на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основные черты и особенности экономического развития Западной Европы в послевоенный период


Сфера услуг

Сфера услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более 70% ВВП (табл. 5.2.) и свыше 69% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело.

В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня – один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран.

 

Внешнеэкономические связи и место Франции в мировой экономике

По объему экс­порта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности: более высокий удельный вес сельскохозяйственных товаров и сырья. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычис­лительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определилось осо­бенностями отраслевой структуры хозяйства и характером страновой специа­лизации в международном разделении труда, а также снижением кон­курентоспособности промышленности. В настоящее же время ликвидирующие позиции во внешней торгов­ле страны занимают машины и оборудование. По экспорту авиа­ционной техники, локомотивов, вагонов Франция занимает второе место; автомобилей, химических товаров – третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются воен­ные корабли, самолеты и армейское вооружение.

Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50% французского экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. 20 первых французских экспортеров контролируют 21% вывоза из страны, а 20 крупнейших импортеров – 18% ввоза.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно произ­водство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением междуна­родного разделения труда и изменением конкурентоспособности фран­цузских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве про­дукции машиностроения и химической промышленности. Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП. Характерной чертой на­учно-исследовательской деятельности выступает ее военная направ­ленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, до­стигает 19% всех расходов на НИОКР, (в ФРГ — около 5%).

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По це­лому ряду из них она занимает ведущие позиции — атомная энерге­тика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отста­ет – информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной про­мышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в та­ких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС (табл. 9.2.), это са­мая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта, на втором месте – Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торг­овле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли яв­ляется значительная ориентация экспорта в страны с медленно расши­ряющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расшире­ния внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступа­ет экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций, при этом в 80-е гг. произошло со­кращение ее доли.

Внешняя торговля Франции выступает серьезным фактором ее экономического роста. На экспорт идет около 25% ее конечного продукта (в 1970 г. — 19,4%). Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала явля­ется Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на стра­ны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инве­стиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отрас­лях – металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобрита­нии.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место, на его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обраба­тывающие производства путем налаживания сборочных или автоном­ных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%), инве­стиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступа­ют им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промыш­ленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической – 55%, сельскохозяйственном машиностроении – 50%, производстве ЭВМ и средств информатики – 49%, точном приборостроении – 36%. Боль­шинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли.

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится эконо­мической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государ­ства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны. Также, несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсто­ронней помощью.

Торговый и платежный баланс Франции в последнее время сводится с положительным сальдо (табл. 8.2. и граф. 5.2.). Тем не менее, в последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами, крупные разрывы обра­зуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических дости­жений. Свыше 70% всего дефицита технического обмена прихо­дится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается раз­витию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завое­вания западноевропейского рынка».

  3.    Особенности экономического развития Великобритании в послевоенный период

Послевоенное положение

Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, произошедшее в результате Второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского капитализма. Расходы Англии на войну превысили 25 миллиардов фунтов стерлингов. Людские потери Англии составили 245 тыс. человека убитыми, 278 тыс. ранеными и 53 тыс. пропавшими без вести. Впервые в истории это государство стало жертвой опустошительных бомбардировок и сильных ракетных  ударов, в результате которых Великобритания потеряла значительную часть своего торгового флота. Если в довоенные годы Англия получала от судоходства чистый доход в сумме свыше 100 миллионов фунтов стерлингов, то в 1946 он составил всего лишь 29 миллионов фунтов стерлингов. Ее внутренний долг вырос за годы войны втрое, а внешняя задолженность достигла 3,3 миллиардов фунтов стерлингов.

В 1946 г. уровень британской промышленности достиг 90% уровня 1937 г. За годы войны Великобритания истратила на покрытие военных расходов и оплату поставок из США значительную часть своих золотовалютных резервов и 25% своих заграничных инвестиций. Хотя Англия не была оккупирована, на ее территории не было наземных боев, но города Великобритании подвергались бомбардировке, а колонии (Бирма, Египет, Малайя и др.) были оккупированы вражескими войсками. Именно это впоследствии послужило причиной кризиса  Британской  империи. Великобритания все еще оставалась великой державой, но соперничество с США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После войны англичанам пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве, ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась низведенной на роль «младшего партнера» США и утратила свое первенство на мировых рынках.

