![]() |
|
|
Дипломная работа: Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростковДипломная работа: Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростковДипломная работа ФЕНОМЕНЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОРРЕКЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Конфликт как механизм развития человеческой деятельности 1.1 Психологический смысл понятия «конфликт» 1.2 Характеристика конфликтной компетентности Глава 2. Рефлексия как одна из основных составляющих конфликтной компетентности 2.1 Психологический смысл понятия «рефлексия» 2.2 Виды рефлексии 2.2.1 Коммуникативная рефлексия 2.2.2 Личностная рефлексия 2.2.3 Предметная рефлексия Глава 3. Психологические особенности подростков 3.1 Особенности подросткового общения 3.2 Психологические особенности популярных и непопулярных подростков Глава 4. Эмпирическое исследование феноменов рефлексивной коррекции 4.1 Экспериментальная гипотеза 4.2 Описание процедуры исследования 4.3 Методики исследования 4.3.1 Схема наблюдения конфликтного взаимодействия подростков 4.3.2 Схема анализа ответов на вопросы поэтапного интервью 4.3.3 Способы оценки степени коррекции поведения подростков в конфликтном взаимодействии 4.4 Обсуждение полученных данных Выводы Заключение Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ Данная работа проводится в рамках исследования конфликтной компетентности в подростковом возрасте. Формирование конфликтной компетентности нами рассматривается как один из базовых комплексных феноменов развития общих способностей подростка. Причем развитие способностей возможно не только при взаимодействии подросток – взрослый, но и подросток – подросток. При этом вектор на развитие должен направляться взрослым. Интерес нашего исследования составляют: · актуальный уровень развития рефлексивной составляющей конфликтной компетентности старших подростков, проявления ее; · соотношение основных аспектов рефлексии (личностного, предметного, коммуникативного) в проблемной ситуации. Общепризнано, что одной из ведущих деятельностей в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Причем по мере взросления общение с друзьями, совместная деятельность становятся наиболее потребностными для подростков. Но так как условия, в которых проходит социальная жизнь подростков, формирование личности, особенности личности каждого подростка различны, то и успешность общения, и соответственно успешность в разрешении конфликтов сформированы по-разному. Умение общаться развивается в коммуникативной практике сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, этот опыт формирует уровень успешности общения сверстников. Такая практика является важной составляющей в развитии личности, а отсутствие полноценного возрастно-адекватного общения в процессе взросления может привести к самым тяжким последствиям личностного развития. Практика межличностного общения подростков происходит в различных «событийных общностях» [18], в которых развиваются и формируются соответственно различные человеческие способности. Наиболее значимыми для подростка являются семья, сверстники. Причем в этот период изменяется соотношение сфер общения со взрослыми и ровесниками. Резко повышается значимость группы сверстников, важное значение приобретает возникшее чувство принадлежности к особой подростковой общности, в которой существуют свои ценности, правила и нормы понятные и принимаемые внутри, которые являются основой для собственных нравственных оценок. Подростку важно, чтобы его признавали и принимали в таких компаниях. Отношения, выстраиваемые в среде сверстников являют собой прототип взрослых отношений, являются пробами жизненных ситуаций. Опыт реализации таких отношений у популярных и непопулярных подростков [20] различен. Основания для выдвижения гипотезы. Формирование личности происходит в обществе, во взаимодействии, общении людей, выстраивании различного рода отношений. Опыт продуктивного общения определяется качеством подобных проб, а также психологическими характеристиками личности. Подростками этот опыт приобретается, как правило, в сообществах сверстников, чаще в конфликтном взаимодействии. Сформировавшийся на период подростничества уровень рефлексивного развития позволяет подросткам оценивать сложившуюся ситуацию и привлекать ресурсы для разрешения противоречия, но уровень развития рефлексии, способы привлечения ресурсов различны у разных подростков, в частности у подростков с разным социально-психологическим статусом: популярных и непопулярных. Цель работы. Обнаружить проявления разных видов рефлексии (личностной, предметной, коммуникативной) в конфликтном взаимодействии подростков; сравнить проявления рефлексии разных групп подростков, дифференцированных по типу популярности. Гипотеза. 1. В ситуации конфликтного взаимодействия популярные подростки отличаются от непопулярных ярко выраженными проявлениями межличностной рефлексии. 2. У популярных подростков межличностная рефлексия служит основой для коррекции своего поведения в конфликте. Объект исследования. Поведение в ситуации конфликтования популярных и непопулярных подростков. Предмет исследования. Феномены рефлексивной коррекции, проявляемые в ситуации конфликтного взаимодействия разных по популярности старших подростков; феномены межличностной рефлексии. Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: Задачи теоретического исследования. 1. Раскрытие психологического смысла понятия «конфликт», выделение параметров анализа поведения в конфликтной ситуации. 2. Раскрытие смысла понятия «рефлексия» как основы конфликтной компетентности. 3. Анализ психологических особенностей развития подросткового возраста. 4. Разработка методики проведения исследования. 5. Разработка схемы наблюдения. 6. Разработка схемы анализа ответов на пост игровое интервью. Задачи эмпирического исследования. 1. Подбор экспериментальных групп подростков по принципу популярный – непопулярный. 2. Проведение игровой процедуры «Конфликт понимания» по модифицированной методике И. Перлаки. 3. Фиксация поведения и оценка результатов процедуры. 4. Разработка плана поэтапного и пост игрового интервью для проявления феноменов рефлексивного поведения. 5. Сопоставление результатов проведения процедур двух групп подростков и сравнительная оценка феноменов рефлексивной коррекции, выявленных при разрешении конфликта. Используемые в исследовательской работе методики методы. 1. Теоретический анализ психологической литературы. 2. Методика «Выбор», предназначенная для диагностики межличностных отношений в коллективе и социометрического статуса школьника [14]. 3. Модифицированная методика «Социометрия» [14]. 4. Опросник оценочного отношения школьников (для педагогов). 5. Модифицированная экспериментальная методика «Конфликт понимания» И. Перлаки. 6. Пост экспериментальное интервью. 7. Критериально-ориентированное наблюдение. Актуальность данного исследования. Роль отдельных видов рефлексии (коммуникативного, личностного, предметного) в становлении конфликтной компетентности подростков разных статусов популярности в психологической литературе не описаны. Диагностирование видов рефлексии в процессе конфликтного взаимодействия популярных и непопулярных подростков дает возможность обнаружить причины не успешности части представителей подросткового сообщества, выработать пути устранения барьеров в общении между сверстниками, столь важном в этом возрасте, подготовить подростков к переходу в следующий возраст более уверенными, дать им возможность сделать свою жизнь успешной. рефлексия конфликтный поведение подросток ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ» Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это достаточно признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов, социологов и др. Существует разные теории понимания конфликта. Для нашей действительности характерен поворот к позитивному отношению к конфликту, он рассматривается как механизм развития человеческой деятельности и, соответственно, личности [17], по образному выражению Г.П. Щедровицкого «два ругающихся человека – это единица жизни!»[27]. Иными словами в обществе во взаимоотношениях людей всегда есть предпосылки конфликта. Это, например, объективно существующая ограниченность ресурсов и связанное с ней противостояние человеческих интересов, несхожесть мнений, представлений идей в отношении одной и той же какой-либо реальности. Все это требует согласования. В силу перечисленных причин конфликт из нашей жизни неустраним. И, рассматривая конфликт в теории конструктивного развития, мы живем в состоянии конфликта, а значит в процессе постоянного развития, требующего непременной конструктивной позиции. Иными словами, обнаружение противоречия, которое не может быть представлено в адекватном ему конфликте, фактически требует конструирования соответствующего конфликта. По сути дела конфликт – это всего лишь форма, в которой мы можем явит себе противоречие, для того, чтобы попробовать его разрешить и эта форма должна быть специально организована для удерживания противоречия в разрешаемом виде. Такая организация обеспечивает поиск и апробацию адекватных для данного противоречия средств его разрешения. Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации [29]. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощение во взаимодействии противостоящих ценностей, установок, мотивов. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий буквальное или мыслимое противоречие себя и являет [29]. Таким образом, “предназначение и позитивная функция конфликта в том и состоит, чтобы через него представляется возможность разрешать противоречия нашей жизни”. Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов выделили три существующих аспекта функционального описания конфликта [28]: 1. Это его функционирование как целостного явления в определенном контексте. В этом описании его можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д.; или деструктивный, выполняющий функцию разрушительную, вредную, приводящий к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др. 2. Это внутреннее функциональное описание, или иными словами – какие функции имманентны самому конфликту. С этой стороны мы имеем в виду переорганизацию деятельности для отыскания имеющегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Это функция преобразования-оформления ситуации трудности в задачу. 