на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков


Некоторые пары в третьем этапе поменяли свои позиции по показателям, но остались и устойчивые позиции (пары №2, 3, 6 – популярные, № 8, 11, 12 – непопулярные), т.е. основная тенденция сохранилась, а это и есть ожидаемый результат эксперимента.

Таблица 6. Результативность выполнения игрового задания

Оценка качества ЭТАП 1 ЭТАП 2 ЭТАП 3
Популярные пары Непопулярные пары Популярные пары Непопулярные пары Популярные пары Непопулярные пары
Высокая - -

37, 5%

(№3,9,16)*

12,5%

(№15)

50%

(№1,3,13,16)

12,5%

(№7)

Средняя

37,5%

(№3,5,16)

12,5%

(№15)

37,5%

(№1,5,6)

12,5%

(№14)

37,5%

(№6,9,17)

37,5%

(№2,15,18)

Низкая

62,5%

(Остальные пары)

87,5%

(Остальные пары)

25%

(Остальные пары)

75%

(Остальные пары)

12,5%

(№5)

37,5%

(№8,11,12)

* здесь и далее в скобках №№ пар подростков, участвующих в эксперименте. №№1,3,5,6,9,13,16,17 – популярные, №№2,4,5,8,11,12.14,15 – непопулярные


ВЫВОДЫ

Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:

1.  Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии. Популярные подростки характеризуются устойчивыми от этапа к этапу показателями наличия коммуникативной и предметной рефлексии, непопулярные – устойчивыми показателями отсутствия их.

2.  В конфликтном взаимодействии популярных подростков отличительной особенностью, характерным проявлением коммуникативной рефлексии является предвосхищение и предупреждение неверного действия партнера. (2 этап)

3.  У популярных подростков с высокими показателями активности взаимодействия и учета позиции партнера, но имеющими удовлетворительную академическую успеваемость наблюдается низкий уровень предметной рефлексии.

4.  Переход от этапа к этапу показал устойчивый рост активности во взаимодействии популярных подростков вне зависимости от выполняемой роли: взаимопомощь, эмпатийное отношение друг к другу.

5. Поведение непопулярных подростков в ситуации конфликтного взаимодействия характеризуется пассивностью в нахождении решения; неспособность преодолевать непонимание; нежеланием довести разрешение противоречия до конца.

Проведенная работа, включающая теоретическое исследование и эксперимент отчетливо показала зависимость успешности общения и способности продуктивного разрешения конфликта. И то и другое – много компонентные явления, нами же рассмотрены лишь некоторые из этих составляющих – коммуникативная и предметная рефлексия.

За рамками экспериментального исследования осталась личностная рефлексия, заявленная в теоретической части. У участников эксперимента наблюдались проявления личностного конфликта, такие как сомнение, по поводу понимают ли их партнеры (по результатам наблюдения за поведением), взятие на себя ответственности за неверное решение («надо было мне не так говорить», «я не понятно объяснил» и т.д.). Интересна роль личностной рефлексии в способности разрешать конфликтное противоречие и возможность динамики ее развития в рамках процедуры исследования.

Помимо ожидаемых результатов возник и ряд вопросов, которые могут быть отдельно рассмотрены в качестве гипотез. Так неспособность подростков, с высоким статусом популярности, но низкой («удовлетворительно») академической успеваемостью, решить задачу в первом и втором этапах показала отсутствие предметной рефлексии (согласно выбранной методике). Более того, т.к. выявленная в рамках эксперимента зависимость порождает сомнение в приоритетной роли коммуникативной рефлексии в конфликтом взаимодействии подростков, при решении аналогичных экспериментальным задач, вопрос о возможной закономерности может быть рассмотрен как самостоятельная гипотеза.

Наша работа задумывалась как экспериментальное исследование, но у нее оказался явно выраженный развивающий потенциал. Формирование и развитие рефлексии необходимо не только у непопулярных подростков, хотя для них устранение такого дефицита наиболее важно. Это непрерывный процесс само осмысления, который длится всю жизнь, и от наличия рефлексивной компетентности во многом зависит жизненный успех личности. В подростковом возрасте, помимо стихийного, развитие рефлексии должно контролироваться и направляться взрослым, что может приносить эффект даже в масштабе одной процедуры, как это и показал проведенный эксперимент.

В заключении я выражаю безмерную благодарность своему научному руководителю Скутиной Татьяне Васильевне, которая оказала мне большую помощь в написании диплома своим участием, вниманием, терпением и по человечески теплым отношением.


ЛИТЕРАТУРА

1.  Алешина Ю.А., Коноводова А.С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1987г.

2.  Андреева И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Белорусский государственный университет им. М.Танка. Минск, 2002.

3.  Арышева О.. Изучение использования рефлексии подростками и студентами// Журнал практического психолога, № 3, 2004.

4.  Башев В.В. Кризис психического развития в подростковом возрасте.// Бюллетень клуба конфликтологов, №4, 1995.

5.  Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.

6.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.,1990

7.  Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой.- М., 1967.

8.  Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах., Т.4. – М., 1984.

9.  ДрагуноваТ.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Бюллетень клуба конфликтологов, №6, 1997.

10.  Кле М. Психология подростка.: (Психосексуальное развитие)/Пер. С фр. – М.: Педагогика, 1991.

11.  Новопашина Л.А. К вопросу о ведущей деятельности в подростковом периоде// Журнал практического психолога, №3, 2004.

12.  Петровская А.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности. Из сборника «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации.», 1995

13.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -184 с.

14.  Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. А.А. Реана.-СПб.:»прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

15.  К.Х. Рубин, Л. Роуз – Креснор. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей. // Хрестоматия по психологии. Межличностное общение/ Под ред. Н.В. Казариновой , В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001

16.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

17.  Сергоманов П.А., Васильева Н.П. К вопросу о содержании и переживании конфликтов развития в юношеском возрасте// Журнал практического психолога, №3, 2004.

18.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

19.  Смирнова Е.О. Детская психология.- Абакан, ХГУ,1996.

20.  Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам// Вопросы психологии, 1998.

21.  Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций., 2000.

22.  Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. – СПб., 2000. //Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» /сост. И.В.Дубровина, А.М.Пригожин, В.В.Зацепин. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

23.  Тремасов А.Н. Рефлексивно – психологические приемы, активизирующие творческий процесс. Из сборника «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации.», 1995.

24.  Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1987.

25.  Б.И. Хасан. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.

26.  Хасан Б.И. Красноярское наследие Г.П. Щедровицкого//Журнал практического психолога. № 3, 2004.

27.  Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры./ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов – М.: «Академия», 2004.

28.  Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.- Кр-ск, 1996.

29.  Д.И. Фельдштейн. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии, №6, 1988.

30.  Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия.// Бюллетень клуба конфликтологов №3(II), 1994.

31.  Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия.// Избранные труды.- М.,1995.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Фамилия, имя _____________________

Полных лет ___________________

Дата __________________

1.  С кем ты хочешь делать уроки? Почему?

2.  С кем ты хочешь сидеть за одной партой? Почему?

3.  Кого из одноклассников ты бы хотел пригласить к себе на день рождения? Почему?

Фамилия Имя выбор

Приложение 2

Фамилия ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Всего выборов
В т.ч. взаимных

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.