![]() |
|
|
Реферат: Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный периодСфера услугНесмотря на сохраняющуюся «сверхиндустриализацию», экономике ФРГ свойственно снижение в структуре ВВП и занятости населения доли материального производства и рост доли отраслей сферы услуг: на эту сферу приходится сейчас около 2/3 ВВП (табл. 5.1. и 6.1.). Это связано, в частности, с научно-техническим прогрессом в материальном производстве (возрастает значение так называемых производственных услуг), ростом производительности труда в материальном производстве, возрастанием благосостояния и изменением структуры потребления населения, увеличением свободного времени и другими причинами, характерными для всех развитых стран. В то же время, для Германии свойственна, как уже отмечалось, выраженная социальная направленность государственной экономической политики, активность государства в сфере образования, охраны окружающей среды, медицинском обслуживании, жилищном строительстве, социальном обеспечении, что также способствует росту значения сферы услуг в национальном хозяйстве. В настоящее время в разнообразных отраслях сферы услуг ФРГ занято около 53% населения, при этом наибольший удельный вес приходится на торговлю и транспорт (19%). Сфера государственного управления занимает около 15%. Внешнеэкономические связи и место ФРГ в мировом хозяйствеУже в 50-е гг. ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда. Сегодня Германию уже по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики (табл.2 и 4.1.). По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку» (граф.1.1.). ФРГ мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Германия является одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала (табл.3.1. и 8.1., граф. 4.1.), выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте. По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) страна также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве. В экономической стратегии правительства ФРГ развитию внешнеэкономических связей отведена ключевая роль с учетом высокой зависимости состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях. Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юго-африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место, являясь локомотивом западноевропейской интеграции. Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. В послевоенный период происходил постоянный рост доли экспорта в ВВП. Лишь в середине 90-х гг. доля экспорта в ВВП немного снизилась вследствие объединения Германии и реформирования экономики новых федеральных земель, потери рынков сбыта продукции Восточной Германии в Восточной Европе и бывшем СССР, недостаточной конкурентоспособности восточногерманских товаров, неблагоприятной конъюнктуры в западных странах (табл. 3.1. и 4.1.). Для внешней торговли ФРГ характерны высокие темпы роста и положительное сальдо внешнеторгового баланса при одновременном сохранении пассива по текущим операциям и значительного дефицита в балансе торговли услугами (табл. 8.1., граф. 5.1.). Товарная структура внешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (табл. 10.1.). Структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование, промышленное сырье и полуфабрикаты, товары широкого потребления. В последние годы ФРГ утратила в ряде отраслей промышленности свои ведущие позиции в качестве одного из крупных мировых экспортеров. В 1990 г. Германия была крупнейшим мировым поставщиком по четырем товарным группам (автомобили, машины, химическая продукция, текстильные товары), в 1996 г. она сохранила лидерство лишь по двум – химическая продукция (14,2% мирового экспорта) и автомобили (18,5%). По экспорту машин и текстиля ФРГ опустилась на второе место. По экспорту наиболее перспективных технологических товаров (компьютеров, информационных систем и средств связи) ФРГ опустилась с третьего места (в 1990 г.) на девятое в (1996 г.), а ее доля на этом рынке уменьшилась с 7,5 до 4,9%. ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов). Высокая конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как уже подчеркивалось ранее, за счет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качестве и техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которые честно соблюдаются и др. В общем объеме импорта ФРГ основная доля приходится на готовые промышленные изделия и полуфабрикаты, сырье (табл. 10.1.); в частности, на автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье, текстиль, одежду. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях. Также ФРГ является импортером товаров высоких технологий. Ведущие позиции во внешней торговле ФРГ занимают промышленно развитые страны (75%), и в первую очередь страны ЕС (табл. 9.1.), среди которых крупнейшим торговым партнером является Франция (свыше 10%). На долю США приходится 8-9%, Японии – 3-4%. Доля развивающихся стран составляет около 15%. Как уже говорилось, ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала (табл.3.1. и 8.1., граф. 4.1.). Доля прямых капиталовложений немецких фирм за рубежом в общем объеме зарубежных инвестиций в последние годы составляет от 25 до 35%, тогда как аналогичный показатель для иностранных капиталовложений в экономику ФРГ не превышает 5%. Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнем требований к охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая и политическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличие передовых технологий и высококвалифицированной рабочей силы делают страну привлекательной для притока иностранного капитала. Крупнейшими партнерами ФРГ в Европе по инвестиционному обмену являются страны-члены Европейского Союза (в первую очередь, Франция и Великобритания), доля которых в общих капиталовложениях ФРГ за рубежом в 1997 г. составила около 52%, а в прямых инвестициях - около 35,6%. В объемах капиталовложений из-за рубежа в экономику ФРГ на эти страны приходилось 70,6% общих капиталовложений и 60% прямых инвестиций. Крупнейшим инвестиционным партнером ФРГ традиционно остаются США, куда за последние лет германскими компаниями было инвестировано, по оценкам, более 300 млрд. долларов. Причины такого резкого скачка в масштабах потока германских вложений в США – это длительный подъем в экономике США (возросший внутренний спрос) и приобретение немецким концернами в полную или частную собственность (с контролирующим пакетом акций) крупных американских компаний. В последние годы увеличивался объем инвестиций в экономику стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Наиболее значительные инвестиции немецкими фирмами и банками осуществляются в экономику Венгрии, Чехии и Польши. 2. Особенности экономического развития Франции в послевоенный периодВременный режим. Начало периода «Голлизма»В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. в результате совместных действий сил Сопротивления и англо-американских войск, власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики. Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике. В 1944 г. объем ее промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превышали довоенный уровень. Еще более усугубляло положение то, что во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение. Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Распространение влияния голлистов показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. В 1944-1946 гг. были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения: введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. В начале 1946 г. был создан Государственный комиссариат по планированию, который занялся разработкой плана оснащения и модернизации французской промышленности. Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а также для повышения эффективности экономики. Сохранив власть, буржуазия использовала национализацию в своих интересах. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции охватила лишь часть отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями находилось в руках буржуазного государства. По существу, национализация означала переход некоторых предприятий и банков из частной в государственно-капиталистическую собственность, т. е. шаг в развитии государственно-монополитического капитализма. Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В обстановке обострения международной напряженности и «холодной войны» не без поддержки правящих кругов США, развернулась широкая антисоветская и антикоммунистическая кампания. В 1947 г. во Франции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошел поворот вправо, коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. В ноябре 1947 г. началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновения с полицией и войсками. Хотя основным требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать запугивала население угрозой «повстанческой забастовки», гражданской войны и «коммунистической диктатуры». Правительство мобилизовало резервистов и направило против бастующих войска. В результате стачка закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся. В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. 10 декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с нашей страной. В то же время Франция поддерживала тесные связи с Англией и США. После устранения коммунистов из правительства Франция полностью присоединилась к англо-американскому блоку. В 1947 г. Франция подписала Дюнкеркский договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала членом Западного союза. Она приняла американскую помощь по плану Маршалла, в 1949 г. вступила в Организацию Североатлантического договора, а в 1954 г. – в СЕАТО. Французское правительство поддержало американское вмешательство в гражданскую войну в Корее и приняло активное участие в гонке вооружений. Военные расходы Четвертой республики от времени ее вступления в НАТО до 1957 г. возросли более чем в три раза. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы НАТО, появились американские военно-воздушные, а затем и ракетные войска. «Атлантизм», участие в «холодной войне» стали главным направлением внешней политики Четвертой республики. Европейская политика Франции после ее присоединения к англо-американскому блоку также изменилась. Видя в Западной Германии союзника против СССР, Франция, вопреки своим прежним требованиям, отказалась от получения немецких репараций и согласилась на участие Западной Германии в плане Маршалла. Французское правительство поддержало англо-американские планы раскола Германии и создания ФРГ. Оно приняло активное участие в разработке проектов интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В 1950 г. в соответствии с планом Шумана Франция вошла в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. она подписала Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»). Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североатлантический пакт, выступали против европейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом. Несмотря на это, французское правительство вскоре подписало Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноевропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок. Советский Союз, неоднократно предупреждавший французское правительство, что подписание Парижских соглашений несовместимо с франко-советским Договором о союзе и взаимопомощи, 7 мая 1955 г. аннулировал этот договор. Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте. С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился Временный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет – с 1946 по 1958 г. Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республикиЭкономическое положение Франции в первые годы Четвертой республики было трудным, происходили частые смены правительств. В 1947 г. правительство приняло первый в истории Франции общий государственный план модернизации и реконструкции промышленности (план Монне). В 1948 г. промышленное производства было восстановлено, в 1950 г. был превзойден довоенный уровень сельского хозяйства. При этом было заметно активное вмешательство государства в экономику. В 50-е гг. экономическое развитие ускорилось, хотя было неравномерным. Ликвидация последствий войны, научно-технический прогресс, крупные государственные капиталовложения, заказы и кредиты способствовали повышению темпов развития экономики. В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. В сельском хозяйстве значительно увеличилось количество тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. Главными особенностями послевоенного французского государственно-монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности государства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюджет и государственные финансовые учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные предприятия. Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали постоянным элементом французской экономики. Как правило, плановые задания разрабатывались при участии и в интересах монополий. Получив в результате национализации банков огромные финансовые ресурсы, снабжая монополии за счет государственного сектора углем, электроэнергией, газом, транспортом по низким тарифам, государство способствовало концентрации производства и техническому переоснащению крупных предприятий. За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ. Колониальная политика Четвертой республики была направлена на сохранение колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г.– Франция вела колониальную войну в Индокитае. В 1954 г. Франция подписала Женевские конвенции, признало независимость колоний в Индокитае и провозгласило «внутреннюю автономию» Туниса. В то же время, Франция отказалась предоставить независимость Марокко, начала колониальную войну в Алжире и агрессию против Египта. Пятая республика. Дальнейшее экономическое и социальное развитие ФранцииВ декабре 1958 г. генерал де Голль был избран президентом Франции. Заняв этот пост, де Голль сосредоточил в своих руках основные рычаги управления и установил режим «личной власти». Решения по всем важнейшим вопросам принимал президент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Он также лично руководил военной и внешней политикой, а также политикой в Алжире, которая была самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль, тем не менее, не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям. С 1 октября 1958 г. независимым государством стала Гвинея, а вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1958 г. армия в Алжире выходит из повиновения в связи с формированием правительства Пфлимена, сторонника независимости Алжира, вследствие чего президенту де Голлю предоставили чрезвычайные и конституционные полномочия. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке, а в 1962 г. после проведения референдума была окончательно прекращена война в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась. Освободившись от груза войны в Алжире, правительство Ж. Помпиду стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Создав собственное ракетно-ядерное оружие, Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника). Стремясь покончить с зависимостью Франции от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы, а штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию. Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и других странах Юго-Восточной Азии, высказался за разрядку международной напряженности и развитие международного сотрудничества. Значительно улучшились отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом, были заключены соглашения о научном сотрудничестве, в том числе в области мирного использования атомной энергии. В 1966 г. была принята совместная декларация, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Существенно изменилась европейская политика Франции. Осудив планы военно-политической «интеграции Европы», де Голль противопоставил им идею «Европы государств», т. е. межгосударственного союза, в котором все его члены полностью сохраняли бы свой национальный суверенитет. Французское правительство выступило против принятия Англии в «Общий рынок», считая, что английское правительство слишком тесно связано с США и может стать проводником американского влияния в Европе. Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ. В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики, обороны, просвещения и воспитания молодежи. Они решили регулярно консультироваться друг с другом. К отрицательным аспектам внешней политики Пятой республики относилось ее участие в гонке вооружений. До 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и не участвовала в переговорах о разоружении, начатых в Организации Объединенных Наций. Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции развивалась быстрыми темпами. За 10 лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства увеличился более чем на 60%. Под влиянием научно-технической революции были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная; возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем, потребление нефти увеличилось в 4 раза, зато потребление угля упало в 2 раза. Правительство регулярно разрабатывало планы экономического и социального развития, охватывавшие основные направления финансово-экономической, технической и социальной политики государства[3]. Стремясь к повышению конкурентоспособности французской промышленности, оно предоставляло огромные субсидии крупнейшим монополиям, влияние которых еще более возросло. 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили себе всю французскую экономику, на долю контролируемых ими предприятий приходилось более 60% всех капиталовложений. Тем не менее, степень концентрации промышленности во Франции была меньше, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. Значительно возросло техническое оснащение сельского хозяйства. В результате крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических достижений урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота возросли. За 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов увеличилось на 67%, Франция стала вторым после США экспортером продовольствия. По наличию техники, инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих французское сельское хозяйство сравнялось с другими отраслями экономики. Оно перешло в индустриальную стадию развития. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |