![]() |
|
|
Реферат: Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНРУрегулирование споров. Считается, что предпочтительным способом урегулирования споров между ТНК и принимающей страной являются переговоры. Если они не дают результата, то спор в большинстве случаев разрешается судом принимающей страны либо беспристрастным и независимым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров, подписанной 115 странами под эгидой Мирового банка. Влияние на принимающие страны и страны базирования.
Международные корпорации своей политикой оказывают воздействие как на страны базирования, так и на принимающие страны. Экономический эффект ТНК совпадает с эффектом прямых инвестиций. Основная причина оппозиции ТНК в странах базирования заключается в том, что создавая производство за рубежом, ТНК переносят туда часть рабочих мест, которые теряются для рабочих в стране базирования. Кроме того, с точки зрения государства, ТНК, создавая зарубежные филиалы, уводят от налогообложения часть прибыли, которая в результате в виде налогов не попадет в бюджет и не может быть использована для финансирования социальных и иных общественно значимых программ в стране базирования. В результате во многих крупных странах базирования ТНК представители трудящихся и государства нередко высказывают требование о введение налога на отток капитала за рубеж или каких-либо других ограничений международной деятельности ТНК. Итак, подведем некий итог рассмотрению вопроса международного движения капитала:
Движение факторов производства приводит к большому росту совокупного производства между торгующими странами по сравнению с международной торговлей и выравниванию цен товаров, произведенных с помощью этих факторов. Международное движение факторов производства обычно является предметом более жесткого государственного регулирования, чем международная торговля товарами. В результате международного движения факторов производства владельцы относительно избыточных факторов производства выигрывают. Международное движение факторов производства замещает торговлю товарами в случае, если ее причиной является различия стран в обеспеченности факторами производства. В соответствии с правилом Вальраса баланс торговли товарами и услугами должен быть равен с противоположным знаком балансу движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный капиталы. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное деление капитала на прямые и портфельные инвестиции, среди которых особую роль играют международные займы и банковские депозиты. Глава 2. Политика и практика привлечения и использования иностранного капитала в КНР. 2.1. Политика и практика привлечения предпринимательского капитала в КНР. Политика реформ и открытости, проводимая в КНР с конца 70-х годов 20 века, дала ошеломляющий результат. Последовательное и постепенное открытие экономики, контролируемое государственное регулирование макроэкономических процессов, введение капиталистических элементов в развитие экономики при сохранении социалистического строя (социализм с китайской спецификой) – все это привело к тому, что Китай из аграрной отсталой страны превратился в сильное индустриальное развитое государство с мощной и объемной экономикой. И хотя одним из лозунгов новой политики было высказывание “Открытость и самообеспечение“, последовательная стратегия опоры на собственные силы, как выясняется, не противоречит быстрым тактическим ускорениям в развитии внешнеэкономических связей. Так, одним из предопределяющих направлений политики открытости является всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций. Привлекаемые иностранные средства состоят из внешних займов и прямых инвестиций зарубежных бизнесменов. За 1979-1995 гг. было фактически освоено 229,14 млрд долл. США, из них 91,44 млрд долл составили внешние займы, а 137,7 млрд долл. прямые зарубежные инвестиции. Продолжался устойчивый рост использования иностранного капитала. В 1996 г. фактическое использование иностранных инвестиций составило 55,2 млрд. долл. США (рост 14,2%). В том числе прямые инвестиции зарубежных предпринимателей составили 42,35 млрд. долл. США (рост 12,2%) Использование иностранных инвестиций позволило Китаю преодолеть нехватку в капитальном строительстве, ускорить освоение энергоресурсов, развитие транспорта, связи и сырьевой промышленности, заимствовать передовую зарубежную технику и технологии, повысить свои возможности увеличения валютных доходов за счет экспорта. Зарубежные инвесторы, в свою очередь, получили возможность вступать на китайский рынок, извлекая оттуда прибыль. Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Таб.6. Отдельные показатели экономического развития КНР. 1983-1997гг.
Источник: Статистический ежегодник КНР. Пекин. 1998. Приоритетное значение в 1990-х годах приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объемы внешнего заимствования. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимых техники и технологии, сырья и материалов они рассматриваются в качестве эффективного способа разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями. Велика их роль во внедрении новых методов и идей в экономическую теорию и современных приемов и форм хозяйствования в практику. В конце 1970-х - начале 1980-х годов сложились благоприятные внутренние и внешние условия для привлечения иностранного капитала в КНР. Страной был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства, потребовавший значительных финансовых и материально-технических ресурсов, с другой стороны, на международном рынке имелись избыточные свободные капиталы. Таб.7. Оценка привлекательности стран и регионов для капитала
Источник: Capital Access Index. Milken Institute, Policy Brief. Santa Monica, USA, May 1999. №4. p.2 Введение
налоговых и таможенных льгот для СП, облегчение процесса их создания,
учреждение районов льготного инвестирования в приморской полосе дали толчок
развитию совместного предпринимательства, представленному на первоначальном
этапе главным образом кооперационными предприятиями, действовавшими в
трудоемких областях обрабатывающей промышленности, в сфере услуг, туризма, в
коммунальном и гостиничном хозяйстве и т.п. Предприятия концентрировались в
приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь, большинство иностранных вкладчиков
являлись зарубежными китайцами из Гонконга, Макао, Тайваня. При этом низкая
экономическая эффективность хозяйствования (малый экспорт, дефицит валютных
доходов, узкая непроизводственная отраслевая структура, краткосрочный характер
сотрудничества, привязанность к зарубежным поставкам и т.д.) требовала от
китайского руководства принятия действенных шагов. В середине 1980-х годов они
были сделаны. Усилилась роль государства в регулировании иностранных
инвестиций, были предприняты шаги по их выборочному ограничению и поощрению в
отношении отраслевой, технологической и территориальной структуры. Шел
постепенный процесс адаптации национального законодательства к общепринятой
мировой практике. В результате, начиная со второй половины 1980-х годов в КНР
наметился переход от количественного наращивания внешних ресурсов вследствие
либерализации инвестиционного климата к многосторонней системе поощрения
иностранных капиталовложений с учетом их качественных характеристик. Более двух
третей СП, созданных в этот период, пришлись на сферу производства (автомобилестроение,
нефтепереработка, угледобыча, производство бытовой техники), совместные
(паевые) предприятия стали преобладающей формой совместного
предпринимательства, усилилась их экспортная направленность, активнее пошел в
страну тайваньский капитал. Тяньаньмэньские события лета 1989 г. и последующие
за ними санкции западных стран снизили число создаваемых совместных и
кооперационных предприятий, одновременно резко возросло количество иностранных
предприятий, что поощрялось правительством в условиях нехватки валютных
средств. За 1979-1995 гг. Китай создал 258 тыс. объектов с участием иностранного капитала, из них 234 тыс. относятся к предприятиям с совместным капиталом, предприятиям совместного ведения хозяйства и предприятиями основанным целиком на иностранном капитале Капиталовложения в основные фонды в 1996 г составили 2366 млрд. юаней, что на 18,2% больше, чем в 1995 г (с учетом роста цен реальный рост составил 12,7%) В том числе капиталовложения госсектора составили 12359 млрд. юаней (рост 134%); коллективного сектора - 349 млрд. юаней (рост 6,1%), инвестиции граждан в городах и селах - 333 млрд. юаней (рост 30,1%); инвестиции других секторов - 448,1 млрд. юаней (рост 37%). Вложения в капитальное строительство - 839,9 млрд. юаней (рост 13,4%), прирост снизился по сравнению с 1995 г на 1,6%; вложения в техническую реконструкцию и обновление оборудования - 374,5 млрд. юаней (рост 13,5%), темпы роста повысились на 0,4%; вложения в строительство недвижимого имущества - 328,5 млрд. юаней (рост 21,5%), темпы роста снизились на 1,8%.(13) Капиталовложения по отраслям (здесь и дальше не включаются капиталовложения сельских коллективов и жителей) вложения в сельское, лесное, рыбное, водное хозяйство, животноводство и ирригационное строительство составили 33,6 млрд. юаней (рост по сравнению с 1995 г - 27,5%), удельный вес от общего объема капиталовложений повысился с 1,8 до 1,9%; вложения в энергетическую промышленность составили 293,8 млрд. юаней (рост 21,2%), удельный вес повысился с 16,7% до 16,9 %; вложения в сырьевую промышленность составили 150,5 млрд. юаней (рост 2,9%), удельный вес снизился с 10,1 до 8,7%; вложения в машиностроение и электронную промышленность составили 87,2 млрд. юаней (рост 21,1%), удельный вес такой же, как в 1995 г; вложения в легкую и текстильную промышленность составили 99,9 млрд. юаней (рост 10,7%), удельный вес снизился с 6,2 до 5,7%; капиталовложения в транспорт и связь составили 301,2 млрд. юаней (рост 22,1%), удельный вес повысился с 17 до 17,3%. Капиталовложения по регионам. Рост вложений в восточные районы идет несколько быстрее, чем в центральные и западные районы. В 1996г. вложения в 12 восточных районов составили 1038 млрд. юаней (рост 17,4%), вложения в 9 центральных районов составили 368,2 млрд. юаней (рост 16,6%), вложения в 9 западных районов составили 211,3 млрд. юаней (рост 11,2%). В 1996 г было завершено и введено в эксплуатацию 134 крупных и средних объектов, в том числе 33 ключевых объектов государства, на 340 объектах было произведена реконструкция и обновление. Введенные в 1996г. мощности по угледобыче -10,45 млрд. тонн, по выработке электроэнергии -15,25 млн. кВт, по нефтедобыче - 19,73 млн. тонн, по добыче газа — 4,4 млрд. кубометров (цифры по нефтедобыче и газодобыче включают мощности, добавленные в результате проведения технической реконструкции и реновации), по выплавке чугуна - 2,5 млн. тонн, по выпуску автомобилей — 290 тыс. штук, по производству этилена - 740 тыс. тонн (в пересчете на 100-процентно эффективные компоненты), по заготовке древесины - 290 тыс. кубометров, было сдано в эксплуатацию 1954 км новых железнодорожных путей и 1522 км. вторых путей, пропускная способность вновь построенных и расширенных портов - 3,4 млн. тонн; емкость коммутаторов телефонной сети - 21,07 млн. абонентов, протяженность волокно-оптической линии связи -20 тыс. км.; протяженность новой микроволновой линии связи - 10 тыс. км, 1117 км новых скоростных автострад. В 1996г. было завершено и пущено в эксплуатацию 81,974 объекта капитального строительства, реконструкции и обновления, коэффициент завершения и введения в эксплуатацию объектов 54,2%, что на 0,8% ниже, чем в 1995 г, объем увеличения основных фондов составил 723,8 млрд. юаней; коэффициент введения в эксплуатацию основных фондов составил 59,6% (рост 0,4%); в 1996 г площадь строительных объектов, сданных в эксплуатацию, составила 235,23 млн.кв.м; коэффициент введения в эксплуатацию - 44,9% (рост по сравнению с 1995 г составил лишь 0,2%)(13) В
результате в 1993 г. КНР вышла на первое место среди развивающихся стран и на
второе место в мире после США по объемам привлекаемого иностранного капитала[2]. Симптоматично в этой связи, что Китаю, как крупнейшему реципиенту предпринимательского капитала начала 1990-х годов не смогли составить сколько-нибудь значимую конкуренцию страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы. В 1994-1996 гг. темпы роста числа совместных предприятий и объемов их заявленных инвестиций по соглашениям заметно снизились. Такая динамика оценена китайскими специалистами в целом положительно - как результат урегулирования отраслевой структуры СП, вызванного нехваткой инвестиций в базовые отрасли промышленности, определяющие научно-технический прогресс, и усиления жесткой кредитно-финансовой политики государства. Так, приоритетные отрасли для привлечения иностранного капитала, закрепленные Госсоветом КНР во Временном положении о регулировании направления иностранных инвестиций (1995г.), включают: - сельское хозяйство, включая рыбное, лесное, скотоводство; - инфраструктуру и базовые отрасли промышленности (энергетику, металлургию, - железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты); - машиностроение, электронную, нефтехимическую, автомобильную промышленность, производство стройматериалов; - высокотехнологичные, наукоемкие, энергосберегающие и экологичные производства; - отрасли, активно задействующие рабочую силу и природные ресурсы западных и центральных районов страны. На динамику роста СП оказали воздействие и внешние факторы: возрастающая конкуренция за "свободные" капиталы со стороны динамично развивающихся государств ЮВА (Индонезия, Таиланд, Малайзия), а также колебания американского доллара и японской йены, торговые войны между ведущими экономическими державами. Главным источником зарубежного предпринимательского капитала в Китае стабильно является Гонконг (около 60% общего объема), а также Тайвань. Достаточно быстро растут японские и американские капиталовложения, инвестиции стран Европейского Союза, АСЕАН, Республики Корея. В территориальном размещении капиталовложений сохраняются значительные диспропорции: на приморские провинции Гуандун, Цзянсу, Шаньдун, Фуцзянь приходится около двух третей привлекаемого иностранного капитала. Характерной чертой в последние годы стало, однако, значительное расширение регионов привлечения иностранных инвестиций, включая внутренние, приграничные провинции. Однако преимущественный приток капитала в приморские провинции, судя по крупномасштабному освоению шанхайского района Пудун, на наш взгляд, в ближайшие годы останется неизменным. Следует отметить, что механизм привлечения иностранного капитала в КНР охватывает практически весь арсенал современного международного инвестиционного производственного сотрудничества: компенсационные соглашения, совместную разработку нефтяных ресурсов на континентальном шельфе, инвестирование за рубежом, подрядное строительство и экспорт рабочей силы, иностранный туризм. Вместе с тем на пути дальнейшего развития сотрудничества КНР с иностранным капиталом сохраняется немало проблем, часть из которых связана с несбалансированностью отраслевой структуры инвестиций. Несмотря на то, что к началу 1990-х годов промышленная сфера стала в ней доминирующей, что позволило китайскому руководству дать "зеленый свет" инвестициям в "третью сферу" экономики, далеко не идеальным остается положение дел в базовых промышленных отраслях (черная и цветная металлургия, химия, стройматериалы), распыленность инвестиций имеет место в обрабатывающей промышленности. Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства. Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Не сбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала, где заметно преобладают приморские районы страны. Иностранных инвесторов также очень беспокоит неполное законодательство, наличие многих "закрытых" инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Слишком велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |