на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты


Инспирированные сверху кампании за чистоту окружающей среды нередко превращаются в пустую формальность, как, например, в случае с закрытием грязных производств, многие из которых вскоре возобновляют свою работу, заручившись поддержкой местных властей. Дело в том, что закрытие, например, угольных шахт, электростанций и поселково-волостных предприятий, которые являются одними из основных источников загрязнения, может привести к росту безработицы и снижению поступлений в местный бюджет. Интерес к охране окружающей среды демонстрируют лишь некоторые богатые районы страны с прочными международными связями.

Конфликт между экономическими и экологическими интересами на провинциальном уровне перерастает в политическую плоскость и угрожает авторитету коммунистической партии и государства в целом. Когда в ноябре 2005 г. произошел взрыв на государственном химическом предприятии, в результате которого в реку Сунгари попали отравляющие вещества, то пассивность местных органов власти, не предпринявших никаких действий в течение четырех дней и скрывших от общественности и руководства страны информацию, могла бы иметь куда более серьезные социально-политические и международные последствии, если бы не вмешательство в это дело лично премьера страны Вэнь Цзябао.

В Государственном управлении по охране окружающей среды Китая признались, что загрязнение реки Сунгари в результате взрывов на химзаводе в городе Цзилинь стало не последним подобным инцидентом с серьезными последствиями. Как стало известно, в сентябре 2008 года специалисты зафиксировали в водах озера Дунтинху концентрацию мышьяка, превышавшую допустимую норму в 10 раз; в ноябре в городе Лучжоу (провинция Сычуань) утечка топлива на электростанции привела к загрязнению реки Янцзы. Доклад Комитета по водному хозяйству в бассейне Янцзы свидетельствует о постоянном ухудшении качества воды крупнейшей реки страны в последнем десятилетии. Только в 2005 году туда попали около 30 млрд. тонн сточных вод, что на 50% больше данных за 1998 год. Как «серьезно загрязненные» квалифицируют экологи 27,5% водной системы Янцзы. Бурную реакцию в обществе вызвал также инцидент с детьми в уезде Хойсянь провинции Ганьсу. В крови более чем 900 детей было выявлено превышение нормы содержания свинца, 62 из них госпитализированы с диагнозом «серьезное отравление»[72].

Неуклонно увеличивающийся объем вредных выбросов сотрудники Госуправления связывают с непомерно высокими темпами роста ВВП: в первом полугодии 2006 года показатели увеличились на 10,9%, выбросы основных загрязняющих веществ, включая продукты химического потребления кислорода и двуокись серы, не только не сократились, а, наоборот, увеличились. Согласно данным за первое полугодие 2006 года, выброс отработанной воды промышленными производствами составил 12 млрд. тонн, увеличившись на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года; выброс продуктов химического потребления кислорода возрос на 3,7% и достиг почти 6,9 млн. тонн, двуокиси серы – 4,2% до 12,7 млн. тонн[73].

Правительству Китая удалось выполнить не все пункты 10-го пятилетнего плана развития экономики на 2001–2005 годы, а препятствием для этого стало именно развивающееся загрязнение окружающей среды. Принимая во внимание всю серьезность ситуации, власти пытаются ее исправить, прилагая самые активные усилия. В июле 2008 года вышло решение об учреждении по всей стране 5 центров по надзору над природоохранной деятельностью, призванных усилить контрольную функцию государства в охране окружающей среды. В октябре при Госсовете создана Всекитайская руководящая группа по переписи источников загрязнения. Впервые в истории КНР планируется провести проверку с целью уточнения очагов загрязнения. Эта мера направлена на получение необходимой информации для достижения к 2010 году цели снизить на 10% выбросы вредных веществ. Одновременно Отдел ЦК КПК по организационной работе постановил с 2006 года оценивать успехи местных чиновников и по результатам природоохранной деятельности. Получившие неудовлетворительные оценки будут лишены возможности повышения по службе или перевода на вышестоящую должность[74].

Чтобы не допустить повторения подобной ситуации, государство приняло решение, обязывающее местные органы власти сообщать в центр информацию о крупных авариях в течение четырех часов. Ведется и проверка экологического соответствия нефтехимических производств на территории страны, в результате которой приостановлены или отозваны лицензии на строительство 44 объектов. И это не единичная акция. Подобным же образом Государственное управление по охране окружающей среды поступило и в отношении гидроэнергетических проектов, осуществляемых на реке Янцзы (суммарные инвестиции в которые оцениваются в 14 млрд. долл.), что является прямым подтверждением изменения отношения руководства страны к экологическим проблемам, в решении которых оно намерено использовать общественную поддержку для усиления давления на местную власть. Как показал опрос общественного мнения, число китайцев, высказывающихся за ужесточение мер экологического контроля, растет.

Введение нового индекса «зеленого» ВВП (впервые в мире) призвано повысить заинтересованность местной власти в решении экологических проблем и стать критерием оценки ее деятельности, которая до последнего времени ограничивалась исключительно экономическими показателями. Но в отсутствие финансовой поддержки сверху и эта мера борьбы за экологизацию экономического развития может стать очередной широко разрекламированной кампанией с сомнительными для окружающей среды результатами, но с предполагаемой экономической отдачей - она поможет предотвратить перегрев экономики с сопутствующими негативными экономическими и политическими последствиями.

В контексте осуществления мер по интенсификации экономического развития руководство КНР проявляет особую озабоченность по поводу решения тех экологических проблем, которые могут препятствовать притоку в страну иностранного капитала, квалифицированной рабочей силы, развитию внешней торговли. Как свидетельствует мировой опыт, степень заинтересованности страны в решении экологических проблем повышается с уровнем ее интегрированности в мировую экономику, что опровергает, по мнению экспертов МБРР, ранее распространенную в мире гипотезу о неизбежности превращения Китая, как и других развивающихся стран, в «рай для загрязнителей»[75].

И хотя, безусловно, растущий спрос на мировых рынках на китайскую продукцию стимулирует подъем китайской экономики с сопутствующим увеличением нагрузки на природные системы, однако в то же время участие в ВТО ставит перед китайской промышленностью задачу соответствия международным стандартам и, в частности, требованиям международного сертификата качества систем экологического менеджмента по стандарту ISO-14000, который к 2004 г. был внедрен на 5 тыс. предприятий Китая[76]. И хотя получение этой международной сертификации носит добровольный характер, однако компании готовы пойти на достаточно весомые материальные затраты, будучи заинтересованными в повышении своей конкурентоспособности.

Среди тех, кто более всего озабочен улучшением своего экологического имиджа, - крупнейшие государственные энергетические и металлургические предприятия с обширными международными деловыми связями, которые стремятся упрочить свое положение на мировом рынке. Для этих предприятий экологизация их деятельности - это возможность избежать риска, потери доходов, репутации, доли на рынке. Как заявил один из руководителей ведущей китайской нефтяной компании СИНОПЕК, «те компании, которые игнорируют требования техники безопасности в отношении персонала, а также экологической безопасности, столкнутся с проблемами в налаживании международных связей»[77]. В повышении эффективности экологической деятельности китайских предприятий заинтересован и международный бизнес, который видит в Китае конкурента, обеспечивающего свои конкурентные преимущества за счет снижения экологических издержек. И в данном случае в поддержку бизнеса выступает та часть мировой общественности, которая озабочена распространением на мировых рынках китайских товаров сомнительного экологического качества.

Возможности китайской экономики в целом адаптироваться к возрастающим экологическим требованиям мирового рынка вызывают сомнения, особенно когда речь идет о мелких и средних производствах, которые обслуживают только местный рынок и могут загрязнять окружающую среду годами, не боясь наказания. На многих старых заводах, в том числе и в металлургической промышленности, не осуществляются даже элементарные меры экологической защиты[78]. Треть всех китайских заводов не имеет очистного оборудования вообще, еще одна треть его имеет, но не использует (чтобы снизить производственные издержки). Руководство этих предприятий уверено в том, что местные чиновники, которые являются либо их соинвесторами, либо входят в состав высшего менеджмента, не допустят их закрытия.

Сейчас для Китая проблема не в принятии новых экологических законов, а в их соблюдении. И хотя на бумаге действует жесткое экологическое регулирование, однако на практике оно далеко не всегда применяется. Экологическое беззаконие в КНР - норма поведения. Уйти от исполнения законов можно легко, подкупив чиновников, хотя правонарушения такого рода чреваты тяжкими последствиями. В частности, крайне устаревшая технология, используемая на мелких и средних предприятиях страны, создает повышенный риск для здоровья занятых на них людей. Китай занимает первое место в мире по количеству аварий, связанных с нарушением норм трудовой и экологической безопасности[79].

Экологические успехи в первую очередь демонстрируют крупные города страны - Пекин или Шанхай, имея каждый особый интерес к улучшению своего экологического имиджа. Эти города даже готовы пойти на сокращение объема промышленного производства и пожертвовать рабочими местами для улучшения своего экологического статуса.

Однако проводимые в этих городах меры экологической защиты, предусматривающие структурную перестройку их хозяйственной деятельности, сокращение использования угля в качестве основного энергетического источника, повышение энергоэффективности и техническую модернизацию ряда предприятий, наряду с увеличением инвестиций в экологическую сферу, далеко не всегда доступны для других районов Китая, испытывающих дефицит финансовых средств и технических возможностей и сталкивающихся с проблемой занятости населения. Там по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы выбросов промышленных предприятий, работающих на крайне устаревшей технологической базе, муниципальных стоков при нехватке очистных сооружений, утилизации бытового мусора и водоснабжения.

Отсутствие современной производственной, а не только экологической, технологии снимает вопрос о способности Китая в течение ближайших лет приостановить процесс разрушения природы. То, что экологическая ситуация будет ухудшаться, сейчас открыто признается руководством страны. По индексу экологической устойчивости (разработан Всемирным экономическим форумом совместно с Центром экологического права и политики Йельского университета), Китай стоит в списке из 146 стран мира на 133 месте[80].

Ситуация усугубляется тем, что расходы на преодоление экологических последствий форсированной экономической модернизации и восстановление разрушенной природной среды превышают возможности КНР, даже несмотря на высокие темпы ее экономического роста. И хотя, по оценкам Государственного управления по охране окружающей среды, государство должно израсходовать с 2006 по 2010 г. на охрану окружающей среды 156 млрд. долл. (1,5% ВВП), однако нет никакой уверенности в том, что эти вложения будут сделаны, учитывая опыт последних лет. На период с 2000 г. по 2005 г. было запланировано инвестировать в охрану окружающей среду 85 млрд. долл. (1,3% ВВП), однако в действительности было потрачено 75 млн. долл., что несопоставимо даже с запланированным расходами на эти нужды из государственного бюджета (11% от общей суммы, т.е. 9,4 млрд. долл.)[81].

Путем строительства очистных сооружений и даже модернизации устаревших тепловых станций можно несколько сократить экологический ущерб и сдержать распространение процесса деградации окружающей среды, но полностью предотвратить его вряд ли удастся. Для этого необходима структурная перестройка всей экономики с ориентацией на преимущественное развитие энерго- и ресурсосберегающих отраслей. Эта задача, поставленная еще в конце 90-х годов, все еще остается нереализованной.

Структурные изменения в экономике осуществляются медленно, однако их акцентирование в новом пятилетнем плане вселяет некоторую надежду на то, что Китаю удастся несколько минимизировать экологические потери своего бурного экономического роста. И проблема в том, насколько успешно будет осуществляться принятый сейчас руководством страны технико-экономический подход к обеспечению экологической безопасности. Спасение с помощью науки и техники - таков лозунг власти, взятый ею сейчас на вооружение и успешно апробированный в Японии.

Однако в отличие от Японии, где импульс к экологической модернизации поступил от общества, в Китае таким стимулятором процесса экологизации экономического развития выступает руководство страны. А как свидетельствует мировой опыт, в развивающихся странах эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды определяется экологической зрелостью и образованностью правящей власти, пользующейся монопольным правом принятия решений.

И все же государство, готовое пойти на ужесточение экологического контроля, увеличение инвестиций в экологическую сферу и даже на предоставление политической площадки для экологических дебатов[82], пока не готово (а может быть, и не может) осуществлять более затратные в экономическом плане и политически рискованные меры в интересах обеспечения экологической безопасности - например, повысить плату за воду, за загрязнение и отказаться от субсидий на энергоносители, или же оказать крупную финансовую поддержку местным властям в реализации проектов водоснабжения и утилизации отходов. Государство по-прежнему не готово и к проведению реформ в политике[83]. И может быть поэтому, несмотря на провозглашенную государством установку на «развитие в интересах народа», социальная составляющая экологической политики менее выражена по сравнению с ее экономической составляющей.

