![]() |
|
|
Дипломная работа: Освещение проблем семьи в ведущих российских изданияхДипломная работа: Освещение проблем семьи в ведущих российских изданияхОглавлениеВведение Глава I. Семья как социальный институт и её основые проблемы 1.1 Понятие семьи 1.2 Основные проблемы семей России Глава II. Проблемы семьи в зеркале СМИ 2.1 Исследуемые издания 2.2 Результаты исследования 2.3 Подведение итогов контент-анализа Заключение Список литературы Приложения Введение Конфуций писал: «Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви». Надо ли говорить для чего человеку семья? Мы можем предположить, что каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль - для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать того, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, творческих и духовных сил, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастья материнства и отцовства. В нашем современном обществе большую роль в формировании образа современной семьи играют средства массовой информации. СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых; они играют важнейшую роль в формировании общественного мнения, оценок людей и событий и задают массам некие стандарты жизни и сознания. По-разному относясь к тем или иным конкретным средствам информации или к представляемым там конкретным материалам, современные люди тем не менее уже не мыслят своей жизни без газет, журналов, радио или телевидения, которые оперативно рассказывают о важнейших событиях в мире, стране, городе. Они не только отражают сформированные в социальной жизни нормы и ценности, но и способствуют их распространению и социальному освоению и даже создают новые поведенческие и эмоциональные идеи. Цель нашей дипломной работы – проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как основные проблемы семьи, так и новые законы, законопроекты, касающиеся данного вопроса. Согласно нашей гипотезе российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о проблемах семьи. Так это или нет – нам предстоит проверить в ходе исследования. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи: 1. проанализировать сущность, структуру и функции семьи как социального института; 2. дать характеристику основным проблемам семьи в современной России; 3. изучить особенности освещения проблем семьи в ведущих печатных изданиях России; 4. определить, в какой мере российская пресса справляется со своими важнейшими функциями; 5. на основе проведенного анализа предложить ряд рекомендаций средствам массовой информации. Объект исследования носит двусоставный характер. Во-первых, объектом исследования можно назвать проблемы семьи. Во-вторых, объектом исследования является российская пресса. Предмет исследования – освещение проблем семьи в ведущих российских изданиях: в «Российской газете» (официальная пресса), «Известия» (неофициальная «качественная» пресса), и «Комсомольской правде» (неофициальная «массовая» пресса) и «Петербургская семья» (региональная интернет-газета). Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ. Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст. Эмпирическую базу работы составляет анализ ведущих российских периодических изданий. В ходе исследования было проанализировано 329 публикаций, из которых 81 публикация «Российской газеты», 77 публикаций «Известий», 80 публикаций «Комсомольской правды» и 91 публикация «Петербургской семьи». Временной охват контент-анализа составляет период с января 2010 г. по январь 2011 г. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава I. Семья как социальный институт и её основные проблемы1.1 Понятие семьиВ жизни каждого человека, общества и государства огромную роль играет семья. Семья как своеобразная ячейка общества, микросоциальный организм, составляя основу любой нации, цементирует ее благодаря своим социально значимым функциям [см. об этом: 32, с. 90]. Что же включает в себя понятие «семья»? По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале». В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение семьи: «Семья группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами». В современной юридической литературе нет общепризнанного определения семьи. Так, по мнению А.М. Нечаевой, у «семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством». П.И. Седугин дает понятие семьи как «определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу, родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода». Если обратиться к современному толковому словарю, то там можно найти следующее определение данного понятия: «семья́ - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующий вывод, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики: ü семья – малая социальная группа общества; ü семья – важнейшая форма организации личного быта; ü семья – супружеский союз; ü семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов. Значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – альтруизм; ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – непринятие противоречий; чувство собственного достоинства – неверие в себя. В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей: «…Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными». По мнению В. Сатир это происходит потому, что «все источники жизни блокированы». Под зрелой семьей В. Сатир понимает семью, в которой можно получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть: «…В зрелой семье есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны… В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество… Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность». Учёными выделено в семейных отношениях пять проблемных сфер, это: домашнее хозяйство, распределение бюджета, воспитание ребенка (детей), проведение совместного досуга, общение. Подробным рассмотрением проблем семьи мы займёмся далее. Изучение семьи с разных аспектов позволит дать более полную её характеристику. Так семья как социальный институт характеризуется опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Экономическая семья объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом. Территориальная семья объединяет лиц по признаку совместного проживания. Биологическая семья состоит из родителей и детей. Остановимся более подробно на социальном аспекте в определении понятия семьи, согласно которому «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком», а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения. Социологический подход к изучению семьи основан на изучении семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность — арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации связок социальных действий, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейной жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов. В свете социологического подхода к определению понятия семьи необходимо определить её структуру. Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: - размер семьи (число её членов); - тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная). Нуклеарные семьи — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми. Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. - число детей в семье ¾ малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста); ¾ среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики); ¾ многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений) [см. об этом: 26, с. 100]. Семья как социальный институт выполняет в обществе ряд функций. Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. По мнению многих ученых, современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции: 1) репродуктивная, которая включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Это самая важная функция т.к., чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелого экономического положения рождаемость падает [см. об этом: 10, с. 95]. Государство сегодня заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности, с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не является позитивной стороной. 2) хозяйственно-потребительская, которая охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. 3) семья как первичная ячейка является воспитательной «колыбелью» человечества. В семье воспитываются дети, ребенок получает первые трудовые навыки, у него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Самовоспитание в семье также является немаловажным фактором гармоничных отношений. 4) восстановительная, которая состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха. Семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется нравственно-психологическая подготовка и соблюдение режима труда, отдыха и режима питания. 5) рекреативная — связанная с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. 6) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 7) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 8) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите [см. об этом: 35, с. 12]. В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция [см. об этом: 49, с. 93]. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Семья как сложное образование становится объектом внимания не только социологии, но и различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. В свете изучения проблем семьи психологией на первый план выходит «психологический климат семьи». О.А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает «её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения» [50, с. 112]. Важен тот момент, что психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Он не является неизменной категорией. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание [см. об этом: 30, с. 219]. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи. В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи» [49, с. 271]. Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия. По мнению семейных психологов, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, возникает неблагоприятный психологический климат в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |