на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР


 Госпредприятия утратили лидирующую роль в экспортно-импортных операциях. Внешнеторговый оборот предприятий с участием инокапитала по итогам 6 мес. 1998 г. сравнялся с внешнеторговым оборотом госпредприятий и составил 73,3 млрд.долл. Экспорт предприятий с участием инокапитала составил 36,9 млрд.долл. (рост 12%), а импорт – 36,5 млрд.долл. (рост 6,4%). Наиболее стремительный рост внешнеторгового оборота наблюдался на частных инопредприятиях; так прирост экспорта и импорта составил соответственно 21% и 19%. 

Учитывая столь колоссальное нарастание специалистами выдвигаются предложения о тщательной разработке стратегии, принципов, единого плана в отношении экспорта и импорта, единой льготной политики, четкого разделения прав и обязанностей в этой сфере деятельности между государственными органами и предприятиями, которые должны превратиться в правомочных субъектов во внешнеторговых операциях. Девизом, по мнению специалистов, должно стать правило для всех единый план, единые и совместные действия в зарубежье.

3.2.Основные направления размещения и использования иностранных инвестиций на 

      перспективу.

Привлечение и использование иностранных инвестиций  будет оставаться одной из стратегических задач внешнеэкономической политики КНР.  Достижение поставленных целей по преобразованию отсталого облика Китая до 2020 г. в кругах, отвечающих за развитие народного хозяйства, не мыслится без привлечения в крупных масштабах иностранных инвестиций.

Учитывая и проблемы, вызываемые импортом иностранных инвестиций, в научных и руководящих кругах считают, что политика массового привлечения иностранного капитала в Китай будет продолжаться. В конце нынешнего века и в предстоящие 10-20 лет XXI века, заявляет вице-президент Академии общественных наук Ван Лолинь, использование Китаем иностран­ных инвестиций по-прежнему будет расти сравнительно высокими и стабиль­ными темпами.

        Огромные суммы денег, особенно в иностранной валюте, были и будут нужны повсеместно, во всех областях экономического и социального развития, в том числе для:      

- проведения рыночных реформ, создания системы современных пред­приятий, транснациональных, трансрегиональных компаний, глобализации  экономики КНР;

- осуществления следующего этапа индустриализации и глубокой на­учно-технической реконструкции народного хозяйства, наращивания импорта новейшей техники и современных технологий;

- строительства взаимоувязанных грандиозных систем инфраструктуры;

- создания современных отраслей народного хозяйства (автомобиле- и самолетостроение и др.);

- широкого развития фундаментальных и прикладных наук, НИОКР, подготовки кадров инженеров, конструкторов, управленцев, ученых всех необходимых для страны специальностей;

- глобализации экономики, внедрения ее в мировое разделение труда и т.д.;

- укрепления обороноспособности, развития космонавтики и космических исследований.

Предшествующие 20 лет реформ выявили одну из неизвестных ранее черт китайской экономики способность поглощать колоссальную массу иностранных инвестиций в форме зарубежной техники, оборудования, технологий, научных знаний и т.д., колоссальную емкость внутреннего рынка для иностранной техники. В публикациях даются данные по отдельным отраслям КНР потребности в иностранных инвестициях. Выше уже говорилось, что Китай за 5 лет смог бы освоить на сооружение инфраструктуры 750 млрд. долл.

 Серьез­ные надежды возлагают на иностранные инвестиции ведомства по возведению и развитию автомагистралей, железных дорог, электроэнергетики, авто- и авиастроения, электроники, современной связи, информатизации, космонавти­ки и т.п. Так, бывшее министерство электроэнергетики, превращенное в 1998 г. в компанию, на 9-ю пятилетку планировало довести долю иностранного капи­тала в инвестициях с 10 до 20%. Строители автомагистралей в те же 5 лет рассчитывали получить из-за рубежа 30 млрд. долл., а ведомство, занимаю­щееся электроникой, — 6 млрд. долл. Транспортники просчитали, что в сово­купных инвестициях, вкладываемых в отрасль в 1996—2000 гг. иностранные инвестиции должны составить 9,1%, в 2001—2010 гг. — 9,2%, в 2011—2020 гг. — 9,7%10. На завершение строительства скоростной железной дороги Пекин— Шанхай требуется 10 млрд. долл.

Отслеживая ситуацию на мировых фондовых рынках, китайские спе­циалисты оценивают ее весьма благоприятный для Китая. В последние годы, по их подсчетам, транснациональные инвестиции равнялись 320 млрд- долл. США, ежегодный оборот денежного капитала превышал 800 млрд. долл., а в 1995 г. достиг 995 млрд. долл. Отсюда делается вывод о том, что ссудный про­цент будет сравнительно низкий. С точки зрения емкости рынка капиталов, экономического роста, уровня грамотности рабочей силы, уровня заработной платы, состояния социально-политической ситуации в стране Китай имеет преимущества перед другими странами. Поэтому у Китая есть возможность продолжать в крупных размерах привлекать иностранный капитал.

                        Несмотря на большие надежды в долгосрочной перспективе на получе­ние крупных иностранных инвестиций в китайскую экономику, китайские эко­номисты и хозяйственники весьма трезво учитывают новую обстановку в этой сфере как на мировых финансовых рынках, так и внутри страны. Финансовый кризис в ЮВА серьезно затронул и экономику КНР в сфере внешней торговли и в сфере внешних инвестиций. 80% поступающих в КНР инвестиций прихо­дится на страны Восточной (Япония, Республика Корея, Тайвань, Сянган) и Юго-Восточной Азии и только 15—20% на страны Западной Европы, США и Канаду. Поэтому ожидалось сокращение инвестиций из Японии, Республики Корея, Тайваня, Сянгана и Сингапура. Новую струю в мировую финансовую сферу должно внести появление евроденег.

    Существенные изменения происходят и в экономике КНР. Раньше ре­гионы и предприятия безоглядно стремились использовать иностранные инве­стиции для упрочения своего экономического положения. Но с переходом к созданию крупных объединений предприятий, трансрегиональных и трансна­циональных компаний стала быстро нарастать потребность не в средних и ма­лых по величине капиталах, а в крупных вложениях, которые можно получить только от крупных иностранных монополий и банков. Причем непременным условием получения кредитов является обеспечение их необходимой совре­менной техникой и новейшими технологиями. Поэтому общим местом среди ученых-экономистов и практиков стали высказывания, что Китай должен про­должать активно использовать иностранный капитал, как можно скорее пре­образовать свой отсталый технический облик, через транснациональные инве­стиции импортировать передовую технику, что должно стать эффективным каналом повышения собственных потенциальных возможностей технического развития и освоения. Считается, что не входя в международное сотрудничест­во этот скачок КНР трудно осуществить.

     Эволюционирует официальная политика в отношении к иностранным предприятиям. Правительством ставится задача шаг за шагом уравнять в экономическом отношении (налоги, сертификация продукции, защита окружающей среды и др) иностранные предприятия с национальными. Это в первую очередь затронет получаемую на иностранных предприятиях прибыль и, естественно, интересы иностранных инвесторов.

       И политики, и экономисты в КНР, отмечая большие заслуги в развитии экономики, приобретение опыта хозяйствования и управления привлекаемого мелкого и среднего иностранного капитала, приходят к выводу, что предприятия, созданные на "распыленном" ("малом") капитале не смогут решить проблемы своего существования и развития, лишившись привилегий. И впредь, как полагают некоторые экономисты, мелкие и средние капиталы в КНР в таких огромных масштабах не будут востребованы. Иностранные инвестиции должны соответствовать изменениям на китайском рынке.

         Стратегия открытости предполагает не только глобализацию китайской экономики, но и ее регионализацию. Последняя в прогнозный период должна проводиться в двух направлениях - внутреннем и внешнем. В первом случае весь Китай делится на 7 экономических районов, которые должны специализироваться на определенных видах промышленного производства и интегрироваться в единую народнохозяйственную систему с единым общенациональным рынком.

     Стратегия глобализации китайской экономики подразумевает вхождение китайской экономики в целом в мировое хозяйство, в мировой рынок, независимо от того, где тот или иной сегмент рынка находится, будь-то в Европе, Азии, Америке и т.д. Стратегия регионализации имеет конкретную региональную направленность. Теоретическим ее обоснованием стали расхожие принципы: "экономика и наука без границ", "взаимодополняемость экономик".

    Суть концепции регионализма вовне заключается в создании региональных интернациональных экономических районов, в которые входили бы, с одной стороны, приграничные провинции Китая, а с другой, - приграничные районы сопредельных государств. Таких зон вокруг Китая создается шесть. Первая зона с центром в Тяньцзине обращена в сторону Бохайского залива и двух ко­рейских государств, вторая с центром в Шанхае направлена на Японию; объ­ектом третьей зоны с центром в Гуанчжоу является ЮВА, четвертой с цен­тром в Куньмине — районы Южной Азии.

      Два региональных интернациональных экономических района создаются на границах СНГ. Один с центром в Харбине. В него должны войти провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, северная часть пров. Ляонин и восточная часть Внутренней Монголии, а со стороны России - районы Забайкалья и Приморья. Другой район с центром в Урумчи должен включить со стороны Китая пров. Шэньси, Ганьсу, Цинхай, автономные районы Нинся, Синьцзян, запад­ную часть Внутренней Монголии, а со стороны СНГ Казахстан и республики Средней Азии - Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. В совокупности все эти районы должны образовать "Большой Запад".

      Китайские руководящие и научные круги вынашивают большие замыслы в отношении России, Сибири и республик Средней Азии. Развал Советского Союза многими в Китае был воспринят как редкостный шанс для него, которым необходимо непременно воспользоваться. По существу, образование интернациональных экономических районов означает интеграцию их своими ресурсами а быстро набирающую силу и испытывающую возрастающий дефицит энергии и сырья китайскую экономику. Во исполнение этих планов заключено уже не одно соглашение о строительстве нефте- и газопроводов, переброске электроэнергии как из России, так и из республик Средней Азии. Завершается строительство "Нового шелкового пути" — железнодорожной магистрали от г.Ляньюньгана (севернее Шанхая) до Г.Роттердама длиною в 10,9 тыс. км., при этом включаются построенные ранее Турксиб, железнодорожная сеть Средней Азии и Закавказья протяженностью более 20 тыс. км. С окончанием строи­тельства Китай выходит на просторы Казахстана и Средней Азии, Южного Урала, богатые энергетическими и минеральными ресурсами. Весьма благо­приятные условия складываются для Китая: деиндустриализация России и других стран СНГ, превращение гигантского агропромышленного комплекса нередко с новейшими заводами и электростанциями в огромные груды иско­реженного ржавого железа среди обширных картофельных полей. Самоунич­тожение промышленности СССР означало устранение конкурента не только для Запада, но и для Китая.

       Известно из докладов ученых, представителей правительства, что в Китае прорабатывается план, как использовать сложившуюся ситуацию. Китайская промышленность выросла и быстро растет. В докладе на сессии ВСНП в марте 1999 г. Дзэн Пэйянь говорил о необходимости развития производст­ва за рубежом на давалъческих материалах, способствуя тем самым экс­порту оборудования, сырья и услуг (т.е. рабочей силы). Еще яснее эту идею развивал в своем докладе в Отделении экономики РАН в сентябре 1999 г. на­чальник управления внешних отношений проф. Пэй Чжанхун. По его словам, в настоящее время в КНР появились инвестиционные ресурсы в виде избыточного оборудования, машин, приборов, которые можно экспортировать за границу, создавать производство, используя местные ресурсы. Готовые изделия могут как реализовываться на месте, так и экспортироваться в третьи страны. "Россия представляет идеальное место для Китая, где можно создавать [китайское] производство и развивать торговлю", — утверждал докладчик.

3.3.Роль вступления КНР в ВТО для развития иноинвестиций.

  Всеобщая тенденция интернационализации хозяйственной жизни и ме­ждународной торговли диктует Китаю необходимость активно интегрироваться в мировое хозяйство и систему международных экономических отношений. В рамках данной внешнеэкономической стратегии в середине 80-х гг. начались переговоры по присоединению КНР к ГАТТ, своеобразной конституции мировой торговли, на страны-участницы которой приходится более 85% китайской внешней торговли.

      С 1982 г. КНР принимала участие в работе органов ГАТТ в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса. В 1984 г. Китай стал участником действующего в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле тек­стилем на правах развивающейся страны. В июле 1986 г. КНР подала заявку на восстановление своего статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987 г. была, образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки. Начались сложные длительные переговоры по этому вопросу.

        За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО а987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю. К маю 1993 г. Китай подготовил усовершенствованный вариант меморандума по внешнеторговой системе и ответы на более чем 4,5 тыс. вопросов о функционировании национального внешнеэкономического комплекса. В рамках заседаний рабочей группы началось обсуждение экономической политики КНР, а в ходе двусторонних переговоров с делегациями стран - проблем доступа на рынок.

Длительный затяжной характер переговоров по вступлению КНР в ГАТТ/ВТО был предопределен, с одной стороны, сложностью и уникальностью экономических преобразований в Китае, заключающихся в постепенном переходе от административно-централизованной экономики к рыночному хозяйству, отвечающем требованиям ВТО. Активизация переговоров КНР с ВТО шла параллельно с углублением экономических реформ в Китае, реализацией конкретных мероприятий в этой области, укреплением его экономики и внешнеэкономического сектора. Поэтому неслучайно, что всплески переговорной ак­тивности пришлись на 1993-1994 гг. и на конец 90-х годов.

        Участие Китая в ВТО, несомненно, послужит улучшению условий его торговли, увеличит и дифференцирует экспорт, стабилизирует рынки сбыта и расширит их географию, потребует повышения качества продукции до общемирового уровня. Более открытый доступ на рынок получат основные, наиболее конкурентоспособные, товары китайского экспорта - текстиль, одежда, игрушки, электроника, керамические и пластмассовые изделия, продукция химической и фармацевтической промышленности. При этом, что существенно, статус развивающейся страны в ВТО, за который ратует Китай, дает свободное право стране-участнице сохранять в силе в течение трех лет после присоединения к организации, с возможным продлением срока переговоров, импортные таможенные тарифы, лицензирование импорта и другие ограничения в целях защиты молодых отраслей промышленности, обеспечения равновесия платежного баланса и т.д.

            В целом, по оценкам Всемирного Банка и ОЭСР, присоединение Китая к ВТО даст ему возможность увеличить свой экспорт в течение десяти лет на 38%, а валовой внутренний продукт - на 1,8-2,5 Полноправное членство Китая в ВТО также расширит его торговлю услугами, активизирует привлечение иностранных инвестиций на китайский рынок, улучшит доступ к передовым технологиям. Это благотворно отразится на общей структуре промышленности, повысит ее технический уровень, будет стимулировать реформы обновление законодательной базы, расширение открытости национальной экономики.                                                                                          

      Членство в ВТО предоставит КНР в более отдаленной перспективе воз­можность оказывать реальное влияние на ход мировых экономических процессов и достичь более высокого уровня национальной экономической безопасности. Впечатляющие инициативы были выдвинуты Китаем по существенному
расширению доступа иностранного капитала на свой рынок услуг. В частности, в финансовой сфере отделения иностранных банков смогут открывать счета в местной валюте для китайских юридических и физических лиц соответственно через 2 и 5 лет после вступления КНР в ВТО. Через пять лет после вступления  Китая будут сняты географические ограничения в отношении доступа иностранных банковских и страховых организаций на китайский рынок (на данный момент иностранцы могут открывать банковские и другие финансовые учреждения только в 24 городах и районах Китая, а операции с юанем осуществляются лишь в шанхайском районе Пудун и Шэньчжэне в отношении иностранных контрагентов) и сразу после вступления – количественны лимиты по предельной численности учреждений, работающих на китайском рынке. Это позволит иностранным банкам и их отделениям через определенный переходный период осуществлять сделки с китайскими компаниями и частными лицами в юанях практически по всей стране.

            В области страхования жизни верхний порог иностранного участия с момента присоединения к ВТО повышен до 50%, а в других видах страхования и перестрахования - до 51%. Правда, далеко не все зарубежные страховые компании смогут беспрепятственно работать на китайском рынке, при выдаче им лицензий китайской стороной будут учитываться "разумные критерии", зафиксированные в китайско-американских соглашениях (количество лицензий не ограничивается).

Китай согласился допустить на свой рынок иностранных туроператоров для оказания полного набора услуг, а также иностранный гостиничный бизнес, причем сняв ограничения по 100-процентному зарубежному участию в этом секторе.

  После своего вступления в ВТО КНР заявила о готовности присое­динится к соглашению по информационным технологиям и полностью устра­нить к 2005 г. тарифы на эту продукцию (персональные компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование и т.п.), которые в настоящее время составляют в среднем 13%. К 2005 г. также будут отменены все количественные ограничения импорта этого вида продукции.

Доля участия иностранных инвесторов в телекоммуникационных компаниях в КНР к моменту вступления страны в ВТО возрастет до 49%, а спустя два года ~ до 50%. На большее, правда, китайская сторона не сочла возможным согласиться (американцы в апреле 1999 г. требовали себе контрольный пакет акций в этой сфере)11. К уже освоенной области продаж оборудования на китайском рынке иностранные компании получат право участия в реализации на территории КНР кино- и видеопродукции (ежегодное число закупаемых американских фильмов возрастет с 10 до 20), а также на правах совместного с китайской стороной участия - в строительстве, собственности и деятельности кинотеатров через три года после вступления Китая в ВТО.

      Серьезной уступкой, сделанной Китаем в отношении США, явилось согласие Пекина на то, что США будут продолжать рассматривать китайскую экономику в качестве нерыночной при проведении антидемпинговых расследо­ваний в течение 15 лет после присоединения КНР к ВТО. Правда, китайская сторона при этом зарезервировала возможность обсуждения вопроса о "рыночности" отдельных отраслей своей экономики. Здесь уместно напомнить, что ЕС и Австралия уже отказались от методологии "нерыночной экономики" в антидемпинговых расследованиях с КНР, когда определение стоимости китайского экспортного товара исчислялось на основе издержек третьих стран по производству аналогичной продукции.

          Анализ пекинских договоренностей свидетельствует о том, что сделанные Китаем уступки повлекут за собой немалые проблемы, связанные с обострением конкуренции на внутреннем рынке, особенно в автомобилестроении, нефтехимии и сельском хозяйстве, где и без того сохраняется непростое положение. Открытость рынка приведет к закрытию сотен неэффективных госпредприятий. По оценкам вашингтонского Института международной экономики, объемы производства в отраслях промышленности и сельского хозяйства, пользующихся высокой протекционистской поддержкой, сократятся на треть, число безработных за пять лет может достигнуть 11 млн. человек, в том числе в сельском хозяйстве - 9,6 млн. человек (сокращение занятых на 3,6%), а в автомобильной отрасли количество рабочих мест сократится на 14,5%. Одновременно доходы сельского населения к 2005 г. снизятся на 2,1%12.

         Вместе с тем китайская сторона устами ее руководителя Цзян Цзэминя назвала заключенное соглашение с США взаимовыгодным и "выигрышным" для обеих сторон, открывающим пути Китаю в ВТО, улучшающим его торговые связи и китайско-американские отношения в целом В Китае небезосновательно рассчитывают на выигрыш по многим параметрам, прежде всего в сфере расширения экспорта, увеличения притока иностранных инвестиций и передовых технологий

          По американским оценкам, показатели внешней торговли КНР могут уже к 2005 г удвоится и достигнуть 600 млрд. долл По расчетам Всемирного Банка, к 2020 г. внешнеторговый оборот Китая достигнет 10% от общемирового объема и выведет страну на второе место в мире по этому показателю после США14. Рост торговли ожидается вследствие увеличения продаж трудоемкой продукции (бытовой электроники, игрушек, текстиля, готовой одежды, обуви и т.п), которая обладает относительным преимуществом на мировом рынке, прежде всего в области ценовой конкуренции. Так, китайский экспорт готовой одежды и текстиля, на который приходится 1/4 часть всех товарных поставок КНР за рубеж, в результате отмены квот после 2005 г, по оценкам гонконг­ских специалистов, может удвоиться до 70 млрд долл в год. По расчетам Центра исследования проблем развития при Госсовете КНР, в случае присоединения к ВТО показатель роста ВВП Китая в 2005 г будет выше на 1,5 % пункта Прирост потребления в том же году за счет членства в ВТО составит 0,6 % пункта, экспорта - 26,9 % пункта, импорта - 25,8 % пункта, а инвестиций - 1,8 % пункта. К 2007 г число занятых в текстильной промышленности увеличится на 23,6%, а в производстве готовой одежды - на 52,3%, доходы городского населения при этом увеличатся на 4,6%. Ожидается также, что потеря части бюджетных доходов из-за снижения ввозных пошлин будет компенсирована за счет существенного расширения легального импорта, прежде всего акцизных товаров, с оплатой пошлин (спиртные напитки, сигареты).

      Итак, можно с полной уверенностью  сказать, что китайское руководство делает большую ставку на привлечение иностранного  капитала в будущем.    Целевому использованию инвестиций из-за рубежа  отводится особого важная роль в  поступательном развитии экономики Китая на, еще как минимум, ближайшие 10-20 лет. Китайское правительство будет всячески благоприятствовать притоку иностранного капитала, создавать приемлемые условия для инвесторов, не отказываясь, в тоже время, от селективного метода допуска на свой внутренний рынок.

                                                             Заключение

 Итак, подведем общий итог и сделаем вывод после рассмотрения вопроса о роли иностранных инвестиций в развитии экономики КНР. Зарубежный капитал, как мы убедились, сыграл важную роль в становлении и эволюции современной экономики Китая. Политика привлечения и задействования иностранных финансовых потоков, на которую делали ставку руководители Китая, оправдала все надежды и даже превысила прогнозируемый ранее результат. Рациональное комбинирование открытости экономического сектора и государственного контроля создало оптимальные условия для оздоровления производства, наращиванию потенциала и созданию новейших отраслей современной экономики.

Конечно,  время, когда иноинвестиции текли в Китай рекой, уже прошло. На первых порах инвесторам  предоставлялись всевозможные льготы, ибо экономика Китая остро нуждалась даже не столько в “инъекции” капиталом, сколько в полном “курсе лечения”. Капитал был допущен во многие сектора хозяйства страны, за исключением тех, которые отвечают за национальную безопасность государства. Сейчас же соответствующие органы разрабатывают концепции методов селективного подхода допуска инвесторов. Хотя Китай и заинтересован во все большем своем вовлечении в мировое хозяйство, он опасается впасть в зависимость от стабильности и колебаний внешних рынков. Оптимальность модели экономики Китая для региона доказана ее устойчивостью от воздействий финансового кризиса, охватившего Юго-Восточную Азию в 1997-1998 годах. И тем не менее,  китайские экономисты связывают с иностранным капиталом большие надежды относительно развития экономики своей родины. И в этом можно убедиться, ознакомившись со статистическими прогнозами финансистов КНР, где указаны примерные объемы будущих вложений и отрасли, где они будут размещены. И среди отраслей экономики, куда предположительно в основном будет направляться капитал из-за рубежа, преобладают те, где  было бы необходимо применение новейших технологий.  Иностранцы уже сейчас охотно вкладывают огромные средства не только в производство, но и  в телекоммуникационные и инфраструктурные отрасли. Таким образом, по статистике 1995 г, Китай занимает второе место в мире по привлечению прямых зарубежных инвестиций. С начала 80-х гг. цен­тральное и местные правительства Китая предприняли все возможные меры для привлечения материальных и людских ресурсов на строительство аэро­портов, автотрасс, систем связи, электростанций, объектов водоснабжения, что обеспечивает благоприятные условия для создания в Китае предприятий с иностранным капиталом, вместе с тем Китай проявляет гибкость в привле­чении зарубежных инвестиций  Экономические процессы в самой многонаселенной стране планеты - Китайской Народной Республике - закономерно привлекают пристальное внимание международного сообщества. 

Беспрецедентная динамика роста валового внутреннего продукта, продемонстрированная Китаем в последнее двадцатилетие, завоевание мирового лидерства по производству зерна, мяса, угля, стали, цемента, телевизоров оказались возможны благодаря политике модернизации и реформ, провозглашенной Дэн Сяопином и его сторонниками и претворяемой в жизнь китайским народом.
                   Одним из важнейших составных элементов этой политики стало поступательное, последовательное открытие страны внешнему миру. Внимательно изучая и творчески применяя международный опыт создания специальных экономических зон, привлечения иностранного капитала, облагораживания структуры экспорта, Китай, стартовав с 32-го места в дореформенном 1978 г., сумел за годы реформ в 15 раз увеличить объем внешней торговли - с 20,6 до 325 млрд. долл. - и в 1998 г. вошел в десятку ведущих торговых держав мира.35 Впечатляют и достижения Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций - по их ежегодному объему КНР в 1990-е годы устойчиво занимала второе место в мире вслед за США, а доля этих инвестиций в совокупных вложениях средств в основные фонды в стране составляет ныне 15%.
Постепенное наращивание масштабов и глубины взаимодействия Китая с мировой экономикой привело ко все большему вовлечению страны в геоэкономические процессы глобализации и регионализации. В данном контексте представляют особый интерес перипетии переговоров о вступлении КНР во Всемирную торговую организацию, ее деятельность в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", весьма поучительные для России.
                   Разумеется, было бы неверно рассматривать развитие внешнеэкономического комплекса Китая на протяжении двух последних десятилетий как исключительно "историю успеха". Реальная ситуация не дает оснований для столь односторонней оценки, ведь даже самые бесспорные достижения подчас имели и негативную сторону. Так, создание на территории страны двухсот тысяч предприятий с иностранными инвестициями сопровождалось фактической уступкой иностранным производителям части внутреннего рынка Китая. В ближайшие годы ожидается снижение притока зарубежных инвестиций в КНР, поскольку до 85% их объема шло из азиатских стран и территорий, в той или иной степени затронутых финансовым кризисом. Наконец, в самом Китае отчетливо осознают свои слабые стороны: по состоянию на 1998 г. КНР по уровню конкурентоспособности заняла только 36-е место из 49 обследованных стран. При этом наибольшую конкурентоспособность на мировом рынке имеют, как правило, трудоемкие производства с относительно низкой добавленной стоимостью, а в экспорте технически сложных и капиталоемких изделий с высокой добавленной стоимостью китайская продукция пока значительно менее конкурентоспособна.
                   Именно задача усиления конкурентоспособности на мировых рынках товаров, капиталов, услуг ныне выдвигается, судя по всему, на центральное место во внешнеэкономической политике Китая. Можно ожидать, что уже в ближайшей перспективе ставшее поговоркой выражение "Развитие Китая неотделимо от мира, равно как и мировое развитие не обойдется без Китая" обогатится новыми сюжетами, деталями и нюансами.

 

                          Список использованной литературы:

 

1.   Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М.,1991.

2.   Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.

3.   Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М., 1997.

4.   Манежев С.А. ”Иностранный капитал в экономике КНР” М. 1990.

5.    Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского регионализма. 

      Восток.Журнал. М. 1999. №2

6.    "Мировая экономика. Экономика зарубежных стран", под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.П.

      Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой, Москва, 2000.

7.   МэиМО, журнал, 1998, №8.

8.   Наумов И.Н. “Экономика КНР- транспорт, торговля, финансы”  М.1979.

9.    Наумов И. Глобализация и регионализация и экономика КНР. Проблемы Дальнего

      Востока. Журнал. М. 1999. № 7

10. Новоселова Л.В. “Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР”. М. 1996.

11. Пащенко Е.Г. "Экономическая реформа в КНР и гражданское право", Москва, 2000.

12. Пивоварова Э. Строительство социализма со спецификой Китая, Поиск пути. М., 1992.
13. Потапов М.А. "Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия", 1998.

14. Потапов М. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы. Проблемы

      Дальнего Востока. Журнал. М. 2000. №5

15. Потяков В. Китай на пути в мировое сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал.

      М. 1999. № 4.

16. Салицкий А.И Китай и мировое сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал. М.

      2000. №3

17. Салицкий А.И. КНР: мирохозяйская стратегия, политика, практика.Восток.Журнал. М.

      1999. № 5

18. Гоцзи цзинмао сяоси, 2.05.1997. Журнал на кит.яз.

19. Чжан Чжаоюй. Экономическая политика открытости и внешнеэкономическая

       деятельность КНР. Восток.Журнал. М. 1998. №4

20. Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в  КНР.

      Основные знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995, с.287.

21. Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий статистический  

      справочник Китая). Пекин, 1986-2000.

22.  Beijing Review, 1983, No 15, р.7.

23.  China engagement, World Bank, 1998. P. 63-64. (на англ.яз.).

24.“ China*s foreign trade and economic cooperation: carrying forward the past and open a new chapter for the future”. Pekin. 2001.

25. China Daily, 30.07.1986.

26. China Daily, 11.07.1996; Гоцзи цзинмао сяоси, 27.06.1996, 1.07.1997

27. China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms, Modernization and

        Interdependence. Volume2. Wash., 1991, p.800-803.

28. China Daily. Business Weekly, 2.02.1997.

29. Fan Gang.” Jinjiuhua zhongde bu pingdeng wenti”.Xinhua.1997. (“Проблема неравенства в

      процессе  глобализации” на кит.яз.)

30. “ Lai Hua tuozi zhengci jian da.” Beijing. 2001. (“Целевое использование инвестиций в

      Китае.”, (на кит.яз).

 

 

 




                                 


[1] В целом на 1991-95 гг. приходится почти 90% общего количества созданных совместных предприятий и 80% объема их иностранного капитала (South China Morning Post, 11.02.1996).

1    При этом следует иметь в виду, что объемы фактически освоенных капиталовложений несколько завышены китайской статистикой, главным образом вследствие т.н. квазииностранных инвестиций, когда китайские предприятия в целях получения налоговых и прочих льгот создают за рубежом (преимущественно в Гонконге, вывозя как легально, так и нелегально денежный капитал) дочерние предприятия, которые затем основывают "совместные " предприятия со своей материнской компанией. Доля такого "иностранного" капитала, по оценкам

американских специалистов, доходит до 25%. официального общего объема привлекаемых в КНР инвестиций (China Quarterly, 1995, Nol44, p.1067.) Не совсем ясно также, входит ли реинвестируемая прибыль и исключаются ли репатриируемые доходы из объемов инвестиций, как это делается в международной практике. Что касается согласованных инвестиций по соглашениям, то они еще меньше отражают реальную картину: освоенные инвестиции гораздо меньше согласованных, однако последние являются хорошим

2  К примеру, в сфере розничной торговли в 11 крупных городах разрешено создание совместных с иностранным капиталом супермаркетов и магазинов (в Пекине – японский "Яохань", германский "Люфтханза-Юи", американские "Бенетон"и "Баскин- Роббинс"), которым, однако, разрешено импортировать товары в размере не более, чем 30% от объема продаж. Согласно индивидуальному плану действий в рамках АТЭС Китай обязался в ближайшие 20 лет расширить доступ иностранных банков в финансовую и денежную сферу, либерализовать страховой и фондовый рынок, а также розничную и оптовую торговлю.

1 ­­­­­­­ Подсчитано по: Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий справочник Китая). Пекин, 1986-2000

1  Принятие НБК в БМР состоялось в сентябре 1996 г. (с 1984 г. центральный банк Китая имел деловые отношения с БМР и участвовал в качестве гостя в годовых собраниях банка)

2 Beijing Review, 1983, No 15, р.7.

3 China Daily, 30.07.1986.

1 Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990, с.105-107.

1 China Daily, 11.07.1996; Гоцзи цзинмао сяоси, 27.06.1996, 1.07.1997

2 China Daily, 6.07.1995.

3 Ibid, 27.10.1995.

[3] China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms, Modernization and Interdependence. Volume2. Wash., 1991, p.800-803.

[4] China Daily, 20.06.1994.

[5] China Daily. Business Weekly, 17.12.1995.

[6] Гоцзи цзинмао сяоси, 2.05.1997.

[7] Излишние инвалютные запасы, однако, оказывают и негативное влияние на экономику, заключающееся в усилении инфляционного давления, поскольку по действующему механизму валютного регулирования ЦБК скупает излишки валюты, что вызывает рост денежной массы и необходимость проведения жесткой кредитной политики. Размеры валютных запасов, превышая оптимальный для экономики уровень, создают потенциальную возможность ревальвации юаня, обменный курс которого поддерживается государством. В свою очередь, труднодоступность и дороговизна кредита осложняет работу предприятий негосударственных укладов. Государство тем самым препятствует удешевлению импорта, сдерживает его рост, обеспечивая скрытую поддержку национальных производителей-экспортеров (госпредприятий и внешнеторговым объединений).



[8] На них приходится до 80% зарубежных, преимущественно гонконгских, инвестиций в СЭЗ.

[9] Отличительной особенностью развития СЭЗ явилось достаточно равномерное использование различных источников капиталовложений. Так, за 1980-е годы прямые государственные ассигнования в Шэньчжэне составили 1,6% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 11,1%, накопления самой зоны - 40,4%, внутренние кредиты - 19,3%, иностранные капиталовложения - 21,0%. См.: Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР. М., 1990, с.167-169).

[10] И 1989-1990 гг. Шэньчжэнь отчислял Центру 20% валютного дохода, с 1991 г. ему вновь разрешено оставлять себе 100%.

[11] Потапов М.А. Указ.соч., с. 78-86

[12] Так, в 1979-84 гг. государственные капиталовложения в Шэньчжэне составили 1,6 млрд.ю. против 1,1 млрд.ю. иностранных инвестиций (Beijing Review, 1991, No 14, р.19).

[13] Проблемы Дальнего Востока, 1986, № 1, с.44.

[14] Наиболее развитой СЭЗ Шэньчжэнь, например, только к 1987 г. удалось добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса.

[15] Подробнее о хозяйственном механизме и инвестиционном режиме этих районов см.: Потапов М. А. Указ.соч., с. 92-97; Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в КНР. Основные знания) /Под ред. Ли Ааньцина. Пекин, 1995, с.268-330.

[16] China Daily. Business Weekly, 30.01.1997.

[17] Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в КНР. Основные знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995, с.287.

[18] Подробно о хозяйственном механизме зоны Пудун см.: Потапов М.А. Указ.соч., с. 98-105.

[19] Стоит отметить, что планы создания за счет средств центрального бюджета специального фонда развития района Пудун вызывают раздражение со стороны СЭЗ, развивавшихся до сих пор без централизованного бюджетного финансирования, а также внутренних районов, претендующих на средства госбюджета для развития своей инфраструктуры.

[20] Гоцзи шанбао, 13.01.1996

[21] М.А. Потапов "Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия", Москва, 1998.

[22] по материалам выступления Владимира Портякова – заместителя директора  Института Дальнего Востока РАН.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.