![]() |
|
|
Дипломная работа: Моделирование бизнес-процессов на примере компании-разработчика программного обеспечения- для разработки новых проектов – унифицированного процесса разработки; - для сопровождения – использование инкрементального процесса. 2.4 Оптимизация процессов разработки и сопровождения При переходе к проектному управлению необходима реорганизация бизнес-процессов в соответствии с жизненным циклом реализации проектов. Жизненный цикл проекта – это комбинация процессов и подпроцессов, необходимых для создания (реализации) объекта или решения. Так, жизненный цикл проекта в стандарте PMI (Project Management Institute, США) состоит из следующих фаз: - начальная фаза (инициирование проекта); - разработка; - реализация; - завершение. Каждая фаза характеризуется получением одного или нескольких результатов, достигаемых в заданное время. Фазы могут обладать следующими характеристиками: - границы; - вход, выход; - длительность; - операции; - участники; - бюджеты. Проблематика управления проектами в современном менеджменте подробно разработана и доведена до стандартов. В стандартах проектного управления PMI жизненный цикл проекта разбивается на следующие типовые этапы: - процесс инициирования – принятие решения о начале выполнения проекта; - процесс планирования – определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения; - процесс исполнения – координация людей и других ресурсов для выполнения плана; - процесс анализа – определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям и принятие решения о корректирующих воздействиях; - процесс управления – определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; - процесс завершения – формализация выполнения проекта и приведение его к упорядоченному финалу. Процессы управления проектами приведены на рисунке 9. Рисунок 9. Процессы управления проектами Каждый этап управления обладает следующими характеристиками: - границы; - документы на входе, документы на выходе; - временной регламент; - операции; - участники. С учетом того, что в компании есть проекты различной направленности и с разными моделями управления, необходимо рассматривать переход к мультипроектному управлению. Основными принципами мультипроектного управления являются следующие: - рассмотрение управления потоком проектов с позиции общих корпоративных целей компании; - ведение систематизированного реестра проектов, позиционирование проектов по классификаторам реестра, задание типологии основных групп проектов; - дифференцированное применение моделей управления для различных групп проектов, формирование механизмов управления проектами или группами проектов в зависимости от прав, переданных центрам проектных компетенций; - создание иерархической архитектуры системы управления проектами; - использование возможностей мультипроектного управления ресурсами, составление балансов по ограниченным ресурсам; - формирование и использование корпоративной мультипроектной базы данных; - формализация, накопление и анализ опыта реализации проектов и непрерывное совершенствование корпоративных стандартов их выполнения (технологии, процедуры, организационные структуры, бизнес-процессы), построение менеджмента, основанного на знаниях; - бюджетирование проектов, включение бюджета проектов в основной бюджет компании. В рамках данной работы рассматриваются две группы процессов: - проекты по разработке новых прикладных систем; - проекты по сопровождению существующих систем. Первая группа проектов полностью соответствует общепринятому пониманию термина «проект», т.к. в результате производится уникальный продукт – новая прикладная система, которая в дальнейшем может пойти в массовое распространение, внедрение и сопровождение. Вторая группа проектов скорее приближена к непрерывному производству, т.к. сопровождение производится на постоянной основе, однако в силу специфики заказчиков компании контракты на сопровождение заключаются на определенный бюджетом заказчиков срок (как правило, год), соответственно, существует необходимость инициации и завершения проектов по сопровождению. Кроме того, с учетом индивидуального подхода компании к каждому заказчику в результате проектов по сопровождению также производится уникальный продукт с учетом индивидуальных надстроек по требованию заказчиков. 3.Результаты и рекомендации 3.1 Описание бизнес-процессов «как должно быть Жизненный цикл нового проекта представлен на диаграмме деятельности (Рисунок 10). Рисунок 10. Жизненный цикл нового проекта Создание Устава проектаУстав проекта – официальный письменный документ, который формально признает и подтверждает факт существования проекта. Создание Устава проекта позволяет достичь следующих целей: - официальное подтверждение начала реализации проекта; - выделение проектных ресурсов; - обеспечение единства целей; - назначение руководителя проекта; - изложение общего содержания и целей проекта; - определение масштаба проекта и количества итераций. Документы на входе: - имеющаяся исходная документация по проекту (контракт, постановка задачи, общее описание и пр.). Документы на выходе: - Устав проекта. Временной регламент: - длительность этапа зависит от масштабов проекта, его срочности и прочих факторов, индивидуальных для каждого нового проекта. Операции: - определение общего содержания проекта; - определение целей и задач проекта; - определение требований; - коммерческое обоснование; - оценка затрат и ресурсов; - определение функций и обязанностей. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Определение плана итерацийПри определении масштаба проекта обязательно должно быть определено количество итераций, необходимых для завершения проекта. Для каждой итерации на основании данных о масштабе проекта определяются сроки завершения и приблизительный объем конечного продукта после каждой итерации. Документы на входе: - Устав проекта. Документы на выходе: - План итераций. Временной регламент: - 1-5 дней. Операции: - определение сроков завершения каждой итерации; - определение результатов каждой итерации. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Планирование итерацииИтерации планируются последовательно, в каждый момент времени известен план текущей итерации. При высокой степени определенности проекта возможно планирование текущей и следующей итераций. Для каждой итерации определяются проводимые стадии и сроки их завершения. Следует учесть, что желательно на разработку выделить около 1/6 общей длительности итерации, наиболее длительная стадия – проектирование. Документы на входе: - Устав проекта; - План итераций. Документы на выходе: - План следующей итерации. Временной регламент: - 1-5 дней. Операции: - определение выполняемых стадий (анализ, проектирование, реализация, тестирование); - определение сроков завершения каждой стадии; - определение результатов каждой стадии; - определение ресурсов и ответственных. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Планирование каждой стадииПри известном сроке завершения стадии планируется объем работ из первоначально обозначенного объема итерации, который будет выполнен за указанное время выделенными ресурсами. Документы на входе: - План текущей итерации; - Результаты предыдущей итерации; - Результаты предыдущей стадии. Документы на выходе: - План текущей стадии. Временной регламент: - 1-2 дня. Операции: - декомпозиция стадии на задачи; - определение сроков завершения каждой задачи; - определение ресурсов и ответственных. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Выполнение каждой стадииВыполнение каждой стадии происходит параллельно с планированием следующей стадии (при ее наличии). Документы на входе: - План текущей стадии. Документы на выходе: - для стадии анализа: o постановка задачи (ТЗ и пр.) (образец документа приведен в Приложении 1); o тестовый пример (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии проектирования: o технический проект (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии реализации: o описание реализации (образец документа приведен в Приложении 1); o краткое руководство (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии тестирования: o отчет о тестировании (образец документа приведен в Приложении 1); o ведомость замечаний (образец документа приведен в Приложении 1); o отчет об устранении замечаний (образец документа приведен в Приложении 1). Временной регламент: - срок выполнения каждой задачи должен соответствовать сроку, указанному в плане текущей стадии; - срок выполнения каждой стадии должен соответствовать сроку, указанному в плане текущей итерации. Операции: - выполнение задачи; - подготовка и согласование результирующих документов. Участники: - руководитель проекта; - исполнители задач. Контроль исполненияВ каждый момент времени руководителю проекта должна быть известна итерация и стадия проекта. Должен обеспечиваться контроль над исполнением сроков, указанных в плане проекта, любые сдвиги сроков должны обязательно отслеживаться и отражаться в общем плане. Документы на входе: - Устав проекта; - План итераций; - План текущей итерации; - План текущей стадии; - Результаты выполнения задач: o постановка задачи; o тестовый пример; o технический проект; o описание реализации; o краткое руководство; o отчет о тестировании; o ведомость замечаний; o отчет об устранении замечаний. Документы на выходе: - Устав проекта; - План итераций; - План текущей итерации; - План текущей стадии. Временной регламент: - контроль исполнения должен производиться постоянно по завершении стадий и итераций, а также с заданной периодичностью в течение всего хода проекта. Операции: - контроль сроков; - контроль качества результатов; - перераспределение ресурсов; - внесение изменений в планы; - внесение изменений в Устав проекта; - подготовка и согласование результирующих документов. Участники: - руководитель проекта; - исполнители задач. Завершение проектаПроцесс завершения проекта предполагает закрытие финансовых документов, проведение расчетов, документирование окончательных результатов проекта и их оценку. Документы на входе: - полный объем проектной документации. Документы на выходе: - архив проектных документов; - замечания и предложения по проекту. Временной регламент: - 5-10 дней; также зависит от сроков окончательных расчетов. Операции: - финальные процедуры контроля проекта; - закрытие контрактов, проведение расчетов; - формирование замечаний и предложений по проекту; - архивирование проектной документации. Участники: - руководитель проекта; - проектная группа и прочие заинтересованные лица. Проекты по сопровождению Жизненный цикл проекта по сопровождению представлен на диаграмме деятельности (Рисунок 11) с указанием входной и выходной информации и ролей пользователей. Рисунок 11. Жизненный цикл проекта по сопровождению Создание Устава проектаДокументы на входе: - имеющаяся исходная документация по проекту (контракт, условия обслуживания, соглашения и пр.). Документы на выходе: - Устав проекта. Временной регламент: - длительность этапа зависит от масштабов проекта, его срочности и прочих факторов, индивидуальных для каждого нового проекта. Операции: - определение общего содержания проекта; - определение целей и задач проекта; - определение порядка сопровождения; - определение плана выпуска обновлений и их объема; - коммерческое обоснование; - оценка затрат и ресурсов; - определение функций и обязанностей. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Определение плана выпуска обновленийИсходя из Устава проекта, определяется план выпуска обновлений и приблизительный объем каждого обновления (например, по количеству заявок). Документы на входе: - Устав проекта. Документы на выходе: - План выпуска обновлений. Временной регламент: - 1-2 дня. Операции: - определение сроков выпуска обновлений; - определение объема обновлений. Участники: - руководитель проекта; - заинтересованные лица. Планирование итерацииВсе поступающие замечания и пожелания, выполняемые в рамках сопровождения, включаются в общий план и относятся в определенную итерацию. В каждый момент времени известен подробный план текущей итерации. По мере поступления заявок происходит планирование следующих итераций. Для каждой итерации определяются проводимые стадии и сроки их завершения. Документы на входе: - План выпуска обновлений; - Заявки пользователей на сопровождение. Документы на выходе: - План итерации. Временной регламент: - планирование следующих итераций происходит по мере выполнения текущей итерации; к моменту завершения текущей итерации план должен быть готов. Операции: - рассмотрение заявки; - включение заявки в план; - декомпозиция плана на задачи; - определение сроков завершения каждой задачи; - определение ресурсов и ответственных. Участники: - руководитель проекта. Выполнение итерацииВыполнение итерации происходит параллельно с планированием следующей итерации (при ее наличии). Документы на входе: - План текущей итерации. Документы на выходе: - для стадии анализа: o заявка (образец документа приведен в Приложении 1); o тестовый пример (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии проектирования: o технический проект; - для стадии реализации: o описание реализации (образец документа приведен в Приложении 1); o краткое руководство (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии тестирования: o отчет о тестировании (образец документа приведен в Приложении 1); o ведомость замечаний (образец документа приведен в Приложении 1); o отчет об устранении замечаний (образец документа приведен в Приложении 1); - для стадии внедрения: o отчет об установке обновления/программного обеспечения (образец документа приведен в Приложении 1); o ведомость обучения (образец документа приведен в Приложении 1). Временной регламент: - срок выполнения каждой задачи должен соответствовать сроку, указанному в плане итерации. Операции: - выполнение задачи; - подготовка и согласование результирующих документов; - переход на следующую стадию. Участники: - руководитель проекта; - исполнители задач. Контроль исполненияНеобходим постоянный контроль над выполнением сроков выпуска и установки обновлений у заказчиков, иначе проекты постепенно перестанут соответствовать актуальному состоянию. В каждый момент времени руководителю проекта должна быть известна итерация и стадия проекта. Должен обеспечиваться обязательный контроль над исполнением сроков, указанных в плане проекта, любые сдвиги сроков должны обязательно отслеживаться и отражаться в общем плане. Общий и детализированный план должен быть доступен всем заинтересованным лицам. Документы на входе: - Устав проекта; - План выпуска обновлений; - Планы итераций; - Результаты выполнения задач: o заявка; o тестовый пример; o технический проект; o описание реализации; o краткое руководство; o отчет о тестировании; o ведомость замечаний; o отчет об устранении замечаний; o отчет об установке обновления/программного обеспечения; o ведомость обучения. Документы на выходе: - Устав проекта; - План выпуска обновлений; - Планы итераций. Временной регламент: - контроль исполнения должен производиться постоянно по завершении стадий и итераций, а также с заданной периодичностью в течение всего хода проекта. Операции: - контроль сроков; - контроль качества результатов; - перераспределение ресурсов; - внесение изменений в планы; - внесение изменений в Устав проекта; - подготовка и согласование результирующих документов. Участники: - руководитель проекта; - исполнители задач. Завершение проектаДокументы на входе: - полный объем проектной документации. Документы на выходе: - архив проектных документов; - замечания и предложения по проекту. Временной регламент: - 5-10 дней; также зависит от сроков окончательных расчетов. Операции: - финальные процедуры контроля проекта; - закрытие контрактов, проведение расчетов; - формирование замечаний и предложений по проекту; - архивирование проектной документации. Участники: - руководитель проекта; - проектная группа и прочие заинтересованные лица. Управление ходом проектаПроцесс перехода между стадиямиВ процессе перехода продукта с одной стадии на другую в рамках текущей итерации, как правило, происходит тесное взаимодействие между исполнителями этих стадий (Рисунок 12). Рисунок 12. Взаимодействие между исполнителями стадий В то время, пока стадии «перекрываются» (зеленая зона на рисунке), это взаимодействие является необходимым для того, чтобы исполнители следующей стадии получили ответы на все возникающие вопросы. Однако, если взаимодействие продолжается и после завершения предыдущей стадии (оранжевая зона на рисунке), это уже может свидетельствовать о низком качестве результатов предыдущей стадии либо о недостаточной квалификации исполнителей текущей стадии. Если взаимодействие продолжается и после того, как начинается еще одна стадия (красная зона на рисунке), это приводит к существенному увеличению сроков разработки и к серьезному снижению качества продукта, т.к. изменения вносятся практически непрерывно – в постановку задачи, в проектную документацию, в код приложения. Наиболее серьезная проблема – когда на стадии разработки необходимо внесение изменений на обоих предыдущих этапах – анализ и проектирование. Это, как правило, приводит к существенному увеличению сроков получения результата. Для упорядочивания процесса разработки продуктов предлагается следующий порядок: Каждая стадия должна перекрываться во времени с предыдущей, в этот промежуток передаются результаты предыдущей стадии. Взаимодействие в оранжевой зоне по вопросам изменения результатов предыдущей стадии необходимо сводить к минимуму и по возможности переносить на следующие итерации. Если это невозможно (в случае критически важных изменений), необходимо пересматривать план проекта. Все факты взаимодействия должны фиксироваться документально. Взаимодействие в красной зоне должно происходить только с уведомлением руководителя проекта об обнаруженных вопросах, фиксироваться документально и приводить к пересмотру плана проекта. Взаимодействие в черной зоне необходимо категорически запретить и перенести на следующую итерацию, т.к. в это время должны быть завершены уже обе стадии, и должна выполняться следующая стадия. Например, если во время стадии «Реализация» начинается взаимодействие между аналитиками и проектировщиками (в рамках текущей итерации), происходит изменение постановки задачи, как следствие – необходимо отразить изменения в проектных документах и в уже реализованных частях продукта, что приводит к значительному увеличению сроков реализации и падению качества. Документирование процесса перехода между стадиямиДля каждой стадии должны быть определены результирующие документы для передачи продукта на следующую стадию (Рисунок 13). В этом случае процесс передачи и последующего взаимодействия будет упорядоченным, управляемым и отслеживаемым. Рисунок 13. Документирование процесса перехода между стадиями Если у исполнителей следующей стадии есть замечания к результатам предыдущей стадии, они обязательно оформляются документально в виде ведомости замечаний и передаются лицу, ответственному за предыдущую стадию. Исправление замечаний может выполняться на этой же итерации (приводит к сдвигу сроков либо сокращению объемов работ следующих стадий данной итерации), либо может быть перенесено на следующую итерацию (следует проверить необходимость сдвига сроков в общем плане итераций). Исправления, вносимые по результатам замечаний, также должны оформляться документально в виде протокола устранения замечаний. Если исправления вносятся на текущей стадии: - увеличивается срок предыдущей стадии в связи с необходимостью исправления замечаний; - возможно, увеличивается срок текущей стадии (в связи с изменением объема работ, в связи с необходимостью ожидания исправлений). Образцы и краткое содержание документов, указанных на рисунке, приведены в Приложении 1. Процесс перехода между итерациямиПосле завершения каждой итерации должен обеспечиваться выпуск очередной версии продукта с определенным объемом функциональности. Достигнутый объем функциональности определяется в соответствии с выполненными работами из первоначального плана. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |