на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты


Дипломная работа: Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты

Выпускная квалификационная работа

Проблемы экологической безопасности Китая: национальный и международный аспекты


Введение

Актуальность темы. На современном этапе международного развития ни одна страна развивающегося мира не привлекает к себе столь пристального внимания мировой общественности, как Китай. И этот интерес мотивируется не только экономическими, политическими или идеологическими соображениями. Особое беспокойство вызывает обострение экологических проблем в КНР как источник нарастания глобальной экологической напряженности и дестабилизации политической и экономической обстановки в мире.

Китай – третья по территории и первая по численности населения страна мира. Его влияние на мировую экономику, политику, культуру, экологию непрерывно растет. Решение экологических вопросов жизненно необходимо для Китая. В современную эпоху он является одной из самых неблагополучных стран в этом отношении. Лидирующее место в мире по общим выбросам диоксида серы в атмосферу, острая нехватка воды в северных провинциях, загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжающаяся вырубка лесов, опустынивание земель, рост болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой – и это далеко не полный перечень всех тех экологических проблем, которые стоят перед китайским руководством и разрешение которых необходимо не только для страны, но и для мира. Так, экология Китая негативно влияет на Россию, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока; в западном полушарии также зарегистрирован «китайский след».

Вероятность перерастания национального экологического кризиса в угрозу интересам безопасности других стран достаточно велика. Но еще большую опасность деградация окружающей среды представляет для безопасности Китая. Резкое ухудшение экологической ситуации в Китае, как и в других развивающихся странах, есть закономерный результат развития индустриального общества с присущей ему ценностной ориентацией на экономический рост, который обеспечивается экстенсивным путем – за счет эксплуатации природных ресурсов.

Однако разрастание экологических проблем в Китае при общей основе их возникновения во всех развивающихся странах приобрело чрезвычайно опасный для страны характер, во–первых, в силу особого воздействия демографического фактора на весьма скудные природные ресурсы, и во-вторых, в силу масштабности допущенных руководством страны ошибок при проведении политики «большого скачка» и «культурной революции», которые приумножили неизбежные экологические затраты экономической модернизации.

Поэтому и экологические потери форсированной индустриализации в Китае выше в сравнении с другими развивающимися странами, что имеет крайне негативные последствия, как для современного, так и перспективного развития страны – разрушается не только природный, но и человеческий капитал. Результаты экономического развития обесцениваются высокой стоимостью загрязнения окружающей среды (3-7% ВНП) и деградации природных ресурсов (5-7% ВНП).

Необходимость скорейшего разрешения экологических вопросов также вызвана тем, что в настоящее время начался процесс глобального потепления, способный в недалеком будущем привести к значительным изменениям климата, увеличению площади Мирового океана, и, соответственно, сокращению площади суши, прежде всего, затоплению низинных равнинных территорий, где проживает основная масса населения, что, в свою очередь, чревато глобальными политическими, экономическими, социальными потрясениями, переделом политических границ.

Важно отметить, что в последние годы Китай уже сталкивается с такими явлениями, как сокращение площади ледников в высокогорьях (согласно прогнозам, в ближайшие 50 лет площадь территорий с вечной мерзлотой сократится на 10-15%, что повлечет изменение климата, увеличение числа наводнений и др.), повышение уровня моря (в прибрежной полосе в районе Тяньцзиня в настоящее время наблюдаются самые высокие темпы, а в среднем по стране – 2,5 мм/год, что несколько превышает среднемировой показатель).

Таким образом, в Китае отчетливо прослеживаются две противоположные тенденции, направленные, соответственно, на уничтожение и сохранение природы. В настоящее время в силу ряда причин, прежде всего, политических, экономических и демографических, отчетливее проявляется первая тенденция, однако, как показывают последние мероприятия в экологической сфере, постепенно не только на уровне руководства страны и интеллигенции, но и на уровне массового сознания начинает крепнуть убеждение в необходимости гармоничного сосуществования с природой.

Степень изученности проблемы. При написании данной работы использовались такие документы, как Конституция Китайской Народной Республики, законы КНР, касающиеся охраны окружающей среды, постановления Правительства и другие правовые документы, регулирующие проблемы экологической безопасности Китая, а также различные международные договоры, протоколы и конвенции.

В России проблемами экологической безопасности занимаются различные институты. Такие как Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, Института геологии и минералогии СО РАН, Института водных проблем РАН и другие.

В Китайской Народной Республике изучением экологических проблем занимаются в Китайской академии охраны окружающей среды, Южно-китайском институте наук об окружающей среде, университете Цинхуа, Китайской Академии природоохранного планирования.

Из западных институтов, занимающихся проблемами экологической безопасности мира можно выделить институт Блэксмита, занимающийся изучением экологии Китая с 2002 года, немецкий институт защиты окружающей среды Oko Trend и другие.

Данная проблема была исследована различными учеными нашей страны и зарубежья. Среди известных российских ученых можно выделить нескольких. В своей книге «Китай в 21 век: глобализация интересов безопасности» Г.И. Чуфрин уделяет особое внимание экологической безопасности Китая, рассматривая экологические угрозы, трудности, возникающие в процессе обеспечения экологической безопасности, а также затрагивает международные аспекты экологической безопасности КНР[1].

Другая ученая Н. Рогожина в монографии «Проблема экологической безопасности во внешней политике Китая» отмечает экологическую дипломатию Китая на глобальном и региональном уровнях, также затрагивает вопрос международного сотрудничества в экологической сфере[2].

Такие ученые как И.Ушаков[3] и А.Зюзин[4] рассматривают сами экологические проблемы и причины их возникновения в Китае, предлагая пути их решения.

Особого упоминания заслуживают монографии Е. Краниной «Проблемы охраны окружающей среды и природных ресурсов КНР»[5] и Е. Бирюлина «Предварительные итоги выполнения 10-го государственного пятилетнего плана КНР по охране окружающей среды»[6]. Обе они, как и другие работы этих авторов, далеко выходят за формально региональные рамки и затрагивают ряд принципиальных вопросов выработки общегосударственной политики в отношении экологической безопасности Китая.

Не меньший интерес среди исследователей к теме экологической безопасности и ее регулирования на международном уровне проявили и западные ученые М. Грабб, Л. Браун, К. Вролик в своей книге «Киотский протокол: Анализ и интерпретация»[7].

В самом Китае в рамках Китайской Академии Наук, Китайской Академии Общественных Наук, в университетах и институтах, правительственных органах, в СМИ экологическая проблематика становится одной из наиболее востребованных. Можно отметить некоторых из китайских ученых, занимающихся проблемой экологической безопасности Китая, таких как Вэнь Хуаньжань[8], Хоу Жэньчжи[9] и другие.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется тем, что в данном исследовании был проведен комплексный анализ политики Китая в области экологической безопасности и комплексное представление наиболее важных сведений о международном сотрудничестве КНР в этой сфере.

Цели и задачи работы. Цель работы заключается в изучении проблемы экологической безопасности Китая, ее национальных и международных аспектов.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть международно-правовые документы и нормативы по регулированию экологической безопасности.

- Изучить нормативно-правовую основу сферы экологической безопасности КНР.

- Выделить и подробно рассмотреть виды загрязнения окружающей среды и проблемы ее решения в КНР.

- Изучить проблему опустынивания земель, эрозии почв и обеспечения водными ресурсами в КНР.

- Рассмотреть международное сотрудничество КНР в рамках предотвращения климатических изменений и трансграничного загрязнения морей и атмосферы.

- Рассмотреть сотрудничество КНР в области внедрения энергосберегающих технологий.

Объект и предмет исследования. Объект исследования – международная экологическая безопасность. Предмет исследования – регулирование проблемы экологической безопасности Китая на национальном и международном уровнях.

Теоретико-методологической основой данной работы являются документы и материалы, регулирующие проблему экологической безопасности Китая на национальном и международном уровнях, а также положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в трудах видных ученых.

Методология и методика исследования. Для исследования темы дипломной работы использовались следующие методы: историко-хронологический метод, метод дедукции, сравнительный метод, контент-анализ, системный метод научного познания.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XX - начала XXI века.

Практическая значимость исследования. Полученные выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов в области предмета регионоведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.


1. Особенности регулирования экологической безопасности в международно-правовых документах и в национальном законодательстве Китая

 

1.1 Международно-правовые документы и нормативы в регулировании экологической безопасности

Экологические проблемы урбанизированных территорий возникли на Земле вместе с первыми городами. В антропогенной экосистеме невозможно экологическое равновесие, поэтому все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Человеческое общество должно регулировать как потребление городом энергии и ресурсов – сырья для промышленности и пищи для людей, так и количество ядовитых отходов, поступающих в атмосферу, воду, почву, в результате деятельности промышленности.

В начале третьего тысячелетия в мире изменяется отношение к взаимодействию между человеком и промышленной сферой. Постепенно доминирующим фактором становится категорическое отрицание того, что техническое совершенство объема выпуска нефтепродуктов должно превалировать над тем, что человеку становится невозможным продолжать свое существование рядом с загрязняющими воду и отравляющими воздух объектами производства. Но главное в сложившейся ситуации – это осознать, что разрушение природного равновесия не является фатальным, что оно может быть предотвращено при заведомо грамотных и своевременно спланированных мерах[10].

Каждое предприятие занимает определенной место на национальном и международном рынке и стремится улучшить эти позиции. В этом улучшении играет роль не только качество, стоимость продукции, но и какое влияние предприятие оказывает на окружающую среду и насколько разумно использует природные ресурсы как возобновляемые, так и не возобновляемые.

В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой.

В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности.

Международное экологическое право – это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов[11].

Важным источником международного экологического права являются договоры. За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают представление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года[12], в которой предусматривается, что каждое государство - участник Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют «широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству – участнику», а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г[13]., предусматривающая ответственность стран ее подписавших за загрязнение озонового слоя. Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.[14], целью которой является сохранение дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействовать такому сотрудничеству. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г[15], которая помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества.

Среди этих конвенций нет главной, основополагающей, которая бы содержала положения, отраженные в упомянутых резолюциях ООН. Нет даже конвенции, посвященной такой актуальной проблеме, как защита воздуха. Более продвинулись в этом направлении региональные организации[16].

В настоящее время значительное внимание уделяется проблеме охраны окружающей среды, защиты людей и объектов материальной культуры от различных негативных воздействий антропогенного характера. В решении проблемы безопасности жизнедеятельности значительное место занимают вопросы охраны окружающей среды и защиты населения от негативных (неблагоприятных) экологических факторов.

Одной из основных мер по обеспечению экологической безопасности предполагается организация и осуществление нормирования в области охраны окружающей среды - экологического нормирования. Экологическое нормирование - это установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов, а также нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду и иных нормативов в области ее охраны.

Экологическое нормирование должно проводиться в целях предотвращения значительного воздействия на окружающую среду осуществляемой деятельности человека, обеспечения соблюдения нормативов качества окружающей среды и устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Различные предприятия и организации, как природопользователи, должны разрабатывать и согласовывать в специально уполномоченных государственных органах исполнительной власти следующие нормативы допустимых воздействий на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов) соответственно в атмосферу и водные объекты;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых (вредных) физических воздействий (уровней шума, вибраций, излучений и иных воздействий) на окружающую среду и людей.

При этом под нормативами допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов понимаются нормативы, которые устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом установленных для определенного оборудования и механизмов технологических (технических) нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды[17].

Нормативы допустимых физических воздействий - это нормативы, которые устанавливаются в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества среды.

Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Лимиты на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти размещать определенным способом на устанавливаемый им срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории[18].

Экологическое нормирование включает выполнение следующего комплекса мероприятий:

- инвентаризация загрязнений окружающей среды с установлением источников и характеристик выбросов и сбросов загрязняющих веществ в нее, образования отходов, а также электромагнитных излучений, шумовых и других негативных воздействий;

- разработка проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), согласование их специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти и получение в специально уполномоченных государственных органах исполнительной власти разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

- разработка нормативов допустимых (вредных) физических воздействий на окружающую среду, согласование их специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти, получение соответствующего разрешения.

