на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Выездные проверки в системе налогового контроля


используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь

подытоживает качество проведения налогового контроля,

сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство

прямой связи активно используется в практике налогового

администрирования. Обратная связь служит основой для выработки

решений, во-первых, общеэкономического значения в части

обеспечения эффективности использования экономических ресурсов

(оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых,

организационной направленности – в части совершенствования

деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Главной целью налогового контроля является создание

совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня

исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков,

налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение

налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с

основной целью налогового контроля выделяются также цели

отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами

физических лиц является установление соответствия осуществляемых

ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за

соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин –

обеспечение полноты учета выручки денежных средств в

организациях.

К числу основных задач налогового контроля относятся:

-неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах

и сборах;

-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного

внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные

фонды);

-предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах,

а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате

неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными

лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

-проверку выполнения физическими лицами и организациями

обязанностей по исчислению и уплате налогов;

-проверку постановки на налоговый учет и исполнение

налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;

-проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового)

учета, своевременности представления налоговых деклараций и

достоверности содержащихся в них сведений;

-проверку соответствия крупных расходов физических лиц их

доходам;

-проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по

исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению

соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд)

налогов и сборов;

-проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами

процессуального порядка, предусмотренного налоговым

законодательством;

-проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных

налоговым законодательством;

-проверку правильности применения контрольно-кассовых машин

при осуществлении денежных расчетов с населением;

-предупреждение и пресечение нарушений законодательства о

налогах и сборах;

-выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

-выявление нарушителей налогового законодательства и

привлечения их к ответственности;

-возмещение материального ущерба, причиненного государству в

результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами)

и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым

законодательством.

Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

-регистрация и учет налогоплательщиков;

-прием налоговой отчетности;

-осуществление камеральных проверок;

-начисление платежей к уплате;

-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

-проведение выездных налоговых проверок;

-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой

начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

Следует отметить, что налоговые органы не должны

ограничиваться лишь проверкой соблюдения налогового

законодательства, правильности исчисления налогов и

своевременностью их уплаты. На субъектов налогового контроля

возлагается проведение проверочных действий за соблюдением

юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами

действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо

связанных с формированием денежных фондов государства, а как

создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе

налогового контроля оценивается не только количественные

результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее

законность, целесообразность, качество, а также финансовая

устойчивость плательщика как основа для повышения налогового

потенциала экономики.

С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что

налоговый контроль как одна из функций государственного

управления представляет собой систему наблюдения за финансово-

хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее

оптимизации для качественного исполнения налогового

законодательства.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

-уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и

других обязательных платежей;

-полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

-качеством налоговых проверок, снижением числа судебных

разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов

налогового контроля;

-сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

Результаты контрольной работы налоговых органов РФ в динамике

представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ

|Показатели |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Количество юридических | | | | | | | |

|лиц, зарегистрированных |1471 |1995 |2348 |2552 |2710 |2887 |2797 |

|в налоговых органах | | | | | | | |

|Проверено |975 |1688 |1571 |1326 |843 |736 |719 |

|докумен-тально, тыс. | | | | | | | |

|Выявлено нарушений по | | | | | | | |

|результатам проверок, |643 |1478 |1051 |689 |441 |422 |398 |

|тыс. | | | | | | | |

|Удельный вес юридических| | | | | | | |

|лиц, у которых выявлены |65,9 |87,6 |66,9 |52,0 |52,3 |57,3 |55,4 |

|нарушения, тыс. | | | | | | | |

Из таблицы 1.1 видно, что количество юридических лиц, у

которых в 2000 году выявлены нарушения налогового

законодательства, по сравнению с 1994 г. уменьшилось на 38,1%.

Вместе с тем за анализируемый период наметилась тенденция роста

соотношения дополнительно начисленных сумм платежей по

результатам проверок налогоплательщиков в общей сумме платежей

как у юридических, так и у физических лиц. Если в 1994 г.

удельный вес доначислений у юридических лиц составил 4,5%, то в

2000 г., соответственно, - 37,5% (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Динамика поступления налоговых платежей

| Показатели |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Всего поступило, млрд. р.|4,9 |39,1 |158,1 |343,3 |474,7 |670,5 |599,1 |

|Дополнительно начис-лено |0,22 |3,4 |31,2 |51,6 |165,1 |256,9 |225 |

|платежей, млрд. р. | | | | | | | |

|Соотношение доначисле-ний|4,5 |8,7 |19,7 |15 |34,8 |38,3 |37,6 |

|к сумме платежей, % | | | | | | | |

Динамика нарушений налогового законодательства, а также

нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 1.3.

Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве

налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 1998

по 2000 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей

численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено

в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое

законодательство, в расчете на одного налогового работника, что

свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности

налогового контроля, но и о неудовлетворительному отношению

налогоплательщиков к нормам налогового права.

Таблица 1.3

Динамика нарушений налогового законодательства, нагрузка на

налоговых работников

|Показатели |1998 | 1999 | 2000 |2000 (в % к|

| | | | | |

| | | | |1998) |

|Количество юридических | | | | |

|лиц – налогоплатель-щиков|2710 |2887 |2797 |103 |

|Численность работников | | | | |

|налоговых органов - |150 |155 |148 |95,5 |

|всего, тыс. | | | | |

|Нагрузка на одного |15 |18 |19 |105 |

|работника | | | | |

|Количество юридических | | | | |

|лиц, нарушивших |24 |23 |20 |83 |

|законо-дательство, в | | | | |

|расчете на одного | | | | |

|работника | | | | |

|Доначислено платежей по | | | | |

|результатам проверок по |1,4 |1,6 |1,5 |107 |

|юридическим лицам, млн. | | | | |

|р. | | | | |

|Количество лиц, | | | | |

|привле-ченных к |2,7 |2,8 |2,6 |96 |

|администра-тивной | | | | |

|ответственности, в | | | | |

|среднем на одно | | | | |

|должностное лицо | | | | |

При возросших объемах доначисленных проверками сумм (как по

юридическим, так и по физическим лицам) возросло относительное

число лиц, привлеченных к административной ответственности за

налоговые правонарушения.

2. Формы, методы и виды налогового контроля

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической

организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед

ним задач.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного

процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития

налоговой системы и организации налогового контроля, а также от

решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной

практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей

и последующей.

Предварительный контроль связан с работой по разъяснению

налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой

информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых

проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его

значение для качественного проведения контрольных действий.

Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц,

подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность

риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать

налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности.

Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет

обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и

произведенных доначислений на один час рабочего времени

инспекторского состава.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью

регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в

отчетном периоде для оценки правильности отражения различных

операций и достоверности данных бухгалтерского учета и

отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых

проверок по окончании определенного отчетного периода.

На практике необходимо добиваться сочетания предварительного,

текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно

взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий

контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано

недостаточным уровнем информированности налоговых органов,

правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно

недостаточной работой с ними. По мере развития налогового

контроля будет возрастать роль предварительного и текущего

контроля, связанного с работой по разъяснению налогового

законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о

налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться

выборочные проверки налогоплательщиков.

Налоговый контроль может осуществляться с использованием

различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование,

анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием

избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно

привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый

спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую

продукцию, реализуемую торговыми предприятиями, соблюдение правил

применения ККМ и т.д.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и

проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на

месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений

налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные

налоговые проверки могут проводиться в отношении всех

налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться

в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Камеральная проверка предполагает сопоставление заявленных в

налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о

деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый

орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц

связана в настоящее время с действующим порядком представления в

налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.

Выездная налоговая проверка (проверка с выходом на объект

контроля) проводится с использованием документов первичного

бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих

получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту

уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой

объективностью изучения полноты и правильности налоговых

расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов,

аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью.

Выездная проверка, таким образом, является основным методом

налогового контроля

Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности

хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов

для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его

финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с

субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов Пример

обследование места деятельности лица, занимающегося пошивом

одежды, торговлей товарами и т.д. В первом случае производится

фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов,

во втором - соответствие торговли товарами действующим условиям

(наличие акцизных, специальных марок, лицензии, визуальный

контроль за применением ККМ и т.д.), соответствие товара

накладным и т.д.

Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей,

отличается системным подходом, а также использованием таких

аналитических приемов, как средние и относительные величины (для

определения размера объекта налога при отсутствии документации у

налогоплательщика), группировки, сравнения и др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке

первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и

статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

При осуществлении налогового контроля работники налоговых

инспекций наделены большими правами. Они могут проверять у

налогоплательщиков первичные документы, записи в регистрах

бухгалтерского учета, статистическую бухгалтерскую отчетность,

фактическое наличие денежных средств, при необходимости

опечатывать складские помещения, проверять в кредитно-финансовых

учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности

достоверность документов, связанных с операциями

налогоплательщика, получать от должностных лиц письменные

объяснения по возникающим вопросам и т. д. Допускается изъятие

подлинных документов на основе протокола.

Классификация налогового контроля по видам может быть

осуществлена по различным основаниям. По объекту выделяются

комплексный и тематический, а по характеру контрольных

мероприятий - плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы

правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех

видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются

соответствующие обязанности.

Тематический контроль ограничивается проверкой правильности

исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов

налогов, применения льгот и т.п. Например, тематической может

быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а

внеплановый (внезапный) - осуществляется в случае внезапно

возникшей необходимости. Налоговое законодательство не

ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного

налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной

деятельности налоговых органов следует признать плановый

контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся

лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль

подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех

документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за

продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль

- предусматривает проверку части первичных документов за один или

несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой

устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства,

то после нее проводится сплошная проверка.

По месту проведения выделяется камеральный и выездной

налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в

месте проведения проверок.

Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко

определены в налоговом законодательстве. Так согласно ст. 88, 89

НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту

нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к

месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как

позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы

контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше

информации о финансово-хозяйственной деятельности

налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет

с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового

органа проверить большое число налогоплательщиков на основе

представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для налогоплательщика, налоговый

контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и

обязательный.

По общему правилу налоговый контроль не является обязательным.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых

органах Российской Федерации", налоговые органы вправе не

проверять налогоплательщика сколько угодно долго в случаях, если:

-налогоплательщик своевременно представляет документы,

необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и сборов;

-последняя проверка не выявила нарушений законодательства о

налогах и сборах;

-увеличение размера имущества организаций имеет документальное

подтверждение;

-отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение

происхождения средств налогоплательщика или свидетельствующие о

наличии нарушений налогового законодательства.

Тем не менее, в отдельных случаях налоговый контроль

неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место

в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты

и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в

связи с её ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или

прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются

первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать

контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо

налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период

осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним и

тем же налогам, подлежащих уплате или уплаченным

налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое

законодательство ограничивает налоговые органы в праве

осуществления повторных выездных проверок.

В зависимости от источников данных налоговый контроль может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.