на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период


Однако по размерам заграничных капиталовложений и по военной мощи Великобритания все еще занимала второе место среди капиталистических стран. Она возглавляла крупное валютно-финансовое объединение в капиталистическом мире – стерлинговую зону, – английский флот перевозил значительную часть внешнеторговых грузов капиталистических государств.

Пытаясь выйти из трудностей, консервативное правительство разработало программу финансового «оздоровления» страны, которая выразилась в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости. Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в ущерб гражданским промышленным отраслям: прямые военные ассигнования достигли трети всей расходной части государственного бюджета. Но милитаризация не улучшила состояния английской экономики, а напротив, уменьшила экспортные возможности страны и ухудшила ее платежный баланс. Правительство неоднократно прибегало к иностранным займам, чтобы восстановить сократившиеся валютные резервы. Для монополий гонка вооружений явилась источником небывалого обогащения. Прибыли английских компаний возросли с 1,8 миллиардов фунтов стерлингов в 1949 г. до 3,8 миллиарда фунтов стерлингов в 1960 г. В интересах магнатов металлургической промышленности национализированные лейбористами сталелитейные заводы в 1953 г. были возвращены прежним владельцам.

«Политика сжатия», провозглашенная правительством, которое после ухода Черчилля в отставку с апреля 1955 г. возглавил бывший министр иностранных дел А. Иден, означала сокращение капиталовложений, удорожание кредита, уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с кризисом платежного баланса и стабилизировать развитие экономики так и не удалось. Консерваторы усилили наступление на жизненный уровень людей. Правительство отменило контроль над квартирной платой, повысило налоги и транспортные расходы, прекратило выдачу субсидий на некоторые виды продовольствия. Вновь проводилась политика замораживания заработной платы. Только с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.

В конце 60-х гг. обострилась и ирландская проблема. После предоставления независимости Ирландии в составе Великобритании остались шесть графств Северной Ирландии с преимущественно протестантским населением. Католическое меньшинство начало в 1968 г. борьбу за гражданское равноправие, которая вылилась вскоре в массовые беспорядки. На следующий год правительство ввело туда части британской армии, в ответ Ирландская республиканская армия – тайная террористическая организация, выступающая от имени католиков, – начала кампанию террора против английских солдат. Волна насилия выплеснулась за пределы Ольстера: загремели взрывы в Лондоне, других городах. В начале 70-х гг. Великобританию стали рассматривать как главного «больного» Европы, экономическое положение страны неуклонно ухудшалось: промышленное производство переживало застой, становился хроническим рост инфляции, обесценивался фунт стерлингов.

Нарастание экономических трудностей вызвало обострение и социальных конфликтов. С каждым годом росло забастовочное движение трудящихся. Наиболее мощными в 1970-х гг. были выступления британских шахтеров, железнодорожников, докеров. Большой размах получила борьба широких слоев населения за мир, за разрядку международной напряженности, против непомерных военных расходов, за налаживание взаимовыгодного сотрудничества между государствами с различными социально экономическими системами.

В области международных отношений Великобритания продолжала играть активную роль в агрессивном блоке НАТО и других военно-политических группировках. В 1954 г. Англия приняла активное участие в создании агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 г. – в организации Багдадского пакта, последствии  переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и сторонниками более гибкого курса.

Не считаясь с уроками агрессии против Египта, английские империалисты предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в Иорданию, также закончившуюся поражением колонизаторов. Отчасти в результате этого правящие круги Великобритании вскоре официально признали невозможность проведения независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и внешнеполитической областях, и уже в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.

Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ.

Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с маркой «сделано в Великобритании». Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка».

Неоднократные попытки Англии присоединиться к Европейскому экономическому сообществу встречали противодействие Франции и других стран «шестерки». Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на прием Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами. Только в 1973 г. униженная Великобритания была «допущена» в Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно отставая по мощи от ведущих стран ЕЭС – ФРГ и Франции.

Впоследствии Великобритания стала участницей ряда заключенных международных договоров и соглашений, призванных ослабить гонку вооружений, уменьшить опасность возникновения мировой термоядерной войны.

Во второй половине 60-х гг. усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий, значительных масштабов достигло проникновения американских корпораций в экономику Великобритании: к концу 60-х гг. фирмы, находившиеся под контролем американского капитала, производили более четверти всей промышленной продукции страны. В автомобильной, электронной, химической, энергетической и некоторых других отраслях американский капитал овладел важными позициями.

В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме, правительство усилило также и сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 г.; Великобритания оказывала поддержку расистскому режиму Южной Родезии.