Однако наметившаяся в последние годы тенденция на усиление экологизации в процессе принятия решений по управлению страной дает основания рассчитывать на укрепление политической основы экологической безопасности, обеспечение которой зависит и от усилий государства по стимулированию процесса перехода к модели интенсивного экономического роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие производства и ведение борьбы с загрязнением — это единство противоположностей. Это требует, чтобы одновременно с развитием производства надлежащим образом велись работы по утилизации отходов. Если, с одной стороны, производить материальные ценности, обеспечивать культурно-бытовые потребности людей, а с другой стороны, не обращать внимания на отходы, допускать, чтобы они продолжали вредить здоровью людей и оказывать негативное влияние на материальное производство, то это приведет к серьезным последствиям. Осуществляя производство, не только необходимо уделять внимание количеству продукции, производимой данной отраслью, но и нужно как следует заняться решением проблемы отходов. Уже сейчас Китай столкнулись с катастрофическими масштабами загрязнения страны. Основные направления развития экологической политики Китая включают борьбу против так называемых «трех зол»: загрязнения атмосферы, загрязнения поверхностных и подземных вод, загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Кроме того, актуальны вопросы химического загрязнения почв и шумового загрязнения, сохранения биоразнообразия. Тем не менее китайское правительство осознает, что Китай находится на этапе быстрого развития индустриализации, в стране практикуется экстенсивное хозяйствование и производство, поэтому расточительство ресурсов и загрязнение окружающей среды остаются весьма серьезными.

2.2 Проблема опустынивания земель, эрозии почв и водный кризис в КНР

Опустынивание — это процесс деградации всех природных систем жизнеобеспечения: чтобы выжить, местное население должно или получить помощь со стороны, или уйти в поисках земель, пригодных для жизни.

Вызвано оно совокупным действием природы и человека. Особенно губительно это действие в аридных районах со свойственными им хрупкими, легко разрушающимися экосистемами. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и другие виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе, многократно усиливают действие ветровой эрозии, иссушение верхних слоёв почвы. Резко нарушается водный баланс, снижается уровень грунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается их насыщение минеральными солями. Опустынивание и опустошение могут возникнуть в любых климатических условиях как результат разрушения природной системы.

Проблема опустынивания в Китае существует давно, и начиная с 50-х г.г. ХХ века правительством страны предпринимаются усилия по борьбе с опустыниванием. Несмотря на это, с каждым годом площади потерянных земель до настоящего времени постоянно увеличивались. Наибольшие усилия по борьбе с песками были предприняты на протяжении последних двух десятилетий. Опустынивание является одной из самых серьезных экологических проблем Китая. В стране насчитывается 2,62 млн. квадратных километров площади пустыни, это составляет 27% от территории всей страны. В настоящее время, в некоторых районах эта тенденция находится под контролем, однако, опустынивание продвигается вперед достаточно быстрыми темпами.

В последние годы Китай достиг заметных успехов в сфере упорядочения ситуации по предотвращения песчаных бурь. Однако негативные тенденции в этой связи продолжают расти. Непрерывно растет эрозия почв и площадь пустынь. Согласно второму кадастровому подсчету пустынных земель в Китае, состоявшемуся в 1999 году, общая площадь пустынных земель в стране превышает 1 млн. 740 тыс. кв. км, что составляет около 20% от общей площади. Скорость опустынивания составляет 3 тыс. 400 кв. км. в год. В настоящее время 170 млн. китайцев непосредственным образом пострадали от опустынивания. Прямой экономический ущерб от опустынивания превысил 54 млрд. юаней[84].

Проблема опустынивания земель связана с природными факторами, например, засушливым климатом, однако главным виновником специалисты считают хищническое отношение человека к земельным, лесным, водным и другим природным ресурсам. Общие же причины этой проблемы в Китае заключаются в том, что в отдельных районах эту ситуацию упорядочивают, а в общем проблема становится все более насущной. В настоящее время треть китайских пахотных угодий страдает от опустынивания земель.

В наибольшей степени от этой проблемы страдает сельское население, которое сталкивается с неурожаями и сокращением пастбищных земель. Люди, живущие в городах, только начинают осознавать масштабы этого бедствия - а жители сельской местности сталкиваются с ним каждый день.

По оценке Азиатского банка развития, в Китае около 400 миллионов человек испытывают на себе влияние опустынивания - главным образом, сельские жители. Многих из них опустынивание заставляет забрасывать свои фермы и отправляться в города на поиск источников к существованию.

