![]() |
|
|
виды налоговвиды налоговОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 1.3. РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. 23 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИХ НАЛОГОВ 30 2.1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. 30 2.2. АКЦИЗЫ. 40 2.3. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. 51 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 85 ВВЕДЕНИЕ Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Последнее десятилетие характеризуется частыми корректировками налогового законодательства, внесением изменений в изначально принятые налоговые законы, созданием для налогоплательщиков области повышенного риска при ведении финансово-хозяйственной деятельности. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Однако и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна ее относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. В этих условиях проблема анализа системы налогообложения достаточно актуальна. Целью данной дипломной работы является анализ налоговой системы Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить сущность налоговой системы Российской Федерации, принципы ее построения, основные функции. 2. Рассмотреть и проанализировать основные виды налога, показать роль налогов в современных условиях развития российской экономики. 3. Охарактеризовать основные бюджетообразующие налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий. 4. На основе проведенного анализа предложить основные пути реформирования современной налоговой системы РФ. В соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами, дипломная работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. При написании дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты и документы, статистическая информация, специальная и учебная литературы, а также публикации в специализированных изданиях и периодической прессе. 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Налоги – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. По утверждению А.Смита, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, регулирующего его размер и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. Налоговая система выполняет, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. В свою очередь, регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении. Рассмотрим функции налоговой системы подробнее. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Распределительная, или, вернее, перераспределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Фискальная функция. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства. Весь состав налогов и сборов распадается на две взаимодействующие подсистемы: прямого налогообложения и косвенного налогообложения. Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снижать или увеличивать стоимостную базу исчисления других. В настоящее время зарубежные налоговые системы основываются на подсистеме прямого обложения, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса. Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково, что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена роль экономического регулятора доходов организаций и граждан. Прямые (подоходно-имущественные) налоги взимаются в процессе приобретения и расходования материальных благ, косвенные (налоги на потребление) – в процессе их расходования. Примерами прямых налогов могут служить подоходный налог и налог на имущество, косвенных – НДС, акцизы и таможенные пошлины. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог реализацию горюче-смазочных материалов. Прямые налоги делятся на личные (налог на прибыль) и реальные (налог на имущество). Различие состоит в том, что личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), а реальные – с предполагаемого. Классификационных признаков налога множество. Оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в Приложении 1. Все налоги, как видно из схемы, можно классифицировать по следующим показателям: по субъекту уплаты; по источнику уплаты налоговых платежей и сборов; по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями; по принадлежности к уровню власти и управления; по объекту налогообложения; по назначению; по способу обложения; по методу исчисления; по способу изъятия. Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: • Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства. • Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. • Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. • Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. • Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. • Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих в настоящее время в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7 % всего бюджета. Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций Основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г. В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период НЭПа налоги использовались больше как орудие борьбы с буржуазией. Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалось. Длительный период истории страны главными налоговыми платежами в бюджет были налог с оборота и платежи из прибыли, изымавшие почти всю полученную предприятиями прибыль в госбюджет, откуда через механизм перераспределительных отношений предприятия получали бюджетные ассигнования на собственное развитие. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За восемь прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Состав основных платежей налоговой системы Российской Федерации представлен в Приложении 2. Общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации, а также налоги, сборы, пошлины и обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды определяет Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и I часть Налогового кодекса РФ. Помимо этих законов в систему российского налогового законодательства входят: - Законы РФ, регулирующие налоговые правоотношения; - Нормативные акты бывшего Верховного Совета РСФСР, Федерального собрания РСФСР; - Разъяснения комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации РФ; - Указы Президента о налогообложении; - Нормативные акты и постановления правительства РФ; - Нормативные акты, письма, инструкции, разъяснения Государственной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ; - Нормативные акты органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления; - Международно-правовые договоры; - Постановления Конституционного и Высшего арбитражного судов РФ; - Решения и определения Верховного Суда РФ. Рассмотрим концепции, положенные в основу налоговой системы Российской Федерации. Их можно свести условно к двум основным, реальным концепциям налогообложения. Первая концепция заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от приобретаемых товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на реализацию ГЗМ обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Даже в поддающейся на первый взгляд оценке примера по финансированию автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени; и те, кто не имеет машины получают лишь косвенную выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Но всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями. Например, невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают. Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность данной концепции заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 5000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители, действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д. Данная концепция представляется справедливой и рациональной, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической элиты, требований момента и потребности государства в доходах. Современная налоговая система Российской Федерации использует обе концепции налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности. Это и создает известные проблемы, поскольку исходные принципы этих концепция не стыкуются. Основные начала законодательства о налогах и сборах получили отражение в Налоговом кодексе в ст. 3: 1. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. 3. Дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы не допускается устанавливать в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации. 4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один-два источника с высокой. Этому учит и мировой опыт. Все страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. В экономически развитых странах (Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии и др.) лидирующее положение в структуре доходов государственного бюджета занимает подоходный налог с физических лиц. Приоритетное направление по налоговым изъятиям в Российской Федерации приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц), притом наибольшая доля налоговых поступлений в консолидируемый бюджет РФ приходится на налог на добавленную стоимость и акцизы. В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного переноса налогового бремени на прямые налоги и в том числе на налоги с физических лиц. Российскую налоговую систему характеризует, таким образом, достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых (причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает) и высокий уровень налогообложения юридических лиц. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |