на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


виды налогов


Следует отметить, что наряду с нестабильностью налогового законодательства вызывает резкое недовольство налогоплательщиков и чрезмерный налоговый прессинг, ограничивающий их инвестиционную активность и снижающий реальные доходы, что закономерно приводит к развитию теневой экономики, к массовому уклонению от налогов. Поэтому не только интересам налогоплательщиков, но и всего государства в целом отвечает создание устойчивой налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот.

В последние годы приоритетным направлением налоговой политики является перенос тяжести налогов с юридических на физических лиц, что, по мнению законодателей, будет способствовать росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и ограничению необоснованного роста доходов отдельных физических лиц. В этой плоскости лежит разработка и принятие закона о контроле за наиболее крупными доходами граждан, а также повышение ставок налога на имущество физических лиц. Нельзя не заметить, что подобная идеология перераспределения налогового бремени ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами при полной несопоставимости среднего уровня доходов российских граждан и граждан других государств. Есть и другая точка зрения: снижение налогового бремени ликвидирует уклонение от уплаты налогов, будет стимулировать рост налоговой базы, и как следствие, рост поступлений в бюджет. Именно такая политика, по всей видимости, будет принята в 2000 году. Об этом свидетельствует рассмотрение единой ставки подоходного налога с физических лиц (13 %).

Налоговое давление на физических лиц усиливает не столько повышение ставок прямых налогов, сколько расширение сферы действия косвенных налогов, провоцирующих неограниченный рост цен на потребительские товары и услуги. Например, введение регионального налога с продаж при сохранении федеральных НДС и акцизов, включаемых в его налогооблагаемую базу, преследует исключительно фискальные задачи и ведет к двойному налогообложению. Поэтому введение налога с продаж следует рассматривать, как временную фискальную меру, а не элемент целенаправленной налоговой политики на длительную перспективу. Правительство предлагает приостановить действие этого налога в ближайшее время.

Надежды на решение многих проблем принято связывать с Налоговым кодексом РФ. Вступление в силу с 1.01.99 года его первой части немало способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков.

Вместе с тем, высказывается ряд серьезных замечаний по поводу Налогового кодекса. Самое главное, он по своей сути подтверждает и детализирует, хотя и важные, но отдельные аспекты налогового законодательства и не решает важнейших задач, связанных с преобразованием налоговой системы, что сегодня крайне необходимо:

- прежде всего, не обеспечивается построение понятной налоговой системы, взаимодействие всех ее элементов, что ставилось авторами проекта как первоочередная задача. Эта задача сама по себе не несет преобразований, но без ее решения в настоящих условиях никакие преобразования невозможны. Кодекс же, наоборот, излишне усложняет и детализирует многие действующие положения, вводит немало новых по названию понятий, определений, норм, ничего не изменяющих по существу, а также положений и норм, уже определенных другими нормативными актами (например, Гражданским кодексом), причем в разных с ними толкованиях;

- не создается рациональная налоговая система, обеспечивающая сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействующая развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности, в том числе в региональном аспекте. Более того, например, положения глав 8 и 14 напрямую направлены на подрыв основ формирования рыночных отношений в стране, дестабилизацию развития отношений между товаропроизводителями и потребителями товаров (работ, услуг);

- ничего принципиально нового не вносится в проблему налогового федерализма - в правах субъектов Федерации и местных органов, классификационном перечне налогов и т.д.;

- не уменьшается реально число налогов, так как наряду с сохранением основных действующих налогов, вводятся другие новые налоги, из которых три, по сути дела, объединяют в себе ранее действовавшие налоги и сборы - социальный налог, налог на недвижимость и налог на доходы от капитала. Отмену же временно вводившихся (суррогатных) видов налогов - с превышения нормируемой величины по заработной плате, спецналога или, по существу ничего не решавшего, хотя важного по своему содержанию, налога на операции с ценными бумагами, нельзя считать принципиальными изменениями, влияющими на снижение общего налогового бремени. Такого снижения на практике не произойдет, учитывая также по существу беспредельное право федеральных органов вводить любые налоги (статья 10) и нечеткость в этом вопросе прав региональных и местных органов;

- совершенствование налогового администрирования в соответствии с положениями кодекса не ослабляет сложившийся правовой \"беспредел\" со стороны налоговых органов, существующего административного \"давления\" налоговых органов на налогоплательщика, его практического бесправия, хотя в дополнение к пояснительной записке указывается. что эти разделы НК уточнялись.

Понятно стремление авторов создавать самостоятельную отрасль права - налоговое право, что заслуживает активной поддержки. Но, во-первых, оно не должно расходиться с другими ветвями права - гражданским, судебно-процессуальным, административным, уголовным и т.д.; во-вторых, стремление соединить детально и подробно все многообразие налоговых отношений и налогового учета в одном законодательном акте вряд ли реализуемо для повседневной практики и без кардинального преобразования налоговой системы как таковой.

Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое — задача второй (специальной) части Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс предусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть ныне действующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикцию местных органов власти налога на наследование и дарение, ныне относящегося к компетенции федеральных органов.

Из числа федеральных налогов исключаются недостаточно эффективные с изложенных выше позиций: сбор за использование наименования “Россия”, налог на операции с ценными бумагами, ряд налогов в Дорожные фонды: налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) и др.. В то же время состав федеральных налогов пополняется рядом новых налогов, связанных с использованием природных объектов (налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбором за пользование объектами животного мира и биологическими ресурсами) и экологическим налогом.

Налоговый кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея в виду постепенную замену традиционных имущественных налогов налогом на недвижимость.

В проекте его второй части сделана попытка устранить недостатки и упорядочить взимание НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. В частности, совершенствование порядка исчисления и уплаты НДС предусматривает следующие направления:

- расширение круга налогоплательщиков за счет индивидуальных предпринимателей;

- упорядочение системы исчисления и уплаты налога;

- введение единого порядка возмещения входного НДС для всех сфер деятельности, включая розничную торговлю и общественное питание;

- закрепление в законодательном порядке методики исчисления налога на добавленную стоимость на основе счетов-фактур;

- сокращение налоговых льгот.

Однако в целом, несмотря на видимые улучшения, НДС не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. Объект обложения тот же — реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров на ее таможенную территорию. В целях налогообложения должна быть сформирована налогооблагаемая база (в действующем налоговом законодательстве применяется идентичный по смыслу термин — облагаемый оборот). При формировании налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) должна определяться исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. По-новому будет определяться только дата фактической реализации товаров (работ, услуг), как наиболее ранняя из следующих дат:

- день предъявления покупателю счета-фактуры;

- день оплаты товаров (работ, услуг);

- день отгрузки (передачи права собственности) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При безвозмездной передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, при обмене товарами (работами, услугами) или при натуральной оплате товарами собственного производства датой реализации признается день передачи, выполнения, оказания, обмена или оплаты.

Следует отметить, что в 1998 году была предпринята попытка до принятия всего Налогового кодекса РФ ввести указанный порядок определения даты реализации в практику налогообложения. Однако вырванный из общего контекста элемент кодекса плохо вписывался в действующую систему налогообложения и вскоре был отменен.

В проекте части второй Налогового кодекса РФ сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля применяемых цен или тарифов. При этом сумма налога, определяемая по итогам каждого налогового периода, уменьшается на предусмотренные кодексом налоговые вычеты.

В целом Налоговый кодекс устанавливает более справедливый порядок зачета входного НДС за счет расширения перечня подлежащих вычету сумм. Прежде всего вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Вычет производится, если соответствующие товары (работы, услуги) приобретаются или ввозятся налогоплательщиком для его производственных целей или осуществления им иной экономической деятельности, а соответствующие затраты по приобретению этих товаров (работ, услуг) относятся налогоплательщиком на затраты по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Кроме того, вычетам подлежат суммы налога, удержанные из доходов иностранных налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплаченные за этих иностранных налогоплательщиков покупателями — налоговыми агентами; суммы налога, уплаченные продавцами налогоплательщику, являющемуся инвестором соглашения о разделе продукции, при приобретении либо уплаченные им при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг), предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции (если затраты на приобретение этих товаров (работ, услуг) подлежат включению в издержки производства и обращения); суммы налога, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров, в случае их возврата продавцу или отказа от них; суммы налога, уплаченные налогоплательщиком подрядчикам при проведении капитального строительства, при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ для собственного потребления, а также при приобретении объектов завершенного капитального строительства (указанные суммы налога подлежат вычету при введении в действие соответствующих объектов завершенного капитального строительства). В последнем случае устраняется несправедливость в отношении застройщиков, не имевших, согласно Закону “О налоге на добавленную стоимость” от 6.12.91 года № 1992-1, права вычета входного НДС по законченным капитальным строительством объектам. Если сумма налоговых вычетов в данном налоговом периоде превысит общую сумму исчисленного налога, налогоплательщик в этом налоговом периоде НДС платить не будет. Разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу или возврату налогоплательщику. Указанный порядок расчета НДС станет единым для всех сфер деятельности, что существенно облегчит расчеты между хозяйствующими субъектами, а также контроль со стороны налоговых органов.

Значительно большие изменения ожидают налог на прибыль, что связано, прежде всего, с введением нового порядка формирования затрат, учитываемых при налогообложении. Объектом налогообложения для российских организаций признается прибыль, полученная в налоговом периоде как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами. При этом зачет уплаченного за границей налога будет производиться лишь в пределах налога, уплаченного с полученных за границей доходов по российскому законодательству. Изменяется порядок определения налоговой базы: вместо расчета валовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, а также сальдо внереализационных расходов, определяется общая сумма подлежащих налогообложению доходов, уменьшенная на предусмотренные кодексом вычеты.

При определении доходов, подлежащих налогообложению, учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества, в том числе основных средств (включая предоставление его в пользование), доходы участников рынка ценных бумаг, от размещения ценных бумаг по поручению эмитентов и доходы, не связанные с реализацией. Доходом от реализации товаров (работ, услуг), реализации и предоставления в пользование имущества признается выручка от такой реализации (предоставления в пользование). При определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), реализации и предоставления в пользование имущества в нее не включаются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщиком покупателю, суммы акцизов и налог с продаж.

Доходы, не связанные с реализацией товаров работ, услуг (внереализационные доходы), включают, в частности:

- доходы от долевого участия в деятельности других организаций (кроме дивидендов и процентов, начисленных по государственным ценным бумагам РФ, государственным облигациям субъектов РФ и муниципальным облигациям, подлежащим обложению налогом на доходы от капитала);

- доходы от сдачи имущества в аренду, кроме передачи имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга);

- доходы от реализации ценных бумаг, если эта реализация носит несистемный характер, т.е. совершается не более одного раза в налоговый период и (или) переоценки ценных бумаг;

- доходы в виде сумм признанных (причитающихся к получению) штрафов, пени или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также средств, получаемых в возмещение убытков;

- доходы от использования или предоставления права использования авторских прав, объектов промышленной собственности, деловой репутации;

- доходы в виде сумм резервов (затраты на формирование которых подлежали вычету из доходов налогоплательщика);

- доходы в виде безвозмездно полученного имущества, в виде распределяемой в пользу налогоплательщика прибыли от его участия в простом товариществе, паевом инвестиционном фонде, партнерстве либо других аналогичных образованиях;

- доходы виде прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном периоде, в виде положительных курсовых разниц по валютным счетам, а также по операциям с иностранной валютой, и ряд других доходов.

Таким образом, перечень подлежащих налогообложению доходов более конкретизирован по сравнению с ныне действующим порядком. В то же время расширен перечень затрат, учитываемых при налогообложении (налоговых вычетов), соответствующих нынешнему понятию себестоимости продукции.

Под затратами, принимаемыми к вычету, понимается выраженная в денежной форме оценка затрат, осуществленных налогоплательщиком исключительно для производства, продвижения на рынок и (или) реализации товаров (работ, услуг), сопровождения, гарантийного надзора и устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также затрат на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и других затрат, связанных с извлечением прибыли. При этом к вычету принимаются только необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты. Указанные затраты принимаются к вычету в тех налоговых периодах, в которых признаются осуществленными налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой. Налоговые вычеты включают затраты на подготовку и освоение производства товаров (работ, услуг), затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), затраты по реализации основных средств и иного имущества и затраты, не связанные с реализацией, но имеющие отношение к получению внереализационных доходов.

По новому решается вопрос о переносе убытков. Если сумма налоговых вычетов в налогооблагаемом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же период, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю, а разница между указанными суммами признается убытком налогоплательщика за такой период. Убытки, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, могут переноситься на будущее, то есть уменьшать налогооблагаемую прибыль в последующие налоговые периоды. В действующем налоговом законодательстве налогоплательщикам предоставлено право лишь на перенос убытков от реализации продукции (работ и услуг), а не по всему кругу осуществляемых им операций. Если же налоговая база отлична от нуля, налогоплательщик имеет право на налоговые скидки, по сути идентичные нынешнему понятию налоговых льгот, но несколько иные по содержанию. При этом существенную роль играет снятие ограничений на развитие собственной производственной базы, в частности, полностью выводится из-под налогообложения прибыль, реинвестированная в производство.

Как уже отмечалось, Налоговый кодекс предусматривает поэтапную замену трех ныне существующих налогов — налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога единым налогом на недвижимость. Однако введение данного налога сопряжено с преодолением определенных трудностей. Для обеспечения функционирования налога на недвижимость требуется создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, а также введения процедуры апелляций по вопросам оценки. Поэтому на первом этапе сохранится налог на имущество предприятий, но облагаться им будут объекты недвижимости — основные средства, здания, сооружения. На втором этапе будет осуществляться постепенный переход к налогообложению рыночной стоимости земли и расположенных на ней зданий и сооружений. При этом платежи предприятий несколько снизятся по сравнению с ныне действующим налогом на имущество за счет выведения из-под налогообложения активной части основных фондов (машин, оборудования, компьютеров), а также материальных запасов и готовой продукции. В то же время для организаций, использующих недвижимость в целях извлечения дохода, налоговое бремя возрастет, так как увеличится рыночная стоимость приносящей доход недвижимости. Размер налога на недвижимость будет в немалой степени зависеть и от эффективности использования земельных участков, в чем проявляется стимулирующая роль данного налога. Что же касается физических лиц, то для них плата за недвижимость существенно увеличится, хотя и будет взиматься дифференцированно в зависимости от качественных характеристик объекта.

Анализ второй части проекта Налогового кодекса РФ не дает оснований для утверждения, что система подоходного налогообложения подвергнется существенному реформированию. К сожалению, подоходный налог ожидает лишь небольшой косметический ремонт, включая изменение (и не очень существенное) шкалы налоговых ставок, а также некоторое упорядочение налоговых льгот. В то же время данный налог в основе своей остается “позарплатным”, а не подоходным, учитывающим лишь доход конкретного физического лица безотносительно к совокупному доходу семьи и фактических расходов на ее содержание. Исключение из дохода налогоплательщика одно-двухкратного МРОТ на содержание детей и иждивенцев нисколько не решает данную проблему ввиду недопустимо малого размера минимальной зарплаты. Возможно при подоходном налогообложении будет принята совершенно новая концепция – установление единой ставки налога, равной 13 % для всех без исключения физических лиц, что по мнению Министерства по налогам и сборам снизит уклонение от уплаты подоходного налога и легализует затраты предприятий и организаций по оплате труда.