3. Это обобщенная функция удержания противоречия в определенной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разрешения. В структуру конфликта входят не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними противоречивые основания этих действий. Если во время взаимодействия хотя бы одна из сторон интерпретирует его через аспект столкновения, то можно говорить о наличии конфликтной ситуации. Конфликт начинается, когда интенсивность этого столкновения достигает некой границы, и это взаимодействие становится "видимым" и требует на себе специального сосредоточения. Таким образом, конфликтная ситуация может возникнуть для любой из сторон раньше реального столкновения и продолжаться после его фактического завершения. Конфликтные ситуации могут возникать (создаваться) как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от обстоятельств, а не от воли оппонентов), так и субъективно (порожденные субъектом конфликта, оппонентом). Существуют элементы, которые задают конфликтную ситуацию - это материал конфликта и конфликтующие стороны. Материал конфликта - это противоречие, удерживающееся в процессе его разрешения, а конфликтующие стороны (в межличностном конфликте) - это те персоны, чьи интересы, будучи противоречивыми, при необходимости взаимодействия, реализуются через столкновение. Причем это интересы могут быть связаны с ценностями, целями, способами и характером действий и т.п. Важно отметить, что внешне представленные и реальные стороны конфликта могут не совпадать. Например, конфликт учащегося и учителя может скрывать за собой конфликт учителя и родителей ученика [29]. Конструируемый конфликт разворачивается на реалиях той деятельности, где надо решать актуальную задачу, на материале настоящего и будущего действия, требуя деятельного переживания и приращения новой способности. Важно, что конструируемый конфликт предполагает не линейные расширения по типу «выигрыш – проигрыш», а выход в новый уровень видения ситуации с занятием новой позиции – рефлексивной, но такого рода конструкция требует специального технического обеспечения. И речь ведется о конструкциях как минимум двух новых реальностей: конфликта и рефлексии, где первое является специальным искусственным условием для порождения и «обыскусствления» второго. 1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Итак, конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности, личности, это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Условием эффективного разрешения конфликтного противоречия является наличие у субъекта соответствующей компетентности – способности к самообразовательной деятельности. Конфликтная компетентность предполагает два уровня: 1) способность к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформление для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения; 2) умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия. Конфликтная компетентность – одна из ведущих характеристик личности, некоторой конфликтной компетентностью обладает практически любой человек. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной компетентности, она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. Иными словами конфликтная компетентность это умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [26,29] . Важнейшая характеристика конфликтной компетентности – субъектная позиция участника. Она предполагает более или менее адекватное видение динамики сюжета конфликта, его возможные последствия. Таким образом, субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности это прежде всего рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте. Происходит как бы раздвоение участника: с одной стороны он непосредственно вовлечен в конфликт, а с другой – он же отслеживает себя в конфликте, таким образом участвуя в нем опосредованно. А отслеживание всех составляющих конфликта – дело отнюдь не простое. Рефлексивная культура в конфликте включает, наряду с готовностью и умением обращаться к исследованию собственного психологического потенциала, также и умение реконструировать компоненты психологического обмена своих партнеров и конфликтной ситуации. Именно рефлексивно – эмпатийная позиция обеспечивает децентрацию в отношениях, позволяя смотреть на ситуацию конфликта не только с «собственной колокольни». Развитие рефлексивной культуры, освоение позиций партнерства, сотрудничество развивает творческий потенциал, ибо не возможно запрограммировать и предвидеть все многообразие реальных ситуаций [12]. ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы – самосознания. С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «…Она (рефлексия) как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы… С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни» [16]. Свойство рефлексивности деятельности, мышления, сознания и личности в психологии рассматривается при анализе опосредованности и произвольности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций [25]. Понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.д. Так, например, Б.В. Зейгарник, объясняя мотивационные нарушения мышления при шизофрении, отмечает важное значение в развитии этой патологии нарушений опосредствования и саморегуляции, связанных с самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии. Б.Ф. Ломов, характеризуя общение как подвижную, развивающуюся систему, отмечает, что «важные ее моменты – эмпатия и рефлексия»; О.К. Тихомиров отмечает, что «мышление – необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии» и пр.