на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система


разумен, но тем не менее разработчики считают, что можно повышать ставку

этого налога. Напротив, ставку в 35% следует снизить до 30%. Поскольку наш

подоходный налог с физических лиц – это очень небольшой налог, особенно

если посмотреть на то, сколько он дает в бюджет. Его вклад составляет около

3%. Понятно, что это совсем немного, но трудно ожидать, что эту цифру в

ближайшие годы можно будет существенно поднять.

По новому Налоговому кодексу не предполагается увеличения налогов на

имущество, переходящего в порядке наследования или дарения. Новшество лишь

в том, что теперь этот налог будет целиком поступать в местные бюджеты.

Несмотря на некоторые ожидаемые налоговые послабления, разработчика

Налогового кодекса затеяли настоящий крестовый поход против тех физических

и юридических лиц, которые пользуются льготами. Действительно, сегодня

многие категории граждан совершенно законно не платят подоходный налог

вовсе: военные, работники МВД, судьи, таможенники, налоговые полицейские,

прокуроры. Всем этим людям, смею предположить, Налоговый кодекс не

понравится.

Так, например, сейчас имеет место парадокс: судья сажает людей в тюрьму

за то, что они не платят налоги, а сам при этом налоги платить не обязан.

Чем меньше будет освобождений, тем лучше. А резервы здесь огромные.

Например, в 1997 году только по пяти налогам – НДС, налогу на прибыль,

подоходному налогу с физических лиц и двум муниципальным налогам на граждан

и на предприятия – объем налоговых льгот составляет примерно 163,0

трлн.рублей. Из них 63-64 трлн. приходится на федеральный бюджет, остальное

– на региональный. Это почти в два раза больше, чем дефицит федерального

бюджета.

Серьезный удар наносит Налоговый кодекс и по малому бизнесу. Сегодня

многие предприятия, относимые к молодым и малым, пользуются льготой в виде

отсрочки платежей в бюджет. По несколько лет такие предприятия либо совсем

не платят налоги, либо платят их по сниженным ставкам. Ясное дело, когда

льготный период заканчивается, фирму перерегистрируют, и она снова

становится “молодой”.Создатели Налогового кодекса предусмотрели

невозможность подобных схем и почти лишили малый бизнес льгот. Но некоторые

надежды все же оставили.

Комментируя вопрос о предоставлении льгот малому бизнесу, Александр

Лившиц отметил: “С введением Налогового кодекса мы будем предлагать Думе

альтернативные варианты поддержки малого бизнеса, которые бы не сочетались

с уходом от налогообложения. Мы не против малого бизнеса, но ведь за его

льготами стоит целая система уклонения от налогов”. (Журнал “Деньги”. 1997.

№ 7.).

Теперь о новых налогах, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Вместо сегодняшних налогов на имущество физических лиц, на имущество

предприятий и платы за землю вводится единый налог на недвижимость. В этом

году этот налог, еще до принятия Налогового кодекса, должен заработать в

двух городах – в Твери и в Новгороде: платить надо будет за землю и здания

на ней. Но если сегодня мы платим налог, исходя из стоимости дома по оценке

БТИ, а предприятия – среднегодовой стоимости, то в будущем, согласно новому

Налоговому кодексу, определять стоимость придется по рыночным ценам. А

рыночная стоимость квартиры может на порядок превышать БТИшную, так что

платить придется намного больше.

Еще одно новое название, вводимое Налоговым кодексом, - социальный

налог. Его введение означает, что не считающиеся сегодня налогами

отчисления в государственные внебюджетные фонды будут признаны налогами. то

относится к Пенсионному Фонду, Фонду обязательного медицинского страхования

и Фонду занятости населения. Налоговая база у всех у них одна -–фонд оплаты

труда. Сегодня налогоплательщику, прежде всего предприятию, приходится по

разным правилам определять четыре разных платежа и иметь дело с четырьмя

разными органами.

После введения Налогового кодекса налогоплательщик будет определять по

единым правилам общий платеж, который уже потом будет распределяться между

фондами. Контролер тоже будет один – налоговая инспекция. Суммы отчислений

не изменятся, но уходить от уплаты взносов во всевозможные фонды

налогоплательщику будет сложнее: налоговики располагают более мощной

системой контроля, чем, например сам Пенсионный Фонд.

Но самые, пожалуй, серьезные изменения коснутся налога на прибыль

юридических лиц. Снижается ставка этого налога на 2% (сегодня он составляет

35% с прибыли). Согласно Налоговому кодексу, прибыль – это разница между

доходами, полученными предприятием, и расходами, понесенными им для

извлечения этой прибыли. При этом снимаются ныне действующие ограничения на

расходы, например, на рекламу, на обучение персонала, на страхование, на

амортизацию и многое другое.

списывать на расходы можно будет очень много, но не на себестоимость.

Для налогообложения понятие себестоимости ликвидируется. Оно становится

непринципиально, поскольку многие существующие ограничения на себестоимость

будут сняты.

По словам Александра Лившица, “новая система налогообложения должна

быть очень выгодна отечественным предприятиям и привести, в частности, к

снижению цен на продукцию”. (Журнал “Деньги”. 1997. 6 февраля).

Сегодня налог на прибыль и налог на добавленную стоимость дают

федеральному бюджету примерно одинаковые суммы. А в региональные бюджеты

налог на прибыль дает даже большие поступления. Налог на прибыль резко

снижается. Соответственно и роль прямых налогов, которые мы платим

непосредственно, например, с доходов, будет уменьшаться. А роль налога на

добавленную стоимость в формировании бюджета будет увеличиваться.

Правительство Российской Федерации предложило разработчикам внести в

проект Налогового кодекса еще на местном уровне налог с розничных продаж. В

добавление к налогу на добавленную стоимость. Это необычайное сочетание,

когда действует и налог с розничных продаж и налог на добавленную

стоимость. Это дополнительное косвенное налогообложение, которое будет

поступать только в местный бюджет, причем у местных властей есть широкие

возможности рассматривать этот налог как социальный. То есть освобождать

некоторые наиболее значимые социальные товары от этого налога. Предельная

же ставка установлена в 5%. Такой опыт есть, пожалуй, только в Канаде.

Других стран, где действуют оба налога, нет.

К сожалению, шансов на то, что Налоговый кодекс в полном объеме будет

принят в середине 1997 года, практически нет. Самая оптимальная ситуация –

это введение его в полном объеме с 1998 года. Ведь бюджет 1998 года

планируется составлять именно из Налогового кодекса.

Одними нормативными актами увеличить собираемость налогов невозможно,

для этого нужна определенная перестройка налоговых органов, что само по

себе – самостоятельная и сложная задача. Но в принципе налогов будет

меньше, а правила их сбора – проще, значит, и поступать они будут лучше.

3.2.2. Реформирование системы сбора налогов

На данном этапе развития экономики особое место занимают вопросы

укрепления и соблюдения законности и налоговой дисциплины, обеспечения

полноты налоговых платежей, борьбы с утайкой налогооблагаемых доходов и

имущества.

В этой связи был принят ряд важных законодательных актов и решений.

Для обеспечения законодательного функционирования налоговых органов в

марте 1991 года был принят закон “О Государственной Налоговой службе

РСФСР”. В соответствии с ним налоговая служба является единой

централизованной системой государственного контроля за соблюдением

законности в области налогов. В нем также определены функции, права и

обязанности налоговых служб, их задачи в современных условиях.

Также в июне 1993 года принят закон “О федеральных органах налоговой

полиции”, задачами которой являются выявление, пресечение и предупреждение

налоговых преступлений и правонарушений.

В сравнительно короткие сроки в Российской Федерации была образована

единая централизованная система контроля за соблюдением налогового

законодательства. В налоговых инспекциях ныне работают десятки тысяч

специалистов, владеющих разнообразными методиками документальных проверок,

хорошо знающих бухгалтерский учет и приемы финансового контроля. От их

компетентности и профессионального мастерства зависит эффективное решение

задач, поставленных перед налоговой государственной службой. А эти задачи

предполагают наряду с поступлением в соответствующие бюджеты всех

предусмотренных законом налогов, сборов и платежей, еще и формирование в

обществе высокой налоговой культуры.

Как известно, сознательное отношение налогоплательщика к его

обязательствам перед государством формируется не только продуманным

налоговым законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов,

четким и справедливым исчислением разного рода платежей и их изъятием.

Такое исполнение закона могут обеспечить лишь высококвалифицированные,

компетентные сотрудники, люди, служащие закону не за страх, а за совесть,

постоянно пополняющие свои знания.

Госналогслужба приступила к реформированию системы сбора налогов.

Главная цель этих реформ – усиление контроля за уплатой налогов физическими

и юридическими лицами.

Десять месяцев потребовалось Аналитическому управлению, созданному

руководителем Госналогслужбы Виталием Артюховым, для изучения “тонких мест”

как в работе самой службы, так и в законодательстве, позволяющем найти

вполне легальные способы ухода от налогов. Результатом этой работы стал

план реформ Госналогслужбы, который был принят в марте 1995 года.

Численность сотрудников ГНС теперь будет резко увеличена, произойдет

изменение структуры ведомства. Но изменения будут не только аппаратными.

Госналогслужба собирается радикально изменить всю систему сбора налогов как

с юридических, так и с физических лиц.

Полностью изменится процедура проверки крупнейших корпораций, финансово-

промышленных групп, банков, имеющих разветвленную сеть филиалов.

Юридическим лицам помельче предстоит следующее: вся их финансовая

деятельность будет фиксироваться в общегосударственной базе данных,

доступной налоговикам в любом месте страны. Для этого создается единая

компьютерная сеть, которая к тому же будет связана с данными МВД, налоговой

полиции и таможенной службы. После того, как такая сеть будет создана,

уклонение от уплаты налогов из-за неинформированности местной налоговой

инспекции станет невозможным.

В базе данных Госналогслужбы найдется место и физическим лицам. Поэтому

налоговый инспектор сможет определить размер причитающегося с вас налога,

даже если вы зарабатывали деньги в нескольких регионах страны. В будущем

планируется даже распространить практику присвоения регистрационных номеров

налогоплательщика с юридических на физические лица. При рождении каждый

гражданин будет получать такой номер, а потом в течение всей жизни на него

будет поступать информация о полученных доходах и, возможно, даже о

произведенных расходах.

Решение задач, стоящих перед налоговой службой, вряд ли осуществимо без

системного внедрения компьютерных технологий в повседневную работу. Только

с помощью электронных машин можно наладить четкий и повсеместный контроль

за соблюдением налогового законодательства, ввести реальный учет вносимых

платежей и сборов.

Однако все это станет возможным очень не скоро. Если учесть, что

сегодня на 170 тысяч налоговых инспекторов имеется всего 25 тысяч

компьютеров, то можно легко представить, в какую сумму обойдется только

закупка необходимого оборудования, а ведь еще нужны достаточно крупные

суммы для создания сети, объединяющей эти компьютеры.

Формирование базы данных тоже потребует немалых затрат.

3.2.3. Проблема совершенствования налоговой системы

Происходящие в нашей стране изменения в налогообложении предприятий в

определенной степени стали прогрессивным шагом в расширении их

самостоятельности, поставили предприятия всех форм собственности в примерно

сопоставимые условия, установив единые ставки налога и освободив от

налогообложения фонд накопления. В то же время ряд положений

законодательства и дополнений к нему ставит под сомнение действенность

налоговой системы, а именно: некоторые из них носят общий характер, дающий

возможность неоднозначного толкования; велик перечень льгот, а их наличие

компенсируется высокой налоговой ставкой. Кроме того, значительные

обязательные платежи предприятий становятся преградой развития производства

(муниципальные платежи, социальные отчисления в Пенсионный фонд, в Фонды

занятости, медицинского и социального страхования). Да, обязательные

отчисления поступают в казну от предприятий, но в конечном счете все сполна

оплачивает из своего дохода потребитель, так как эти отчисления включаются

в затраты на производство и в конечном итоге – в цены.

Наряду с преимуществами налоговой системы существуют определенные

трудности недостатки. Одни из них вызваны общими трудностями и негативными

изменениями переходного периода, другие связаны с недостатками и

недостаточно продуманным решением отдельных положений законодательных актов

по налогам, третьи – с прямым нарушением законов по налогообложению.

Одним из основных недостатков явилось введение частых изменений и

дополнений в налоговую систему, которые не успевали усваивать как

плательщики, так и работники государственных органов. Это наносило ущерб

полноте налоговых платежей в бюджет и регулярности их поступлений.

Законодательная и нормативная база по налогам усложнена, что приводит к

допущению ошибок как со стороны бухгалтеров предприятий, так и со стороны

работников налоговых инспекций и налоговой полиции. Однако за допущенные

ошибки работники бухгалтерий несут ответственность перед налоговыми

органами, а сотрудники налоговых органов за аналогичные ошибки освобождены

от всякой ответственности перед предприятиями.

До предприятий не доводятся нормативные документы по налогообложению,

а налоговые органы, имеющие централизованное обеспечение этими документами,

отказываются давать необходимые разъяснения или консультировать. Из-за

отсутствия нормальной системы обеспечения необходимыми документами

возникает большое количество ошибок, которые квалифицируются налоговыми

органами как преднамеренное нарушение законодательства и, как следствие, к

налогоплательщикам применяются санкции.

Финансовые санкции налагаются только на бухгалтеров, в то время как по

действующим положениям ответственность за организацию бухгалтерского учета

и исчисление налоговых платежей возложена на руководителей предприятий.

Одновременно в связи с неотработкой механизма взимания налоговых

платежей не были охвачены полностью объекты обложения. Большие размеры

доходов и имущества оказались скрытыми от обложения. Фактически от налогов

уклонялись почти все участники рыночной нелегальной торговли, малого

бизнеса, легализованные торговые организации и предприниматели при

отсутствии кассовых аппаратов. Бюджет в связи с этим недополучил сотни

миллиардов рублей.

В то же время, во многих случаях расширительно применяется

законодательство о налогообложении: так, нормы, связанные с занижением

налога на прибыль, безосновательно распространяются на другие налоги (на

добавленную стоимость). В результате применяются штрафные санкции,

многократно превышающие сумму выручки от реализации.

Имел место и недостаточный контроль со стороны налоговых инспекций за

порядком формирования себестоимости, исчисления и распределения прибыли.

Предприятия, нарушая положение о составе затрат, включаемых в

себестоимость, выискивают разные пути и лазейки незаконного формирования

затрат на производство и реализацию продукции с тем, чтобы занизить сумму

отчетной прибыли.

Наличие в целом неплатежей предприятий из-за отсутствия по разным

причинам средств на счетах отрицательно сказалось на платежах в бюджет.

Сумма задолженности предприятий бюджету на 1 января 1996 года составила 13

триллионов рублей.

Одновременно предприятия возражают против авансовых платежей по

предполагаемой к получению прибыли, так как внесенные авансовые суммы в

связи с недополучением прогнозируемой прибыли в ряде случаев значительно

превышают фактически причитающиеся. Бюджет незаконно пользуется средствами

предприятий.

Налогообложение играет недостаточную стимулирующую роль в своем

воздействии на инвестиции, направляемые на развитие производства и его

совершенствование. Недостаточно стимулировалось развитие

предпринимательства.

Практика показала слабое влияние налогов на снижение темпов инфляции.

При их посредстве не удается заметно снизить денежную массу. В определенной

мере действующее налогообложение способствует таким инфляционным процессам,

как рост цен, увеличение денежной массы. Так, введение с высокими ставками

косвенных налогов привело к автоматическому повышению на их величину уровня

цен на товары и услуги, а это в свою очередь увеличило потребность

предприятий в кредите, что вызвало рост кредитной эмиссии. С другой

стороны, рост цен требовал увеличения зарплаты, пенсий, стипендий,

компенсаций и других социальных выплат. При спаде производства товаров и

услуг и бюджетном дефиците источником финансирования этого увеличения

явилась опять-таки эмиссия денежных знаков.

Проблема бюджетного кризиса – это сейчас главное препятствие на пути к

дешевым деньгам и к инвестициям в экономику в условиях относительно дешевых

денег.

Если дыру в бюджете закрывать путем секвестирования расходов, то

следствие – невыплаты зарплат, пенсий, что мы сейчас и наблюдаем,

соответственно и политическая нестабильность.

Для преодоления бюджетного кризиса есть два способа. Первый –

либеральный: сократить расходы до уровня доходов. Способ интересный, но

теперь уже нереальный. Это было возможно в 1992-1993 годах. Сейчас

ситуация совсем другая, сжимать расходы уже некуда, дальше невозможно:

здравоохранение, социальная сфера, просвещение, армия – все резервы тут

исчерпаны.

Так что сейчас правительству приходится действовать в другом

направлении и, в первую очередь, постепенно восстанавливать налоговую

систему.

Я убежден, что в долгосрочном плане самый либеральный способ решения

проблемы бюджетных доходов – посадка в тюрьму нескольких крупных

неплательщиков.

Дело в том, что если до 1996 года неуплата налогов была источником

сверхприбыли, то сейчас те, кто не платит налогов, определяют, пользуясь

марксистской терминологией, общественно необходимый уровень затрат. В этой

ситуации готовность заплатить налоги ставит тех, кто на это готов, в

заведомо конкурентное положение. Можно путем снижения налогов добиться

того, что неплательщиков будет не 40%, а, скажем, 35%.

Так что первый необходимый шаг сегодня – показать, не платить налоги

нельзя. И, строго говоря, первые опыты ВЧК действительно подняли

собираемость налогов.

В настоящее время налоги, можно утверждать, не стимулируют предприятия

в развитии производства. По расчетам на отдельных предприятиях и в суммовом

выражении на все виды налогов приходится свыше 90% от прибыли Это

заставляет предпринимателей, включая предприятия, заниматься сокрытием

прибыли. По мнению отдельных экспертов, в стране в настоящее время в

государственный бюджет поступает только 60-65% всех подлежащих уплате

налогов, что ниже среднего уровня других стран (примерно 80%) (Журнал

“Деньги”. 1996. №47).

Нельзя не отметить, что существующие чрезмерно высокие ставки налогов,

а также наличие множества мелких налогов, нечеткость принципов

налогообложения по отдельным налогам, особенно по налогам на добавленную

стоимость, действие которого постоянно оговаривается многочисленными,

различными инструкциями, ложатся тяжелым налоговым прессом.

В печатных изданиях, альтернативных программах вносятся предложения по

дальнейшему совершенствованию налоговой системы.

Так, наряду с предложением дальнейшего снижения ставок по налогу на

добавленную стоимость рекомендуется расширить сферу обложения акцизами.

Налоговая система нуждается в сокращении числа налогов, в унификации

ряда платежей и сборов. Критерием тут может быть схожесть характера объекта

обложения, целевого назначения поступлений.

Наша налоговая система не отвечает ни одному из принципов ,

сформулированных А.Смитом: вместо соразмерности – обратная зависимость; из

косвенных налогов определены только два – налог на добавленную стоимость и

специальный; наиболее тяжелый налог взимается наименее удобным способом;

четвертый принцип не выполняется в силу чернорыночного налога. Налоги не

осязаемы, дальнейший путь их не контролируется плательщиком.

Другими словами, налоговая система требует радикального пересмотра в

следующих направлениях:

во-первых, сделать налогообложение технически простейшим. Налоги должны

быть предельно обезличены. Укрепление реальной демократии, вера в

демократическое государство, законное функционирование частного сектора –

условия перехода к налогам по декларациям о доходах;

во-вторых, налоговая система должна быть нейтральной, то есть

государство не должно поощрять или наказывать налогами граждан. Например,

если это сборы на помощь малоимущим, то делать это следует открыто с

указанием этих статей в бюджете. Пока же мы не знаем, куда направляются

наши средства от налогообложения;

в-третьих, налоговая система не должна препятствовать функционированию

экономики и капиталовложениям;

в-четвертых, скорее всего не большие, а низкие налоги спасут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.