на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


виды налогов


Происходит создание разветвлённой системы федеральной Государственной службы по налогам и сборам снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований; 3) местные.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Согласно Налоговому кодексу РФ, принятому Государственной Думой РФ 16 июля 1998 года, к федеральным налогам относятся (статья 13, глава 2 Налогового кодекса РФ):

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на пользование недрами;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

Следует отметить, что до сих пор действует ранее принятая налоговая система и действующий перечень отличается от приведенного главным образом на ресурсные и экологические налоги и сборы.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся (статья 14, глава 2 Налогового кодекса РФ):

- налог на имущество организаций, или налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Перечень этих налогов вобрал в себя ряд бывших федеральных налогов и ввел новый вид налогообложения: налоги с продаж и налог на недвижимость. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие \"район\" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся (статья 15, глава 2 Налогового кодекса РФ):

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сборы.

Таким образом перечень местных налогов претерпевает наибольшие изменения. Резко сокращается число местных налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями в настоящее время.

Для каждого налога в Российской Федерации законодательно установлены следующие элементы:

1. Субъект налога или налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

По субъектам-налогоплательщикам налоги подразделяются на:

- налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог с физических лиц; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; налог на имущество физических лиц; некоторые местные налоги и сборы;

- налоги с предприятий и организаций. К ним относятся налог на прибыль; НДС; налог с продаж; акцизы; налог на имущество предприятий и организаций; налог на операции с ценными бумагами и др.;

- смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации. Примерами смешанных налогов являются: налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, государственная пошлина, некоторые виды таможенных пошлин и др.

2. Объект налога — предмет, подлежащий обложению. Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определенных товаров;

- добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом.

3. Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

4. Единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу — денежная единица страны; по земельному налогу — гектар, акр).

5. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения. В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

6. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

7. Налоговые льготы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Таким образом, налоговая льгота — это уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Конкретный перечень налоговых льгот, предусмотренных в налоговой системе РФ, в Налоговом кодексе РФ не определен. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Ставки - это льготы, которые направлены на сокращение налоговой выплаты. Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

В Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

- прочие налоговые льготы.

Способы взимания налогов бывают трех видов:

- кадастровый. Кадастр — это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.;

- изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога;

- изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов в эти фонды, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы, эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. В этих целях сейчас в Госдуме РФ рассматривается вопрос о социальном налоге, объединяющем все платежи в социальные фонды. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

1.3. РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

Формируемая в настоящее время налоговая система, включающая совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства, в целом создает принципиальную возможность для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально \"развести\" стимулирующую и фискальную функции налогообложения по различным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку по формированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую - на прямом. Однако эти возможности в настоящее время не только не используются, но и последовательно ограничиваются. В рамках налоговой системы возникают неувязки и противоречия, снижающие ее эффективность, которые неадекватно влияют на хозяйственную активность в условиях высоких темпов инфляции и не позволяют в полной мере задействовать все заложенные в ней потенции.

Главные направления любой налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Касаясь чисто фискальной функции налоговой системы России, можно сказать вполне определенно: несмотря на сильный налоговый пресс, вызванный как множественностью налогов (количество их видов превышает 50), так и высокими ставками основных из них, эта система не обеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов государства.

Итак, налоговая система оказалась не в состоянии обеспечить потребность государства в самом необходимом уровне доходов. Не выполняет она и другую свою важнейшую функцию - стимулирования производства и товаропроизводителей. Практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его прибыли - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений и, стало быть, инвестиций в экономику. Если же налоги лишают предприятия и население 40 - 50% и даже еще большей доли доходов, это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. Понятно, что в результате такой ситуации - уменьшение прибыли, соответственно налоговых поступлений в бюджет. Нельзя забывать и о такой \"детали\": чем выше предельные ставки налогов, тем сильнее стремление налогоплательщика уклониться от них.

На основании Российского статистического ежегодника, а также данных периодической печати рассмотрим и проанализируем структуру и динамику фактических доходов федерального бюджета России с точки зрения выделения налоговых и неналоговых доходов (Приложение 3).

На основании данных Приложения 3 наглядно проиллюстрируем динамику соотношения фактически поступивших налоговых и неналоговых доходов в государственном бюджете РФ за 1995 - 2000 годы (график 1).

График 1. Динамика структуры доходов Федерального бюджета РФ.

Как видно из Приложения 3 и графика 1 в структуре фактически полученных доходов государственного бюджета во второй половине 90-х гг. преобладающую долю (в среднем около 85 %) составляют налоговые доходы. При этом их доля увеличивается. Так, в 1995 году налоговые доходы составляли 78,08 %, что являлось недостаточной величиной по сравнению с развитыми странами; в 1999 году налоговые доходы составили 92,37 % всех доходов федерального бюджета РФ. В 2000 году доходы бюджета должны быть сформированы на 91,6 за счет налоговых поступлений.

Таким образом, наблюдается устойчивый рост доли налоговых доходов в Федеральном бюджете РФ. Одна из причин этого может заключаться в улучшении своевременности и полноты уплаты налогов налогоплательщиками. В связи с этим возрастает роль государственных налоговых органов, обязанностью которых является контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, пресечение попыток противозаконного “ухода” от налогов.

Также необходимо обратить внимание на структуру современной налоговой системы Российской Федерации, в связи с чем рассмотрим и проанализируем структуру фактически поступивших в 1999 году и запланированных на 2000 год налоговых доходов федерального бюджета (Таблица 1).

Таблица 1.

Налоговые доходы федерального бюджета в 1999 - 2000 годах

№ Статьи налоговых доходов Сумма, млн. руб. Структура,

%

федерального бюджета РФ 1999 г. 2000 г. (план) 1999 г. 2000 г. (план)

1 2 3 4 5 6

1 Налог на прибыль (доход) предприятий (организаций) 66033,4 113448,5 16,53 16,80

2 Подоходный налог с физических лиц 25230,8 33928,1 6,32 5,02

3 НДС 143722,8 248690,7 35,98 36,84

4 Акцизы 87141,1 159938,4 21,81 23,69

5 Лицензионные сборы за алкогольную продукцию 1896,3 2549,9 0,47 0,38

6 Налог на покупку иностран-ных денежных знаков 2809,4 3054,9 0,70 0,45

7 Платежи за пользование природными ресурсами 3884,1 5350,0 0,97 0,79

8 Таможенные пошлины 59589,5 95255,8 14,92 14,11

9 Прочие налоги, пошлины и сборы 9192,3 12822,8 2,30 1,90

ВСЕГО налоговых доходов: 399499,7 675039,1 100,00 100,00

На основании Таблицы 1 наглядно проиллюстрируем структуру планируемых налоговых поступлений в Федеральный бюджет в 2000 году (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Структура планируемых налоговых поступлений в государственный бюджет 2000 года.

1. Налог на прибыль.

2. Подоходный налог с физических лиц.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Платежи за пользование недрами и природными ресурсами.

6. Ввозные таможенные пошлины.

7. Прочие налоги.

Из приведённых данных видно, что 91,45 % налоговых поступлений в государственный бюджет в 2000 году должны обеспечить всего лишь 4 налога: налог на добавленную стоимость (36,84 %), акцизы (23,69 %), налог на прибыль (доход) предприятий и организаций (16,81 %) и таможенные пошлины (14,11 %). А в свете рассматриваемых в Правительстве в настоящее время законов, роль акцизов еще больше увеличится.

Аккумулированные в государственном бюджете налоговые доходы направляются на финансирование социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, отраслей экономики, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

В условиях перехода к рыночным отношениям средства, аккумулированные в бюджете, прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования развития экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту слабозащищенных слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

Федеральный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ НАЛОГОВ

2.1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

Налог на добавленную стоимость - налог, объектом обложения которого является разница между выручкой, полученной при реализации товара или оказании услуг, и стоимостью покупок у различных поставщиков. Здесь речь идет о вновь созданной стоимости, являющейся источником заработной платы, взносов в фонд социального страхования, предпринимательской прибыли. Иными словами, в облагаемый оборот включается не вся выручка от реализации товаров и услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации. Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.

В большинстве стран мира параллельно с системой подоходных налогов действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax), которую можно считать усовершенстованным вариантом первой системы. В обеих этих системах последующий налог связан с предыдущими путем налогового кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода (что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на сырье, материалы, комплектующие части и т.д.), но не издержек на выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы, включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли и т.д., разрешенные по корпорационному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и т.д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в порядке амортизации (т.е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.

НДС введен многими развитыми странами как косвенный налог, и играет важную роль в регулировании товарного спроса, а также мобилизации доходов бюджетов. Основная функция НДС — фискальная. Как уже было отмечено в 1 главе работы, удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2000 году составит 36,84 %, эта доля неуклонно повышается.

Налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается на основании Инструкции №39 от 11.10.1995 года Государственной налоговой службы Российской Федерации. Инструкция издана на основании:

- Налогового кодекса;

- Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;

- Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.(с. изм. и доп.);

- Федерального закона от 01.04.96 № 25-ФЗ \'\'О внесении изменений и дополнений в Закон РФ \'\'О налоге на добавленную стоимость\'\'.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Объектами налогообложения являются:

- обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

- товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.