на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Взаимодействие органов предварительного следствия,дознания и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании особо тяжких преступлений


Для этой цели можно использовать весь арсенал имеющихся мето­дов и способов познания ситуации, таких как, например, анализ, син­тез» абстрагирование. Метод моделирования охватывает различные    уровни познания, позволяет осуществить связь между эмпирическим и рациональным.[15]

Осуществляя определенное следственное  действие,  следователь не только изыскивает доказательства,  но и систематизирует и  их,  то есть придает им процессуальную  форму.  Это находит отражение прежде всего в документальной части расследования.

     Вся процессуальная деятельность следователя в обязательном порядке фиксируется в протоколах и постановлениях.  При составлении протокола следственного действия следователь излагает само действие в том порядке,  в каком оно имело место, выявленные при его  производстве  существенные для дела обстоятельства,  а также заявления  лиц,  участвовавших  при  производстве   этого действия.

Постановлением является решение следователя,  принятое при производстве предварительного  следствия, " направленное на совершение того или  иного  процессуального действия".[16]  Проведение  следственного действия тем или иным следователем правомерно лишь в случаях,  когда  данное

уголовное дело  находится в его производстве,  либо следователь включен в группу следователей,  расследующих данное дело,  либо следователь реализует просьбу другого следователя,  либо,  если он привлечен   к   выполнению   крупномасштабных   следственных действий, хотя   он   данное   дело   не  расследует.  Перечень следственных действий строго закреплён  в   УПК РФР и  включает в себя: задержание подозреваемого [ст.122УПК РФ], допрос свидетеля [ст.159УПК РФ], допрос обвиняемого [ст.150 УПК РФ],  очную ставку[ст.162УПК РФ],  предъявление для опознания[ст.164УПК РФ],  обыск[ст.170 УПК РФ], выемку[ст.167УПК РФ], осмотр[ст.179 УПК РФ],  освидетельствование[ст.181УПК РФ], следственный эксперимент [ст.183УПК РФ], проверку показаний на месте,  назначение  экспертизы[ст.184УПК РФ].

Не обладая достаточными познаниями в области криминалистической техники и других естественных и технических наук, следователь взаимодействует  с экспертными подразделениями,  которые применяют все научно-технические  средства  и  методы,  помогая следователю отыскивать,  закреплять,  изымать и исследовать вещественные доказательства, участвуя в следственных действиях.  Хотя и подразумевается, что элементарные технические действия следователь может выполнять сам, на практике же вся техническая часть работы ложится на специалиста или эксперта. Следователь лишь закрепляет результаты их работы в протоколе.

   Завершающей фазой  предварительного расследования является составление обвинительного заключения /акта,  подводящего итоги предварительного расследования/, в котором излагается сущность дела, содержится мотивированные выводы следователя о виновности конкретных лиц,  дается  общественно-политическая и юридическая оценка действий обвиняемых. 

Обвинительное  заключение  подписывается следователем с указанием места и времени его составления и вместе с делом направляется прокурору, который либо утверждает его и направляет в суд,  либо возвращает дело на дополнительное расследование.

                                                 Параграф 2.

     Процессуальное положение дознавателя и его взаимодействие со следователем по делам, по которым обязательно предварительное следствие.

Понятие «орган дознания» употреблено законодателем и одинаково относится к любому из учреждений, перечисленных в 117 УПК РФ.

После появления ныне действующего УПК в течение 30 лет перечень органов дознания был неизменен. Однако в начале 90-х го­дов появились новые учреждения (подразделения), наделенные правовым статусом органов дознания. Речь идет о федеральных органах налоговой полиции (по делам, отнесенным законом к их ведению), таможенных органах РФ (по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 УК). Более того, учеными постоянно высказываются предложения о расширении круга должностных лиц и учреждений, которые могли бы реализо­вывать полномочия органа дознания.[17]

 Тем не менее,  хотелось бы остановиться подробно на деятельности органов дознания в системе МВД, т.к. это поможет раскрыть те задачи, которые поставлены перед нами при написании данной работы.

Сотрудников органа дознания в уголовном процессе принято именовать: начальник органа дознания, должностное лицо орга­на дознания, лицо, производящее дознание, или лицо, которому поручена досудебная подготовка материалов в протокольной форме. Даже когда представитель органа дознания помогает сле­дователю в применении технических средств, он ос

тается долж­ностным лицом органа дознания (лицом, производящим дозна­ние), но ни в коем случае не специалистом.[18] В зависимости от стадии уголовного процесса представители любого органа дознания, в производстве которого находятся материалы предва­рительных проверок либо уголовные дела, в настоящее время обладают различным правовым статусом. Именно поэтому необходимо рассмотреть все формы их правового положения, которые отражают назначение в уголовном судопроиз­водстве представляемых ими учреждений.

Должностным лицом органа дознания признается атте­стованный работник учреждения, уполномоченный на опреде­ление подведомственности заявления (сообщения) и сбор доста­точных данных о признаках преступления (иначе, предваритель­ную проверку), а также на иную, осуществляемую в этих целях на стадии возбуждения уголовного дела предусмотренную уголовно-процессуальным законом деятельность (за исключением следственных действий). Им, как правило, является дознаватель или сотрудник, за которым закреплена территория (объект, вид преступного деяния), на которой имело место происшествие.

 Лицо, производящее дознание, — сотрудник, обязанный осуще­ствлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо огра­ничений выполнять все действия, возложенные законом на ли­цо, производящее дознание, а также часть действий органа доз­нания, самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением.

Также одним из основных видов деятельности органов дознания является оперативно-розыскная деятельность. Статья 118 УПК РФ конкретизирует направленность и цель оперативно-розыскных мер: " На органы дознания возлагается  принятие необходимых  оперативно-розыскных  и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом   мер   в   целях   обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер,  необходимых для предупреждения и пресечения преступлений".

Для выполнения задач, поставленных перед органами дознания, они должны руководствоваться федеральным законом  «Об оперативно-розыскной деятельности».[19] В нем перечислены  конкретные мероприятия, которые могут проводить органы дознания для успешного решения поставленных перед ними задач по расследованию и пресечению преступлений:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности  и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Оперативные работники используют следующие методы, направленные на раскрытие преступлений:  преследование  преступника  по горячим следам, опросы свидетелей-очевидцев на месте происшествия, применение служебно-розыскной собаки; розыск преступника по оставленным им следам и предметам.

Поподробнее хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Преследование преступника по  горячим  следам  чаще  всего связано с осмотром места происшествия. Чем детальнее обследовано место совершения преступления,  тем больше материалов  может быть добыто  для  установления  личности  преступника.  Но  преследование по горячим следам не откладывается до  завершения осмотра. Оно начинается сразу после выявления данных, говорящих о направлении,  в котором скрылся преступник. Такие данные дают следы ног преступника, первоначальные показания свидетелей. Преследование по горячим следам поручается работникам милиции, принимающим участие в осмотре. В этих случаях целесообразно применение служебно-розыскной собаки.

Обследование (прочесывание)  местности  применяется  в тех случаях, когда имеются данные о том,  что на  ней  может  скрываться преступник.  Как  и  преследование  по  горячим  следам, обследование местности обычно применяется одновременно с осмотром или  вслед  за  ним.  Прочесывание любой территории требует затраты значительных усилий,  поэтому оно проводится  только  в случаях настоятельной  необходимости и лишь при условии,  когда существует возможность сплошного прочесывания местности, а следовательно, когда  для этого имеется достаточной количество людей. Между участниками обследования обязательно устанавливается та или иная связь: зрительная, голосовая, радиосвязь и т.д.

Опрос свидетелей-очевидцев на месте совершения  преступления и в микрорайоне в целом обычно производится работниками милиции еще до прибытия следователя.  С его прибытием опросы продолжаются, но уже под его руководством.  Следователю немедленно передается вся полученная информация.  Ее значение для  розыска порой оказывается  решающим,  если  же этой информацией пренебречь, легко утратить нити, ведущие  к преступнику.[20]

Принятие решения о производстве оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основания­ми для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности обстоятельства:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступного деяния, а также о лицах, его под­готавливающих, совершающих или совершивших, если нет доста­точных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

— данные о событиях или действиях, создающих угрозу госу­дарственной, военной, экономической или экологической безо­пасности Российской Федерации;

— информация о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— данные о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится. На практике нередко случается, что при производстве оперативно-розыскных мероприятий по одному уголовному делу выясняется причастность проверяемых лиц к другому преступлению, по факту которого уголовное дело еще не возбуждено. Несомненно в этом случае оперативная информация должна расцениваться в соответствии с требованиями ст. ст. 1O8-109 Уголовно-процессуального кодекса РФ как основание для возбуждения уголовного дела. Данная информация может быть оформлена либо рапортом оперативного сотрудника, либо справ­кой, составленной на имя непосредственного руководителя.

Сейчас  хотелось бы остановиться на вопросе легализации данных, полученных в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий.   Эта информация может  быть  признана доказательством только после проверки её процессуальным путем. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предвари­тельного следствия или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, до­казать ее истинность, объективность и достоверность и перепро­верить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы.[21]

Как известно, любое следственное действие должно быть тщательно подготовлено и приоритет использования на этой ста­дии материалов, как правило, отдается содержащимся в опера­тивно-розыскной информации. Подобная информация помогает наиболее оптимально определить время, место, участников след­ственного действия, привлечь необходимые технические и транс­портные средства, задействовать специалистов, правильно спла­нировать выбор и последовательность тактических приемов про­ведения отдельного следственного действия.

Принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий заложена в нормах уголовно-процессуального кодекса. Например, в соответствии с ст.108 УПК РФ одним из оснований возбуждения уголовного дела явля­ется непосредственное обнаружение признаков преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух ситуа­ций:

— работник милиции случайно стал свидетелем-очевидцем криминального события;

— оперативный сотрудник определенное время изучал и до­кументировал преступную деятельность.

Если в первом случае поведение сотрудника правоохрани­тельного органа фактически не отличается от действия любого другого гражданина, ставшего очевидцем преступления, то во второй ситуации речь идет о составлении определенного доку­мента (рапорта),  содержащего све­дения о совокупности фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточных для вынесения решения о возбуждении уголовного дела по данному факту. Особенность этого основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что, как правило, представленные оперативным работником материалы не требуют дополнительной проверки на основании ст. 109 УПК РФ, а представляют собой достаточно полный отчет о произведенных оперативно-розыскных мероприятиях, направ­ленных на выявление признаков преступной деятельности. Не­редко это касается выявления и расследования замаскированных преступлений в сфере экономики, в незаконном обороте оружия и наркотиков.

На основании этих документов оперативный сотрудник, по согласованию с руководителем органа дознания (начальника ор­гана внутренних дел) может принять следующее решение:

— самостоятельно возбудить уголовное дело и принять его к своему производству. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса о подследственности оперативный ра­ботник либо самостоятельно производит дознание по делу, либо после выполнения неотложных следственных действий передает уголовное дело по подследственности в следственный аппарат органов внутренних дел или прокуратуры;

— передать материал в установленном порядке в следственное подразделение для принятия решения по существу: для возбужде­ния уголовного дела, направления по подследственности или по территориальности или для вынесения решения об отказе в воз­буждении уголовного дела.[22]

Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников органа дознания не ограничивается рамками этапа дознания. После пе­редачи уголовного дела следователю они привлекаются для ока­зания последнему помощи. Следователь свои поручения (указания) дает органу дознания. Однако исполняет их конкрет­ное лицо, которое в литературе иногда называется лицом, про­изводящим дознание. Он выступает в таком качестве, несмотря на то, что деятельность им осуще­ствляется на предварительном следствии, а дознание завершено. Но одинаков ли статус лица, производящего дознание, и лица, исполняющего поручения, указания следователя?

У последнего, несомненно, нет многих полномочий лица, производящего дознание, а значит, несмотря на связь его пол­номочий с компетенцией лица, производящего дознание, он об­ладает иным процессуальным статусом.

Согласно действующему закону поручения следователя должны даваться в письменном виде. В силу этого требования сотрудник органа дознания будет обладать такими полномочиями с момента получения им письменного поручения следователя с резолюцией на нем начальника учреждения, названного в ст. 117 УПК РФ.

Однако иногда следователь дает устные поручения. В этих случаях сотрудник органа дознания свои отношения со следова­телем должен строить, учитывая следующие моменты. Не полу­чив письменного поручения, он не имеет под своей деятельно­стью уголовно-процессуальной базы. Доказательственная сила протоколов проведенных им следственных действий на суде мо­жет быть поставлена под сомнение. В деле будет отсутствовать документ, подтверждающий, что в момент их оформления со­трудник органа дознания действовал по поручению следователя, в порядке ст. 119 УПК.[23] Поэтому в зависимости от значимости закрепленных в протоколах сведений такое обстоятельство мо­жет повлечь отрицательные последствия процессуального харак­тера, вплоть до возвращения уголовного дела для дополнитель­ного расследования. [24]Поручения даются органу дознания, а значит, начальник соответствующего учреждения их исполнение может поручить любому сотруднику, который обязан осуществ­лять функцию органа дознания. Вместе с тем предпочтительно осуществление указанных в поручении действий сотрудником, который ранее производил предварительную проверку либо не­отложные следственные действия по делу.

Так как поручение дается органу дознания, то и ответственность за некачественное и с превышением срока выполнение всех отме­ченных в нем мероприятий несет как исполнитель, так и руко­водитель учреждения. Сопроводительное письмо, с которым ма­териал исполненного поручения направляется следователю, го­товится лицом, производящим дознание, а подписывается от имени всего учреждения его начальником.

Таким образом, у лица, исполняющего поручения (указания) следователя, имеются полномочия производить в пределах уста­новленных сроков и компетенции органа дознания следствен­ные действия и розыскные мероприятия, вытекающие из содер­жания поручения (указания), т.е. полномочия носят строго ограниченные пределы.

В настоящий момент лицо, исполняющее поручение следо­вателя, вправе самостоятельно (если того требует следователь) производить:

- любые виды осмотра,

- выемки,

- обыска;

- допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей;

Нецелесообразно ограничивать круг след­ственных действий лишь вышеперечисленными.

 Будет разумно, если в законодательном порядке расширить полномочия лиц, производящих дознание, наделить их дополнительными правами. По аналогии со ст. 127 УПК РФ в одной из частей данной нормы разумно  отразить следующее: "Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить все неотложные следственные действия, а также давать другим ор­ганам дознания поручения и указания о производстве розыск­ных и следственных действий, требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Поручения и указания лица, производящего дознание, даются в письменной форме и являются для исполнителя обязательными".

Также нуждается в более полной проработке вопрос о допустимости в качестве доказательств таких документов, как, например справка эксперта, составленная до возбуждения уголовного дела. Так на практике часто встречаются случаи, когда  в органы внутренних дел поступают материалы из ГИБДД по подозрению в незаконном изменении идентификационных номеров автотранспортных средств. Без проведения экспертизы данный вопрос не может быть разрешен, но по действующему УПК такая экспертиза запрещена. И органы дознания  вынуждены нарушать требования законодательства и проводить экспертные исследования, оформляя результат справкой эксперта, что с нашей точки зрения понижает её значение. И лишь только на основании этой справки принимают решение об  отказе в возбуждении уголовного дела. [25] 

   


                                                 Параграф 3. 

            Процессуальное  положение специалиста и эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии предварительного расследования.

Для получения полной и объективной информации по расследуемому делу следователю необходимо иметь познания во всех областях знаний, которые доступны нашей цивилизации. Но понятно, что человек не может быть профессионалом во всех отраслях  науки. Поэтому для получения всего объёма информации следователь должен прибегать к помощи специалистов в какой либо области научных или технических знаний.   Научно-технический прогресс,  чьим  основным принципом является служение на благо всех людей, предоставил свои достижения и в  руки  тех,  кто  совершает противоправные деяния. И для того, чтобы эффективно бороться со злоупотреблениями, совершаемыми  с  использование   специальных знаний им необходимо противопоставить специальные знания, находящиеся на службе уголовного судопроизводства.

В российском уголовном процессе такими   субъектами являются эксперты и специалисты. Именно к ним обращается следователь за помощью в решении вопросов, в которых не компетентен сам.

Так как же трактуется понятие эксперта и специалиста в российской юридической науке?

ЭКСПЕРТ  —  лицо, обладающее спец. знаниями и привлекаемое органами рас­следования, судом и иными государствен­ными и обществен­ными  органами для проведения экспертизы.[26]

В РФ деятельность эксперта регулируется процессуальным законодательством и по­ложениями об экспертных учреждениях. Экспертами могут быть сотрудники экспертного учреждения, занимающие штатную долж­ность, работники к.л. др. учреждений (предприятий, орг-ций), привлеченные для производства экспертизы по конкретному уголовному или гражданскому делу, или иные сведу­щие лица, не заинтересованные в исходе дела.

По поводу толкования понятия «специалист» в научной  литературе можно встретить различные мнения. Одна точка зрения такова,  что специалист является участником процесса, который привлекается для содействия в осуществлении процессуальных действий.[27]

Другие авторы считают, что  специалист выступает в роли консультанта, либо технического исполнителя и его деятельность  проходит под руководством лица, производящего следственное действия, способствуя лишь обнаружению и изъятию доказательств по делу.[28]

Нам представляется более правильной вторая точка зрения т.к. специалист поступает в полное распоряжение и подчинение следователя, и именно следователь планирует проведение следственного действия, советуясь со специалистом лишь в технической стороне вопроса.

Для более чёткого понимания статуса специалиста необходимо остановиться на его правах и обязанностях.

 

При  проведении следственных действий /в первую очередь осмотра места происшествия/  он  обязан:    

     - явиться по вызову лица, производящего расследование;

     - ознакомиться   с   обстановкой  и  задачами  проводимого        следственного действия;

     - выполнить все законные требования следователя или старшего в следственной группе по обнаружению, фиксации и изъятию вещественных доказательств;

     - описать все изъятые следы и способы их фиксации для  занесения  данных  сведений  в  протокол  следственного   действия;

     - провести предварительное исследование изымаемых следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления;

     - давать пояснения по поводу выполняемых им действий.

     При этом специалист  вправе,  во-первых,  делать подлежащие занесению в протокол заявления,  связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств и, во-вторых, самостоятельно определять технические особенности фото- и видеосъемки /дистанция, ракурс съемки, вид освещения и т.д./, а тактические особенности съемки /выбор объектов, способ, последовательность/ определяются по согласованию со следователем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.