на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста


После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.

Контрольная группа

отсутствие ответа - 7 человек (35%)

стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%)

перечисление режимных моментов - 8 человек (40%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%)

Экспериментальная группа

отсутствие ответа - 6 человек (30%)

стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%)

перечисление режимных моментов - 9 человек (45%)

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%).

Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов.

На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания.

Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях

Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях

Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.

Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:

·  Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

·  Потребности использовать данные знания и умения на практике;

·  Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;

·  Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.

Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень.

У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.

Средний уровень.

Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.

Низкий уровень.

Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно – эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в ДОУ, но пассивно.

Первоначальное диагностирование детей по русской народной культуре. (см. Приложение 2).

На рис. 3 и 4 можно увидеть процентное соотношение первоначального уровня знаний, детей старшего дошкольного возраста, русской народной культуры.

Рис.3

Рис.4


2.3 Программа формирующего этапа эксперимента

Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.

Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательная программа по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которой дети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение № 4)

Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Программа построена на основе главных методических принципов:

·  Учет возрастных особенностей детей

·  Доступность материала

·  Постепенность его усложнения

Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Система знаний, заложенных в дополнительной образовательной программе представляет собой комплекс, состоящий из направлений:

·  ознакомление детей с устным народным творчеством;

·  ознакомление детей с традициями и историей русского народа;

·  ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством;

·  знакомство с русскими народными играми;

·  знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальными инструментами;

·  знакомство с особенностями национального быта.

Цель программы:

Формирование положительного отношения дошкольника к русской народной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народной культуре.

Задачи программы:

·  - Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.

·  - Воспитание у детей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формирование чувства причастности к русскому народу и русской культуре.

·  Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре.

·  Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.

·  Развитие умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.

·  Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.

·  Развитие умения рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.

·  Развитие активности детей посредством использования русских народных игр.

Таблица № 5

Возрастная группа Продолжит. занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
6-7 лет 30 мин 2 раза в неделю 1 час 34 часа 30 мин

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста

Таблица № 6

Наименование разделов Общее кол-во часов В том числе
Теоретических Практических
1 «Восенушка – осень» 12 часов 4 часа 8 часов
2 Зимние узоры» 10 часов 30 мин 3 часа 15 мин 7 час. 15 мин
3 «Весна красна цветами» 12 часов 4 часа 8 часов
Итого 34 часа 30 минут 11 часов 15 минут 23 часа 15 минут

Методическое обеспечение дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучения детей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

·  Рассказ (педагога, детей)

·  Беседа

·  Чтение художественных произведений

·  Пояснение, объяснение

·  Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.

Дидактический материал

·  Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр.

·  Иллюстрированные книги с русскими народными сказками

·  Иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма

·  Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи

·  Настольные игры русской народной тематики

·  Образцы поделок и рисунков

Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба и музей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.

В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.

При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы.

Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя, своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей. Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, при подведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялось обсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя, как части русского народа.

При этом, организуя занятия, мы видели необходимость постоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора на достигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируя интерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние, уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации времени занятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мы сделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемую средствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также нами было отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявлении является одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношений детей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать на выполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах, стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий.

2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента

Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня развития представлений о себе, своих возможностях, знаниях. Благодаря поощрению фантазии, самораскрытия дети стали инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов.

В ходе организованного нами контрольного этапа эксперимента, нами повторно была поведена диагностика уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста в обеих группах: диагностическая методика Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий. А так же диагностика, направленная на определение уровня знания детьми русской народной культуры.

Результаты достигнутого уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста в сравнении с начальным их уровнем в итоге проведенного нами формирующего этапа эксперимента показали нам следующую картину.

Сравнивая результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий мы отметили, что в обеих группах качество и количество ответов не изменилось, что говорит о том, что освоение русских народных традиций, в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства, не способствует формированию национального самосознания.

В таблице № 4 (см. Приложение 3) можно увидеть сравнительные результаты ответов детей контрольной и экспериментальной групп после проведения комплекса занятий.


Рис. 6 Результаты ответов детей контрольной группы после проведения комплекса занятий

Рис. 7 Результаты ответов детей экспериментальной группы после проведения комплекса занятий

Рис. 8 Сравнительные ответы детей экспериментальной и контрольной групп после проведения комплекса занятий


Но, проведя диагностику, направленную на определение уровня знания детьми русской народной культуры можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень знаний традиций русской народной культуры, сформировалось положительное отношение дошкольника к русской народной культуре, сформировались знаний о богатой русской народной культуре, сформировалась эмоциональная отзывчивость к русской народной культуре, у детей возникло желание познавать русскую народную культуру. Сформировалось чувство причастности к русскому народу и русской культуре, развился познавательный интерес к русской народной культуре. Сформировались обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси. Дети научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, соблюдая при этом чувство ритма, формы, симметрии. У детей развилось умение самостоятельно использовать устное народное творчество, рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси. Развилась активность детей посредством использования русских народных игр. У детей контрольной группы перечисленные выше критерии знаний и умений остались на прежнем уровне, что нам показывают рисунки 9 и 10

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.