на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Сертификация и аккредитация


Оплата работы по регистрации декларации осуществляется изготовителем (продавцом, исполнителем) в порядке, установленном Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

При невыполнении положений, изготовитель (продавец, исполнитель) несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Государство наглядно продемонстрировало субъектам рынка свою стратегическую линию в отношении оценки и подтверждения соответствия тем, что признало качество сугубо рыночной проблемой и предложило субъектам рынка самостоятельно решать возникающие в этой сфере вопросы, а заодно и упразднило административную и уголовную ответственность за поставку недоброкачественной, некомплектной продукции. Покупатели обнаружили, что остались один на один с поставщиками. На основании этого можно предполагать, что со временем ассортимент продукции, требующей обязательной сертификации, будет неуклонно сокращаться, зато возрастет число видов продукции, безопасность которой подтверждается декларацией. Также очевидно, что в дальнейшем в вопросах обязательной оценки и подтверждения соответствия все более широко будет применяться соответствие требованиям по безопасности. Следует добавить, что декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств техническая документация, результаты собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

2.4 Добровольная сертификация

Подтверждение соответствия носит в России добровольный и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условии договора между заявителем и органом по сертификации в целях установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения, соответствия являются продукция, процессы, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации устанавливаются требования. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем. Также система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Орган по сертификации (а им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы в соответствии с порядком, установленным законом) выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, представляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Способы юридического обеспечения интересов покупателей дополняются и, можно сказать, гарантируются установленными в законе мерами по контролю за органами по добровольной сертификации. Этот контроль осуществляется путем регистрации систем добровольной сертификации в исполнительной власти. В процессе регистрации определяются объекты, на которые распространяется действие, устанавливается порядок ведения работ и их оплаты. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем сертификации, в который любой субъект рынка может обратиться за получением необходимых справок о системе.

Контролем за органами по добровольной сертификации является их аккредитация, которая осуществляется в целях подтверждения их компетенции и независимости от каких-либо органов и организаций, что является основой доверия к ним и покупателей, и продавцов.

Если к этому добавить, что при добровольной сертификации испытания проводятся в аккредитованных лабораториях, а к инспекционным проверкам привлекаются квалифицированные эксперты, то можно сделать вывод о том, что объективных решений органов по добровольной сертификации не меньше, чем у органов по обязательной. Разница только в требованиях, если обязательная сертификация проводится исключительно на соответствие технических регламентов, то добровольная – на соответствие предусмотренным законом документам и, что особенно важно, на соответствие требованиям договоров и самой системой добровольной сертификации продукции (услуг) на соответствие требованиям договоров позволяет покупателям не только полно и ясно сформулировать свои, но и получить авторитетное подтверждение того, что он действительно соответствует этим требованиям.

Для покупателя очень важна и возможность органом по добровольной сертификации, способности продавца обеспечить стабильность качества предлагаемого им товара (продукции или услуги).

В процессе добровольной сертификации проверяется не только продукция (конструкторская, технологическая, проектная и др.); наличие и состояние технологического оборудования, оснастки и инструмента; дисциплина; система контроля качества (входного, кооперационного, готовой продукции), а также элементы производства, включая наличие на предмет качества. Отсюда можно сделать вывод, что добровольная сертификация позволяет "отсеять" неподходящих партнеров.


2.4.1 Входной контроль покупаемого товара

Является ли добровольная сертификация стопроцентной гарантией не поступления к покупателю недоброкачественного товара, однозначного ответа здесь нет. Может быть, если в единичном образце, то – да. При неоднократных поставках серийной продукции, как правило, ответ должен быть отрицательным. В этих случаях гарантию может дать только контроль товара, проводимый самим покупателем.

Однако принятию решения об организации входного контроля должен предшествовать серьезный анализ его целесообразности, поскольку для создания и обеспечения функционирования непрофильной лабораторно-испытательной базы, а также на специалистов и т.д. требуются значительные расходы. Все это увеличивает непроизводительные затраты, а также себестоимость продукции.

При добровольной сертификации нужен входной контроль продукции лишь при необходимости стопроцентного исключения попадания в производство бракованных материалов, комплектующих изделий, оборудования и др., поскольку каждый такой случай неизбежно создает угрозу жизни и здоровью людей и при этом вызывает значительные финансовые потери. Здесь затраты на входной контроль безусловно оправдания.

Нельзя забывать, что никакой входной контроль не защищает покупателя от потерь, вызванных заключением договоров с недобросовестными и недееспособными контрагентами.

Добровольная сертификация проводится за счет заявителя – а это, как правило, производитель (исполнитель), который относит подобные затраты на себестоимость, в связи с чем цены повышаются. Однако для серийно выпускаемой продукции, крупных партий товара и многократно повторяющихся услуг это удорожание ничтожно. Кроме того, значительную долю затрат на сертификацию составляют проведения испытаний продукции, а проведение сертифицированных испытаний (уполномоченных) лабораториях при более высокой надежности гораздо дешевле испытаний, осуществляемых в непрофильных лабораториях.

Большинство покупателей не используют в полной мере преимущества добровольной сертификации, так как не осознают возможности, которые открывает перед ними федеральный закон "О техническом регулировании" и, в частности, добровольная сертификация как инструмент обоснованного выбора контрагентов и объективной оценки качества продукции.

Причина заключается в следующем:

- психологическая неготовность, а иногда и недостаточная компетентность покупателей, мешающая им настаивать на установлении своих требований предлагаемых им товаров (услуг);

- недостаточно активная позиция в этих вопросах конкурсных комиссий. Вопреки всякой логике наличие сертификата соответствия системы добровольной сертификации не всегда рассматривается как отборочный критерий для участия в конкурсах.

Контроль, осуществляемый, как правило, службой технического контроля, направлен на выявление скрытых дефектов принятой по договору продукции. Как правило, контроль практически всегда требует создания необходимых условий для проведения испытаний, если, конечно, покупатель действительно хочет предотвратить возможность поступления к нему брака. При всей возможности документов, оформляемых по результатам входного контроля, в суде они будут рассматриваться, и оцениваться только вместе с другими доказательствами.

Сертификат соответствия обладает рядом преимуществ перед другими документами, поскольку выдается независимым и незаинтересованным органом.

Сертификация предусматривает проверку не только готовой продукции, но и состояния производства в целом, а договор о сертификации предусматривает не только обязательства, но и вытекающую из них ответственность держателя сертификата за качество товара и соблюдение всех условий и требований.

2.4.2 Знаки соответствия

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

2.4.3 Развитие сертификации услуг

В действующей Системе добровольной сертификации услуг ГОСТ Р (далее – Система) сохранена схема 5 "Оценка системы качества". Оценка по схеме 5 отличается тем, что по ней оцениваются не только фактические результаты предоставленных услуг и их соответствие установленным требованиям, но и система обеспечения услугам долгосрочного прогнозируемого характера. Оценка по схемам 1 и 2 подтверждает, что оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям и реализуемый предприятием комплекс мероприятий, направленных на поддержание качества, находится как минимум на достигнутом уровне.

При этом сертификация систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001/2000 (ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001) предполагает лишь оценку СМК поставщика, а не сертификацию услуг (продукции) и не допускает каких-либо действий со стороны экспертов относительно их.

Для потребителей сертификация услуг по схеме 5 более предпочтительна. Однако эта схема оценки не востребована и носит формальный характер, так как в системе практически нет подготовленных органов по сертификации услуг (ОСУ) для ее реализации (здесь не идет речь об органах по сертификации, специализирующихся непосредственно на сертификации СМК, образующих свою собственную систему сертификации).

ОСУ, аккредитованные на сертификацию услуг по схеме 5, должны по ряду показателей соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО / МЭК 62 – 2000 "Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества". В – первых, в таких ОСУ должны быть разработаны и внедрены собственные СМК, и, во - вторых, эксперты, осуществляющие оценку и сертификацию СМК, должны пройти соответствующую специальную подготовку. Вопрос подготовки экспертов для ОСУ связан только финансовыми и временными затратами, но в целом разрешим. С разработкой и внедрением СМК в ОСУ дело обстоит сложнее.

Как показывает практика, подавляющее большинство ОСУ, работающих в Системе, не только не наделены правом выполнять работы по сертификации СМК, но даже не имеют собственной СМК. Как правило, не имеют внедренной СМК и предприятия, оказывающие услуги. Таким образом, фактически сертифицировать по схеме 5 некому и нечего.

Эксперту, проводящему сертификацию по схеме 5, требуется больший кругозор и эрудиция, чем эксперту, специализирующемуся на сертификации по остальным схемам сертификации, поэтому его подготовке и методическому обеспечению следует уделять повышенное внимание.

 Прежде всего, должны быть регламентированы проводимые им работы по сертификации на месте и определены фактические объемы их проведения в зависимости от ситуации на предприятии (например, наличие или отсутствие сертификата на него СМК).

Учитывая изложенное, в системах сертификации услуг необходимо четко определить функции, права и обязанности центральных (руководящих) органов сертификации (ЦОС) по конкретным направлениям, например, сертификации услуг автомобильного транспорта. Эти функции, права и обязанности должны быть отражены в соответствующем Положении. Такой ЦОС должен непосредственно участвовать в аккредитации (переаккредитация и доаккредитация) органов по сертификации системы и проведении инспекционного контроля за их деятельностью.