В то же время, война стала источником обогащения крупных английских промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала, еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались зависимостью Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах земного шара. Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе и японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войск, как на западноевропейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не Великобритании, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны.

Постепенно возрастала самостоятельность британских доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились возможности проведения политики «равновесия сил» в Европе, к которой Англия раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников. Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало стратегические позиции Великобритании, извлекавшей прежде немалые выгоды из своего островного положения.

Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Однако правящие круги Великобритании встали на путь пересмотра согласованных решений военного времени, усиления гонки вооружений и проведения политики «холодной войны». Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой державой, но ее международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике и международных отношениях уменьшилась. Она не могла тягаться по мощи с США и СССР.

После шести лет изнурительной войны англичане меньше всего думали о претензиях на мировое господство. Это особенно отчетливо проявилось на первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 г. Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу: создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном  Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они – организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента.

После войны в Великобритании началось осуществление плана лейбориста У. Бевериджа, который предполагал создание всеобъемлющей системы социального обеспечения и введение бесплатного медицинского обслуживания. Этот план был дополнен решением о национализации ряда отраслей экономики. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно-монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках. Реформа отвечала интересам промышленников и банкиров, избавленных от необходимости вкладывать капиталы в переоборудование предприятий, пришедших в упадок (угольные шахты, газовые заводы), и реорганизацию запущенного железнодорожного транспорта. Все расходы по реконструкции перекладывались на английских налогоплательщиков.

В августе 1945 г. США без предварительного уведомления прекратили поставки по ленд-лизу, Великобритания должна была впредь оплачивать наличными все, что она приобретала в США. Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы за границей. Лейбористы решили выйти из создавшихся трудностей с помощью американских кредитов.

Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946 г. в США был отменен контроль над ценами, экспортные товары подорожали, и Англия израсходовала полученный заем за один год. В июле 1947 г. английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры потребовали расчетов в долларах, но Англия оказалась не в состоянии была удовлетворить их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от свободного обмена валюты, страна переживала острый финансовый кризис, правительство сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по жизненному уровню трудящихся.

 Кабинет Эттли намеривался просить у США новый заем, но, поскольку американское правительство выдвинуло «План Маршалла», лейбористы ухватились за него. В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение о реализации «плана Маршалла» в Англии. За американскую «помощь» пришлось расплачиваться новыми большими уступками, ущемлявшими экономические  интересы и суверенитет страны. В период действия «плана Маршалла» Англия получила 2351 миллион долларов в виде поставок и 337 миллионов долларов в качестве займов. Но финансово-экономическое положение страны не улучшилось. Напротив, возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Усилилась милитаризация экономики Англии.

Тем не менее, английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 г. Англия рассчитывала использовать этот военно-политический блок не только против сил общественного прогресса в Европе, но и для обеспечения своей руководящей роли в европейских делах. В 1949 г. Западный союз фактически был поглощен Североатлантическим блоком, руководство которым взяли в свои руки США. В 1949 же году Великобритания стала членом НАТО.

Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 г. некоторый запас золота и долларов. В связи с этим, лейбористское правительство решило по истечении 1950 г. отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла». Улучшение финансового положения страны оказалось временным и непрочным. Политика перевооружения привела к сокращению золотых и долларовых резервов и углублению финансового кризиса во второй  половине 1951 г.

Английские правящие круги рассчитывали преодолеть финансовые трудности путем получения больших доходов от расширения экспорта товаров на мировых рынках. В первые послевоенные годы Англия добилась значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Этому способствовало временное устранение германской и японской конкуренции и нехватка долларов в странах стерлинговой зоны. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Тем не менее, рост экспорта стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного развития была гонка вооружений.

В 1948 г. английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 г. производство превысило почти на треть показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) таки не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили растущий разрыв между Великобританией и США в этой области.

В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.

Несмотря на старания, реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. Положение в стране оставалось по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты питания – в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых источников продовольствия в странах Содружества.

В области внешней политики у Великобритании все еще оставалось два основных направления: соперничество с СССР и попытка сохранить Британскую Империю.

В первом вопросе лейбористы были полностью согласны с мнением Черчилля о советской угрозе, высказанным им в Фултоне, и оставались союзниками США. Но в 1947 г. были вынуждены отказаться от соперничества с СССР из-за кризисного положения в государстве.

Во втором вопросе перед страной стала еще более тяжелая проблема, требовавшая незамедлительного решения: начался кризис Британской Империи. Великобритании пришлось предоставить независимость Индии, Цейлону в 1947 г. и Иордании и уйти из Палестины. Утратив политическую власть в своих бывших колониях в Азии, английские империалисты стремились всеми средствами сохранить там экономические позиции. Одновременно монополии рассчитывали восполнить потери в Азии широкой эксплуатацией ресурсов и населения африканских колониальных владений. Но нараставшее освободительное движение народов черного континента опрокинуло и эти планы.

«Английская болезнь» в 50-х – 70-х годах

В 50-е гг. Европа «переживала» всеобщий экономический рост, к которому присоединилась и Великобритания. Но темпы ее развития были намного меньшими, чем в остальной Европе среди передовых стран. После войны по экономической мощи Британию обошли ФРГ, Франция и Япония. Италия вплотную приблизилась к Великобритании. Экономический застой в Англии начался, как только произошел распад Империи, а ведь именно с Империей связано былое процветание Великобритании. Если раньше Великобритания по низкой цене закупала в своих колониях сырье, «аккумулировала» богатства мира, то теперь это стало невозможным, так как бывшие колонии соглашались поддерживать экономические отношения только на гораздо более выгодных условиях. В связи с этим Великобритании необходимо было почти полностью перестраивать свою экономику, тогда как в других странах Европы этой проблемы не существовало. И тенденции развития их страны грозили англичанам превратиться в граждан третьеразрядного государства. Началась так называемая «английская болезнь», о которой в стране шли дискуссии. Лейбористы считали, что средство против этой болезни – расширение государственного контроля над экономикой, и обвиняли предпринимателей в неспособности использовать современные методы бизнеса, а банки в том, что те предпочитали вкладывать деньги за границей. Консерваторы, в свою очередь, винили профсоюзы в установлении непомерно высокой заработной платы и в чинении препятствий рационализации, что, по их мнению, и послужило отталкивающей причиной для иностранных инвестиций. Однако обе эти партии, находясь у власти, проводили сходную политику, получившую название «стоп-вперед». Сначала предпринимались меры по стимулированию развития экономики, то есть рост вложений государственного капитала в промышленность и увеличение зарплаты и вело к инфляции. Как только она достигала уровня, способного вызвать существенное падение курса фунта стерлингов, а это значило бы удорожание всего импорта (прежде всего продовольствия), субсидии прекращались, инфляция уменьшалась, рост приостанавливался.

Но видимо, ни те, ни другие не были правы. «Английская болезнь» была во многом следствием специфического развития страны. Ранее хозяйство Великобритании развивалось в благоприятных условиях свободного рынка Империи, где Британия практически была монополией. Она дешево скупала сырье в колониях. Эти условия можно сравнить с «парниковыми». А после войны, с распадом Британской Империи ослабли выгодные торговые связи с колониями, и эти благоприятнейшие условия исчезли, а английская промышленность попала в сферу жестокой конкуренции.

В 1951 г. 77-летний Уинстон Черчилль, глава консерваторов, возглавил правительство. Черчиллем были сделаны определенные выводы из поражения консерваторов в 1945 г., правительство уже не посягало на бесплатное медицинское обслуживание и систему социального обеспечения. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт. В 1952 г. Великобритания, не пожелавшая отставать от сверхдержав, обзавелась ядерным оружием, в чем ей существенно помогли США.

В 1952 г. умер король Георг VI , и его дочь Елизавета вступила на престол. Но, так как монархия в Великобритании сохраняется лишь в качестве традиции, то произошедшая смена монархов никак не повлияла на политику (Великобритания – парламентская монархия, и Конституции здесь нет, а законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах; это значит, что парламентарии смотрят только на то, каким образом был когда-то решен аналогичный случай – настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские законы и процедуры).

За 13 лет пребывания у власти консерваторов (1951-1964 гг.) противоречия английского империализма еще более обострились. Экономика страны неоднократно переживала кризисные падения и застой, рост промышленного производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х гг. и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. до 8,3% в 1960 г. Расширились масштабы проникновения американского капитала в английскую экономику. Неравномерность экономического и политического развития капитализма, распад Британской колониальной империи, огромные расходы на непроизводительные цели, связанные с гонкой вооружений и проведением агрессивной внешней политики, – все это обусловило падение роли Англии в капиталистическом мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.