В начале 70-х гг. в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 гг. на нее обрушился тяжелый экономический кризис, вызванный политикой стран-членов ОПЕК. Этот кризис поразил все мировое капиталистическое хозяйство, но в Великобритании он проявился гораздо раньше, чем в других капиталистических странах, так как она тесно связана с мировыми рынками топлива и сырья. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился на 5,6%, объем промышленного производства – на 10,6%. Курс акций упал на 63%, резко сократились капиталовложения, возросли инфляция, безработица. Особенно сильно от кризиса пострадали автомобилестроение, текстильная промышленность и строительство. Темпы роста промышленного производства в 70-е гг. были крайне низкими.

Резко возросла безработица, достигшая в 1972 г. 1 млн. человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. В результате этого финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Стремясь укрепить позиции фунта в условиях кризиса американского доллара, правительство ввело «плавающий» курс фунта стерлингов, что означало его фактическую девальвацию. Тем самым консерваторы фактически ликвидировали валютные преференции, которые привязывали страны содружества к Великобритании. Переход к «плавающему» курсу фунта, однако, не оградил население от роста цен и усиления инфляции. Это особенно проявилось, когда монополии подняли цены на топливо, используя в своих интересах обострение энергетического кризиса.

В 1970-1974 гг. новое правительство консерваторов стало постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. Были ликвидированы некоторые министерства, созданные лейбористами, чтобы уменьшить сферу государственного вмешательства в дела промышленности. Дотации и субсидии правительство заменило налоговыми льготами, что было особенно выгодно крупным компаниям. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, был отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды.

Однако лейбористское правительство 1974-1979 гг. вновь провело целый ряд социальных реформ: повысило пенсии, заморозило повышение квартирной платы. Первым практическим шагом в деятельности нового правительства Великобритании явилось удовлетворение основных требований бастовавших 270 тыс. британских горняков.

Главной целью экономической политики Вильсона стала борьба с инфляцией. За год было принято три бюджета: текущий – в марте, и дополнительные – в июле и ноябре. Были несколько повышены пенсии и пособия по безработице, одновременно были существенно подняты цены на продукцию национализированных отраслей британской промышленности, в особенности, на газ и электричество.

Лейбористскому правительству так и не удалось преодолеть тяжелые кризисные явления в экономике. Спад деловой активности вел  к огромному росту безработицы. В январе 1976 г. в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1%  всего трудоспособного населения страны.

Однако, несмотря на все экономические трудности, которые переживала Великобритания, с 1965 по 1977 гг. ее внешнеторговый оборот увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой – быстро росли вклады иностранных монополий в экономику Великобритании. Вывозилось около трети производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль. Менялась и география британской внешней торговли: падала роль стран Содружества, и росло значение капиталистических стран Европы. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем, т.к., вступив в «Общий рынок», Великобритания отказалась от системы преференций – взаимных таможенных льгот, существовавших между ней и другими странами Содружества с 1932 г. К 1977 г. были ликвидированы все таможенные тарифы между Великобританией и другими странами–членами ЕЭС, что привело к дальнейшему увеличению доли стран–членов этого объединения во внешней торговле Великобритании. Увеличение экспорта в эти годы считается одним из главных средств решения экономических проблем страны, подготовившим фундамент для экономического роста в 80-е гг.

Постепенно менялся и состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г., общая стоимость импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышала стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Но, хотя Великобритания все еще оставалась крупнейшим в мире импортером продовольствия, за два десятилетия доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составила 15%. Страна продолжала ввозить топливо (в основном нефть), натуральный каучук, почти все цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшалась в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива также уменьшалась по мере увеличения добычи нефти в Северном море.

Крупнейшим торговым партнером страны оставались США, на которые приходилось 15% всего британского импорта и экспорта. Однако в поисках новых рынков Великобритания расширяла торговлю и с социалистическими странами.

Период «Тетчеризма»

В 1975 г. Маргарет Тэтчер стала лидером партии консерваторов. В лейбористской партии, которая дважды в 1964-1970 и в 1974-1979 гг. возвращалась к власти, усилилось левое крыло, выступающее за дальнейшую национализацию, выход из ЕЭС и одностороннее ядерное разоружение. На парламентских выборах 1979 г. платформы партий оказались прямо противоположными по содержанию: одна выступала за сохранение государства благоденствия, вторая видела в нем источник кризиса. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет, больше чем кто-либо другой в ХХ веке. Многие эксперты считают, что причиной этому послужила идеологическая пропаганда консервативной партии. Консерваторы воззвали к «истинным ценностям британского общества», среди которых назвали трудолюбие и бережливость, самостоятельность и стремление к индивидуальному успеху, уважение законна, религии, устоев семьи, содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. «Наша политика заключается в том, чтобы каждый, имеющий доход, стал собственником... Мы строим демократию собственников» – так Тэтчер сформулировала свою программу.

Главным направлением ее внутренней политики стало возрождение частного предпринимательства. Для этого были предприняты решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги были снижены, бизнесу было разрешено действовать в национализированных отраслях. Правительство открыто готовилось к приватизации этих отраслей. Одновременно было ужесточено трудовое законодательство, ограничена стачечная активность профсоюзов. Во внешней политике консерваторы заняли однозначную позицию атлантической солидарности. С началом обострения международной обстановки в 1979 г. они присоединились к жестким антисоветским мерам, военные расходы увеличились. После избрания Рейгана президентом, между ним и Тэтчер установились тесные партнерские отношения на основе общей приверженности консерватизму и антикоммунизму. Это, впрочем, не помешало ей по достоинству оценить поворот во внешней политике, произведенный М. С. Горбачевым, и поддержать его. Она твердо и последовательно отстаивала интересы Великобритании в ЕЭС. Жесткость на переговорах дала повод назвать ее «железной леди».

Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с Ирландской республиканской армией, удалось сбить волну терроризма. Лейбористская партия признала необратимость многих преобразований. Сама партия вступила в полосу кризиса, часть ее откололась и создала самостоятельную партию, влияние левых упало.

Но в 1979-1981 гг. экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «Великой депрессией» 1929-1933 гг. Наибольшей остроты кризис достиг в 1981 г. Особенно сильно от кризиса пострадали машиностроение, металлообработка, и судостроение. Среднемесячное число безработных возросло с 1,3 млн. в 1979 г. до 2,5 млн. в 1981 г. В 1982 г. промышленность Англии находилась в состоянии глубокой депрессии. Впоследствии некоторое увеличение объема промышленного производства произошло, прежде всего, за счет нефтедобычи. Обновление основного капитала происходило крайне медленно. Капиталовложения в обрабатывающую промышленность были на 25% ниже, чем в1979 г., что было связано, прежде всего, с относительно низкой нормой прибыли в промышленности Англии. Масштабы безработицы продолжали расти, в 1982 г. произошло около 12 тысяч банкротств.

 Несмотря на отставание в темпах роста, промышленный потенциал оставался Англии значительным. По объему промышленного производства в начале 80-х гг. Великобритания находилась на пятом месте в капиталистическом мире (после США, Японии, ФРГ, Франции), Великобритания до сих пор остается экспортером высококачественной промышленной продукции во многие страны капиталистического мира

В 1982 г. произошел инцидент, который резко поднял престиж Великобритании на мировой арене и Маргарет Тэтчер у себя на родине – это была Фолклендская война. Аргентина, претендующая на Фолклендские острова в Южной Атлантике, населенные двумя тысячами англичан, нарушив международное право, оккупировала их. Великобритания разорвала с Аргентиной дипломатические отношения и отправила к островам эскадру. Англичане организовали морскую блокаду, затем высадили десант и заставили аргентинский гарнизон капитулировать.

После этого инцидента авторитет Тэтчер внутри страны и за рубежом повысился. Воспользовавшись победой, она провела внеочередные парламентские выборы и, получив еще более решительный перевес, приступила к реализации своей главной задачи – приватизации государственного сектора экономики. Она коснулась и государственных компаний, и государственного жилого фонда.

80-е гг. стали свидетелями широкомасштабной приватизации государственных предприятий, которые были национализированы в предыдущие годы. Также поднялся средний уровень жизни, хотя по-прежнему осталось деления на более преуспевающие территории юго-восточной части страны, включая Лондон, и менее богатые территории запада и севера. Уровни безработицы и инфляции постепенно были снижены, хотя все еще оставались достаточно высокими. Начался экономический подъем, причем более быстрый, чем в остальных странах Запада. Страна играла роль мирового финансового лидера, что, наряду с открытием месторождений природного газа и нефти в Северном море снизило зависимость экономики от более традиционных источников энергии и значительно оздоровило внутреннюю экономику страны.

Но перемены в экономической политике носили не только количественный характер. Произошла модернизация промышленности, ее структура изменилась в пользу наукоемких отраслей. К 1990 г. была приватизирована 21 государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3семей – владельцами домов и квартир. Выросла производительность труда, возродился предпринимательский дух. Великобритания стала притягивать иностранные капиталовложения - «английская болезнь» ушла в прошлое.

«Новые» лейбористы

В 1990 г. Тэтчер ушла в отставку с поста лидера партии и премьер-министра, ее сменил Д. Мейджор. В 1992 г. консерваторы на очередных парламентских выборах подтвердили свой статус правящей партии.

В области международных отношений Великобритания продолжает играть активную роль в военно-политической группировке Североатлантического договора (НАТО), Европейском экономическом  сообществе  (ЕЭС) и других военно-политических и экономических группировках. Как одна из стран-основательниц Организации Объединенных Наций (ООН), Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности.

Прошедшие в мае 1997 г. выборы принесли неожиданную победу лейбористской партии – притом, что в последние несколько лет британская экономика явно находилась на подъеме, количество безработных снижалось, фунт заметно прибавил в весе, а уровень инфляции стал одним из самых низких в Европе (табл. 7.3.). Но если посмотреть глубже, отчетливо вырисовываются очертания трех причин, которые, по-видимому, привели консерваторов к поражению.

Первая кроется в ошибках во внутренней и внешней политике, допущенных консерваторами в последние несколько лет. В 1992 г. страна была вынуждена выйти из европейского соглашения о валютном регулировании (в это же время начался период так называемого «евроскептицизма» в английской внешней политике, доминирующий в ней и в настоящее время). Сделано это было с целью укрепления фунта на международных валютных биржах, однако параллельно привело к тому, что в результате последовательных изменений в налоговой политике и роста процентных ставок и цен на недвижимость британцы, покупавшие дома в рассрочку, были вынуждены платить во много раз больше реальной стоимости того же дома на момент заключения сделки.

Вторая причина – жесткая позиция, занятая по вопросу предоставления автономных прав Шотландии и Уэльсу, – в итоге привела к тому, что консерваторы полностью лишились поддержки в этих регионах. В новом парламенте их места достались либеральным демократам, представителям малых национальных партий и лейбористам, которые, умело сыграв на неутоленной тяге горцев к независимости, пообещали учредить в Шотландии однопалатный парламент.

Но наиболее серьезная причина поражения консерваторов, по-видимому, кроется в самой партии. Перспектива вступления Великобритании в систему единой европейской валюты в 1999 г. расколола консерваторов на два лагеря: «евроскептиков» и сторонников евровалюты. Прийти к единому мнению и занять, хотя бы на время предвыборной кампании, четкую позицию по евровалюте «тори» так и не смогли, и даже сам лидер консерваторов Д. Мейджор не сумел усмирить разбушевавшихся евроскептиков.

Британские избиратели справедливо рассудили, что партия, которая не может навести порядок в своих рядах, вряд ли окажется в состоянии управлять страной. Способности Д. Мейджора как администратора, очень полезные в ежедневной жизни партии, оказались совершенно непригодными для лидера разрываемых  противоречиями консерваторов накануне выборов. Его противник, молодой напористый Т. Блэр, бывший во главе лейбористов всего два с небольшим года, сумел за это время радикально реформировать свою партию.

Помимо известных демократических изменений в программных и политических установках лейбористов (отказ от национализации, отмежевание от ряда не устраивающих бизнес требований профсоюзов, взятие на вооружение принципов «мягкого тэтчеризма» в экономике), очень важную роль в поддержке большим бизнесом лейбористов сыграло и такое обстоятельство, как более определенная их позиция по отношению к Европейскому союзу. Не будучи ни догматиками – «еврофилами», каковыми являются либеральные демократы, ни тем более догматиками – «евроскептиками», лейбористы стали той политической силой, чей прагматический европеизм в наибольшей мере импонирует бизнесу и чья позиция может легче всего корректироваться и в его собственных интересах и в интересах британской экономики в целом.

Одним из основных направлений реформы является предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу. Вопрос о Шотландском парламенте и ассамблеи Уэльса уже был решен в ходе прошедших в сентябре 1998 г. референдумов. Также, есть и существенные разногласия между лейбористами и либерал-демократами: если целью последних является «федеративная Британия», то лейбористы не склонны идти так далеко, и намерены сохранить сильную централизованную власть.

Немалую роль играет и их обоюдное стремление более органично «вписать» Великобританию в политическую структуру ЕС. Одним из приоритетных направлений деятельности последнего является активная региональная политика, нацеленная не только на помощь слабо развитым регионам, но и на все более органичное вовлечение региональных властей в систему ЕС. А это, помимо прочего, означает, что чем сильнее в той или иной стране будут регионы, тем основательнее будут ее позиции влияние в союзе.

Конечно, «федерализация» Британии может иметь и иные последствия, и утверждения консерваторов, что это только первый шаг к развалу страны, вряд ли так уж беспочвенны, особенно учитывая активизацию шотландских сепаратистов. Однако перераспределение власти между центром и регионами в государствах ЕС носит объективный характер, и попытки воспрепятствовать этому неизбежно ведут не только к усилению политического дисбаланса внутри страны, но и к ее дистанцированию от «остальной» Европы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.