Многочисленные правительственные инициативы привели к появлению проекта, получившего название «Великая зеленая стена». Его целью является восстановление лесов на деградированных землях, приведение этих земель в исходное состояние, и создание заслона пыльным бурям, ежегодно приходящим на восточное побережье страны из засушливых районов запада. Однако, по оценкам специалистов, предпринимаемых усилий недостаточно. Хотя Китай уже является мировым лидером в области лесоразведения (обладая 54 миллионами гектаров рукотворных лесов), увеличение площади пустынь продолжается. По данным правительства, в Китае удалось значительно снизить скорость распространения пустынь, но ситуация все еще остается угрожающей. В дополнение к посадкам леса, в 2008 году в Китае был введен сезонный или круглогодичный, в зависимости от региона, запрет на выпас скота на угрожаемых землях, на общей площади 86,7 миллионов гектаров.

Ежегодно потери почвы в общей сложности составляют 5 млрд. тонн, питательные вещества почвы равняются 40 млн. тоннам стандартных удобрений. Главные причины этого бедствия заключаются в нерациональных методах обработки и нарушении экологического баланса. В горной и холмистой местности Китая насчитывается около 400 млн. му земли, среди которой террасовые поля составляют 100 млн. му, а остальное в разной степени подвержено опустыниванию земель.

На сегодняшний день Государственное управление лесного хозяйства Китая начало осуществлять всекитайскую программу по борьбе с опустыниванием. Согласно плану, к 2010 году опустынивание будет в основном приостановлено; к 2030 году площадь пустынных земель будет ежегодно снижаться; а к 2050 году в районах опустынивания будет создана комплексная экологическая система по борьбе с ним.

Почвенная эрозия — сугубо местное явление — в настоящее время приобрела всеобщий характер. Особенно велика в самых больших и густонаселённых странах. Почвенная эрозия не только уменьшает плодородие и снижает урожайность. В результате почвенной эрозии гораздо быстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственно сооружаемые водные резервуары, сокращаются возможность орошения получения электроэнергии от гидроэлектростанций. Особенно тяжёлая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается.

В результате «глубокой» вспашки и нарушения растительного покрова, а также широкого использования химических удобрений проблема эрозии черноземов в северо-восточной части Китая становится все более актуальной и вызывает озабоченность у китайских специалистов.

Равнина Дунбэйпинъюань в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян, известная как крупнейший зернопроизводящий район в Китае, является одной из трех крупнейших черноземных зон в мире. Центральная часть провинции Цзилинь, расположенная в центре равнины Дунбэйпинъюань, является главным районом по производству кукурузы и сои в северном Китае, а также важной государственной базой по производству товарного зерна и скотоводству. В центральной части провинции Цзилинь площадь чернозема составляет приблизительно 100 тыс. квадратных километров[85].

Согласно статистическим данным соответствующих ведомств, в последние годы площадь подвергающегося эрозии чернозема составила 44,7 тыс. квадратных километров или 37,9 процента от общей площади чернозема. Эрозия чернозема привела к снижению плодородия почвы и ухудшению экологической среды. В связи с этим местные специалисты предложили немедленно разработать политические меры и законоположения по защите чернозема наряду с ужесточением борьбы с эрозией почвы и посадки природоохранного леса.

Другой глобальной проблемой обещает стать нехватка водных ресурсов, в том числе и в самом Китае. По данным экологов, в КНР уже сложилась такая ситуация, когда почти вся территория вокруг Пекина испещрена скважинами глубиной до 1000 м. Эти отчаянные попытки обеспечить потребности сельского хозяйства в водных ресурсах могут обернуться в буквальном смысле катастрофой для грядущих поколений, и если потребление воды в ближайшие годы не будет сбалансировано, Китаю может угрожать водный кризис.

Уже сейчас его проявления испытывают на себе особенно остро северные районы страны, где от нехватки воды страдают все без исключения промышленные предприятия. Процесс индустриализации в Китае развивается сложнее по сравнению с Японией или Южной Кореей, где воды было в достатке. Экономические затраты, связанные с нехваткой водных ресурсов, дополняются потерями, вызванными повышением уровня их загрязнения. Загрязнено 70% водных ресурсов КНР, при этом вода из 52 рек, протекающих через городские поселения, не может быть использована даже для орошения[86]. По оценкам МБРР, улучшение качества воды помогло бы снизить на 50% число случаев заболевания тифом и сократить распространение гепатита А[87].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.