день более заметна.

Молодая семья – это рожающая семья. И, соответственно, необходимо жилье для нормального воспитания родившегося или планируемого ребенка.

Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

У молодых семей существует множество проблем, среди которых жилищная проблема, проблема трудоустройства, материально-бытовые проблемы, психологические проблемы, медицинские проблемы занимают особое место. Одной из самых основных является в этом перечне жилищная проблема.

Итак, мы выяснили, что проблемы семей достаточно разнообразны и что каждая семья может столкнуться с рядом трудностей социального, экономического и психологического характера. Причиной возникновения проблем в семье в основном являются социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе.

Таким образом, проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания. Семья - один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений и социализации детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения, актуальна задача подготовки молодёжи к семейной жизни. Но одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.

Освещение этих и других проблем в средствах массовой информации может повлиять на процесс разрешения значительного числа трудностей семьи. Поэтому мы считаем актуальным изучить, насколько в СМИ отражена данная проблематика.

печатный издание пресса семья


Глава 2. Проблемы семьи в зеркале СМИ

2.1 Исследуемые СМИ

Основной задачей данной исследовательской работы является анализ ведущих российских изданий с целью определения объективности и полноты освещения проблем современной семьи. Для анализа мы взяли три ведущих российских печатных издания разного формата, а именно: «Российскую газету» как представителя «официальной» прессы, «Известия» - «качественной», и «Комсомольскую правду» - представителя «массовой» прессы, а также интернет-газету «Петербуржская семья».

Дадим краткую характеристику этих изданий.

«Российская газета» - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета новой России. Учредитель - Правительство Российской Федерации. Газета издается с 11 ноября 1990 года, выходит на 8-16 полосах формата А 2. Тираж 431569 экземпляров. «Российская газета» имеет статус официального публикатора государственных документов. Законодательные акты РФ вступают в силу после публикации в «Российской газете» (Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете»). «Российская газета» публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. «Успешно справляясь с задачами рупора правительства, газета остается востребованной у всех политически активных и неравнодушных».

Газета распространяется на всей территории Российской Федерации. У «Российской газеты» - 14 региональных представительств, газета печатается в 32 городах России и СНГ и имеет 38 корпунктов в стране и за рубежом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.