на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Единый социальный налог - правовой аспект


Единый социальный налог - правовой аспект

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Целевой экономико-правовой факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

ТЕМА: Единый социальный налог – правовой аспект.

Выполнил:

студент 2-го курса,

группа ВЮ-9-4,

Царь С.П.

Москва, 2003

Содержание:

стр.

Введение 4-5

Основная часть

1. Плательщики единого социального налога 6-10

А. Общие положения 6

В. Налогоплательщики единого социального налога:

налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам 7-10

С. Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели и адвокаты 10

2. Объект налогообложения 11-17

А. Общие положения 11

В. Объект налогообложения для налогоплательщиков, производящих

выплаты физическим лицам 11-17

С. Объект налогообложения для индивидуальных предпринимателей

и адвокатов 17

3. Суммы, не подлежащие налогообложению 18-28

А. Суммы, не подлежащие налогообложению в полном объеме 18-28

В. Суммы, не подлежащие налогообложению в ограниченных размерах 28

С. Суммы, не подлежащие налогообложению единого социального

налога в части суммы налога, подлежащих уплате в Фонд социального

страхования РФ 28

D. Освобождение от уплаты единого социального налога, предусмотренное

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» 28-29

4. Налоговая база 30-34

А. Налоговая база налогоплательщиков, производимых выплаты

физическим лицам 30-33

В. Исчисление налоговой базы налогоплательщиками – индивидуальными

предпринимателями и адвокатами 33-34

5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога 35-41

А. Исчисление и уплата налога налогоплательщиками – работодателями 35-37

В. Сроки уплаты налога 37-38

С. Порядок сдачи отчетности 38-39

D. Исчисление и уплата налога обособленными подразделениями

организации 39-41

6. Ставки налога 42-45

7. Исчисление и уплата страховых взносов по обязательному

пенсионному страхованию 46-51

А. Субъекты обязательного пенсионного страхования 46-50

В. Объект налогообложения и база для начисления страховых взносов 50

С. Тарифы страхового взноса 50-52

Заключение 53-54

Список использованной литературы 55

Введение

5 августа 2000 года частью второй Налогового кодекса РФ была принята

глава 24, которой устанавливался единый социальный налог. 29 декабря 2000

года в главу 24 Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие

изменения и дополнения. Порядок вступления в действие главы 24

устанавливался Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О

введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и

внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской

Федерации о налогах"[1]. На основании положений указанных трех законов

происходило исчисление и уплата единого социального налога в течение 2001

года.

Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении

дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"[2]

глава 24 Налогового кодекса РФ была изложена практически в новой редакции.

При этом исчисление единого социального налога связывается с уплатой

страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Порядок уплаты

страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию был установлен

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном

пенсионном страховании в Российской Федерации"[3]. Данные нормативные акты

вводятся в действие с 1 января 2002 г. Таким образом, с 1 января 2002 года

устанавливается новый порядок исчисления и уплаты единого социального

налога, а также вводится в действие система обязательного пенсионного

страхования.

В составе единого социального налога консолидированы взносы в

федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в

Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного

медицинского страхования. При этом в самостоятельном порядке исчисляются и

уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному

пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том,

что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный

бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному

пенсионному страхованию.

По-прежнему отдельный порядок установлен для взносов на обязательное

социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний. Они будут уплачиваться в действующем порядке.

Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное

социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий

профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика

(Закон РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Таким образом, включение данных взносов в состав единого социального налога

не позволило бы установить единую для всех предприятий, независимо от сферы

деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Все функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью уплаты единого социального налога в бюджет и в

государственные социальные внебюджетные фонды возложены на налоговые

органы, в том числе и по взысканию сумм недоимки, пени и штрафов.

Они же осуществляют и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по

платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января

2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных

случаев). Зачисление данных сумм должно производиться в бюджеты

соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов, а платежи в

Государственный фонд занятости населения - в федеральный бюджет.

Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные

социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года должны

быть либо зачтены в счет уплаты единого социального налога (в части

платежей в соответствующие фонды), либо возвращены в порядке, установленном

ст. 78 Налогового кодекса РФ. Суммы излишне уплаченных взносов в

Государственный фонд занятости населения, по нашему мнению, в соответствии

со ст. 78 Налогового кодекса могут быть зачтены в счет уплаты налогов,

зачисляемых в федеральный бюджет.

В отношениях, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов по

обязательному пенсионному страхованию, наряду с налоговыми органами

участвует Пенсионный фонд РФ. Так, контроль за уплатой страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в

порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность

налоговых органов. При этом взыскание недоимки по страховым взносам и пеней

осуществляется органами Пенсионного фонда РФ.

1. Плательщики единого социального налога

Общие положения

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками

признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с

Налоговым кодексом, возложена обязанность уплачивать налоги.

Круг плательщиков единого социального налога определен ст. 235

Налогового кодекса РФ. Данная статья устанавливает две группы

налогоплательщиков:

- лица, производящие выплаты физическим лицам;

- индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Следует отметить, что если субъект одновременно относится к двум

категориям плательщиков, то он признается налогоплательщиком по каждому

основанию.

Например, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты наемным

работникам, уплачивает единый социальный налог по двум основаниям: с сумм

выплат в пользу наемных работников и сумм собственных доходов от

предпринимательской деятельности.

Какого-либо специального порядка постановки на учет в качестве

плательщика единого социального налога в налоговых органах глава 24

Налогового кодекса РФ не предусматривает. При этом следует отметить, что на

учет в налоговых органах налогоплательщик обязан встать в общем порядке в

соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Признание статуса налогоплательщика автоматически не означает

возникновения обязанности по уплате единого социального налога. Так,

согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного

налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения

установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств,

предусматривающих уплату данного налога. По единому социальному налогу

такими обстоятельствами являются: наличие объекта налогообложения и

оснований для формирования налоговой базы, а также отсутствие права на

применение налоговых льгот в случае, когда последние полностью освобождают

налогоплательщика от обязанности по уплате налога.

Таким образом, если какой-либо субъект будет формально признан

налогоплательщиком по единому социальному налогу, то обязанность по уплате

данного налога у него возникнет при наличии перечисленных выше

обстоятельств.

A. Налогоплательщики единого социального налога:

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам

Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются

следующие лица, производящие выплаты физическим лицам:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели.

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Общим условием признания перечисленных лиц налогоплательщиками

является факт выплаты физическим лицам. В случае отсутствия выплат

физическим лицам, перечисленные субъекты не являются плательщиками налога

по данному основанию.

Под организациями согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ понимаются

юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ

(российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и

другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,

созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,

международные организации, их филиалы и представительства, созданные на

территории РФ (иностранные организации).

Таким образом, плательщиками единого социального налога признаются:

российские юридические лица, иностранные юридические лица, международные

организации, филиалы и представительства иностранных и международных

организаций.

В отношении организаций, имеющих филиалы и иные обособленные

подразделения, установлен специальный порядок уплаты единого социального

налога.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ в порядке, предусмотренном

настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских

организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и

сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В развитие данного положения в п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ

установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу

физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога

(авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению

расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Одним из способов осуществления предпринимательской деятельности

является исполнение договора о совместной деятельности.

Согласно ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого

товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц

(товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без

образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной,

не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для

осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только

индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. В

остальных случаях предусматривается также участие физических лиц, не

являющихся индивидуальными предпринимателями.

Следовательно, само объединение коммерческих организаций и (или)

индивидуальных предпринимателей и (или) иных физических лиц товарищей,

осуществляющих совместную деятельность в рамках договора простого

товарищества, не является юридическим лицом и плательщиком единого

социального налога.

Однако согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник

долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате

налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по

его содержанию и сохранению.

По общему правилу, в соответствии со ст. 1043 Гражданского кодекса РФ

внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве

собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности

продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их

общей долевой собственностью. Иной порядок может быть предусмотрен законом

или договором простого товарищества либо вытекает из существа

обязательства.

Таким образом, каждый участник совместной деятельности является

плательщиком единого социального налога с выплат, начисленных в пользу

работников, занятых в совместной деятельности. При этом данные работники

должны быть наняты от имени участников данной деятельности.