пр. Помимо этого в ряде экспериментальных исследований рефлексия выступает не только как существенный компонент какого-либо другого предмета (например, мышления, функционирующего на 4х уровнях: личностном, рефлексивном, предметном и операциональном), но и как предмет специально психологического изучения. При этом в зависимости от области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань» рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. 2.2 ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она рассматривается в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном [16]. 2.2.1 КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исходя из принципа «кооперации деятельностей» [31, 32], на основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя в позицию новой деятельности, рефлектирующей, индивид обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность поглощает первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностных позиций – «какая-то из связей должна возникнуть, ибо без этого невозможна никакая кооперация» [31, 32]. Рассуждение о рефлексии на основе идеи кооперации деятельностей и развертывание схемы рефлексивного выхода приводит, по мнению автора, к основному парадоксу «принципиального взаимопонимания рефлектируемой и рефлектирующей» позиций. Невозможность коммуникации обусловливается полным и принципиальным (в силу различия деятельностей) отличием средств, знаний, смыслов двух названных позиций. «Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, это – встать на его «точку зрения», принять его деятельную позицию. Но это, как легко догадаться, будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения»: в описываемых условиях принятие другой позиции означает отказ от собственной деятельности и своей позиции. Способ понимания возможен, но в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особыми и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить обе позиции и обе точки зрения, «видеть» и знать то, что «видит» и знает второй, и одновременно с этим, - то, что должен «видеть» и знать он сам; первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, и это должны быть специальные средства и комплексные представления, вырабатываемые с целью объединения разных «точек зрения» и разных деятельностных позиций. А до тех пор, пока таких средств и такого представления нет, первый индивид всегда стоит перед дилеммой: он должен отказаться либо от знаний и представлений, передаваемых ему вторым, рефлектирующим индивидом, либо от своей собственной деятельностной позиции. Используя идею рефлексивного выхода и кооперации деятельностей Г.П. Щедровицкого, А.А. Тюков развивает ее, предлагает рассматривать рефлексию, отталкиваясь от принципа коммуникации деятельностных позиций, доказывает реальность коммуникативных отношений, исходя из того, что разрыв изолированности деятельностных позиций может происходить в поле сознания. К образующим сознания относятся не только чувственные образы и представления, но и сугубо индивидуальные личностные смыслы. Одной из важнейших образующих сознания являются значения, общественно выработанные и закрепленные в языке и культуре. Значения, отнесенные к самым разнообразным гетерогенным элементам структуры деятельности, становятся реальными коммуникативными связками рефлектирующей и рефлектируемой позиций. Кроме того, значения, функционируя в языке, требуют к себе системного и логически организованного отношения, а значит, субъект при работе со значениями может отказаться от хаотического анализа деятельности, происходящего в калейдоскопе представлений. Иными словами, сознательная работа в мыслительно организованных значениях, относимых к рефлектируемой деятельности, позволяет осуществлять полноценную рефлексию. Рефлексия оказывается сознательным деятельностным процессом, в самых разнообразных формах создающим субъективное инобытие деятельности. Этот процесс организован языковыми средствами, и поэтому рефлексия не всякий сознательный процесс, а только тот, который организован мыслительно и направлен на деятельность как на свой предмет. Условием возникновения рефлексии и рефлексивного выхода как начального момента процесса является «разрыв», возникающий в общественной структуре деятельности. Здесь следует подчеркнуть, что для возникновения рефлексивного отношения недостаточно только практической невозможности исполнения деятельности из-за отсутствия знаний, средств, материала или по каким-то другим причинам. Оказываясь перед «барьером», индивид может начать прямой познавательный анализ окружающих условий и предметной ситуации. В этом случае аналитическая активность направлена на отдельные предметы внешнего окружения, а не на собственную деятельность как целое. Потому целесообразно предположить, что к рефлексивному выходу приводят разрывы в коммуникации, т.е. невозможность продолжения коллективной деятельности из-за парадоксов непонимания. Если одному из участников коммуникации требуется передать другому смысл и содержание своей деятельности и по какой-либо причине происходит непонимание сообщения, т.е. второй индивид не может воспроизвести смысл деятельности первого, то оба вынуждены обратиться к анализу причин возникшей ситуации и представить внутри ее деятельность первого как целое. Приведенное утверждение не означает, что не существует рефлексии в индивидуальной деятельности. Просто индивидуальная рефлексия является вторичной формой – персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был меж индивидуальным. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |