на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР


 Практически не оправдались первоначальные надежды на массированный приток передовой технологии в СЭЗ, чему препятствовали ограничения западных стран на поставку в Китай современной технической продукции. При этом китайцы все же получают технику среднемирового уровня, на порядок выше отечественного, чаще всего с помощью зарубежных фирм хуацяо через Гонконг. При этом вопреки ожиданиям, что зоны превратятся в связующее звено между национальной промышленностью и иностранной технологией, их индустриальное развитие пока опирается в основном на импорт компонентов производства, от оборудования до сырья. Иностранные инвесторы не торопятся создавать в Китае производства с законченным циклом, а выносят в зоны отдельные трудоемкие звенья производственного процесса с целью последующего проталкивания продукции на китайский рынок.

Новый район Пудун и открытая экономическая полоса вдоль Янцзы. Новый район Пудун площадью в 350 кв км расположен на восточной берегу реки Хуанпу напротив старой части города Шанхая. Создание этого района рассчитано на превращение Шанхая в один из центров мировой экономики, финансов и торговли при использовании преимуществ его географического положения, интеллектуального и экономического потенциала.

Это первый шаг к открытию городов бассейна Янцзы, призванный способствовать экономическому подъему как в дельте р. Янцзы, так и всех районов в бассейне этой реки Словом, создание нового района Пудун является важной составной частью стратегических установок Китая в области экономического строительства на завершающее десятилетие XX века и на начало XXI века Правительство Китая предоставило этому району более широкие льготы по сравнению с ОЭР. Так, в Пудуне применимы не только все установки, разработанные правительством для ОЭР и зон технико-экономического освоения (как например, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных по­шлин, торгово-промышленного и подоходного налогов, упрощение системы лицензирования экспорта и импорта), но и установлены такие льготы, которые действуют исключительно на территории Пудуна. Например, государство дало разрешение иностранным инвесторам на создание в Пудуне финансовых органи­заций, магазинов, супермаркетов и других предприятий третьего сектора, а так­же на открытие в Шанхае фондовой биржи и выпуск акций.

            В 1990 г Генеральный план развития нового района Пудун был утвержден Госсоветом КНР. В 1991 г практически началось строительство, в1996 г валовой продукт района составил 51,02 млрд юаней, увеличившись на 23,9% по сравнению с предшествующим годом, число предприятий с иностранным капиталом достигло 4265 (в том числе около 60 создано совместно с престижными транснациональными корпорациями), общая сумма объема иностранных инвестиций насчитывает 18,48 млрд долл США; Общий объем экс­порта возрос до 3 22 млрд долларов, увеличившись на 29,6% по сравнению с уровнем предыдущего года. К концу 1997 г. на этой территории создано 22 филиала иностранных банков, рост объема импорта и экспорта - 226%, рост ВВП - 184%

           Вслед за новым районом Пудун в июне 1992 г по решению Госсовета КНР 6 городов по берегам р.Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань, Хуанши и Чунцин), а также Хэфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся администра­тивными центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В на­стоящее время открытая полоса вдоль р.Янцзы растягивается от Пудуна (Шанхай) вплоть до Чунцинна (пров. Сычуань), охватывая 28 крупных и средних городов, 8 районов и более 1000 поселков, входящих в состав города Шанхай, провинций Цзянсу, Чжэцзян, Аньхоэй, Цзянси, Хунань, Хубэй и Сычуань.

. Создание новой зоны развития Пудун в апреле 1990 г. отразило усиление внимания китайского руководства к вопросам расширения привлечения прямых зарубежных капиталовложений, прежде всего в сфере производства, технологического и научно-технического сотрудничества, подтвердило намерение властей перенести в 1990-х годах центр тяжести политики открытости с южных, наиболее развитых в экономическом отношении провинций Гуандун и Фуцзянь в район Восточного Китая, в дельту реки Янцзы.

Открытие внешнему миру Пудуна и районов вдоль р.Янцзы сулит иностранному капиталу на редкость благопри­ятные возможности для инвестиций в Китае, открывает ему доступ к широ­кому внутреннему рынку Китая. В ряде отличительных особенностей зоны Пудун можно выделить активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости[18]. С середины 1990-х годов Пудун стал центром многих экспериментов в области экономической политики: по предоставлению предприятиям иностранного капитала национального режима, включая унификацию тарифов за услуги и равные условия доступа на внутренние товарный и валютный рынки, по созданию СП в сфере внешней торговли, по предоставлению филиалам иностранных банков права на операции с китайскими юанями и т.д.

 Освоение зоны Пудун займет, как планируется, несколько десятилетий. Осуществление проекта на современном этапе пользуется поддержкой центрального правительства КНР[19]. В настоящее время развернута большая кампания по привлечению иностранного капитала. К 1996 г, в Пудуне создано около 4 тыс. предприятий с участием иностранного капитала с общим объемом капиталовложений 11 млрд.долл. С получением предприятиями зоны права непосредственного ведения внешнеторговых операций вырос торговый оборот Пудуна: в 1995 г. он составил 6,9 млрд.долл[20]. В настоящее время трудно оценить реальные перспективы формирования Пудуна как крупного финансового центра в АТР. Многое, безусловно, будет зависеть от стабильного развития китайской экономики, отношений КНР со странами Запада, международными финансовыми организациями. При этом интерес к программе строительства Пудуна в мире заметно возрос.

В целом же, на наш взгляд, зону Пудун можно отнести к яркому примеру нового подхода к привлечению иностранного капитала в осуществлении внешнеэкономической политики. Речь идет о расширении привлечения прямых зарубежных инвестиций в сферу производства, технологического и научно-технического сотрудничества, финансов, страхования, банковского дела, аренды земли. Успешная реализация проекта позволит говорить о реальном формировании, наряду с южными приморскими районами, второго

центра открытой политики Китая. Распространение внешнеэкономической открытости в первой половине 1990-х гг. затронуло внутренние, прежде всего приграничные, провинции Северо-восточного Китая, положив начало формированию "нового северного пояса

открытости" вдоль границы Китая с Россией, КНДР, Монголией. В эти годы в рамках СЭЗ открытых приморских городов были созданы тринадцать зон свободной (беспошлинной) торговли. Помимо традиционных в мировой практике консигнационных складов, ЗСТ играют также роль "свободных" портов, дополнительных производственных площадей для иностранных компаний, источника привлечения иностранного капитала в финансовую, банковскую сферы, страхование и сферу услуг[21].

 Таким образом, практика проведения открытой внешнеэкономической политики привела к созданию в КНР к середине 1990-х годов многоступенчатой, имеющей свои приоритетные направления и внутренние связи открытой структуры (приморская полоса открытых районов - полоса районов вдоль р. Янцзы - приграничная полоса открытых районов - открытые внутренние центры). Протянувшись с севера на юг, этот передовой край открытой политики включает 354 города и уезда общей площадью 550 тыс.кв.км. (5,6% территории страны) с населением около 330 млн.чел. (27,2% населения страны) и насчитывает 11 форм территориальной открытости Китая, охватывающих практически весь современный арсенал типов зон: торговые таможенные зоны, зоны экспортного производства, свободные порты, транзитные зоны, технопарки, страховые и банковские зоны, комплексные зоны производственной направленности с привлечением иностранного капитала[22].

 Несмотря на то, что в настоящее время СЭЗ переходят на самоокупаемость, государство по-прежнему участвует в финансировании отдельных крупных объектов, проводя селективную структурную политику. Ставя перед собой стратегическую цель развития экспортных технико- и наукоемких отраслей полного цикла, Китай на практике, с учетом местных условий, применяет гибкий подход, предусматривающий переход от трудоемкого через капиталоемкое к наукоемкому производству. СЭЗ Шэньчжэнь, например, нацелена на гонконгский капитал и уже сформирована как его торгово-финансовый посредник, Сямэнь опирается на инвестиции из Тайваня и развивается по пути "открытого" порта, Чжухай ориентирован на соседнее Макао и делает упор на туристический бизнес. В

Шаньтоу преобладают трудоемкие экспортные производства, сельское хозяйство. На Хайнане признано рациональным также развивать трудоемкие отрасли сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Специфический статус позволил СЭЗ добиться значительных успехов по сравнению с внутренними районами Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растут занятость, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. СЭЗ явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой, позволили Китаю приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, успешно сыграли роль полигона реформ, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. Главным же положительным результатом открытых районов за истекший период стало не достижение макроэкономической эффективности (этого следует ожидать в ближайшем будущем) и даже не привлечение передовой технологии, а косвенный эффект мощного использования этнического фактора хуацяо в качестве важного инструмента будущей интеграции в КНР Гонконга, Макао и, не исключено, Тайваня.

В целом опыт Китая убеждает, что создание свободных экономических зон служит важным, а в ряде случаев - незаменимым элементом системы активного включения страны в мирохозяйственные связи, первым шагом в расширении открытости экономики. Конечно, не стоит абсолютизировать их значение - зоны как элемент системы сами не в состоянии решить все проблемы, их успешное развитие возможно лишь в рамках активной внешнеэкономической политики, подкрепленной регулирующей ролью государства, включая законодательное обеспечение. Польза от СЭЗ носит комплексный характер, ее нельзя сводить к получению сиюминутной отдачи в виде валютных поступлений и привлечения новейших технологий. Требуются время и немалые усилия для достижения этих целей. Создание СЭЗ невозможно без значительных собственных и внешних капиталовложений для формирования инфраструктуры. Проще, конечно, создавать зоны закрытого "оазисного" типа, но стратегически перспективнее - зоны, опирающиеся на существующий экономический и научно-технический потенциал.

Однако потенциал развития СЭЗ небезграничен, и для продолжения реформ необходимо последовательно распространять преференциальную экономическую политику на другие регионы страны. Ход дальнейшей реализации стратегии развития приморских районов Китая в решающей степени будет зависеть, с одной стороны, от перспектив реформы экономической системы и с другой - определяться новыми тенденциями развития мирового хозяйства. Масштабность целей и задач стратегии при всей их проблематичности и ее долгосрочный характер позволяют рассматривать данную стратегию не только как логическое продолжение политики открытости, но и как важный рубеж в поисках максимально эффективных путей развития страны. Достижение этих целей связывается и, во многом, зависит от дальнейшего привлечения и успешного использования иностранных инвестиций. Поступательное развитие СЭЗ не мыслимо без внешних капиталовложений, усиления связей с зарубежными партнерами и всеобъемлящей интеграции КНР в мировое экономическое сообщество.

Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования

               иностранных инвестиций в экономике КНР.

3.1 Эволюция законодательной базы привлечения иноионвестиций.


          Вследствие влияния азиатского финансового кризиса уровень поступления в экономику Китая иноинвестиций несколько сократился. Объем использованных за 1998 г. инокапиталов составил 54 млрд.долл., что на 13% меньше, чем в предыдущем году. Общая сумма инокапвложений в экономику КНР – 414 млрд.долл. (240 млрд. долл. – прямые инвестиции). В КНР действует свыше 150 тыс. предприятий с инокапиталом. Несмотря на азиатский кризис, финансовая система Китая сохраняет устойчивость. Остановлена инфляция (цены выросли на 0,8% в 1997 г. и снизились на 2,6% в 1998 г.). Китай уверенно удерживает второе (после США) место в мире по ежегодным объемам привлечения иноинвестиций. Иноинвестиции в КНР на 90% являются прямыми, то есть, вложены не в ценные бумаги, а непосредственно в капитал СП. Зарубежные инвесторы допускаются к приобретению лишь акций китайских предприятий под жестким госконтролем (специальные акции для зарубежных инвесторов выпустили чуть более 100 предприятий КНР). Спекулятивные вложения в гос. и иные облигации зарубежных капиталов не допускаются. Перевод средств за границу иноинвесторами в каждом отдельном случае требует разрешения учреждений валютного контроля КНР. В 1998 г. Китай оставался крупнейшим получателем кредитов МБРР и АзБР, по линии которых в 1998 г. в КНР поступило соответственно свыше 2,5 млрд. и 1 млрд.долл. Пекин продолжал широкое привлечение инокапиталов также с помощью различных правительственных займов западных стран.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого инокапитала в КНР, его макроэкономическая эффективность и масштабы пока относительно невелики. Более 70% действующих СП рентабельны, до трети от их общего числа – убыточны или имеют низкую экономическую эффективность. Доля СП в общем объеме промышленного производства – 14%. Размеры освоенных предпринимательских инвестиций на душу населения, хотя и увеличились до 36 долл. (1998 г.), превысив средний уровень в развивающемся мире, значительно уступают, к примеру, новым индустриальным экономикам (150 долл.). Другая проблема – нежелание крупнейших промышленно-развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики “выпавшего технологического звена”, когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Около двух третей привлекаемых зарубежных капвложений приходится на приморские районы стран Иноинвесторов беспокоит неполное законодательство, наличие многих “закрытых” инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов вкладчиков, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультаций сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.

В сложившийся ситуации экономическая стратегия Китая призвана адекватно учитывать как успехи, достигнутые в реформировании национальной экономики, так и имеющиеся трудности и проблемы. Формирование “социалистической рыночной экономики” в качестве основного ориентира развития общества в ближайшие годы предполагает прежде всего переход от преимущественно административного к преимущественно рыночному механизму распределения экономических ресурсов. В инвестиционной сфере речь идет, во-первых, о повышении эффективности макроконтроля при существенном сокращении непосредственного вмешательства государства в организацию и регулирование инвестиционного процесса на предприятиях”; во-вторых, о наполнении реальным экономическим содержанием созданных в последние полтора десятилетия в этой области квазирыночных структур и механизмов (индикативное планирование капитальных вложений, система инвестиционного кредитования, фондовый рынок, открытые конкурсные торги на сооружение объектов и т.д.); и, в-третьих, о благоприятном инвестиционном климате для национальных и зарубежных инвестиций.

С учетом характера и особенностей развития инвестиционной сферы Китая в 80-90 гг. выявились следующие основные направления ее дальнейшего реформирования:

        1.Оптимизация объема и структуры иностранных инвестиций.

Потребность Китая в привлечении новых иностранных капиталов имеет тенденцию к возрастанию ввиду начавшегося в середине 90-х годов существенного ( в1995г.- 10млрд.долл.) оттока за границу иностранных финансовых  средств, связанных с репатриацией прибыли работающих в Китае совместных и полностью иностранных предприятий.

В этих условиях, с учетом глубокой укорененности иностранного капитала в экономике КНР, происходит постепенный переход от политики предоставления иностранным вкладчикам капитала особо льготных условий инвестирования к политике выравнивания инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий при общей либерализации рыночной среды. Помимо национального строительного рынка зарубежные компании начинают допускаться к системе внутренней торговли и материально-технического обеспечения, строительству крупных инфраструктурных объектов (железные дороги, порты и т.д.), а также к развитию внутреннего рынка услуг, включая кредитно-финансовую сферу, страхование, операции с недвижимостью, туризм, рекламную деятельность и т.д;

           2.Ограничение сферы охвата государственных инвестиционных программ  объектами, финансирование которых осуществляется с использованием бюджетных средств, в пользу иностранного капитала;

           3. Кардинальная реформа государственного сектора путем создания  системы крупных современных конкурентноспособных компаний и одновременно активного реструктурирования мелких и средних предприятий;      

             В общем виде официальная политика в отношении к иностранным ин­вестициям была изложена в докладе председателя Государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-ой сессии ВСНП 9-го созы­ва (март 1999 г.). В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках пра­вила и нормы:

- всемерно открывать новые каналы финансирования;

- постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным про­изводителям;

- активно привлекать капиталы от транснациональных корпораций;

- оптимизировать структуру зарубежных инвестиций;

 -поощрять их вложения в центральные и западные районы, агросферу,   гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окру­жающей среды;

- постепенно трансформировать режим управления зарубежными ин­вестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляю­щей политике;

- улучшать инвестиционную среду;

-совершенствовать управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру; углублять прогнозирование и плановое управление зай­мами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.

    Инвестиции позволяют успешно решать задачи модернизации, создания новых рабочих мест (число занятых в этом секторе достигло 17,5 млн. чел.), повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке и ее интеграции в систему мирохозяйственных связей.

     С начала 1998 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в страну или производящих высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского правительства.

 Расширен действующий с 1995 г. список отраслей, предназначенных для льготного зарубежного инвестирования, с акцентом на агропромышленные технологии, сочетающие развитие сельского хозяйства с энергетикой, транспортом, добычей и переработкой природных ресурсов. Ведущее место в списке занимают новейшие, в т.ч. энергосберегающие, технологии, оборудование и материалы в отраслях промышленности и инфраструктуры, имеющие как внутренний спрос, так и сбыт на мировом рынке. Особое внимание иновкладчиков обращается на внутренние центральные и западные районы страны, где в целях освоения природных и трудовых ресурсов “открыты” все административные центры провинций и авт. районов, а также район “Трех ущелий” в бассейне р. Янцзы. Разработано и опубликовано более 500 зако­нов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностран­ных граждан в Китае, что создало первичную законодательную базу и пре­доставило юридические гарантии иностранцам, вкладывающим капитал в Ки­тае. В июле 1995 г опубликованы "Временные положения по регулированию направлений зарубежных инвестиций" и "Каталог приоритетных хозяйствен­ных объектов для привлечения зарубежных капиталовложений", в которых топливо и энергетика, транспорт, важные ресурсы и материалы, новая аграр­ная техника и новые технологии отнесены к числу тех объектов, где поощря­ются инвестиции из-за рубежа. Некоторые другие отрасли, например внеш­няя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, выплавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объ­ектов второй категории. В прошлом вложение зарубежного капитала в них вообще запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях.

Этап финансового стимулирования капиталовложений из-за рубежа заканчивается. На смену этой политике, как считают в Пекине, должны прийти меры по улучшению инвестиционного климата и открытию внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей, включая широкий доступ продукции предприятий с участием инокапитала внутри страны, предоставление им национального режима, либерализацию валютного регулирования и т.д. В этих целях правительство КНР намерено несколько “приоткрыть” для инвесторов сферу розничной и внешней торговли, туризма, аудиторских услуг, финансов и др. Будут также усилены меры правовой защиты иноинвестиций, включая права интеллектуальной собственности, антимонопольное, антидемпинговое и антисубсидиционное законодательство. При этом Пекин намерен продолжать жестко контролировать приток иноинвестиций в отраслевом и территориальном аспектах, тесно координируя этот процесс с перестройкой экономической структуры и стратегией развития страны и ее отдельных отраслей.

     О привлечении иностранного капитала в туристический бизнес. В конце 1998 г. власти приняли решение разрешить создание в Китае туристических компаний с участием иноинвестиций. Правила их образования и деятельности подготовлены совместно МВТЭС КНР и Госуправлением по туризму. Предусматривается, что китайской стороне должно принадлежать не менее 51% капитала таких компаний. Предъявляются жесткие требования: к иностранному участнику – годовой оборот не менее 50 млн.долл., наличие собственной системы резервирования авиабилетов и гостиничных номеров, полное членство в признанной национальной ассоциации туристических фирм;  к китайскому участнику – годовой оборот не менее 50 млн.юаней (6 млн.долл.), количество ежегодно принимаемых иностранных туристов за последние три года – не менее 30 тыс.

  Заявки на создание СП в Китае уже подали ряд турфирм из США, ФРГ, Японии и Гонконга. В 1998 г. КНР посетили 63,4 млн. интуристов, доход от них составил 12,6 млрд.долл., количество внутренних туристов – 694 млн.чел., доход – 239 млрд.юаней (29 млрд.долл.). По оценкам, совокупный доход КНР от внешнего и внутреннего туризма в 1999 г. может достиг  45 млрд.долл.

Внешняя торговля. Согласно данным таможенной статистики КНР, объем внешней торговли страны в 1998 г. составил 319 млрд.долл. и сократился по сравнению с 1997 г. на 1,8 %. Китайский экспорт в 1998 г. составил 182 млрд.долл., сохранившись на уровне 1997 г., а импорт сократился на 3,8% и составил 137 млрд.долл. Сальдо торгового баланса страны составило 45 млрд.долл., увеличившись на 4,7 млрд.долл. по сравнению с 1997 г.
     К числу основных характерных особенностей развития внешней торговли КНР в 1998 г. можно отнести следующие. Абсолютно преобладающей формой внешнеторговых операций Китая продолжали оставаться импорт сырья и полуфабрикатов, с их переработкой внутри страны и последующим экспортом. Доля таких операций во внешнеторговом обороте страны в первом полугодии составила 53,3%, увеличившись на 1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Общий объем экспортных операций в рамках давальческой переработки и сборки составил за 11 мес. 1998 г. 92,6 млрд.долл., что на 3,4% больше, чем за тот же период 1997 г. Импорт этой категории продукции в первом полугодии составил 33,1 млрд.долл. (прирост 2,1%), а по итогам 11 мес. – 61,67 млрд.долл. (падение на 1,9%). Сократились объемы экспортных операций в рамках “обычной” торговли с расчетами в СКВ. По итогам 11 мес. обычный экспорт сократился на 4,4% и составил 66,6 млрд.долл. Доля обычной торговли в импорте КНР по итогам 11 мес. выросла до 29,4% против 27,1 % в предыдущем году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.