Однако, поскольку глава 24 Налогового кодекса РФ не устанавливает

специального порядка уплаты единого социального налога в рамках совместной

деятельности, то на практике возможно двойное решение указанного вопроса.

Либо налог уплачивается каждым из участников договора о совместной

деятельности пропорционально своей доле, либо налог уплачивается одним из

товарищей. Как правило, данная обязанность возлагается на участника,

ведущего общие дела. В случае, если налог уплачивается каждым из

участников, то товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет

участникам договора простого товарищества информацию, необходимую им для

формирования налоговой и иной документации, в порядке и сроки, оговоренные

договором. При этом указанные порядок и сроки должны обеспечить исполнение

обязанности по уплате единого социального налога согласно требованиям,

предусмотренным главой 24 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 11 Налогового

кодекса РФ являются физические лица, зарегистрированные в установленном

порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные

детективы.

Следовательно, плательщиками единого социального налога признаются:

предприниматели, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Так, в частности, в соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ "О

нотариате" нотариусы имеют право нанимать и увольнять работников.

Следовательно, они также могут являться работодателями.

Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского

(фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования

юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной

регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Следовательно, глава

крестьянского (фермерского) хозяйства также является налогоплательщиком

единого социального налога.

Если в соответствии со ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами

крестьянского (фермерского) хозяйства будет создано хозяйственное

товарищество или производственный кооператив, то в этом случае появляется

новый налогоплательщик в качестве организации - юридического лица:

хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

Под физическими лицами, являющимися плательщиками единого социального

налога, понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства

(ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Физические лица могут также нанимать иных физических лиц по трудовым

договорам или договорам гражданско-правового характера. Так, в ст. 303

Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель - физическое лицо обязан

уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и

размерах, которые определяются федеральными законами.

Налогоплательщиками в данном случае являются, например, граждане РФ

или иностранные граждане, осуществляющие доходную деятельность, подлежащую

налогообложению налогом на доходы физических лиц, и нанимающие для этого

физических лиц. В данном случае речь идет о деятельности, которая не

зарегистрирована в качестве предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели и адвокаты

Ко второй группе налогоплательщиков относятся лица, осуществляющие

самостоятельную частную деятельность. В отличие от первой группы

плательщиков, данная группа уплачивает налог со своих доходов.

В соответствии со ст. 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками

признаются:

1) индивидуальные предприниматели;

2) адвокаты.

Как уже было отмечено ранее, согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ к

категории индивидуальных предпринимателей относятся непосредственно

индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные охранники,

частные детективы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Пунктом 1 ст. 245 Налогового кодекса РФ для данной группы

налогоплательщиков установлено, что они не исчисляют и не уплачивают единый

социальный налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования

РФ.

Нужно отметить, что до введения в действие второй части Налогового

кодекса РФ, действовала та же норма - налогоплательщики, осуществляющие

предпринимательскую и иную профессиональную деятельность, не уплачивали

взносы в Фонд социального страхования РФ.

2. Объект налогообложения

Общие положения

В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами

налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ,

услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров

(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную,

количественную или физическую характеристики, с наличием которого у

налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает

возникновение обязанности по уплате налога.

Для каждой из двух категорий плательщиков единого социального налога

Налоговым кодексом РФ предусмотрен отдельный объект налогообложения.

Объект налогообложения для налогоплательщиков,

производящих выплаты физическим лицам

1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих

выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и

иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических

лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является

выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,

выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским

договорам.

Таким образом, объект налогообложения состоит из следующих видов

выплат:

1) по трудовым договорам;

2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых

является выполнение работ, оказание услуг;

При этом исключение составляют указанные договоры с индивидуальными

предпринимателями, которые не облагаются единым социальным налогом. Данное

исключение предусмотрено потому, что индивидуальные предприниматели

являются самостоятельными налогоплательщиками единого социального налога.

3) по авторским договорам.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ под трудовым договором

понимается - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с

которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по

обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные

Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами,

коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,

содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.