Таким образом, Налоговый кодекс, призванный стать основным налоговым законом государства, несмотря на свои положительные стороны, нуждается в существенной доработке. Главным недостатком кодекса является то, что он основан на далеко не бесспорных посылках, положенных в основу нынешней налоговой политики России, в частности, переориентации налоговой системы с преимущественно косвенных налогов на налоги на потребление, а также усилении налогового пресса в отношении физических лиц при недостаточном уровне прожиточного минимума значительной части населения РФ.

Подводя итог, следует обозначить основные направления совершенствования налоговой системы, которыми являются:

- обеспечение стабильности налоговой системы:

- максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

- ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;

- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствует о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

- усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

- приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов (в том числе, норм бухгалтерского учета);

- максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

- совершенствование подоходного налогообложения физических лиц;

- развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей, независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Основными принципами налогов являются: всеобщность, справедливость, однократность, определенность, временное ограничение налоговых притязаний, очередность, верховенство представительной власти в их установлении.

Налоговая система современной России включает различные виды налогов. В основу их классификации положены различные признаки.

Так, по методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

- федеральные налоги;

- региональные налоги — налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

- местные налоги.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. В условиях рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Регулирующая функция означает, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Очень важно сделать налоговую систему гибкой, точно и четко воздействующей на экономические, социальные процессы в направлении, важном для государства и общества в целом.

Роль налогов в современных условиях развития российской экономики вытекает из функций и задач государства. В 1995-2000 годах на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходилось в среднем 85 % всех доходов государственного бюджета Российской Федерации. При этом их доля увеличивается. Так, в 1995 году налоговые доходы в составе бюджета составляли 78,08 %, что являлось недостаточной величиной по сравнению с развитыми странами; в 1999 году налоговые доходы составили 92,37 % всех доходов федерального бюджета РФ. В 2000 году доходы бюджета должны быть сформированы на 91,6 за счет налоговых поступлений.

Аккумулированные в государственном бюджете налоговые и прочие доходы направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При этом необходимо обратить внимание на структуру налоговых доходов бюджета. Так, 91,45 % налоговых поступлений в государственный бюджет в 2000 году должны обеспечить всего 4 налога: налог на добавленную стоимость (36,84 %), акцизы (23,69 %), налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (16,81 %) и ввозные таможенные пошлины (14,11 %).

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС — фискальная.

НДС введен всеми развитыми странами (за исключением США) как косвенный налог, и играет важную роль в регулировании товарного спроса, а также мобилизации доходов бюджетов указанных стран.

Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг, и товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом.

В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость установлена в следующих размерах:

10 % — по продтоварам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ;

20 % — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продтовары.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т.д.), вместо ставок 10 % и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 % и 16,67 %.

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-изготовителями.

Акцизы взимаются с отдельных товаров в силу их высокой доходности (ювелирные, табачные изделия, нефтепродукты и др.) и монополии государства на их производство (алкогольные напитки).

Ставки акцизов являются едиными на всей территории Российской Федерации (за исключением ставок на отдельные виды минерального сырья, дифференцированных по отдельным месторождениям) и подразделяются на следующие виды:

- в процентах к стоимости товаров (по отпускным ценам без учета акцизов), например, на ювелирные изделия — 15 %, автомобили легковые — 10 % и т.д.;

- в рублях за единицу измерения (специфические ставки), например вина шампанские — 7 руб. за 1 литр, сигареты без фильтра — 7 руб. за 1000 штук.

Сроки уплаты акцизов различны для отдельных плательщиков и зависят от вида подакцизного товара.

Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Налог на прибыль является важным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Так, например, в 2000 году доля налога на прибыль в доходах федерального бюджета должна составить около 10 % — это третье место после НДС и акцизов.

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица — предприятия и организации, в том числе бюджетные, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, банки и кредитные организации, страховые организации и неюридические лица (филиалы и другие территориально обособленные подразделения).

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, увеличенная или уменьшенная в соответствии с положениями, предусмотренными действующим законодательством. Порядок ее исчисления очень трудоемкий и именно в упрощении налогообложения прибыли должно совершенствоваться законодательство.

Ставка налога на прибыль составляет 11 % в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и не свыше 19 % — в бюджета субъектов РФ.

Льготы по уплате налога на прибыль весьма многочисленны и разнообразны. В отношении льгот сложились две крайние точки зрения: снять все льготы при уплате налога, сохранить и усилить ключевые льготы, связанные с развитием предприятия.

Современные налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре, ставках. Это не удивительно, в условиях бюджетного дефицита, падения объемов производства, инфляции велик соблазн все экономические проблемы государства решить с помощью налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков уйти от налогов, что приводит к чрезмерно высокой недоимке налогов в бюджеты разных уровней.

Анализируя в целом налоговую систему современной России, следует отметить, что при наличии в ней практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, она не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства и снижению уровня жизни большей части населения.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики.

Процесс переосмысления налоговой политики предполагает быть эволюционным, но быстротечным. Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в проект Налогового Кодекса РФ, первая (Общая) часть которого уже введена в действие.

Однако, Налоговый кодекс, призванный стать основным налоговым законом государства, несмотря на свои положительные стороны, нуждается в существенной доработке. Главным недостатком кодекса является то, что он основан на далеко не бесспорных посылках, положенных в основу нынешней налоговой политики России, в частности, переориентации налоговой системы с преимущественно прямых налогов на налоги на потребление, а также усилении налогового пресса в отношении физических лиц при недостаточной проработке системы подоходного налогообложения и крайне низком уровне доходов большинства населения страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I. — М.: Учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции по г. Москве, 1999.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (проект). Часть II. Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги. — М.: Учебно-информационный центр при Государственной налоговой инспекции по г. Москве, 1997.

3. Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года.

4. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1999 год” № 36-ФЗ от 22 февраля 1999 года.

5. 5. Багаутдинова Н.Г. Основы налоговой системы. - Казань, 1997.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Бутаков Д.Д. Основы мирового Налогового кодекса// Финансы. – 1996. - № 8. – 22-24.

8. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. — М.: Юрайт, 1999.

9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Действующие налоги. Комментарии/ Гусев В.В., Пансков В.Г. и др. – М.: Межд. центр финансово-экон. развития, 1997.

11. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение/ Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1997.

12. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования // Финансы. - 1997. - № 4.

13. Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей //Финансы. 1997. №1, стр. 22-28

14. Медведев А.Н. Налог на прибыль: точка зрения аудитора и избирателя. Проблемы и решения// Бухгалтерский вестник. – 1999. - № 4.

15. Налоги в рыночной экономике. / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: “Финансы”, 1997.

16. Налоги и налогообложение. / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998.

17. Налоги: Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999.

18. Об изменениях и дополнениях действующего законодательства об акцизах. // Финансовая газета. — октябрь 1999. — № 41.

19. Пансков В.Г. Действующая налоговая система России — фундамент экономической стабилизации. // Финансы. — 1996. — № 2.

20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. — М.: Книжный мир, 1999.

21. Попонова Н.А. налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах. // Финансы. — 1999. — № 2.

22. Российский статистический ежегодник, 1995, 1996, 1997, 1998 годов.

23. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. — М.: Менеджер, 1998.

24. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов. / Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

25. Финансовое право России. — М.: “Тезис”, 1995.

26. Финансы предприятий: Учебник. / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

27. Финансы, деньги, кредит: Учебник. / Под ред. О.В. Соколовой. — М.: Юристъ, 2000.

28. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2000.

29. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Издательство “Перспектива”; Издательство “Юрайт”, 2000.

30. Финансы: Учебное пособие. / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998.

31. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 1997. - № 4. С.29.

32. Экономика: Учебник. / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997.

33. Экономические реформы в России. Итоги первых лет (1991-96). — М.: ИНФРА-М, 1997.

34. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.

35. Юткина Т.Ф. Методические основы налогообложения. – Сыктывкар, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.