Инвентаризация загрязнений, обусловленных той или иной деятельностью на различных объектах, проводится с целью получения объективной информации об экологической обстановке на этих объектах с прилежащими территориями и в обеспечение разработки экологических нормативов допустимых воздействий на окружающую среду. Инвентаризация загрязнений может проводиться собственными силами (персоналом) данного объекта или, как правило, путем привлечения сторонней специализированной организации.

Инвентаризация загрязнений окружающей среды состоит в выявлении всех стационарных и нестационарных, организованных и неорганизованных источников образования и выделения загрязнений (выбросов, сбросов загрязняющих веществ и иных воздействий), определении их качественного и количественного состава, прежде всего, для проведения в дальнейшем соответствующих природоохранных мероприятий. Данная работа включает, как правило, следующие этапы: подготовительный, проведение инвентаризационного обследования, обработка и оформление результатов[19].

На первом этапе, прежде всего, составляется краткая характеристика объекта с определением выделяемых загрязнений и их источников.

На втором этапе проводится обследование источников загрязнений окружающей среды, оценка эффективности используемого очистного оборудования, определение характеристик загрязнений среды.

На третьем этапе обрабатываются и анализируются результаты обследований.

Проводится инвентаризация загрязнений, как на основе инструментальных, так и расчетных методик по определению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иным воздействиям на окружающую среду, согласованных в установленном порядке.

Разработка и согласование нормативов ПДВ, ПДС и НООЛР для организаций-природопользователей (природопользователя в смысле использования окружающей среды для размещения в ней отходов и других загрязняющих веществ) являются обязательными и проводятся для:

- получения разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ соответственно в атмосферу и водные объекты и разрешения (лимита) на размещение отходов;

- расчета платы за загрязнения окружающей среды;

- планирования и проведения мероприятий по снижению загрязнений до уровней не выше нормативных.

Разработанные проекты нормативов ПДВ, ПДС и НООЛР для организации-природопользователя представляются на согласование в специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти. Согласованные нормативы ПДВ, ПДС и НООЛР действуют в течение срока, устанавливаемого этими государственными органами[20].

В случае невозможности обеспечения организацией, имеющей источники выбросов и (или) сбросов загрязняющих (вредных) веществ в окружающую среду, нормативов ПДВ и (или) нормативов ПДС для таких источников могут устанавливаться лимиты на выбросы и (или) сбросы загрязняющих веществ: обычно их называют соответственно временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС) загрязняющих веществ в окружающую среду. При этом для организации-природопользователя специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти определяются сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ и (или) нормативов ПДС, устанавливаются ВСВ и (или) ВСС на период поэтапного достижения нормативов ПДВ и (или) нормативов ПДС с одновременным утверждением соответствующего плана уменьшения выбросов и (или) сбросов загрязняющих (вредных) веществ в окружающую среду. Данный план разрабатывается организацией-природопользователем или привлеченной специализированной организацией и реализуется природопользователем.

После согласования проектов нормативов ПДВ (ВСВ), ПДС (ВСС) и НООЛР следует получить в соответствующем специально уполномоченном государственном органе исполнительной власти разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов с указанием установленных объемов и условий воздействий на нее. Срок действия разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов составляет, как правило, от 1 года до 5 лет и по его истечению соответствующие разрешения необходимо продлить.

Установленные экологические нормативы и условия природопользования для организаций-природопользователей обязательны к исполнению и в случае их несоблюдения соответствующим государственным органом исполнительной власти может быть отменено действие соответствующих разрешений. Кроме того, действующее законодательство говорит о том, что выбросы, сбросы и иные воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены; однако следует отметить, что в настоящее время отработанного действенного механизма по реализации этих мер нет и это должно являться предметом исследований и практических проработок и найти отражение в соответствующих нормативных документах[21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.