Реализация перечисленных шагов призвана, не только облегчить, внедрение и сертификацию СМК предприятий, оказывающих услуги, в том числе по схеме 5, но и сделать ее результаты более эффективными, а процессы сертификации востребованными. За счет применения схемы 5, основанной на оценке системы качества исполнителя услуги, происходит совершенствование Системы добровольной сертификации услуг.

2.4.3 Схемы сертификации

При добровольной сертификации применяются схемы, что и при обязательной сертификации, кроме схем с применением заявки-декларации (схемы 9, 9а, 10, 10а).

2.4.4 Добровольная сертификация инспекционных услуг "Инспектсерт"

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России) разработала и зарегистрировала в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Систему добровольной сертификации инспекционных услуг "Инспектсерт", предназначенную для независимой и квалифицированной оценки соответствия инспекционных услуг, оказываемых различными организациями и инспекционными компаниями.

Система направлена на создание доверия к деятельности инспекционных компаний, услуги которых сертифицированы в системе и которые продемонстрировали достаточный уровень достоверности и оперативности оценок.

Сегодня на российском рынке работает много различных инспекционных и экспертных организаций, которые не всегда отвечают требованиям, необходимым для проведения экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров. Обусловлено это отсутствием квалифицированных специалистов, аттестованных и внесенных в реестр на федеральном уровне; нормативной документации по проведению экспертной оценки; аккредитация экспертной организации, в которой сертифицирована система менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, и ряда других показателей, характеризующих способность выполнять экспертную оценку на должном уровне.

ТПП России в соответствии с Федеральным законом "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" разработала и внедрила Систему экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров (система "ТПП Эксперт"). В рамках системы созданы реестры преподавателей, экспертов, аккредитованных экспертных организаций и учебных центров по подготовке экспертов.

В реестр экспертов вносятся специалисты территориальных ТПП, прошедшие подготовку по утвержденной программе и успешно сдавшие экзамены. Эксперты, внесенные в реестр, раз в три года обязаны подтверждать свою компетентность, как это предусмотрено международными стандартами.

В реестр аккредитованных экспертных организаций, вносятся экспертные организации территориальных ТПП, прошедшие аккредитацию на соответствие требованиям стандарта ТПП РФ. Аккредитованные экспертные организации ежегодно проходят инспекционный контроль.

В 1997 г. ТПП России разработала и зарегистрировала в федеральном органе стандартов свою систему стандартов, в строгом соответствии с которыми экспертные организации проводят экспертную оценку количества, качества и комплектности товаров. Введение системы стандартов ТПП России, а на ее базе системы "ТПП Эксперт", позволило в 2000 – 2004 гг. увеличить в среднем более чем на 25 % в год темпы роста услуг по экспертизе.

Учитывая полученный опыт, а также необходимость реализации Федерального закона "О техническом регулировании", на базе системы "ТПП Эксперт" была разработана Система добровольной сертификации инспекционных услуг "Инспектсерт". Ее создание стало следующим шагом в развитии экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров.

Сертификация инспекционных в соответствии с потребностями заказчиков проводится по следующим видам экспертизы:

- выполнение условий контракта (договора);

- таможенные;

- обеспечение условий страхования;

- обеспечение банковских условий;

- консультационные;

- оценка потребительских свойств товара, его количества, качества и цены;

- проверка социальных отчетов предприятий;

- экспертиза определения страны происхождения товара.

Система "Инспектсерт" не подменяет системы контроля (надзора) соответствующих организаций, в том числе органов исполнительной власти в области экономической деятельности. Ее взаимодействие с другими системами сертификации осуществляется на основе соглашений, что предусматривает свободный доступ заинтересованных организаций и лиц к информации системы, а ее правилах, участниках, результатах сертификации.

При проведении работ по сертификации система "Инспектсерт" обеспечивает конфиденциальность информации, составляющей государственную и коммерческую тайну.

ТПП России как учредитель: готовит и утверждает основополагающие документы системы; координирует деятельность ее участников и создает условия для функционирования; организует разработку организационно-методических и нормативных документов, необходимых для проведения сертификации; осуществляет связь с внешними организациями; публикует официальную информацию о результатах сертификации.

В структуре системы "Инспектсерт" действует координационный совет. В его задачи входит рассмотрение направлений развития, предложений по совершенствованию, принципиальных вопросов, возникающих в процессе работы. В составе совета представители ТПП России, федеральных органов по техническому регулированию, по таможенному делу и других заинтересованных организаций, а также ведущие ученые и практика с опытом работы в области товарной экспертизы и инспекционного контроля.

Есть апелляционная комиссия, которая рассматривает жалобы участников сертификации. Формируется комиссия из представителей ТПП России и специалистов других компетентных организаций.

Центральным органом системы "Инспектсерт" является "ТПП Эксперт", которое разрабатывает документы (изменения в документы) системы, уполномочивает (аккредитует) организации в качестве органов по сертификации и контролирует их деятельность; осуществляет подготовку и аттестацию экспертов по сертификации; ведет реестр системы; осуществляет техническое обеспечение совета и апелляционной комиссии; оказывает на договорной основе консультативно-методическую помощь; разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию системы.

Заявителями сертификации могут быть отечественные и зарубежные инспекционные компании, выразившие согласие соблюдать правила системы и оплачивать работу по сертификации.

У заявителя должен быть официальный статус (юридическое лицо, филиал и т.п.) и подтвержденная регистрация организации по ее местонахождению; наличие нормативно-методической документации для проведения соответствующих видов услуг, определенных областью сертификации; персонал инспекционной комиссии должен включать экспертов, аттестованных в системе "Инспектсерт"; иметь опыт работы в заявленной области инспекционных услуг.

Сертификация проводится по схемам, включающим оценку процесса выполнения услуг, ее результатов и инспекционный контроль за сертифицированными услугами. В зависимости от содержания элементов установлены схема 1 (проверка процесса выполнения услуг, проверка результата проведенной экспертизы, инспекционный контроль процесса выполнения услуги) и схема 2 (оценка системы качества, проверка результата проведенной экспертизы, инспекционный контроль за системой качества).

При наличии у инспекционной организации сертификата на систему менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО серия 9000, в схемах сертификации он может полностью или частично засчитываться органом по сертификации для сокращения объема проверок. При этом полностью засчитываются сертификаты соответствия СМК, выданные системами сертификации или органами по сертификации, признанными в системе.

Во всех схемах проверка результата проведенной экспертизы осуществляется по специальным заданиям или заказанным работам для конкретного заказчика.

На основании решения руководителя органа по сертификации для проведения сертификации образуется комиссия. В ее состав кроме штатных экспертов могут включаться специалисты компетентных организаций.

При необходимости экспериментальной проверки результата проведенной экспертизы орган по сертификации привлекает, как правило, аккредитованную испытательную лабораторию. Результаты испытаний оформляются протоколом испытаний.

По результатам всех проверок комиссия составляет заключение, содержащее описание и результаты проверок по каждому элементу доказательств и выводы о возможности (невозможности) выдачи сертификата соответствия, а при необходимости – проведения корректирующих мероприятий для достижения соответствия всем требованиям системы.

При положительном решении орган по сертификации готовит заключение о возможности выдачи сертификата соответствия и оформляет его по установленной форме. При отрицательных результатах заявителю выдается заключение, содержащее аргументированное обоснование невозможности выдачи сертификата.

Инспекционная компания, получившая сертификат соответствия, вправе применять знак соответствия системы. Изображение знака соответствия, технические требования и правила его применения установлены Порядком применения знака соответствия системы добровольной сертификации услуг "Инспектсерт".

Инспекционный контроль – это сбор информации о деятельности инспекционной организации и проверок, осуществляемых с периодичностью, установленной по результатам сертификации, а также внепланово. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг.

При возникновении спорных вопросов заинтересованная сторона может подать апелляцию.

Порядок проведения добровольной сертификации аналогичен порядку проведения обязательной сертификации, отличия заключаются в том, что заявка на добровольную сертификацию подается добровольно.

Все выше изложенное позволяет сделать следующие выводы:

Добровольная сертификация позволяет не только "отсеять" неподходящих партнеров, но и реализовать упреждающий входной контроль продукции, причем с существенно более широкой областью приложения. Правила по добровольной сертификации являются для участников рынка эффективным средством выражения и защиты своих интересов. Преимущества добровольной сертификации на сегодняшний день используются покупателями в недостаточной степени.

В связи с тем, что совершенствование самой системы добровольной сертификации идет недостаточно быстро, актуальным является вопрос о возможности дальнейшего его совершенствования системы с целью придать ей большую гибкость и динамичность.

2.5 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

Российская система аккредитации (РОСА) представляет собой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы (рисунок 5).

Основное свойство аккредитации лабораторий состоит в том, что испытание или измерение, проведенное в одной стране, или физическая ошибка, допущенная в аккредитованной лаборатории одной страны, будут повторены с теми же результатами (в пределах ошибки измерений) в аккредитованной лаборатории любой другой страны мира.

Это означает, что все аккредитованные лаборатории мира должны подчиняться строгим единым требованиям в целях создания доверия ко всему процессу аккредитации, обеспечивая то, что результаты, полученные в аккредитованной лаборатории одной страны должны, будут признаны соответствующими органами любой другой страны. Следует заметить, что конкуренция между органами по аккредитации проявляется редко или вообще отсутствует.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.