на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующие в ее разработке и реализации


ставка пени установлена в размере одной трехсотой действующей ставки

рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Нормативное регулирование налогообложения

Налоговая система регулируется основным законом страны - Конституцией

Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую

юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.

В статье 57 Конституции записано, что каждый обязан платить законно

установленные налоги и сборы. Согласно статье 15 этого документа, любые

нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и

гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для

всеобщего сведения.

Другим, не менее важным источником нормативного регулирования является

Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый не так давно он имеет

огромное значение в налоговой системе.

Федеральные законы Российской Федерации (в том числе и налоговые)

принимаются Государственной Думой, направляются для утверждения в Совет

Федерации и в течение семи дней после подписания Президентом подлежат

официальному опубликованию.

Ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, письма, разъяснения и

т.п.), издаваемые во исполнение решений высших органов государственной

власти и управления страны либо по их поручению, подлежат обязательной

регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После того они

должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести».

Налоговая политика государства

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий,

осуществляемых государством при формировании доходов государства и

регулировании экономики[18,26]. Содержание и цели налоговой политики

обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны.

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно

обеспечить решение:

1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста,

преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета,

сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста

доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в

интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между

общественными, корпоративными и личными интересами в области

налогообложения.

Например, основные направления налоговой политики государства на этапе

1996-98 годов определены в Указе Президента Российской Федерации от

08.05.96 №685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской

Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины»[8,22].

Это следующие направления:

• построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации;

• сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов,

не дающих значительных поступлений;

• консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с

сохранением целевой направленности использования денежных средств;

• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и

недопущение двойного налогообложения;

• развитие налогового федерализма;

• сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

• расширение практики установления специфических ставок акцизов;

• замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами;

• увеличение роли экологических налогов.

Из этих направлений налоговой политики государства поясним одно из них -

развитие налогового федерализма. Налоговый федерализм означает обеспечение

оптимального распределения налоговых доходов государства между бюджетами

разного уровня(федеральным, территориальными и местными бюджетами). Для

этого государство может использовать широкий спектр методов налогового

регулирования:

• закрепление отдельных налогов за бюджетами разного уровня;

• установление твердой доли налога за отдельным регионом;

• трансфертные платежи.

Таким образом, мы определили, что налоги - это обязательные платежи,

взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и

юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов,

правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов, называется

налогообложением, а налоговая политика представляет собой систему налоговых

мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов

государства и регулировании экономики

Более подробно о налоговой политике будет говорится в главе 3.

Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств в системе

экономического регулирования

Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы

отметить , что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих

индустриальных стран даст возможность сопоставить российский и западный

варианты их реформирования.

После Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались

почти все развитые капиталистические государства, причем экономическая

ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно

отличалась от хозяйственного положения государств, проигравших войну.

Западная послевоенная экономика обладала деформированной милитаризированной

структурой. Были практически уничтожены нормальные экономические связи

между промышленностью, торговлей и финансами. Производство требовало

обновления и значительных капитальных вложений. Существовал острый дефицит

самых необходимых продуктов. Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость

валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики, как в

развитии сельскохозяйственного производства, так и в обмене своей продукции

на деньги.

"Ножницы цен" между промышленностью и сельским хозяйством, разрушение

единой системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего

европейскими государствами, крупнейших источников иностранной валюты в виде

платежей за услуги - туризм, банковские и другие операции поставили

западные страны перед необходимостью скорейшего укрепления финансовой

системы и оздоровления национальных финансов в целом.

После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных

денежных реформ и мероприятий по раз регулированию цен и заработной платы,

западные государства приступили к последовательному осуществлению

реформирования своих налоговых систем. Реформирования, направленного на

увеличение налоговых поступлений в бюджет, необходимых для скорейшего

переоснащения производства повышения роли налогов в перераспределении

национального дохода.

Через налоговую систему ведущие западные страны начинают осуществлять

активное перераспределение национального дохода посредством

государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и

научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения

капиталов и т.д. В конце семидесятых годов бюджетные расходы на

финансирование экономики увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2

раза, во Франции - в 3 раза, в ФРГ в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в

Италии - в 4,3 раза.

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы

государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.

Именно из бюджетных налоговых доходов после Второй мировой войны

осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и

автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и

мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых

видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической

промышленности во Франции), поддержка традиционных, с большим числом

занятых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии),

субсидирование сельского хозяйства, научных проектов, учебных учреждений,

экспорта отечественной продукции, участие государства в капитале частных

корпораций, подготовка и переподготовка рабочей силы.

Следует выделить несколько направлений экономического развития тех лет:

- развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-

технической деятельности;

- создание условий наибольшего благоприятствования частному

предпринимательству в целом и крупным корпорациям в частности;

- преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;

- регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение

конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

- поддержка национального сельскохозяйственного производителя;

- создание в обществе благоприятного социального климата и т.д.[7,34]

Автор хотел бы остановиться на наиболее значимых из них.

Налоговые методы поощрения предпринимательской деятельности.

Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран

послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в

приоритетных направлениях производственной и научно-технической

деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования

прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их

взыскания.

В ФРГ был создан специальный Институт финансов и налогов - своеобразный

мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях

института прослеживаются две основные идеи. Первая - улучшение жизненных

условий населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры рынка.

Для оживления конъюнктуры необходимо увеличить капиталовложения, а для

этого надо снижать налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая -

необходим выход национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение роста

ее конкурентоспособности, выведение на современный научно-технический

уровень. Соответственно возникает необходимость обновления основного

капитала, крупных и систематических капиталовложений. С целью приобретения

возможностей осуществлять эти капиталовложения следует, в частности,

снизить налоги с корпораций[21,56-57].

Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской,

а также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины

пятидесятых годов. Поиски капиталов для развития монополий - одна из

главных задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей

рассматривалось как

быстродействующее средство мобилизации капиталов.

С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика ФРГ, наряду с

другими западноевропейскими государствами, приобретает характерные ранее

только США болезненные симптомы перенакопления капитала. И

западноевропейские налоговые теоретики вслед за американскими начинают

разрабатывать подходы к налоговой политике как инструменту воздействия на

экономический цикл. Они приходят к единому мнению: налоги, являясь

финансовой базой государственных мероприятий, позволяют государству активно

воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить

конъюнктуру, не допустить наступления экономического кризиса, а если он все-

таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать скорейший выход из

кризисной ситуации .

В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е

годы, неизменно прослеживается мысль о необходимости стимулирования

частного предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных

направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех

стадиях экономического цикла.

Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой теории, и в

налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования

системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на

стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.

Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот,

предоставляемых корпорациям:

- установление для них менее прогрессивных, чем для физических лиц,

налоговых ставок;

- разрешение ускоренной амортизации основного капитала, а также

предоставление

инвесторам льгот при налогообложении амортизационных отчислений и вновь

инвестируемого капитала;

- налоговые льготы для предприятий добывающей промышленности (льготы,

предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);

- специальные налоговые льготы, предоставляемые для стимулирования

определенных

отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);

- налоговые льготы для производителей экспортных товаров и экспортеров

капитала;

- льготный налоговый режим при обложении доходов от ценных бумаг и сделок с

капиталом и т.д.[11,49]

На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная

тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой

точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на

масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне

благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых

вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в

1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% [7,38].

Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей

корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста

производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность

инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов -

перспективами расширения рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен

на мировом рынке и т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых ставок

побуждало корпорации к инвестициям с целью

расширения и научно-технического обновления производства.

Несмотря на усиление всех видов налогообложения в США в послевоенный

период удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в

федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех

поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8% . Причем,

динамика федеральных налоговых поступлений от прибыли корпораций имела

четко выраженную тенденцию к снижению.[21,56]

Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся

особыми привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых

приоритетных отраслей частично или почти полностью освобождались от налогов

на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926

г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на

угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка

и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой

прибыли дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как

текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была

включена статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько

недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была

очень внушительной - около 90 млрд.долл.

Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США

последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и

активного налогового стимулирования производственных и научно-технических

инвестиций.[10,32]

Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В

Великобритании в целях снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был

установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на

прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения

прибыль предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от

зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы,

обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до

30% и тем самым уменьшать обложение.

Характеризуя налоговую систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий

экономист М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм

миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам в

виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот

и субсидий.

Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления,

скорости обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям

стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний

элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации

предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в

первые годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а

следовательно, занижения величины налогообложения корпорации.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для

стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял

собой скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере

определенного процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право

на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям в год ввода

оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в

зависимости от срока его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике

США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в

качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.

Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ стали применяться в западных странах с середины 50-х

годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из

налогооблагаемых доходов корпораций в качестве издержек производства затрат

на научно-техническую или конструкторскую деятельность или вычет этих

затрат в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в

Великобритании корпорации получили право списания затрат на научные и

опытно-конструкторские работы в качестве издержек производства практически

в любой сумме. В Бельгии, Италии, Швеции полные суммы расходов на

проведение научных исследований также были исключены из налогооблагаемых

доходов корпораций. В ФРГ с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий

инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. Кроме того, из

налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства

исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала

в сфере научных исследований[21,44].

В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в

послевоенный период для стимулирования инвестиций частных корпораций в

научно-технические исследования и опытное производство также стали

использоваться аналогичные налоговые льготы. Нередко оказывалось, что

величина предоставляемых налогово-амортизационных льгот превышала налоговые

обязательства корпораций, полностью освобождая их налогообложения.

В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких

корпоративных налогов и расширения налоговых льгот для предпринимательской

деятельности осуществлялась даже тогда, когда государственный бюджет

становился напряженным или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о

компенсирующих источниках доходной части бюджета. С одной стороны, это

были: рост объемов подоходного налога, бюджетные доходы от

предпринимательской деятельности государства, государственные займы,

продажа государственных ценных бумаг, эмиссия денежных знаков. С другой -

изменения в системах косвенных налогов[7,25].

Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом в повышении роли

налога с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в

бюджет доходов населения через широкую сферу потребления товаров и услуг.

Наряду с традиционным применением налога на продажу в 60-ые годы все более

широко начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми

облагаются практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале

70-х годов большинство западноевропейских государств включают в свои

налоговые системы новую разновидность налога с оборота - налог на

добавленную стоимость, взимаемый практически со всех товаров и услуг на

всех этапах по пути их движения к конечному потребителю.

Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок

корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление

(налога с оборота, налога с продаж, НДС), правительства ведущих западных

стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции,

делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и

повышение ставки налогов на потребление стали одним из мощных экономических

противовесов, позволивших уменьшить роль подоходного налога с корпораций в

формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически

позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а

с другой, - поощряло население в капитализации существенной части своих

доходов.

Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка.

Другим направлением использования налогов в качестве инструмента

государственного регулирования экономики в развитых западных государствах

становится влияние налоговой политики на экономический цикл. Налоги все

более активно используются в качестве регулятора конъюнктуры рынка. Снижая

налоги, государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы

экономического развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая

налоги, правящие структуры стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать

экономический цикл.

В качестве развернутой иллюстрации рассмотрим влияние различных

налоговых преобразований на динамику послевоенного экономического цикла в

США.

Почти все реформы либерализации налоговой политики осуществлялись

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.