![]() |
|
|
Дипломная работа: Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспектыРазмер платы за загрязнение окружающей среды определяется как сумма платежей за загрязнение: - не превышающее установленные природопользователю нормативы ПДВ, ПДС загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов; - в пределах установленных лимитов (временно согласованных) выбросов, сбросов (с увеличением ставки платы в пять раз по сравнению со ставкой платы за загрязнение в пределах нормативов в части их превышения); - сверхлимитное (с увеличением ставки платы в двадцать пять и пять раз соответственно за превышение нормативов выбросов (сбросов) и лимита размещения отходов в части их превышения). При отсутствии утвержденных нормативов (временно согласованных) выбросов, сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов и соответствующих разрешений размер платы определяется как за сверхлимитные загрязнения. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по ее охране, уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения, а также от возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды. Здесь важно отметить, что указанные экологические нормативы устанавливаются для штатного режима функционирования объектов, при этом в случаях возможных аварий и т.п. соответствующие выбросы, сбросы и другие воздействия будут рассматриваться как сверхнормативные (сверхлимитные) с установлением за это дополнительной платы как за сверхнормативное (сверхлимитное) загрязнение окружающей среды. Кроме того, в этих случаях возможно привлечение виновных к административной и иной ответственности[22]. Как уже было отмечено, в мире нет главной основополагающей конвенции, которая бы регулировала проблему экологической безопасности на международном уровне. Но в тоже время существуют различные договоры, протоколы, которые уполномочены с помощью каких-то мер урегулировать данный вопрос. Существую различные международные стандарты, при помощи которых государства пытаются снизить пагубное влияние своей деятельности на окружающую среду. В одном из международных документов можно увидеть некоторые стандарты, которых обязались придерживаться страны, подписавшие этот документ, в сфере экологической безопасности. Этим документом является Киотский протокол. В нем представлена некоторая стандартизация международных стандартов и различных видов экологических угроз. Например, согласно Приложению А протокола к парниковым газам отнесены углекислый газ (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), перфторуглероды (PFCsX), гидрофторуглероды (HFCs) и гексафторит серы (SF6)[23]. Приложение В Киотского Протокола содержит процентные доли, на которые должны сократиться объемы выбросов в каждом конкретном государстве-участнике по сравнению с базовым годом[24]. На первый период (с 2008 по 2012 г.) ограничения на выбросы парниковых газов установлены для развитых стран и стран с переходной экономикой. Снижение суммарных выбросов СО2 для каждой страны различно. Так, например, для США разрешенный уровень выбросов составляет 93% от базового, Японии - 94%, Европейскому Содружеству - 92%, России -100%. После принятия обязательств в Киото внутри ЕС было проведено их перераспределение (решение Совета от 25 апреля 2002 г. (2002/358/СЕ)). В результате договорились, что Австрия, Германия, Великобритания, Дания, Люксембург снизят выбросы в пределах 15-20%, Греции, Португалии, Испании, Ирландии разрешено увеличить выбросы, а Франция и Финляндия имеют обязательства, аналогичные российским[25]. Развивающиеся страны, участвующие в Киотском протоколе, пока не имеют ограничений на выбросы парниковых газов. На первом этапе численных обязательств от таких сильных государств, как Китай, Индия, Мексика, Южная Корея и др., видимо, было сложно добиться, здесь сказываются стереотипы, сложившиеся в ООН. Поскольку Киотский протокол имеет рамочный характер, то в его тексте не содержится детализация мероприятий по его реализации. Условия и порядок реализации механизмов гибкости Киотского протокола, подходы к учету поглощения СО2 наземными экосистемами, порядок ведения национальных регистров, терминология основных понятий определены в так называемых Марракешских соглашениях - документах, единогласно принятых всеми странами, включая Россию и США[26]. В результате были определены предельно допустимые объемы зачета стоков углерода от улучшения земле- и лесопользования. Для России дополнительная квота на зачет деятельности по устойчивому управлению лесным хозяйством равна 33 МтС в год или 165 МтС (605 МтСО2) на 5 лет - с 2008 по 2012 г. включительно. По сравнению с другими странами это самая большая цифра: у Канады 12,0, у Германии 1,24, Украины 1,11, Румынии 1,1, у остальных стран менее 1, кроме Японии, у которой 13,0[27]. Каждая страна сама определяет численные значения из предложенных диапазонов и далее строго следует своему определению леса в рамках текущего периода обязательств по Киотскому протоколу. В Марракешских соглашениях введено понятие углеродных единиц, которые эмитируются странами-участницами в их национальных регистрах и используются как для учета выбросов, так и в качестве товара, обращающегося на международном углеродном рынке. Каждая углеродная единица имеет свое наименование, буквенное обозначение, уникальный номер, присваиваемый ей в момент эмиссии, и равняется одной тонне СО2-эквивалента. Выделяют четыре типа углеродных единиц: AAU (в переводе с английского — «единица установленного количества») — углеродная единица, отражающая право страны на выброс парниковых газов в соответствии с национальной квотой, установленной в Киотском протоколе. Когда говорят о торговле выбросами, обычно имеют в виду передачу некоторого количества AAU от одной страны другой; RMU (в переводе с английского - «единица удаления» или «единица абсорбции») - углеродная единица, отражающая дополнительное поглощение углерода из атмосферы в результате улучшения земле- и лесопользования. ERU (в переводе с английского - «единица сокращения выбросов») -углеродная единица, отражающая сокращение выбросов парниковых газов или увеличение стоков углерода из атмосферы в результате реализации проектов Совместного осуществления. CER (в переводе с английского - «сертифицированное сокращение выбросов») - углеродная единица, отражающая сокращение выбросов парниковых газов или увеличение стоков углерода в результате осуществления проекта в рамках Механизма чистого развития[28]. Кроме того, в Марракеше были решены вопросы, касающиеся мягкой системы отчетности о выбросах, неприменения финансовых санкций к нарушителям и ограничений по выбору проектов совместного осуществления и организации системы международной торговли квотами. Киотский протокол обязывает страны, имеющие в соответствии с Приложением В установленные национальные квоты на выбросы парниковых газов, осуществлять национальную политику и меры по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов, а также меры по усилению поглощения СО2 (ст. 2)[29]. К таким мерам относятся повышение энергоэффективности, устойчивое управление лесами, содействие лесовосстановлению, поощрение устойчивых методов ведения сельского хозяйства, разработка, внедрение и использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения углекислого газа, передовых и инновационных экологически безопасных технологий. Предписывается также принимать меры к ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на транспорте, а также утилизации метана при обращении с отходами, производстве, транспортировке и распределении энергоресурсов. На национальном уровне каждая страна сама решает, как организовать работу по реализации Киотского протокола внутри страны. В то же время в киотских документах подчеркивается важность согласованности национальных мер. В настоящее время существует множество «специальных» политических решений, мер и инструментов в области снижения выбросов парниковых газов в странах ОСЭР[30]. Еще одним способом международного регулирования можно назвать стандарты ISO 14000. Это международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента, разработанный Международной организацией по стандартизации (ISO)[31]. Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство «третьей стороны» о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам[32]. Стандарты ISO 14000 призывают не воздействовать точечно в разных направлениях охраны окружающей среды, а создать систему управления окружающей средой, воздействуя комплексно на все ее элементы. Стандарты призывают государство, предприятие, специалиста создать определенную стратегию деятельности в данной области, разработать политику, систему управления (менеджмента) и аудита окружающей среды. Соответствие деятельности предприятия стандартам ISO 14000 дает своеобразный билет на мировой рынок и позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и, соответственно, процветать, защищая окружающую среду[33]. Таким образом, можно сделать вывод, что сейчас в мире существует множество различных способов регулирования экологической безопасности стран. Все больше внимания уделяется защите окружающей среды. В сфере регулирования экологической безопасности подписаны различные международные протоколы, конвенции, договоры, которые посредством различных мер, призваны сдерживать быстрые темпы загрязнение окружающей среды. Одной из основополагающих мер в области экологической безопасности можно назвать установление нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что позволит более показательно регулировать проблему экологической безопасности. Еще один способ в регулировании экологической безопасности – это международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента, посредством которого обеспечивается активное участие в защите окружающей среды как государственных, так и частных предприятий. Следуя международным стандартам и призывая к их соблюдению другие страны, международное сообщество пытается урегулировать экологическую безопасность мира и каждой страны в отдельности. 1.2 Правовое регулирование сферы экологической безопасности КНРВ условиях рационального природопользования в большинстве стран мира с развитой экономикой отношения человека с окружающей средой строятся на научно-обоснованном взаимодействии с преобладанием принципов устойчивого равновесия на фоне комплексного мониторинга природных ресурсов. Природоохранная деятельность осуществляется на законодательной основе. Система экологического законодательства Китая включает в себя конституционные положения в этой сфере, базовый экологический закон, другие экологические законы, местные законы об охране окружающей среды, иные нормативные правовые акты в данной области, а также систему экологических стандартов. Экологическое законодательство Китая взаимосвязано с нормами других отраслей права, содержащими экологические требования (гражданским, уголовным, административным и иными отраслями), а также международным правом окружающей среды, что необходимо учитывать в процессе его совершенствования. Закрепленная в Конституции КНР правовая связь граждан и окружающей среды имеет скрытый характер, предполагающий взаимосвязь экологических прав и обязанностей. Это прослеживается в ст. 51 Конституции КНР, в соответствии с которой граждане КНР при реализации своих прав и свобод не должны наносить ущерб законным правам и свободам других граждан, государства и общества[34]. Экологическое законодательство в Китае сейчас также проходит путь интенсивного развития. Принято 16 законов, 30 нормативных актов и более 90 административных инструкций, которые непосредственно связаны с защитой окружающей среды. Законодательная база Китая в экологической сфере является наиболее передовой по сравнению с другими развивающимися странами мира. В КНР серьезная база научных институтов и лабораторий, которые обеспечивают сбор данных. Высок и потенциал исследований экологической обстановки в стране. В Китайской академии наук экологическими исследованиями сейчас занимаются около 100 структурных подразделений[35]. Китай уделяет большое внимание правовому строительству в сфере окружающей среды. Конституция КНР провозглашает: «Государство принимает меры по охране и оздоровлению окружающей среды и экологической среды, ведёт борьбу с загрязнением и другим общественным злом». «Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под свою охрану ценные виды животных и растений. Никаким организациям или отдельным лицам не разрешается какими бы то ни было способами присваивать или разрушать природные ресурсы»[36]. К настоящему времени на базе Конституции КНР уже сформирована нормативная система во главе с «Законом КНР об охране окружающей среды», принятый 26 декабря 1989 г. на одиннадцатом заседании Постоянного комитета ВСНП седьмого созыва. В нем провозглашен основной курс на гармоничное развитие экономического строительства, социального прогресса и охраны окружающей среды, определены права и обязанности правительств разных ступеней, общественных организаций и граждан[37]. Разработаны также специальные законы, регламентирующие охрану среды по разным направлениям. В их числе Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения вод», Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения атмосферы», Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения окружающей среды твердыми отходами», Закон «Об охране окружающей среды морей и океанов», «Лесной кодекс», Закон «О степях», Закон «О землеустройстве», Закон «О воде», Закон «Об охране дикой фауны», Закон «О предотвращении эрозии почвы», «Сельскохозяйственный кодекс». Китайское правительство разработало также «Положения о предотвращении и ликвидации загрязнения шумами», «Положения о природных заповедниках», «Положения о защите от радиоактивного излучения при обращении с радиоактивными изотопами и установками», «Положения о контроле за опасными химическими веществами», «Временные положения о предотвращении и ликвидации загрязнения в бассейне реки Хуайхэ», «Положения об охране окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти», «Положения о контроле за утилизацией отходов в морском бассейне», «Положения о мерах по охране дикой фауны», «Временные положения по управлению пейзажными и достопримечательными районами», «Положения об охране основного пахотного клина», «Положения об озеленении городов» и другие документы — всего более 30 административно-нормативных актов. Кроме того, заинтересованными ведомствами разработаны многочисленные административные правила по охране среды обитания. Собрание народных представителей и народные правительства на местах, в свою очередь, разработали и обнародовали более 600 нормативных документов по охране окружающей среды применительно к своим условиям[38]. Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработаны стандарты качества среды, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, базовые экологические стандарты, стандарты по отбору проб и методам анализа. Стандарты качества среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходов подразделяются на общегосударственные и местные. Всего на конец 1995 г. в Китае было обнародовано 364 государственных экологических стандарта[39]. Согласно китайскому законодательству, стандарты качества окружающей среды и по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах носят принудительный характер. Другими словами, нарушители этих стандартов несут юридическую ответственность. В ходе строительства и совершенствования правовой системы в области охраны окружающей среды Китай придает одинаково важное значение как законодательной работе, так и исполнению законов на практике. Четыре года подряд проводятся ревизии исполнения действующих законов, по всей строгости караются действия, приводящие к загрязнению и причинению ущерба окружающей среде. Исключительное внимание придает сигналам о плохом состоянии окружающей среды, поступающим от населения и средств массовой информации. Для усиления контроля созданы каналы поступления такого рода сигналов от населения, усиливается роль средств массовой информации в разоблачении правонарушений в области окружающей среды. Следует отметить, что в Китае правовое строительство в сфере охраны среды требует дальнейшего совершенствования. Все еще существуют «белые пятна» в законодательстве, содержание некоторых нормативных актов требует дополнения и пересмотра, далеко не все законы соблюдаются подлежащим образом, не искоренены явления халатного отношения к законам. Поэтому усиление правового строительства в указанной сфере по-прежнему остается важной стратегической задачей. На уровне управления в Китае сформирована система экологического контроля, в которой ВСНП осуществляет правовой надзор, правительства всех ступеней ответственны за проведение законов в жизнь, ведомства по охране окружающей среды выполняют единый административный контроль, а заинтересованные учреждения ведут конкретную работу. При ВСНП учреждена Комиссия по охране окружающей среды и ресурсов. Она вырабатывает и рассматривает законопроекты, касающиеся охраны среды и ресурсов, составляет доклады на основании указанного рассмотрения, осуществляет контроль за выполнением законов, выдвигает природоохранные проекты для обсуждения, ведет обмен информацией и опытом по охране среды и ресурсов с парламентами других стран. Подразделения по охране среды и ресурсов созданы и при собраниях народных представителей некоторых провинций и городов[40]. Комитет по охране окружающей среды при Государственном Совете КНР — процедурный и координационный орган правительства, в состав которого входят руководители заинтересованных ведомств Госсовета. В его компетенцию входят: изучать и рассматривать государственные политические установки и меры, касающиеся гармоничного развития природоохранной работы и хозяйственного строительства; курировать и координировать мероприятия, касающиеся важнейших экологических проблем; осуществлять надзор и ревизию за исполнением местными правительствами и ведомствами соответствующих нормативных актов; стимулировать развитие охраны природы в общенациональном масштабе. При правительствах провинций, городов и уездов также учреждены комитеты по охране окружающей среды[41]. Государственное управление по охране окружающей среды — компетентный административный орган Китая в этой области. Оно осуществляет единое управление в общегосударственном масштабе. Соответствующие административные органы учреждены и на уровне провинций, городов и уездов. Они осуществляют единое руководство в пределах своих административных районов. В Китае насчитывается более 2500 административных ведомств по охране окружающей среды на уровне уезда и выше, а в системах административного управления, контрольного измерения, инспекции, статистики, научных исследований, пропаганды и просвещения в сфере охраны окружающей среды занято 88 тыс. человек[42]. Помимо этого, природоохранные структуры имеются также при общеведомственных подразделениях правительств разных ступеней, в ведомствах по ресурсам и промышленности на крупных и средних производственных предприятиях. Охраной среды, ресурсов и борьбой с загрязнением в указанных ведомствах и на предприятиях заняты в общей сложности более 200 тыс. работников[43]. Но для большинства стран с переходными формами экономики, таких, как КНР, характерно преобладание явных или замаскированных форм иррационального или ресурсозатратного природопользования. Природоохранное законодательство формально имеется, но оно малоэффективно. Наращивая темпы индустриализации, Китай все чаще сталкивается с проблемами экологии. Пять мегаполисов — Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой. В связи со сложившейся ситуацией, в ходе модернизации страны, охрана окружающей среды провозглашена одной из фундаментальных политических установок. Большое внимание уделяется правовому строительству, разработке специальных законов. Совершенствуется экологическая стандартизация, аттестация производств и систем управления, формируется сеть научно-исследовательских учреждений, усилены фундаментальные исследования. С 1994 г. издается ежегодник Белая книга «Народонаселение, окружающая среда и развитие Китая в XXI-ом веке»[44]. Китай участвует в международном экологическом сотрудничестве, заключил более 30 двусторонних соглашений и присоединился к 20 международным конвенциям. В том числе в марте 1994 г. - к концепции «устойчивого развития», которая была принята в 1992 г. на Всемирном форуме по развитию окружающей среды в Рио-де-Жанейро в качестве «новой стратегии развития человеческого общества». В официальных документах КПК «концепция» была объявлена составной частью идеологии «социалистической модернизации». Мероприятия по охране окружающей среды и природных ресурсов включены в планы социально-экономического развития, растут бюджетные ассигнования и иностранные инвестиции в эту область[45]. На выполнение плана по охране окружающей среды на период десятой пятилетки (2001-2005) руководство страны ассигновало 700 млрд. юаней[46]. Главные задачи, предусмотренные в плане, включают в себя: уменьшение объема выбросов двуокиси серы и других загрязняющих веществ; повышение коэффициента очистки городских сточных вод; улучшение качества воздуха; охрану естественных лесных ресурсов, создание лесозащитных полос, восстановление зеленого покрова на бывших пахотных угодьях; локализацию источников пыльных бурь вблизи Пекина и Тяньцзиня; охрану диких животных и растений и создание заповедников, а также проекты по восстановлению естественных пастбищ. Одной из самых тяжелых нерешенных экологических проблем Китая являются выбросы вредных веществ тепловыми электростанциями, работающими на угле и производящими 70% электроэнергии. В соответствии с принятым Законом «О содействии налаживанию экологически чистого производства» (2002), принимаются меры по закрытию ряда ТЭС, предприятий и заводов, существенно загрязняющих окружающую среду. Правительство объявило, что готово к введению в стране лицензионной системы в целях ограничения выброса загрязняющих веществ и их вторичной переработки. С 2003 г. внедряется европейский стандарт автомобильного выхлопа[47]. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |